Современная банковская система России: проблемы развития и совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 01:21, курсовая работа

Краткое описание

Банковская система, будучи одним из важнейших звеньев рыночной экономики, оказывает огромное, разностороннее воздействие на жизнедеятельность общества в целом. Она не только обеспечивает механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала, но и является ключевым элементом расчетного и платежного механизмов хозяйственной системы страны.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Банковская система РФ 5
1.1. Структура банковской системы РФ 5
1.2. Современные особенности функционирования Банковской Системы РФ……... 8
Глава 2. Проблемы функционирования банковской системы РФ и пути их решения 13
2.1. Основные проблемы банковской системы РФ 13
2.2. Мероприятия по совершенствованию банковской системы 23
Заключение 28
Список используемых источников и литературы 30

Файлы: 1 файл

Проблемы банковской системы РФ.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

Необходимый элемент повышения эффективности – это усиление контроля и, как следствие, повышение качества управления банком. Система контроля включает в себя различные этапы, среди которых одним из наиболее важных является этап качественной, полной (но не избыточной) управленческой информации и отчетности. Избыток или недостаток данных, плохая структурированность в подаче информации приводят к искажению текущей картины, что влечет за собой принятие неверных решений. Кроме того, до сих пор ряд банков (в основном относящихся к категории средних и мелких) производят анализ прибыльности и рентабельности на поверхностном уровне, не учитывая показатели, давно принятые в международной практике, основываясь лишь на далеких от совершенства российских стандартах бухгалтерского учета и отчетности. Так, например, внедряя тот или иной продукт или услугу, далеко не все организации просчитывают их рентабельность, себестоимость, не говоря уже о более сложных показателях.

Вторая ошибка при построении системы управления – это игнорирование важности имеющейся информации о клиентах, отраслях, а именно создания информационной базы, ее непрерывного обновления. «Предупрежден – значит вооружен» – этот девиз политиков и военачальников сегодня как никогда актуален для финансистов. При этом, безусловно, в наиболее выигрышном положении оказываются лица, обладающие не просто массивом информации, но и эффективными средствами ее обработки и использования, т.е. различного рода программным обеспечением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Мероприятия по совершенствованию банковской системы

В 2010-2012 годах деятельность Банка России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» будет направлена на поддержание стабильности банковской системы РФ, защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Основным инструментом выполнения задач в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет развитие риск-ориентированного надзора, включая вопросы системных рисков. Соответствующая работа в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет проводиться в русле выполнения принятых Российской Федерацией на высшем уровне обязательств по реализации решений «Группы 20»

В рамках развития риск-ориентированного надзора предстоит обеспечить:

- дальнейшее развитие содержательных подходов к организации надзора, в том числе на консолидированной основе, направленных на повышение качества надзорной оценки экономического положения банков, выявление проблем в их деятельности на ранних стадиях их возникновения, своевременное и адекватное применение корректирующих мер;

- развитие подходов к  надзору за кредитным риском, включая совершенствование оценок  активов;

- совершенствование подходов  к надзору за риском ликвидности, ориентированных прежде всего  на оценку состояния систем управления риском ликвидности в кредитных учреждениях, уровня и характера риска ликвидности в российском банковском секторе;

- совершенствование подходов  к регулированию и управлению  рискам, связанными с использованием  кредитными организациями современных информационных систем, в том числе дистанционного банковского обслуживания, для предотвращения случаев нанесения ущерба интересам клиентов этих организаций и вовлечения таких организаций в противоправную деятельность;

- дальнейшее совершенствование  отчетности, составляемой и представляемой кредитными организациями;

- уточнений полномочий  Банка России по осуществлению  консолидированного надзора за  деятельностью кредитных организаций, а также требований по раскрытию  кредитными организациями информации  о своей деятельности с учетом международно признанных подходов.

На основе изучения международной практики предполагается рассмотреть подходы к контрциклическому регулированию на предмет возможного внедрения его отдельных элементов. В качестве одного из элементов контрциклического регулирования будет рассмотрена возможность формирования кредитными организациями динамических резервов. Динамические резервы - общие резервы на возможные потери по ссудам, величина которых отражает фазы экономического цикла. Динамические резервы увеличиваются на подъеме и снижении на спаде экономики.

Банк России продолжит работу по следующим направлениям.

В целях поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов предполагается продолжить разработку и законодательное закрепление норм, предусматривающих:

- создание механизма оценки  деловой репутации руководителей  и владельцев кредитных организаций, расширение надзорных полномочий  Банка России по сбору информации  и ведению баз данных о лицах, деятельность которых привела к нарушениям законодательства РФ и нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации;

- закрепление за Банком  России права на обработку  персональных данных, полученных  Банком России в рамках выполнения  возложенных на него функций;

- совершенствование процессов  слияния и присоединения, предусматривающих  возможность участия в реорганизации  юридических лиц (в том числе  кредитных организаций) различных  организационно-правовых форм;

- упрощение эмиссии ценных  бумаг в части итогов их выпусков (отмена обязательности регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг), отмену ограничения объемов выпуска облигаций уставным капиталом, а также рационализацию контроля за соблюдением требований законодательства РФ и нормативных актов Банка России, в частности путем установления дополнительных мер воздействия в отношении приобретателей, нарушивших требования законодательства РФ и нормативных актов Банка России.

Также будет проведена работа по определению на законодательном уровне полномочий Банка России по установлению требований к системам управления рисками в кредитных организациях, включая определение перечня вопросов, относимых с учетом особенностей банковской деятельности к компетенции наблюдательного совета кредитных операций, требований к составу совета директоров в кредитных организациях и процедурам принятия решений советом директоров.

Учитывая необходимость поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков, Банк России совместно с Правительством РФ продолжит работу, направленную на реализацию положений Федерального закона от 18 июля 2009г №181 «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков».

Продолжится работа по созданию правовых условий для взаимодействия Банка России и аудиторских организаций по вопросам деятельности кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов, а также законодательного закрепления полномочий Банка Росси по регулированию деятельности кредитных организаций по доверительному управлению средствами общих фондов банковского управления.

Инспекционная деятельность в 2010-2012 годах будет сосредоточена прежде всего на выявлении в деятельности кредитных организаций признаков неустойчивого финансового положения и ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций. При этом в ходе инспекционных проверок повышение внимание будет уделяться:

- оценке банками кредитного  риска (включая достоверное отражение в учете и отчетности просроченной задолженности, адекватное формирование резервов на возможные потери по ссудам), его влияния на капитал и в целом финансовую устойчивость кредитных организаций;

- анализу состояния ликвидности  в кредитных организациях и используемых методов оценки и инструментов управления риском потери ликвидности;

- проверке состояния расчетной  дисциплины, своевременности проведения  кредитными организациями платежей  клиентов;

- выявлению сомнительных  операций, в том числе на предмет наличия многоступенчатых схем проведения расчетов, направленных на увеличение собственных средств (капитала) кредитных организаций за счет ненадлежащих активов в целях «регулирования» величины капитала и значений обязательных нормативов;

- соблюдению требований законодательства и нормативно-правовых актов в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- проверке использования  кредитными организациями средств  государственной поддержки и  выполнения требований нормативных актов Банка России, регламентирующих порядок предоставления кредитов Банка России.

В 2010 году и в период 2011 и 2012 годов будет продолжена работа по совершенствованию процедуры ликвидации кредитных организаций, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций, в частности принятия норм, позволяющих при ликвидации кредитных организаций применять неденежные формы расчетов с кредиторами в ходе конкурсного производства. А именно – передачу имущественного комплекса несостоятельного должника вместе с его обязательствами и применение для расчетов с кредиторами иных форм прекращения обязательств, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.

Банк России продолжит работу по исполнению законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, уделяя особое внимание поддержанию на необходимом качественном уровне условий, обеспечивающих эффективную реализацию кредитными организациями норм соответствующего законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сегодня в экономической жизни России происходят непростые явления, обусловленные мировым финансовым кризисом. Глобальная финансовая система претерпевает принципиальные изменения. В условиях таких изменений и качественно новых рисков простых рецептов и решений уже не существует. В начале кризиса государство предприняло своевременные экстренные меры по поддержанию стабильности финансово-кредитной системы. В конце 2008 г. была определена и сейчас разрабатывается большая среднесрочная программа, призванная минимизировать негативное воздействие внешних факторов на экономику страны. Итогом всех принятых мер должно стать проведение качественной и эффективной антикризисной политики в банковском секторе.

Главные проблемы банковского сектора, по мнению многих аналитиков: низкая капитализация и острая нехватка ресурсов, без которых всерьёз говорить о какой-либо конкурентоспособности не приходится. Но не менее важны вопросы развития и совершенствования банковской нормативной базы. Иные законы, необходимые для нормального развития, не принимаются годами, другие требуют доработки уже в процессе правоприменительной практики.

В данной работе изучена основы, функции и структура банковской системы России. Проанализирована деятельность Банка России и кредитных организаций за несколько лет. В результате проделанной работы выявлены основные проблемы банковской системы, которые особенно остро проявились в период мирового кризиса.

С цель совершенствования банковской системы Банк России

Банк России продолжит работу по следующим направлениям :

– обеспечение открытости деятельности кредитных организаций, в том числе прозрачности структуры собственности акционеров (участников) ;

– упрощение и удешевление процедур реорганизации, включая присоединение кредитных организаций, создание дополнительных условий для информирования широкого круга лиц о реорганизационных процедурах;

– оптимизация условий для развития сети банковского обслуживания населения, субъектов среднего и малого бизнеса;

– обеспечение противодействия допуску к участию в управлении кредитными организациями лиц, не обладающих необходимыми профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, включая создание механизма оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций;

– рационализация механизмов контроля за приобретением инвесторами акций (долей) кредитных организаций.

Банком России будет продолжена работа по совершенствованию методического и нормативно-правового обеспечения инспекционной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников и литературы

  1. Нормативные правовые акты и нормативные документы

1. Федеральный закон " О Центральном банке Российской федерации (Банке России)", от 10.07 02 (с изменениями от 29.12.06).-Правовая Система Гарант, 2007 г.

2. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 г. № 395-1 (с изменениями от 29.12.2006 Г.).- Правовая Система Гарант, 2008 г.

3. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. Федеральных законов от 05.07.2007 № 127-ФЗ) Консультант Плюс, 2007 г.

4. Инструкция БР 110-И «Об обязательных нормативах банков» от 16.04.04 // ВБР № 63 от 06.02.04

5. О совершенствовании  работы банковской системы Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации //Финансовая газета, 1996, №26.

6. Положение Банка России от 03.10.2002 № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" Консультант Плюс, 2007 г.

7. Положение Банка России от 16.06.1999 № 77-П "О порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж" Консультант Плюс, 2007 г.

Информация о работе Современная банковская система России: проблемы развития и совершенствования