Социально-экономическая сущность налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 03:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть социально-экономическую сущность налога и рассмотреть налоговые доходы как один из важнейших источников формирования государственного бюджета.
Задачи:
- описать сущность налога, выделить его элементы, функции и классификацию;
- рассмотреть анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
- показать основные направления для создания эффективной налоговой системы в России.

Оглавление

Введение
Глава 1. Социально-экономическая сущность и функции налогов
1.1 Сущность налога
1.2 Элементы налога
1.3 Функции налогов
1.4 Классификация налогов
Глава 2. Анализ динамики и структуры налоговых доходов государства
2.1 Структура налоговых доходов государства
2.2 Динамика налоговых доходов в Забайкальском крае 2010-2011 гг.
2.3 Значение налогов в доходах государства
Глава 3. Налоговая система России: как ее сделать более эффективной
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая эконом.теория.Яшкеева..doc

— 158.00 Кб (Скачать)

    По  своему экономическому содержанию налоги первой из упомянутых выше групп можно  назвать «налогами стимулирования» (предпочтение накопления перед потреблением и сферы производства — перед сферой обращения и посреднических операций), а налоги второй группы — «налогами подавления» (нежелательного или избыточного потребления). В целом же основной смысл перехода на новую систему налогов состоит в том, что сам момент налогообложения отодвигается на стадию завершающих производственный цикл распределительных и перераспределительных отношений и на процессы потребления вновь произведенной стоимости. Иначе говоря, гражданам и предприятиям позволяется вначале запустить процесс производства, произвести товары, оказать услуги, реализовать свои доходы — и только затем они привлекаются к исполнению своих налоговых обязанностей перед государством.

    Исключительно важен вопрос о назревшей необходимости консолидации всей работы по сбору налогов в одних руках. Сегодня этой работой заняты ФНС России, ФТС России, казначейство, Центробанк, внебюджетные фонды, местные органы власти и т.д. Общая мысль состоит в том, чтобы устранить разнобой в этой сфере, унифицировать систему расчетов по налогам в целом и упростить жизнь налогоплательщикам.

    Для достижения указанных целей необходимо:

    - сосредоточить всю работу по  налогам в рамках единого ведомства  (скажем, министерства государственных доходов);

    - закрепить за этим ведомством  функции не только «контролера», но и «сборщика» налогов (как  это и имеет место во всех  развитых странах);

    - установить порядок уплаты всех  налогов на единый счет (счета)  налогового ведомства любым удобным  для налогоплательщика образом (наличным платежом, кредитной карточкой и т.д.;

    - распределение средств из произведенного  платежа по различным видам  налогов осуществлять силами  налогового ведомства.

    Сейчас  много говорят о взаимодействии различных ведомств в налоговой сфере, об устранении бюрократических задержек при возврате налога на добавленную стоимость, при перерасчете и зачете налоговых обязательств налогоплательщика по разным видам налогов и т.д. Но все проблемы автоматически будут решаться, если налогоплательщики будут иметь дело с одним налоговым ведомством, с одним банковским счетом налогового ведомства для приема любых налоговых платежей и если у налогоплательщика будет возможность в авансовом порядке «заводить» средства на свой лицевой счет в этом ведомстве.

    Все подобные меры уже полностью или  почти полностью реализованы  в других развитых странах. Более  того, в некоторых из них налогоплательщика  освобождают и от обязанности  представлять налоговую отчетность и составлять собственные налоговые  декларации. Так, в Финляндии малым предприятиям предоставлена возможность вместо своего налогового отчета представлять просто выписку о движении средств по своему банковскому счету (счетам). В Швеции и Норвегии налоговые декларации за граждан составляют сами налоговые органы, отправляя затем эти декларации адресатам по обычной почте, чтобы последние могли просто подписать их или, в случае несогласия, внести в них необходимые изменения и поправки.

    Общие обоснования для перехода к указанной  унифицированной системе сбора  налогов давно и хорошо известны.

    Во-первых, большинство современных налогов  собираются в порядке авансовых  платежей и перерасчеты по ним  в соответствии с окончательными налоговыми обязательствами налогоплательщиков относятся к категории налоговых  отношений (а не бюджетных), что исключает возможность проведения возвратов налоговых сумм со счетов бюджета (как бюджетных расходов).

    Во-вторых, система казначейства приспособлена  к реализации именно бюджетных расходов, а не сбора бюджетных доходов (эта система основана на ведении реестров бюджетополучателей, а не лицевых счетов налогоплательщиков).

    А самое главное, что следует отметить в отношении предлагаемой новой  системы сбора налогов и перерасчетов по ним, — она существенно повышает налоговую дисциплину и устраняет  многие из тех конфликтных ситуаций, которые сейчас вызывают столь большое количество справедливых нареканий со стороны налогоплательщиков.  
 
 
 

    Заключение 

    Взимание  налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования  государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.

    Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

    Так же, с помощью налогообложения  государство может вести экономическую политику: протекционистскую или, наоборот, ограничивающую, по отношению к отдельным отраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные меры, противодействовать господству на рынке монополистов, изымать в бюджет сверхприбыль, образующуюся в результате монопольного роста цен. Налоговый механизм выполняет также функцию перераспределения доходов граждан, социальной защиты низших слоёв общества, выступает регулятором личных доходов населения страны.

    Налоги  играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 85% доходной части федерального бюджета.

    Аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство  финансирует важнейшие направления  жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан. 
 
 

Список  использованной литературы

     Нормативно-правовые акты

1. Бюджетный  кодекс Российской Федерации  от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями  от 3 января 2009 г.)

2. Налоговый  кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 17.05.2010 г.).

3. Федеральный  закон от 26 декабря 2008 г. № 189-ФЗ  «О федеральном бюджете на 2009 год».

4. Федеральный  закон Российской Федерации от 19 декабря 2009 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год».

5. Федеральный  закон от 24 июля .2010 г. № 198-ФЗ  «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период  до 2010 года».

     Учебная литература

6. Алиев  Б.Х. Налоги и налогообложение.  М.: Финансы и статистика, 2009. – 416 с.

7. Гринкевич  Л. С. Государственные и муниципальные  финансы России.- М.: КНОРУС, 2010.- 560 с.

8. Косарева  Т.Е. Налогообложение физических  и юридических лиц. М.: Бизнес-пресса. 2008. – 240 с.

9. Мысляева  И. Н. Государственные и муниципальные  финансы.- М.: Инфра-М, 2010.- 360 с.

10. Нешитой  А. С. Финансы: Учебник.- 7-е изд., перераб и дополн.- М.: Дашков и  К, 2010.- 512 с.

11. Селезнев  А. З. Бюджетная система Российской  Федерации.- М.: Магистр,2010.- 383 с.

12. Финансы:  Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е. В. Маркиной.- М.: Финансы и статистика, 2007. – 344 с.

13. Финансы:  Учебник / Под ред. М В. Романовского, О. В. Врубеля, Б.М. Сабанти.- М.: Юрайт-Издат, 2009.- 464 с.

14. Черник  Д.Г. Налоги и налогообложение  - М.: МЦФЭР, 2009. – 528 с.

     Периодические издания

15. Багиров  А.В. Возвращение блудного дефицита // Российская бизнес-газета.- 2010.- №5.- С. 7.

16. Васильева  Л.А. Доходы федерального бюджета  в 2011-2010 годах // Финансы.- 2010.- №  9.- С. 8-10.

17. Зевакин  М. Ю.Механизм формирования доходов  федерального бюджета от прибыли федеральных государственных унитарных предприятий. // Финансы и кредит.- 2010.- № 22.- С. 30-33.

18. Качур  О.В. Некоторые аспекты налоговой  политики // Экономический анализ: теория  и практика.- 2010.- № 2.- С. 28-33.

19. Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет – бюджет диверсификации экономики. // Финансы.- 2010.- № 4.- С. 3-7.

20. Нетреба  П. Налоги ждут бюджетного послания  президента. // Комерсантъ.- 2010.- №34/П.- С. 3.

     Интернет-источники

21. Сайт  федеральной налоговой службы www.nalog.ru2 2. www.minfin .ru


Информация о работе Социально-экономическая сущность налогов