Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности инфляции, ее видов и методы воздействия на денежное обращение.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность инфляции, классифицировать ее виды и ее влияние на денежное обращение;
- провести анализ динамики инфляционного процесса в Республике Казахстан и определить влияние инфляции на денежное обращение;
Введение 3
Глава 1. Инфляция в мировой экономике 5
1.1 Сущность и понятие инфляции, причины ее возникновения 5
1.2 Виды инфляции 9
1.3 Воздействие инфляции на денежное обращение 10
1.4 Социально-экономические последствия инфляции 11
1.5 Особенности развития инфляции в Республике Казахстан 12
1.6 Антиинфляционная политика и политика регулирования доходов 13
Глава 2. Анализ инфляционного процесса и его воздействия на денежное обращение Республики Казахстан 16
2.1 Динамика инфляции в Казахстане, факторы, обусловившие ее возникновение 16
2.2 Сущность антиинфляционной политики и основные ее инструменты 16
2.3 Факторы и условия развития в 2010 – 2014 годах 19
2.4Целевые индикаторы социально-экономического развития Республики Казахстан 22
2.5 Прогноз социально-экономического развития страны на 2010 – 2014 годы 22
2.6 Прогнозирование инфляции в среднесрочном периоде и основные ориентиры на
2010-2014 годы 24
Заключение 27
Список использованных источников 28
Новые реалии обусловили смещение акцентов в политике Национального Банка Республики Казахстан. С 1 января 2004 года основной целью Национального Банка Республики Казахстан стало обеспечение стабильности цен, для выполнения которой Национальный Банк Республики Казахстан продолжал реализацию следующих задач:
1)
разработка и проведение
2)
обеспечение функционирования
3)
осуществление валютного
4) содействие обеспечению стабильности финансовой системы.
Снижение уровня инфляции предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса тенге, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.
Термин "таргетирование" происходит от английского target - мишень, цель. Проводимая Национальным банком денежно-кредитная политика имеет иерархию целей. Высшая конечная цель денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. В то время как текущая политика ориентируется на тактические и промежуточные цели.
Главной особенностью принципа инфляционного таргетирования является его "направленность в будущее", а именно, принятие параметров денежно-кредитной политики на ближайшие годы с учетом прогноза их влияния на инфляцию в средне- и долгосрочном периоде.
Подводя
промежуточные итоги, можно отметить,
что значение таргетирования среди
всех методов регулирования
С развитием финансового рынка в Казахстане наблюдается ослабление взаимосвязи между денежными агрегатами и инфляцией. Поэтому прогнозы денежных агрегатов не являются целевыми и границы прироста по ним не являются жестко заданными, особенно в условиях внедрения в Казахстане принципов инфляционного таргетирования. Тем не менее, они остаются важным ориентиром для рынка и учитываются при составлении основных направлений денежно-кредитной политики на предстоящие годы.
С развитием финансового рынка в Казахстане наблюдается ослабление взаимосвязи между денежными агрегатами и инфляцией. Поэтому прогнозы денежных агрегатов не являются целевыми и границы прироста по ним не являются жестко заданными, особенно в условиях внедрения в Казахстане принципов инфляционного таргетирования. Тем не менее, они остаются важным ориентиром для рынка и учитываются при составлении Основных направлений денежно-кредитной политики на предстоящие годы.
Внешние
условия развития
После
спада мировой экономики в
2009 году с 2010 года по прогнозам
международных организаций
Активные антикризисные меры в странах
в сочетании с восстановлением доверия
к финансовой системе могут способствовать
ускорению подъема.
В среднесрочном периоде произойдет коррекция
глобальных финансовых рынков, вызванная
мировым финансовым кризисом, перераспределение
мирового капитала с целью снижения рисков.
Оживление мировой экономики и повышение
темпов ее роста в среднесрочном периоде
будет способствовать повышению спроса
и росту цен на ресурсы.
Учитывая перспективы развития мировой
экономики, в среднесрочном периоде резкого
роста цен на мировых товарных рынках
не ожидается.
Международными организациями прогнозируется
постепенное повышение мировых цен нанефть,металлы.
С 2010 года ожидается увеличение потребления
нефти в мире на 1,5-3% ежегодно до 2014года.
По прогнозам международных организаций
мировая цена на нефть в 2010 году будет
находиться в пределах 70-80 долларов за баррель.
По прогнозам ABARE (Бюро экономических исследований
в области сельского хозяйства, недропользования
и энергетики при Правительстве Австралии)
с 2010 года ожидается постепенное увеличение
объемов мирового потребления металлов
в среднем на 4-6% в год до 2014 года, что будет
способствовать повышению цен на металлы.
В среднесрочном периоде какое-то время
на мировых финансовых рынках сохранится
проблема дефицита ликвидности.
Существуют различные экспертные оценки
о возможной второй волне глобального
финансово-экономического кризиса в 2010
году, что приведет к ухудшению ситуации
в мировой экономике, очередному и более
значительному падению цен на мировых
товарных рынках. В результате, восстановление
мировой экономики может отодвинуться
на более поздний период.
Несмотря на улучшение экономической
ситуации, сохраняется ряд ограничений,
которые могут замедлить рост мировой
экономики. На фоне растущей безработицы
в развитых странах наблюдается снижение
инвестиционной и потребительской активности.
Возможности правительств по продолжению
политики фискального стимулирования
ограничиваются быстрорастущим фискальным
дефицитом, однако отмена стимулов грозит
снижением и без того небольшого внутреннего
спроса.
Кроме того, если учесть, что в 2009 году
мировое потребление и производство энергоресурсов
и металлов во многом поддерживалось наращиванием
Китаем внутренних запасов сырья, то сокращение
потребления ресурсов на мировом рынке
и переход Китая на внутренние запасы
может привести к очередному обвалу цен
на мировом товарном рынке и падению производства.
Развертывание второй волны мирового
фининсово-экономического кризиса приведет
к очередному падению мировой экономики
и отложит начало ее восстановление на
более поздний период.
Тенденции развития мировой экономики
и внешние условия развития экономики
Казахстана позволяют рассмотреть три
возможных сценария развития в зависимости
от динамики мировой экономики, уровня
мировых цен на нефть и ситуации на мировых
финансовыхрынках.
При
По данному сценарию предполагается падение
мировой цены на нефть (Brent) в 2010 году до
30 долларов США за баррель и дальнейшее
ее повышение до 35 долларов в 2011 и до 40
долларов в 2012 - 2014 годах.
Мировые финансовые рынки будут закрыты
для внешнего заимствования.
Вариант 2 предполагает стабилизацию
ситуации на мировых товарных и финансовых
рынках и улучшение условий внешнего заимствования.
Мировые цены на нефть в 2010 – 2014 годах
будут находиться на уровне в среднем
60 – 65 долларов США за баррель.
Мировые цены на металлы в среднесрочном
периоде будут повышаться в среднем на
5 – 8 % ежегодно.
По варианту
3 (оптимистический сценарий)
мировые цены на нефть в 2010 – 2014 гг. будут
находиться на уровне в среднем 80 долларов
США за баррель.
Улучшится ситуация на мировых финансовых
рынках, откроется широкий доступ банкам
второго уровня к внешним займам.
Исходя из текущей ситуации в мировой
экономике и на мировых товарных рынках,
наиболее вероятным представляется вариант
2. Ключевые значения экзогенных параметров
по данному варианту близки к складывающимся
тенденциям развития.
Внутренние
условия развития
После
периода кризиса экономика
Продолжительность периода восстановительного
роста будет зависеть от тенденций развития
мировой экономики. Учитывая текущие условия
развития казахстанской экономики, а также
прогнозы международных экспертов касательно
перспектив развития мировой экономики,
этап восстановительного роста экономики
Казахстана может завершиться к 2012 году.
По оценкам, к 2012 году ВВП на душу населения
достигнет уровня 2008 года, самого высоко
показателя за предыдущие годы.
В период восстановительного роста будет
сформирована основа для перехода к этапу
сбалансированного и качественного роста
экономики.
С учетом внешних условий развития экономика
Казахстана в 2010 – 2014 годах будет развиваться
под воздействием следующих внутренних
факторов.
По мере оживления мировой экономики и
повышения внешнего спроса на экспортную
продукцию Казахстана будет восстанавливаться
рост промышленного производства за счет
введения в действие резервных мощностей.
Таким образом, повысится активность в
металлургической отрасли и сопутствующих
отраслях горнодобывающей промышленности.
Кроме того, в 2011 – 2014 годах в Казахстане
будет наблюдаться активность в отраслях
добычи нефти и природного газа, выражающаяся
в повышении объемов добычи нефти.
Поддержанию экономической активности
будет способствовать сохранение активности
в государственном секторе экономики,
а также меры государственной поддержки
секторов экономики, реализуемые в рамках
Плана совместных действий Правительства,
Национального Банка и АФН по обеспечению
стабильности экономики и финансовой
системы на 2009 – 2010 годы (далее – План).
Предусмотренные в Плане средства на
финансирование агропромышленного комплекса,
субъектов малого и среднего бизнеса,
строительства обеспечат повышение активности
в сельском хозяйстве, обрабатывающей
промышленности и сфере услуг, в том числе,
торговли и транспорта.
Во избежание высоких издержек восстановления
секторов экономики, подвергшихся влиянию
внешних шоков, требуется их управляемая
корректировка со стороны государства.
При этом политика государственного регулирования
должна быть сбалансированной, стимулирующей
развитие экономики не в ущерб макроэкономической
стабильности. В период сбалансированного
и качественного роста экономики такой
подход позволит «оздоровить» экономику,
избежать ее повторного «перегрева» в
перспективе и улучшить качество инвестиций.
Поддержание устойчивых и динамичных
темпов экономического роста с жесткой
привязкой к динамике развития мировой
экономики станет невозможным.
На данном этапе стоит задача не только
найти пути выхода из кризиса, но и, проанализировав
прежние ошибки, определить основные приоритеты
и направления дальнейшего роста, выработать
основные подходы построения новой модели
развития в посткризисный период. Устойчивость
экономического развития будет заключаться
в переориентации источников роста экономики
на внутренние факторы спроса и предложения,
повышение их роли в обеспечении роста,
развитие несырьевых отраслей, ориентированных
на внутренний спрос, и отраслей, обладающих
конкурентоспособностью на мировом рынке
– так называемое «ядро» экономики.
Диверсификации экономики и развитию
неторгуемых отраслей будет содействовать
Программа форсированного индустриально-инновационного
развития экономики страны в 2010 – 2014 годы.
Реализация политики индустриализации
позволит создать новые рабочие места
в экономике, и будет способствовать качественному
ее росту.
Положительное влияние на развитие экономики
страны будет оказывать реализация крупных
вестиционных проектов.
Фактором, стимулирующим рост экономики,
будет также являться обеспечение необходимого
уровня денежного предложения и объема
кредитования экономики банками. Повышению
кредитной активности банков второго
уровня будут способствовать оздоровление
банковского сектора в результате погашения
основной суммы по обслуживанию внешнего
долга, улучшение качества активов банков.
Кроме того, восстановление доверия субъектов
экономики к банковской системе обеспечит
рост депозитной базы и пополнение ресурсной
базы банков за счет внутренних источников.
Полная реализация внутреннего потенциала
развития позволит в перспективе обеспечить
устойчивые темпы экономического роста,
достаточные, чтобы адаптироваться к обострению
конкуренции на рынках в посткризисный
период, а также приспособиться к вызовам
долгосрочной перспективы.
Целевые
индикаторы социально-экономического
развития по росту экономики, уровню
дохода, уровню занятости и инфляции,
будут определены в Стратегическом
плане развития Республики Казахстан
до 2020 года.
В целях обеспечения к 2020 году заданных
параметров роста экономики по сравнению
с 2010 годом в 2010 – 2014 годах реальный ВВП
предполагается увеличить на 15,7%.
Для обеспечения вхождения Казахстана
к 2020 году в число стран с высоким уровнем
дохода по показателю ВВП на душу населения,
данный показатель будет доведен до уровня
выше 10 тыс. долларов. США к 2014 году.
Снижению уровня инфляции в долгосрочном
периоде будет способствовать снижение
ее уровня в среднесрочном периоде с 6,0-8,0 % в 2010 году до 7 % на конец 2014 года.
Для обеспечения уровня безработицы к
2020 году на уровне не выше 5% в 2010 – 2014 годах
планируется его снижение до 6%.
Основой сбалансированного
экономического роста в среднесрочном
периоде будет являться стимулирование
как инвестиционного процесса, так и потребительской
активности.
Темпы роста инвестиций в 2010 – 2014 годах
составят в среднем 3,8 % в год. Это будет
обеспечивать достаточно высокий рост
накопления основного капитала, позволяющий
проводить активную технологическую модернизацию.
Рост потребления в 2010 – 2014 годах составит
в среднем 2,8 %. При этом государственное
потребление будет расти более высокими
темпами по сравнению с потреблением домашних
хозяйств.
В целом Правительство будет обеспечивать
следующие параметры роста компонентов
ВВП.
Таблица 1
Параметры роста экономики в 2010 – 2014 годах, % к предыдущему году
|
Соответственно
фискальная политика на
В 2010 – 2014 годах прогнозируется постепенное
увеличение темпов роста реального ВВП
с
Среднегодовой прирост объема валовой
продукции сельского хозяйства в 2010-2014
годах составит 2,1%.
Объем промышленной продукции в 2010 –
2014 годах будет расти в среднем на 3,3% в
год.
Росту объемов промышленного производства
будет способствовать увеличение объемов
производства как в горнодобывающем, так
и обрабатывающем секторе.
Объем добычи нефти и газового конденсата
увеличится с 76,4 млн. тонн в 2009 году до
85,0 млн. тонн в 2014 году.
Увеличение промышленного производства
будет способствовать росту объемов строительства
и услуг транспорта.
Прогнозируется увеличение темпов роста
объема строительства до 3,7% в 2014 году,
услуг транспорта – с 0,8% до 4,0%, соответственно.
Объем услуг связи по прогнозам будет
расти в среднем на уровне более 6,4 % в год.
В среднесрочном периоде, повышение цен
на мировом товарном рынке и увеличение
объемов производства будут способствовать
увеличению объемов экспорта. Рост внутренних
доходов будет способствовать увеличению
импорта.
В 2010 году прогнозируется дефицит текущего
счета к ВВП на уровне 2,8% с постепенным
его снижением в 2011 – 2012 году до 1,8%.
Рисунок 2 Прогноз платежного баланса на
2010 – 2012 гг.*
* прогноз Национального Банка Республики Казахстан
Прогнозируемые
параметры платежного баланса совместимы
с параметрами денежно-кредитной политики
и параметрами макроэкономического развития
страны на среднесрочный период.
ВВП на душу населения к 2014 году по прогнозам
составит более 10 тысяч долларов США.
Рисунок 3
Прогноз ВВП на душу населения на 2010 – 2014 годы
Проведение
политики восстановления и
Прогнозируется снижение уровня безработицы
с
Прогноз показателей социально-экономического
развития на 2010 – 2014 годы представлен
в приложении.
Информация о работе Современное состояние инфляционных процессов в Казахстане и их последствия