Современная банковская система России: проблемы развития и совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 01:21, курсовая работа

Краткое описание

Банковская система, будучи одним из важнейших звеньев рыночной экономики, оказывает огромное, разностороннее воздействие на жизнедеятельность общества в целом. Она не только обеспечивает механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала, но и является ключевым элементом расчетного и платежного механизмов хозяйственной системы страны.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Банковская система РФ 5
1.1. Структура банковской системы РФ 5
1.2. Современные особенности функционирования Банковской Системы РФ……... 8
Глава 2. Проблемы функционирования банковской системы РФ и пути их решения 13
2.1. Основные проблемы банковской системы РФ 13
2.2. Мероприятия по совершенствованию банковской системы 23
Заключение 28
Список используемых источников и литературы 30

Файлы: 1 файл

Проблемы банковской системы РФ.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

Последний квартал прошлого года, в особенности декабрь, оказался позитивным для банковской системы. Во-первых, просрочка. Она сократилась. Отчетность по сотне крупнейших банков и сводные данные говорят о том, что последний месяц года порадовал не только увеличением депозитной базы, но и на уменьшение просроченных долгов. Наиболее сильно это заметно у Альфа-банка – сокращение на 12,5 млрд рублей. На втором месте «Сбер» – минус 10,1 млрд. А по всей системе – на 29,7 млрд. Причем объемы просрочки упали в основном по корпоративному портфелю. Эксперты объясняют это поступлением денежных средств предприятиям в результате декабрьских бюджетных вливаний. Как следствие, компании смогли расплатиться по своим обязательствам. И не только по просроченным, но и по реструктурированным. В интервью «РБК-тв» первый заместитель председателя ЦБ Геннадий Меликьян сказал, что даже если рассматривать все так или иначе реструктурированные ссуды, их доля в совокупном портфеле не более 24%. При этом надо учесть, что далеко не все реструктурированные ссуды – плохие. Таким образом, можно говорить, что самые страшные опасения международных рейтинговых агентств, предрекавших рост плохих долгов к концу года до 40–50%, не подтвердились.

Омрачает ситуацию другое – до полного восстановления кредитования, похоже, еще далеко. Особенно розничного. За год общий портфель кредитов частным лицам сократился на 11% (в то время как корпоративный портфель немного увеличился). Из первой сотни по работающим активам лишь у 20 банков зафиксирован годовой рост розничного портфеля. И то у большинства – незначительный. А в лидерах – ВТБ24 с приростом в 15,3 млрд рублей и Россельхозбанк – с 11,7 млрд. Возможно «кредитная ситуация» вскоре улучшится, ведь с 24 февраля 2010г Банк России снова понизил ставку рефинансирования – до 8,5%.

Тем не менее, по всем показателям банковская система России значительно отстает от развитых стран. Несмотря на высокий рост, объем выдаваемых кредитов не соответствует задачам экономического роста, стоящим перед страной. В структуре источников финансирования капиталовложений российских предприятий доля банковских кредитов остается по сравнению с развитыми странами незначительной – всего 8-10% (США-40%, ЕС в среднем – 42-45%, Япония -65%). Большая часть населения не включена в систему банковского обслуживания. По данным статистики, в Росси банковские счета имеют только 25% россиян, в то время как в западноевропейских странах – все взрослое население. Меньше 10% населения пользуются пластиковыми картами, когда в развитых странах на каждого жителя приходится 1-2 карты.

Острым является вопрос насыщения банковскими услугами регионов, потому как потребительское кредитование, ипотека, банковские карты популярны только в крупных городах.

Среди причин низкого уровня развития банковской системы экономистами называются следующие:

  1. Вследствие того, что экономический рост в России поддерживается главным образом за счет энергосырьевого экспорта, государство не уделяет должного внимания развитию банковской сферы. До сих пор не сформулирована четкая модель построения необходимой государству банковской системы, не созданы необходимые условия для ее развития.
  2. Российская банковская система не является инвестиционно привлекательной сферой, ее капитализация находится на недопустимо низком уровне.
  3. Низкий уровень монетизации экономики, что тормозит ее развитие и развитие страны в целом.
  4. Недостаточная развитость инфраструктуры оказания банковских услуг.
  5. Значительный удельный вес налично-денежного обращения и финансовых потоков государства, которые проходят вне банковской системы.
  6. Отсутствие адекватной защиты со стороны государства коммерческих банков, которые являются центральным элементом всей кредитной системы и т.д.

Примерную картину развития российского банковского сектора можно представить, проанализировав опыт Республики Казахстан, пережившей начало финансового кризиса в августе 2007г. Основные тренды в развитии очень похожи, однако, учитывая большую зависимость банковского рынка Казахстана от мировых процессов, глубина его падения там более существенна, чем прогнозируется в России. Так, в Казахстане произошли изменения следующих показателей: темпы роста активов банковского сектора сократились до 7% по итогам 9 месяцев 2008г. против 31% по итогам 2007г.; темпы роста депозитов физических лиц снизились с 40 до 6%; объем кредитования – в 16 раз.

Что ожидается в России? Предполагается снижение темпов роста банковского сектора с 40–45%, имевших место в 2004–2007 гг., до 15–20%, т.е. примерно в 2 раза. Если говорить о депозитных операциях, то можно отметить, что некоторые крупные российские банки сумели не только сохранить, но и нарастить объем депозитов физических лиц. Здесь, безусловно, стоит учитывать поддержку государства, оказанную банкам, что тем не менее не отрицает самого факта роста.

Как ожидается, кризис окажет существенное влияние на структуру и состав российской банковской системы. Эксперты обсуждают изменение банковской системы в следующих направлениях:

  • выход на транснациональный уровень ограниченного числа банков, имеющих доступ к государственному финансированию либо обслуживающих крупные, системообразующие предприятия;
  • значительное увеличение доли иностранных банков в банковском секторе;
  • поглощение мелких банков более крупными.

Иными словами, в ближайшей перспективе ожидается существенная консолидация банковской системы в пользу крупнейших игроков на рынке (преимущественно банков с государственным участием). Кроме того, вследствие кризиса ликвидности и закрытия международных источников финансирования будет наблюдаться серьезная миграция клиентов между банками в поисках финансирования, что создаст уникальные возможности по формированию клиентской базы.

И все же, несмотря на перспективы развития и наличие определенных положительных результатов, к сожалению, по размеру и уровню развития банковская система в России по-прежнему находится даже не в первой десятке. Суммарный объем банковских активов в России по отношению к ВВП к концу 2007г. достигал 61%, а на февраль 2009 составляет порядка 65% ВВП. В странах Восточной Европы этот показатель находится на уровне 60–80% от ВВП, в Евросоюзе – более 250, а в США – более 285% от ВВП. То есть «кредитный пузырь» практически отсутствует, а вот резервы для роста есть.

Общее число действующих кредитных организаций в России за январь — февраль 2010 года сократилось на 10 — с 1 058 до 1 048. Из них 997 — банки, 51 — небанковские кредитные организации. Общее количество филиалов действующих кредитных организаций в стране за отчетный период снизилось на 41 — с 3 183 до 3 142. Число филиалов Сбербанка, включенных в книгу государственной регистрации, уменьшилось с 645 до 620. За рубежом у российских банков пять филиалов.

Всего Банком России или на основании его решения уполномоченным регистрирующим органом по состоянию на 1 марта были зарегистрированы 1170 кредитных организаций (54 — небанковские, 1116 — банки), в то время как на 1 января — 1178. У 121 кредитной организации отозваны либо аннулированы лицензии на осуществление банковских операций, но они еще не исключены из книги госрегистрации, поскольку ликвидация не завершена.

Генеральные лицензии на 1 марта имела 291 кредитная организация, лицензии на привлечение вкладов населения — 845, на операции в иностранной валюте — 699, на проведение операций с драгоценными металлами — 202 (еще у двух были аналогичные разрешения). 855 банков были включены в реестр участников системы обязательного страхования вкладов.

Число действующих кредитных организаций со 100-процентной иностранной долей за январь — февраль уменьшилось с 82 до 80, а с более чем 50-процентной — с 26 до 25. Общее количество российских кредитных организаций с тем или иным иностранным участием за два месяца увеличилось с 226 до 227.

Совокупный зарегистрированный капитал действующих в РФ кредитных организаций сократился с 1,244 трлн. рублей на 1 января до 1,165 трлн. (на 6,4%).

В числе причин «исчезновения» аналитики называют, кроме традиционных отзывов лицензий в связи с нарушением законодательства или финансовыми проблемами, сделки по консолидации кредитных организаций. Главной причиной сокращения численности банков в том году считается повышение требований к собственному капиталу, который должен составлять минимум 90 млн. рублей. Руководство Банка России ожидало в 2010 году рекордный за последние годы рост слияний и поглощений, в том числе в связи с повышением требований к минимальной величине капитала банков.

По словам Михаила Сухова, величина капитала – это рыночный тест, который в ближайшие годы придется пройти еще примерно двумстам банкам: с 1 января 2012 года кредитным организациям придется повысить свой капитал до 180 млн. руб.

Предыдущее повышение уровня минимального капитала (до 90 млн. руб. на 1 января 2010 года) принесло банковской системе дополнительные 7,8 млрд. руб.; такую сумму кредитные организации внесли в капитал, чтобы соответствовать новым требованиям.

В числе других причин отзыва называется неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России; установление фактов существенной недостоверности отчетных данных; неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Ключевые изменения в банковском секторе

На фоне кризиса и как его следствие изменяется не только структура банковской системы, но и процессы, происходящие в ней, в частности, существенно меняется бизнес-модель, сформировавшаяся в банках на протяжении 20-летней истории развития. Если раньше основное внимание уделялось операционному подходу, активно развивалось продуктовое предложение, внедрялись новые для России услуги, то сегодня происходит изменение банковской модели в сторону клиентоориентированной. В данной модели важен подход к каждому клиенту, он становится более индивидуальным (развивается кураторство клиентов, активно внедряется институт персональных менеджеров). При этом сам банковский продукт превращается в более простой, нацеленный на массовую аудиторию и на надежную привязку клиента к банку.

Кроме того, если в период роста приоритетной целью была капитализация банка, так как без нее были невозможны бурное развитие объема операций и рост бизнеса, то в условиях выживания встает вопрос о повышении эффективности и рентабельности бизнеса. Для этого банк фокусируется на одном – двух сегментах, что позволяет существенно снизить затраты по другим направлениям.

Основным источником фондирования (особенно для средних банков) по-прежнему остаются депозиты населения. Несмотря на финансовый кризис и существенный отток вкладов в октябре 2008г., сейчас темпы оттока сократились, а банки, проводившие направленную политику, сумели сохранить объем депозитной базы. Для крупных же организаций наиболее желанным источником средств теперь является государственное финансирование с целью реализации госпрограмм по преодолению кризиса.

И, наконец, следует сказать о процессе консолидации. Речь идет о создании как целых бизнес-альянсов, так и отдельных совместных программ с компаниями, работающими с тем же клиентским сегментом, но по другим продуктам или видам услуг. Примеров этому в банковской сфере множество: банк – лизинговая (страховая) компания, банк – дилерский центр, банк – авикомпания, банк – ритейловая сеть и другие. Распространена продажа пакетных предложений, а также предоставление клиентам различного рода скидок, дополнительных услуг, и с каждым днем они доказывают свою эффективность.

Внутренние изменения: банковские продукты и процессы

На уровне конкретного банка, можно назвать ряд тенденций, происходящих в области банковских продуктов и банковских процессов.

Как уже указывалось, основными приоритетами при разработке банковских продуктов в настоящее время являются хорошо проработанные линейки простых продуктов, рассчитанные на привлечение массового потребителя. Кроме того, характерными особенностями внутренней системы успешной кредитной организации являются: хорошая проработанность бизнес-процессов, наличие развитых технологий по всем направлениям и четкое выстраивание взаимоотношений с клиентами. Все это существенно влияет на повышение эффективности бизнес-направлений и, соответственно, приводит к снижению издержек и повышению рентабельности.

В перечне мер по повышению эффективности можно отметить следующие:

Во-первых, увеличение степени знания своего клиента. С этой целью банк детально изучает портрет клиента, исследует его специфику, анализирует возможные потребности и ожидания. И только потом на основе полученной информации происходит детальная проработка необходимых клиенту продуктов и услуг.

Во-вторых, производится реструктуризация доходной части. Основная статья в условиях кризиса – комиссионные доходы. В связи с этим банки предпринимают усилия для увеличения доли данного вида доходов в общей структуре. Этой цели успешно служит введение гибких тарифов на обслуживание, которые позволяют варьировать уровень тарифной нагрузки на клиента (предприятие) в зависимости от его типа, финансового положения, потребностей.

В-третьих, с целью минимизации кредитных рисков банки активно работают по структуризации кредитного портфеля. Так, производится оценка отраслей, наиболее подверженных влиянию кризиса, и их сопоставление с теми отраслями, с предприятиями которых имеется положительная кредитная история, а также наиболее низкие ожидания по потерям. Совершенно очевидно, что сегодня наиболее подвержено потерям строительство и частично – торговля (товары класса «люкс» и другие товары с низкой ликвидностью).

Информация о работе Современная банковская система России: проблемы развития и совершенствования