Современное состояние инфляционных процессов в Казахстане и их последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности инфляции, ее видов и методы воздействия на денежное обращение.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность инфляции, классифицировать ее виды и ее влияние на денежное обращение;
- провести анализ динамики инфляционного процесса в Республике Казахстан и определить влияние инфляции на денежное обращение;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Инфляция в мировой экономике 5
1.1 Сущность и понятие инфляции, причины ее возникновения 5
1.2 Виды инфляции 9
1.3 Воздействие инфляции на денежное обращение 10
1.4 Социально-экономические последствия инфляции 11
1.5 Особенности развития инфляции в Республике Казахстан 12
1.6 Антиинфляционная политика и политика регулирования доходов 13
Глава 2. Анализ инфляционного процесса и его воздействия на денежное обращение Республики Казахстан 16
2.1 Динамика инфляции в Казахстане, факторы, обусловившие ее возникновение 16
2.2 Сущность антиинфляционной политики и основные ее инструменты 16
2.3 Факторы и условия развития в 2010 – 2014 годах 19
2.4Целевые индикаторы социально-экономического развития Республики Казахстан 22
2.5 Прогноз социально-экономического развития страны на 2010 – 2014 годы 22
2.6 Прогнозирование инфляции в среднесрочном периоде и основные ориентиры на
2010-2014 годы 24
Заключение 27
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

Курсовая Экономики.doc

— 367.50 Кб (Скачать)

     Новые реалии обусловили смещение акцентов в политике Национального Банка  Республики Казахстан. С 1 января 2004 года основной целью Национального Банка  Республики Казахстан стало обеспечение  стабильности цен, для выполнения которой  Национальный Банк Республики Казахстан продолжал реализацию следующих задач:

     1) разработка и проведение денежно-кредитной  политики государства;

     2) обеспечение функционирования платежных  систем;

     3) осуществление валютного регулирования  и валютного контроля;

     4) содействие обеспечению стабильности финансовой системы.

     Снижение  уровня инфляции предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого  самые разумные (с позиции экономической  теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.

     Управление  инфляцией представляет важнейшую  проблему денежно-кредитной и в  целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В  ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса тенге, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

     Термин "таргетирование" происходит от английского target - мишень, цель. Проводимая Национальным банком денежно-кредитная политика имеет иерархию целей. Высшая конечная цель денежно-кредитной политики состоит  в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. В то время как текущая политика ориентируется на тактические и промежуточные цели.

     Главной особенностью принципа инфляционного  таргетирования является его "направленность в будущее", а именно, принятие параметров денежно-кредитной политики на ближайшие годы с учетом прогноза их влияния на инфляцию в средне- и долгосрочном периоде.

     Подводя промежуточные итоги, можно отметить, что значение таргетирования среди  всех методов регулирования денежного  обращения Национальным банком трудно переоценить. Установление целевых ориентиров и наблюдение за реальной динамикой цен позволяет своевременно принимать решения о необходимых регулирующих мероприятиях. Таргетирование, таким образом, выполняет функцию индикатора, указывающего на необходимость проведения тех или иных изменений. В условиях усиления ответственности за целевые показатели по инфляции Национальный Банк будет в дальнейшем устанавливать ориентиры по инфляции, исходя из индекса "базовая инфляция", который будет отражать основные направления инфляционных тенденций, свободные от факторов сезонности и ажиотажного спроса.

     С развитием финансового рынка  в Казахстане наблюдается ослабление взаимосвязи между денежными  агрегатами и инфляцией. Поэтому  прогнозы денежных агрегатов не являются целевыми и границы прироста по ним не являются жестко заданными, особенно в условиях внедрения в Казахстане принципов инфляционного таргетирования. Тем не менее, они остаются важным ориентиром для рынка и учитываются при составлении основных направлений денежно-кредитной политики на предстоящие годы.

     С развитием финансового рынка  в Казахстане наблюдается ослабление взаимосвязи между денежными  агрегатами и инфляцией. Поэтому  прогнозы денежных агрегатов не являются целевыми и границы прироста по ним не являются жестко заданными, особенно в условиях внедрения в Казахстане принципов инфляционного таргетирования. Тем не менее, они остаются важным ориентиром для рынка и учитываются при составлении Основных направлений денежно-кредитной политики на предстоящие годы.

2.3 Факторы и условия развития в 2010 – 2014 годах
                                          

Внешние условия развития        

 После  спада мировой экономики в  2009 году с 2010 года по прогнозам  международных организаций ожидается  постепенное повышение экономической активности. Вместе с тем, поскольку спад мировой экономики оценивается МВФ достаточно глубоким, подъем, соответственно, будет медленным. 
        Активные антикризисные меры в странах в сочетании с восстановлением доверия к финансовой системе могут способствовать ускорению подъема.  
        В среднесрочном периоде произойдет коррекция глобальных финансовых рынков, вызванная мировым финансовым кризисом, перераспределение мирового капитала с целью снижения рисков. 
        Оживление мировой экономики и повышение темпов ее роста в среднесрочном периоде будет способствовать повышению спроса и росту цен на ресурсы. 
        Учитывая перспективы развития мировой экономики, в среднесрочном периоде резкого роста цен на мировых товарных рынках не ожидается. 
Международными организациями прогнозируется постепенное повышение мировых цен нанефть,металлы. 
        С 2010 года ожидается увеличение потребления нефти в мире на 1,5-3% ежегодно до 2014года. 
        По прогнозам международных организаций мировая цена на нефть в 2010 году будет находиться в пределах 70-80 долларов за баррель. 
        По прогнозам ABARE (Бюро экономических исследований в области сельского хозяйства, недропользования и энергетики при Правительстве Австралии) с 2010 года ожидается постепенное увеличение объемов мирового потребления металлов в среднем на 4-6% в год до 2014 года, что будет способствовать повышению цен на металлы. 
        В среднесрочном периоде какое-то время на мировых финансовых рынках сохранится проблема дефицита ликвидности. 
        Существуют различные экспертные оценки о возможной второй волне глобального финансово-экономического кризиса в 2010 году, что приведет к ухудшению ситуации в мировой экономике, очередному и более значительному падению цен на мировых товарных рынках. В результате, восстановление мировой экономики может отодвинуться на более поздний период. 
        Несмотря на улучшение экономической ситуации, сохраняется ряд ограничений, которые могут замедлить рост мировой экономики. На фоне растущей безработицы в развитых странах наблюдается снижение инвестиционной и потребительской активности. Возможности правительств по продолжению политики фискального стимулирования ограничиваются быстрорастущим фискальным дефицитом, однако отмена стимулов грозит снижением и без того  небольшого внутреннего спроса.  
        Кроме того, если учесть, что в 2009 году мировое потребление и производство энергоресурсов и металлов во многом поддерживалось наращиванием Китаем внутренних запасов сырья, то сокращение потребления ресурсов на мировом рынке и переход Китая на внутренние запасы может привести к очередному обвалу цен на мировом товарном рынке и падению производства. Развертывание второй волны мирового фининсово-экономического кризиса приведет к очередному падению мировой экономики и отложит начало ее восстановление на более поздний период. 
       Тенденции развития мировой экономики и внешние условия развития экономики Казахстана позволяют рассмотреть три возможных сценария развития в зависимости от динамики мировой экономики, уровня мировых цен на нефть и ситуации на мировых финансовыхрынках. 
        При
варианте 1 (пессимистический сценарий) предполагаются крайне пессимистические прогнозы в части ухудшения ситуации на мировых товарных и финансовых рынках в среднесрочной перспективе. 
        По данному сценарию предполагается падение мировой цены на нефть (Brent) в 2010 году до 30 долларов США за баррель и дальнейшее ее повышение до 35 долларов в 2011 и до 40 долларов в 2012 - 2014 годах. 
        Мировые финансовые рынки будут закрыты для внешнего заимствования. 
       
Вариант 2 предполагает стабилизацию ситуации на мировых товарных и финансовых рынках и улучшение условий внешнего заимствования. 
         Мировые цены на нефть в 2010 – 2014 годах будут находиться на уровне в среднем 60 – 65 долларов США за баррель. 
        Мировые цены на металлы в среднесрочном периоде будут повышаться в среднем на 5 – 8 % ежегодно. 
         По
варианту 3 (оптимистический сценарий) мировые цены на нефть в 2010 – 2014 гг. будут находиться на уровне в среднем 80 долларов США за баррель. 
        Улучшится ситуация на мировых финансовых рынках, откроется широкий доступ банкам второго уровня к внешним займам. 
        Исходя из текущей ситуации в мировой экономике и на мировых товарных рынках, наиболее вероятным представляется вариант 2. Ключевые значения экзогенных параметров по данному варианту близки к складывающимся тенденциям развития.
 

Внутренние условия развития  

 После  периода кризиса экономика Казахстана  вступит в период посткризисного развития, который предполагает: период восстановительного роста, и период качественного и сбалансированного роста экономики.  
        Продолжительность периода восстановительного роста будет зависеть от тенденций развития мировой экономики. Учитывая текущие условия развития казахстанской экономики, а также прогнозы международных экспертов касательно перспектив развития мировой экономики, этап восстановительного роста экономики Казахстана может завершиться к 2012 году. По оценкам, к 2012 году ВВП на душу населения достигнет уровня 2008 года, самого высоко показателя за предыдущие годы. 
        В период восстановительного роста будет сформирована основа для перехода к этапу сбалансированного и качественного роста экономики.  
        С учетом внешних условий развития экономика Казахстана в 2010 – 2014 годах будет развиваться под воздействием следующих внутренних факторов. 
        По мере оживления мировой экономики и повышения внешнего спроса на экспортную продукцию Казахстана будет восстанавливаться рост промышленного производства за счет введения в действие резервных мощностей. Таким образом, повысится активность в металлургической отрасли и сопутствующих отраслях горнодобывающей промышленности. 
        Кроме того, в 2011 – 2014 годах в Казахстане будет наблюдаться активность в отраслях добычи нефти и природного газа, выражающаяся в повышении объемов добычи нефти. 
        Поддержанию экономической активности будет способствовать сохранение активности в государственном секторе экономики, а также меры государственной поддержки секторов экономики, реализуемые в рамках Плана совместных действий Правительства, Национального Банка и АФН по обеспечению стабильности экономики и финансовой системы на 2009 – 2010 годы (далее – План).  
        Предусмотренные в Плане средства на финансирование агропромышленного комплекса, субъектов малого и среднего бизнеса, строительства обеспечат повышение активности в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности и сфере услуг, в том числе, торговли и транспорта. 
        Во избежание высоких издержек восстановления секторов экономики, подвергшихся влиянию внешних шоков, требуется их управляемая корректировка со стороны государства. При этом политика государственного регулирования должна быть сбалансированной, стимулирующей развитие экономики не в ущерб макроэкономической стабильности. В период сбалансированного и качественного роста экономики такой подход позволит «оздоровить» экономику, избежать ее повторного «перегрева» в перспективе и улучшить качество инвестиций. 
        Поддержание устойчивых и динамичных темпов экономического роста с жесткой привязкой к динамике развития мировой экономики станет невозможным.  
        На данном этапе стоит задача не только найти пути выхода из кризиса, но и, проанализировав прежние ошибки, определить основные приоритеты и направления дальнейшего роста, выработать основные подходы построения новой модели развития в посткризисный период. Устойчивость экономического развития будет заключаться в переориентации источников роста экономики на внутренние факторы спроса и предложения, повышение их роли в обеспечении роста, развитие несырьевых отраслей, ориентированных на внутренний спрос, и отраслей, обладающих конкурентоспособностью на мировом рынке – так называемое «ядро» экономики.  
        Диверсификации экономики и развитию неторгуемых отраслей будет содействовать Программа форсированного индустриально-инновационного развития экономики страны в 2010 – 2014 годы. Реализация политики индустриализации позволит создать новые рабочие места в экономике, и будет способствовать качественному ее росту. 
        Положительное влияние на развитие экономики страны будет оказывать реализация крупных вестиционных проектов. 
        Фактором, стимулирующим рост экономики, будет также являться обеспечение необходимого уровня денежного предложения и объема кредитования экономики банками. Повышению кредитной активности банков второго уровня будут способствовать оздоровление банковского сектора в результате погашения основной суммы по обслуживанию внешнего долга, улучшение качества активов банков. Кроме того, восстановление доверия субъектов экономики к банковской системе обеспечит рост депозитной базы и пополнение ресурсной базы банков за счет внутренних источников. 
        Полная реализация внутреннего потенциала развития позволит в перспективе обеспечить устойчивые темпы экономического роста, достаточные, чтобы адаптироваться к обострению конкуренции на рынках в посткризисный период, а также приспособиться к вызовам долгосрочной перспективы.

2.4 Целевые индикаторы социально-экономического развития Республики Казахстан

Целевые индикаторы социально-экономического развития по росту экономики, уровню дохода, уровню занятости и инфляции, будут определены в Стратегическом плане развития Республики Казахстан  до 2020 года.  
        В целях обеспечения к 2020 году заданных параметров роста экономики по сравнению с 2010 годом в 2010 – 2014 годах реальный ВВП предполагается увеличить на 15,7%. 
        Для обеспечения вхождения Казахстана к 2020 году в число стран с высоким уровнем дохода по показателю ВВП на душу населения, данный показатель будет доведен до уровня выше 10 тыс. долларов. США к 2014 году. 
        Снижению уровня инфляции в долгосрочном периоде будет способствовать снижение ее уровня в среднесрочном периоде с 
6,0-8,0 % в 2010 году до 7 % на конец 2014 года. 
        Для обеспечения уровня безработицы к 2020 году на уровне не выше 5% в 2010 – 2014 годах планируется его снижение до 6%.

2.5 Прогноз социально-экономического развития страны на 2010 – 2014 годы

Основой сбалансированного экономического роста в среднесрочном периоде будет являться стимулирование как инвестиционного процесса, так и потребительской активности.  
        Темпы роста инвестиций в 2010 – 2014 годах составят в среднем 3,8 % в год. Это будет обеспечивать достаточно высокий рост накопления основного капитала, позволяющий проводить активную технологическую модернизацию.  
        Рост потребления в 2010 – 2014 годах составит в среднем 2,8 %. При этом государственное потребление будет расти более высокими темпами по сравнению с потреблением домашних хозяйств.  
        В целом Правительство будет обеспечивать следующие параметры роста компонентов ВВП.

Таблица 1

Параметры роста экономики  в 2010 – 2014 годах, % к  предыдущему году

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014
Потребление 101,8 102,2 102,9 103,3 103,7
в т.ч. частное 102,0 102,0 102,8 103,2 103,5
государственное 101,3 102,8 103,5 103,7 104,0
Инвестиции 102,2 103,4 103,8 104,4 105,1
Экспорт товаров и услуг 101,7 102,5 102,8 102,3 103,4
Импорт  товаров и услуг 101,5 102,6 103,3 102,8 103,5
 

        Соответственно  фискальная политика на предстоящий  среднесрочный период будет строиться  исходя из необходимости обеспечения  указанных параметров государственного  потребления и инвестиций.  
        В 2010 – 2014 годах прогнозируется постепенное увеличение темпов роста реального ВВП с 
1,5-2% в 2010 году до 3,9% в 2014 году. 
        Среднегодовой прирост объема валовой продукции сельского хозяйства в 2010-2014 годах составит 
2,1%. 
        Объем промышленной продукции в 2010 – 2014 годах будет расти в среднем на 3,3% в год. 
        Росту объемов промышленного производства будет способствовать увеличение объемов производства как в горнодобывающем, так и обрабатывающем секторе. 
        Объем добычи нефти и газового конденсата увеличится с 
76,4 млн. тонн в 2009 году до 85,0 млн. тонн в 2014 году. 
        Увеличение промышленного производства будет способствовать росту объемов строительства и услуг транспорта. 
        Прогнозируется увеличение темпов роста объема строительства до 3,7% в 2014 году, услуг транспорта – с 
0,8% до 4,0%, соответственно. 
        Объем услуг связи по прогнозам будет расти в среднем на уровне более 
6,4 % в год. 
        В среднесрочном периоде, повышение цен на мировом товарном рынке и увеличение объемов производства будут способствовать увеличению объемов экспорта. Рост внутренних доходов будет способствовать увеличению импорта. 
        В 2010 году прогнозируется дефицит текущего счета к ВВП на уровне 2,8% с постепенным его снижением в 2011 – 2012 году до 1,8%. 
 
Рисунок 2      Прогноз платежного баланса на 2010 – 2012 гг.*

       

 * прогноз Национального Банка Республики Казахстан        

 Прогнозируемые  параметры платежного баланса совместимы с параметрами денежно-кредитной политики и параметрами макроэкономического развития страны на среднесрочный период. 
ВВП на душу населения к 2014 году по прогнозам составит более 10 тысяч долларов США.

Рисунок 3

Прогноз ВВП на душу населения на 2010 – 2014 годы

 
        

 Проведение  политики восстановления и последующего  поддержания устойчивых темпов  экономического роста в качестве  приоритетов предполагает устойчивое  повышение качества и социальных  стандартов жизни населения. 
        Прогнозируется снижение уровня безработицы с 
6,3 % в 2010 году до 6,0 % к 2014 году.  
        Прогноз показателей социально-экономического развития на 2010 – 2014 годы представлен в приложении.

Информация о работе Современное состояние инфляционных процессов в Казахстане и их последствия