Современное состояние инфляционных процессов в Казахстане и их последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности инфляции, ее видов и методы воздействия на денежное обращение.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность инфляции, классифицировать ее виды и ее влияние на денежное обращение;
- провести анализ динамики инфляционного процесса в Республике Казахстан и определить влияние инфляции на денежное обращение;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Инфляция в мировой экономике 5
1.1 Сущность и понятие инфляции, причины ее возникновения 5
1.2 Виды инфляции 9
1.3 Воздействие инфляции на денежное обращение 10
1.4 Социально-экономические последствия инфляции 11
1.5 Особенности развития инфляции в Республике Казахстан 12
1.6 Антиинфляционная политика и политика регулирования доходов 13
Глава 2. Анализ инфляционного процесса и его воздействия на денежное обращение Республики Казахстан 16
2.1 Динамика инфляции в Казахстане, факторы, обусловившие ее возникновение 16
2.2 Сущность антиинфляционной политики и основные ее инструменты 16
2.3 Факторы и условия развития в 2010 – 2014 годах 19
2.4Целевые индикаторы социально-экономического развития Республики Казахстан 22
2.5 Прогноз социально-экономического развития страны на 2010 – 2014 годы 22
2.6 Прогнозирование инфляции в среднесрочном периоде и основные ориентиры на
2010-2014 годы 24
Заключение 27
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

Курсовая Экономики.doc

— 367.50 Кб (Скачать)

налогов .

         Помимо этого правительство   может  принимать  законы,  регулирующие

темпы  роста  зарплаты  и  цен.  Такие юридические акты  принято называть

контролем над  зарплатой и ценами.

 Контроль  над зарплатой  и ценами  ограничивает и регулирует действия  фирм по

выплате зарплаты и назначению цен .

        Такой контроль применялся  в   Соединенных  Штатах  во  время  второй

мировой войны  и войны в Корее , а также  в  годы  президентства  Никсона  .Не

вызывает сомнения то , что во время второй  мировой  войны  именно  политика

регулирования доходов удерживала цены от  такого  же  быстрого  роста  какой

имел место  во времена предыдущих войн .Точно также очевидно что при  Никсоне

политика сдерживания  доходов практически не имела  успеха .

        В самом деле ,часто можно встретить  утверждение о том , что политика

ограничения доходов  никогда не приносила  успеха.  Отчасти  это  может  быть

объяснено тем  ,  что  часто  она  рассматривается  в  качестве  противовеса

макроэкономической  политике  сокращения  инфляции  ,  а  не  как   полезное

дополнение   последней.   Ведь   если   правительство    проводит    жесткую

антиинфляционную фискально-денежную политику ,самое время применить меры  по

предотвращению  роста зарплаты и цен, возможного  в  результате  инфляционных

ожиданий и  определенной инерции экономических  процессов .Но  на  практике  ,

как  правило,  регулирование  доходов  обычно  не   сопровождается   жесткой

макроэкономической  политикой.

       Примерами   неудачного   использования   жесткой   макроэкономической

политики в  дополнение к контролю над ценами являются Аргентина и Бразилия  в

1986 г. В этих  странах правительство ,пытаясь   уменьшить  трехзначные  темпы

инфляции , использовало меры ценового контроля .Однако эти страны не  смогли

в достаточной  мере  сократить  бюджетный  дефицит  ,  являющийся  источником

инфляционного  давления  .Поскольку  масштабы   сокращения   государственных

расходов и  увеличения налоговых поступлений  были  недостаточны  ,  бюджетный

дефицит оставался  на довольно  высоком  уровне  и  темпы  инфляции  в  обеих

странах были снижены  лишь на короткое время .

       Неудачи в осуществлении политики  контроля  над  ценами  и   зарплатой

можно  также  объяснить  значительными  административными   сложностями   ее

проведения. К  органам контроля постоянно  предъявляются  требования  сделать

исключения для  тех или иных цен или для  какой-либо  отрасли.  Конечно  ,  не

работая в этой отрасли , трудно правильно  определить ,какими  должны  быть

уровень  цен  и  величина  зарплаты  ,поэтому  от   контролирующих   органов

требуется принятие жестких и не подлежащих  обсуждению  решений  .Постепенно

,по мере дальнейшего  отклонения  цен  от  состояния   равновесия  и  усиления

дефицита ,давление на  контролирующие  органы  с  требованиями  предоставить

льготы  возрастает  ,и  в  конце  концов  ,   это   делает   меры   контроля

трудноосуществимы. 

Глава 2. Анализ инфляционного  процесса и его  воздействия на денежное обращение Республики Казахстан
2.1 Динамика инфляции  в Казахстане, факторы,  обусловившие ее  возникновение

     «Особенно опасным с точки зрения ускорения  инфляционных процессов выглядит текущий  год, об этом свидетельствует динамика инфляции с начала года», - сказал Келимбетов.

     Он  напомнил, что в январе-апреле цены на потребительские товары и услуги выросли на 4,2% к декабрю прошлого, что на 6,6% превышает аналогичный  показатель прошлого года.

     «Уровень  инфляции в годовом выражении  апреля 2011 года к апрелю 2010 года составляет 8,4%, чтобы удержаться в запланированных параметрах и не превысить однозначные цифры по уровню инфляции на конец года, необходимо основное внимание обратить на цены на продовольственные товары и на рынки ГСМ», - продолжил министр.

     В этой связи, по его мнению, министерству сельского хозяйства совместно с акиматами областей и городов Астаны и Алматы необходимо «не допустить повышения цен на продовольствие в целом до конца текущего года выше 10%». 
«Уровень инфляции в годовом выражении апреля 2011 года к апрелю 2010 года составляет 8,4%, чтобы удержаться в запланированных параметрах и не превысить однозначные цифры по уровню инфляции на конец года, необходимо основное внимание обратить на цены на продовольственные товары и на рынки ГСМ»

     «Министерству нефти и газа и министерству индустрии и новых технологий необходимо обеспечить контроль за ценами на нефтепродукты и уголь, не допустить их дальнейшего повышения до конца текущего года: в этой связи следует вести постоянный мониторинг цен в розничной сети при реализации ГСМ в целях предотвращения необоснованного роста цен», - добавил Келимбетов.

     Он  также напомнил, что с учетом высокого инфляционного фона в экономике  МЭРТ определен на текущий год  предельный вклад в инфляцию тарифов  на регулируемые услуги на уровне 1,58%. «Денежно-кредитная политика должна быть в первую очередь направлена на обеспечение стабильности цен», - отметил глава Минэкономразвития.

     Он  считает, что внутренние условия  развития экономики будут «во  многом зависеть от внешних факторов». «На внешние факторы мы повлиять не можем, но необходимо создать условия внутри экономики, которые способствовали бы росту экономической активности, и в этом плане первоочередной задачей является недопущение роста инфляции», - подчеркнул Келимбетов.

     Он  заметил, что высокая инфляция «не позволит привлекать иностранные инвестиции, снизить стоимость заемных ресурсов, необходимых для расширения производств и накопления капитала». «Кроме того, вследствие высокой инфляции, пострадают социальные программы», - заключил глава МЭРТ.

2.2 Сущность антиинфляционной  политики и основные  ее инструменты

     Негативные  социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику.

     В рамках антиинфляционной политики выделяется два подхода. При первом подходе предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

     При инфляционном, избыточном спросе государство  ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.

     Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются прежде всего в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

     Второй  подход выдвигает на первый план денежно-кредитное  регулирование, косвенно и гибко  воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

     Современная рыночная экономика инфляционна  по своему характеру, поскольку в  ней невозможно устранить все  факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения  и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

     В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

     На  практике для управления агрегатным способом применяются инструменты  как бюджетные, так и денежно-кредитной  политики. В рамках бюджетной политики предусматривается:

     - ограничение денежного спроса  со стороны государства (сокращение  государственных расходов);

     - ужесточение налоговой политики  по отношению к предпринимателям  и потребителям.

     Меры  денежно-кредитной политики предусматривают  воздействие и на спрос (через  цену кредита) и на предложение денег  с целью их параллельного ограничения. Специалисты считают, что при всех недостатках меры по управлению спросом во многом соответствуют современной экономической структуре развитых стран.

     Методы, направленные на прямое ограничение  роста цен и доходов, прежде всего  заработной платы, образуют содержание политики доходов. Они могут использоваться вне зависимости от фазы циклического развития производства. Однако максимальная эффективность отмечается в условиях, когда основной причиной инфляции является рост издержек. Политика доходов характеризуется двойственным механизмом воздействия на инфляцию. Ограничивая масштабы увеличения цен и заработной платы, политика доходов уменьшает рост издержек производства тех товаров, в цену которых эти денежные величины входят в качестве издержек. Тем самым политика доходов препятствует саморазвитию инфляционных процессов, уменьшает интенсивность инфляции и ее последствий.

     Национальный  Банк Республики Казахстан является Центральным банком Республики Казахстан, представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы РК, подотчетен Президенту РК в пределах, установленных Указом Президента РК, имеющим силу Закона, "О Национальном Банке Республики Казахстан", руководствуется Конституцией и другими законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, международными договорами и соглашениями Республики Казахстан.

     Национальный  Банк Казахстана координирует свою деятельность с Правительством Республики Казахстан  и проводит с ним регулярные консультации. Он также учитывает в своей  деятельности экономическую политику Правительства и содействует ее реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций и осуществлению денежно-кредитной и валютной политики.

     Деньги - важнейший элемент рыночной системы  хозяйства, и стабильность денежной системы государства - непременное условие нормального функционирования всей национальной экономики. Расстройство денежного обращения вызывает значительные темпы инфляции, подрыв рыночных механизмов, экономики в целом. Поэтому основным методом борьбы с инфляцией является регулирование денежного обращения Национальным банком Республики Казахстан.

     Значительное  место в государственном регулировании  денежного обращения принадлежит  Национальному банку в силу его  ключевого положения в национальной системе кредитно-денежных отношений. Его возможности по контролю за приростом денежной массы значительны: косвенное воздействие на денежную базу (сумму наличных денег, остатки на резервных счетах коммерческих банков в Национальном банке) через предоставление своих ресурсов, изменение нормы процента, проведение операций на открытом рынке, рефинансирование, изменение уровня банковской ликвидности - непосредственный путь к достижению желаемых результатов.

     2004 год был первым годом функционирования  финансового сектора Казахстана в условиях реформированного государственного регулирования, а именно, с 2004 года все регулирующие и надзорные функции на финансовом рынке осуществляет Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

     Выделение регулирующих и надзорных функций  определило особый статус Национального  Банка Республики Казахстан, который  является единственным центральным  банком в СНГ, деятельность которого полностью сконцентрирована на функциях, присущих классическому центральному банку.

Информация о работе Современное состояние инфляционных процессов в Казахстане и их последствия