Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 01:21, курсовая работа
Банковская система, будучи одним из важнейших звеньев рыночной экономики, оказывает огромное, разностороннее воздействие на жизнедеятельность общества в целом. Она не только обеспечивает механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала, но и является ключевым элементом расчетного и платежного механизмов хозяйственной системы страны.
Введение 3
Глава 1. Банковская система РФ 5
1.1. Структура банковской системы РФ 5
1.2. Современные особенности функционирования Банковской Системы РФ……... 8
Глава 2. Проблемы функционирования банковской системы РФ и пути их решения 13
2.1. Основные проблемы банковской системы РФ 13
2.2. Мероприятия по совершенствованию банковской системы 23
Заключение 28
Список используемых источников и литературы 30
Последний квартал прошлого года, в особенности декабрь, оказался позитивным для банковской системы. Во-первых, просрочка. Она сократилась. Отчетность по сотне крупнейших банков и сводные данные говорят о том, что последний месяц года порадовал не только увеличением депозитной базы, но и на уменьшение просроченных долгов. Наиболее сильно это заметно у Альфа-банка – сокращение на 12,5 млрд рублей. На втором месте «Сбер» – минус 10,1 млрд. А по всей системе – на 29,7 млрд. Причем объемы просрочки упали в основном по корпоративному портфелю. Эксперты объясняют это поступлением денежных средств предприятиям в результате декабрьских бюджетных вливаний. Как следствие, компании смогли расплатиться по своим обязательствам. И не только по просроченным, но и по реструктурированным. В интервью «РБК-тв» первый заместитель председателя ЦБ Геннадий Меликьян сказал, что даже если рассматривать все так или иначе реструктурированные ссуды, их доля в совокупном портфеле не более 24%. При этом надо учесть, что далеко не все реструктурированные ссуды – плохие. Таким образом, можно говорить, что самые страшные опасения международных рейтинговых агентств, предрекавших рост плохих долгов к концу года до 40–50%, не подтвердились.
Омрачает ситуацию другое – до полного восстановления кредитования, похоже, еще далеко. Особенно розничного. За год общий портфель кредитов частным лицам сократился на 11% (в то время как корпоративный портфель немного увеличился). Из первой сотни по работающим активам лишь у 20 банков зафиксирован годовой рост розничного портфеля. И то у большинства – незначительный. А в лидерах – ВТБ24 с приростом в 15,3 млрд рублей и Россельхозбанк – с 11,7 млрд. Возможно «кредитная ситуация» вскоре улучшится, ведь с 24 февраля 2010г Банк России снова понизил ставку рефинансирования – до 8,5%.
Тем не менее, по всем показателям банковская система России значительно отстает от развитых стран. Несмотря на высокий рост, объем выдаваемых кредитов не соответствует задачам экономического роста, стоящим перед страной. В структуре источников финансирования капиталовложений российских предприятий доля банковских кредитов остается по сравнению с развитыми странами незначительной – всего 8-10% (США-40%, ЕС в среднем – 42-45%, Япония -65%). Большая часть населения не включена в систему банковского обслуживания. По данным статистики, в Росси банковские счета имеют только 25% россиян, в то время как в западноевропейских странах – все взрослое население. Меньше 10% населения пользуются пластиковыми картами, когда в развитых странах на каждого жителя приходится 1-2 карты.
Острым является вопрос насыщения банковскими услугами регионов, потому как потребительское кредитование, ипотека, банковские карты популярны только в крупных городах.
Среди причин низкого уровня развития банковской системы экономистами называются следующие:
Примерную картину развития российского банковского сектора можно представить, проанализировав опыт Республики Казахстан, пережившей начало финансового кризиса в августе 2007г. Основные тренды в развитии очень похожи, однако, учитывая большую зависимость банковского рынка Казахстана от мировых процессов, глубина его падения там более существенна, чем прогнозируется в России. Так, в Казахстане произошли изменения следующих показателей: темпы роста активов банковского сектора сократились до 7% по итогам 9 месяцев 2008г. против 31% по итогам 2007г.; темпы роста депозитов физических лиц снизились с 40 до 6%; объем кредитования – в 16 раз.
Что ожидается в России? Предполагается снижение темпов роста банковского сектора с 40–45%, имевших место в 2004–2007 гг., до 15–20%, т.е. примерно в 2 раза. Если говорить о депозитных операциях, то можно отметить, что некоторые крупные российские банки сумели не только сохранить, но и нарастить объем депозитов физических лиц. Здесь, безусловно, стоит учитывать поддержку государства, оказанную банкам, что тем не менее не отрицает самого факта роста.
Как ожидается, кризис окажет существенное влияние на структуру и состав российской банковской системы. Эксперты обсуждают изменение банковской системы в следующих направлениях:
Иными словами, в ближайшей перспективе ожидается существенная консолидация банковской системы в пользу крупнейших игроков на рынке (преимущественно банков с государственным участием). Кроме того, вследствие кризиса ликвидности и закрытия международных источников финансирования будет наблюдаться серьезная миграция клиентов между банками в поисках финансирования, что создаст уникальные возможности по формированию клиентской базы.
И все же, несмотря на перспективы развития и наличие определенных положительных результатов, к сожалению, по размеру и уровню развития банковская система в России по-прежнему находится даже не в первой десятке. Суммарный объем банковских активов в России по отношению к ВВП к концу 2007г. достигал 61%, а на февраль 2009 составляет порядка 65% ВВП. В странах Восточной Европы этот показатель находится на уровне 60–80% от ВВП, в Евросоюзе – более 250, а в США – более 285% от ВВП. То есть «кредитный пузырь» практически отсутствует, а вот резервы для роста есть.
Общее число действующих кредитных организаций в России за январь — февраль 2010 года сократилось на 10 — с 1 058 до 1 048. Из них 997 — банки, 51 — небанковские кредитные организации. Общее количество филиалов действующих кредитных организаций в стране за отчетный период снизилось на 41 — с 3 183 до 3 142. Число филиалов Сбербанка, включенных в книгу государственной регистрации, уменьшилось с 645 до 620. За рубежом у российских банков пять филиалов.
Всего Банком России или на основании его решения уполномоченным регистрирующим органом по состоянию на 1 марта были зарегистрированы 1170 кредитных организаций (54 — небанковские, 1116 — банки), в то время как на 1 января — 1178. У 121 кредитной организации отозваны либо аннулированы лицензии на осуществление банковских операций, но они еще не исключены из книги госрегистрации, поскольку ликвидация не завершена.
Генеральные лицензии на 1 марта имела 291 кредитная организация, лицензии на привлечение вкладов населения — 845, на операции в иностранной валюте — 699, на проведение операций с драгоценными металлами — 202 (еще у двух были аналогичные разрешения). 855 банков были включены в реестр участников системы обязательного страхования вкладов.
Число действующих кредитных организаций со 100-процентной иностранной долей за январь — февраль уменьшилось с 82 до 80, а с более чем 50-процентной — с 26 до 25. Общее количество российских кредитных организаций с тем или иным иностранным участием за два месяца увеличилось с 226 до 227.
Совокупный зарегистрированный капитал действующих в РФ кредитных организаций сократился с 1,244 трлн. рублей на 1 января до 1,165 трлн. (на 6,4%).
В числе причин «исчезновения» аналитики называют, кроме традиционных отзывов лицензий в связи с нарушением законодательства или финансовыми проблемами, сделки по консолидации кредитных организаций. Главной причиной сокращения численности банков в том году считается повышение требований к собственному капиталу, который должен составлять минимум 90 млн. рублей. Руководство Банка России ожидало в 2010 году рекордный за последние годы рост слияний и поглощений, в том числе в связи с повышением требований к минимальной величине капитала банков.
По словам Михаила Сухова, величина капитала – это рыночный тест, который в ближайшие годы придется пройти еще примерно двумстам банкам: с 1 января 2012 года кредитным организациям придется повысить свой капитал до 180 млн. руб.
Предыдущее повышение уровня минимального капитала (до 90 млн. руб. на 1 января 2010 года) принесло банковской системе дополнительные 7,8 млрд. руб.; такую сумму кредитные организации внесли в капитал, чтобы соответствовать новым требованиям.
В числе других причин отзыва называется неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России; установление фактов существенной недостоверности отчетных данных; неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Ключевые изменения в банковском секторе
На фоне кризиса и как его следствие изменяется не только структура банковской системы, но и процессы, происходящие в ней, в частности, существенно меняется бизнес-модель, сформировавшаяся в банках на протяжении 20-летней истории развития. Если раньше основное внимание уделялось операционному подходу, активно развивалось продуктовое предложение, внедрялись новые для России услуги, то сегодня происходит изменение банковской модели в сторону клиентоориентированной. В данной модели важен подход к каждому клиенту, он становится более индивидуальным (развивается кураторство клиентов, активно внедряется институт персональных менеджеров). При этом сам банковский продукт превращается в более простой, нацеленный на массовую аудиторию и на надежную привязку клиента к банку.
Кроме того, если в период роста приоритетной целью была капитализация банка, так как без нее были невозможны бурное развитие объема операций и рост бизнеса, то в условиях выживания встает вопрос о повышении эффективности и рентабельности бизнеса. Для этого банк фокусируется на одном – двух сегментах, что позволяет существенно снизить затраты по другим направлениям.
Основным источником фондирования (особенно для средних банков) по-прежнему остаются депозиты населения. Несмотря на финансовый кризис и существенный отток вкладов в октябре 2008г., сейчас темпы оттока сократились, а банки, проводившие направленную политику, сумели сохранить объем депозитной базы. Для крупных же организаций наиболее желанным источником средств теперь является государственное финансирование с целью реализации госпрограмм по преодолению кризиса.
И, наконец, следует сказать о процессе консолидации. Речь идет о создании как целых бизнес-альянсов, так и отдельных совместных программ с компаниями, работающими с тем же клиентским сегментом, но по другим продуктам или видам услуг. Примеров этому в банковской сфере множество: банк – лизинговая (страховая) компания, банк – дилерский центр, банк – авикомпания, банк – ритейловая сеть и другие. Распространена продажа пакетных предложений, а также предоставление клиентам различного рода скидок, дополнительных услуг, и с каждым днем они доказывают свою эффективность.
Внутренние изменения: банковские продукты и процессы
На уровне конкретного банка, можно назвать ряд тенденций, происходящих в области банковских продуктов и банковских процессов.
Как уже указывалось, основными приоритетами при разработке банковских продуктов в настоящее время являются хорошо проработанные линейки простых продуктов, рассчитанные на привлечение массового потребителя. Кроме того, характерными особенностями внутренней системы успешной кредитной организации являются: хорошая проработанность бизнес-процессов, наличие развитых технологий по всем направлениям и четкое выстраивание взаимоотношений с клиентами. Все это существенно влияет на повышение эффективности бизнес-направлений и, соответственно, приводит к снижению издержек и повышению рентабельности.
В перечне мер по повышению эффективности можно отметить следующие:
Во-первых, увеличение степени знания своего клиента. С этой целью банк детально изучает портрет клиента, исследует его специфику, анализирует возможные потребности и ожидания. И только потом на основе полученной информации происходит детальная проработка необходимых клиенту продуктов и услуг.
Во-вторых, производится реструктуризация доходной части. Основная статья в условиях кризиса – комиссионные доходы. В связи с этим банки предпринимают усилия для увеличения доли данного вида доходов в общей структуре. Этой цели успешно служит введение гибких тарифов на обслуживание, которые позволяют варьировать уровень тарифной нагрузки на клиента (предприятие) в зависимости от его типа, финансового положения, потребностей.
В-третьих, с целью минимизации кредитных рисков банки активно работают по структуризации кредитного портфеля. Так, производится оценка отраслей, наиболее подверженных влиянию кризиса, и их сопоставление с теми отраслями, с предприятиями которых имеется положительная кредитная история, а также наиболее низкие ожидания по потерям. Совершенно очевидно, что сегодня наиболее подвержено потерям строительство и частично – торговля (товары класса «люкс» и другие товары с низкой ликвидностью).
Информация о работе Современная банковская система России: проблемы развития и совершенствования