Социально-экономическая сущность налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 03:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть социально-экономическую сущность налога и рассмотреть налоговые доходы как один из важнейших источников формирования государственного бюджета.
Задачи:
- описать сущность налога, выделить его элементы, функции и классификацию;
- рассмотреть анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
- показать основные направления для создания эффективной налоговой системы в России.

Оглавление

Введение
Глава 1. Социально-экономическая сущность и функции налогов
1.1 Сущность налога
1.2 Элементы налога
1.3 Функции налогов
1.4 Классификация налогов
Глава 2. Анализ динамики и структуры налоговых доходов государства
2.1 Структура налоговых доходов государства
2.2 Динамика налоговых доходов в Забайкальском крае 2010-2011 гг.
2.3 Значение налогов в доходах государства
Глава 3. Налоговая система России: как ее сделать более эффективной
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая эконом.теория.Яшкеева..doc

— 158.00 Кб (Скачать)

    В абсолютном выражении, по результатам  анализа, произошел рост практически  по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван, по мнению экономистов, такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляции, усиления контрольной деятельности налоговых органов.

    Несомненно, все это оказывает положительное  влияние на формирование бюджета  страны. 
 

    2.3   Значение налогов в доходах государства 
 

    Налоговые поступления – это главный  источник формирования доходов бюджетной  системы государства: их доля составляет примерно 90% доходов консолидированного бюджета. Из всей совокупности налогов  всего 4 – НДС, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на доходы физических лиц – обеспечивают около 87% налоговых доходов. Данная структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2011 приведена в приложении 1. 

    Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

    Роль  налогов в формировании доходов  государственного бюджета

    определяется  показателями удельных весов:

    -        налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;

    -        отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;

    -        конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;

    -        отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;

    -        конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

    Ряд федеральных налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют  статус закрепленных доходных источников. Доходы по этим налогам полностью  или в твердо фиксированной доле на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Федеральные налоги, такие как – НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы с физических лиц – являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений либо по ставкам, утвержденным в законодательном порядке.

    Таким образом, значительная часть платежей по косвенным налогам поступает в федеральный бюджет, а по прямым в бюджеты субъектов РФ.

    В свою очередь при принятии регионального  бюджета регулирующие налоги также  подвергаются расщеплению в пользу республиканского, краевого, областного и окружного бюджета и в  пользу местного муниципального образования. Платежи по этим налогам обеспечивают значительные поступления в доходах местных бюджетов. 
 
 

    Глава 3. Налоговая система России: как ее сделать эффективной? 
 

    Основными задачами государственной политики России официально провозглашены создание рыночной экономики и ускорение экономического роста. В какой-то степени они решаются — распределение товаров и услуг происходит на основе свободных обменных сделок, рост валового внутреннего продукта страны в последние годы близок к поставленным задачам.

    Вместе  с тем страна довольно медленно продвигается в сторону создания конкурентоспособного на мировом рынке производственного  потенциала — весь рост фактически сводится к наращиванию объемов  добычи и вывоза сырья, а также  оборотов, связанных с ввозом готовой продукции из-за рубежа. И такой результат в значительной степени обусловливается особенностями применяемой системы налогообложения, включающей в себя и действующие налоги, и порядок налогового администрирования.

    Отметим только некоторые недостатки действующей системы налогов:

    - налог на доходы физических  лиц отнюдь не содействует  смягчению неравенства в распределении  доходов и фактически превратился  в косвенный налог на заработную  плату;

    - налог на прибыль и налог  на имущество организаций серьезно тормозят рост в реальном производственном секторе;

    - налог на добавленную стоимость  «штрафует» ввоз новой техники  и современных технологий, необходимых  для обновления производственного  потенциала страны и в то  же время неоправданно поощряет  экспортеров необработанного природного продукта.

    Сейчас  вносится немало предложений по частичному устранению тех или иных недостатков  в рассматриваемых видах налогов, но они, как представляется, радикальных  улучшений не дадут. Конкурентоспособность  российской экономики на мировом рынке остается и сейчас крайне низкой, а в условиях глобализации не видно и шансов на ее усиление. Поэтому в налоговой политике остается только один путь — заменить действующие налоги-тормоза на новые налоги-акселераторы развития.

    Конкретно говоря, в качестве основы новой  налоговой системы в нашей  стране можно предложить следующие  три вида налогов.

    Первый  из предлагаемых налогов — это  всеобщий прогрессивный налог на расходы, вместо подоходного налога. Этот налог пока нигде не применяется. Между тем по сравнению с действующим налогом на доходы физических лиц налог на расходы устраняет сразу несколько недостатков, свойственных первому налогу.

    Во-первых, новым налогом автоматически  обеспечивается стимулирование частных  накоплений (источника инвестиций и главного условия экономического роста) — налог же на доходы физических лиц одинаково облагает и потребление, и накопление.

    Во-вторых, налог на расходы социально более  справедлив, поскольку относительный  уровень благосостояния гражданина определяют именно расходы, а не доходы.

    В-третьих, в современных условиях значительно  легче контролировать расходы граждан, чем их доходы, что дает возможность  экономить на издержках по налоговому контролю. При этом если установить достаточно высокий необлагаемый минимум (порядка 7 тыс. рублей на человека в месяц) и умеренную градацию налоговых ставок (например, в 15%, 25% и 40%), то контролировать фактически придется только «избыточное» потребление (расходы на приобретение, например, транспортных средств, недвижимости, ценных бумаг, драгоценностей, антиквариата), объекты которого либо подлежат обязательной регистрации, либо обычно страхуются гражданами в добровольном порядке.

    Второй  налог из трёх предлагаемых новых  налогов — это налог на выводимые  из предприятия доходы. Он должен заменить собой налог на прибыль организаций, который сегодня прогрессирующе теряет свое фискальное значение. Новый налог легко администрируется — обложению им подлежат все выводимые из делового оборота предприятия доходы и капиталы — дивиденды, возврат капитала акционерам, кредиты управляющим и пайщикам, неоправданно высокие оклады директоров, расходы на предоставление материальных благ работникам и т.д. — все, что не касается затрат на материалы, на зарплату работникам (но исключая выплаты доходов, маскируемых под зарплату) и на уплату кредитов. Фактически такой налог уже существует практически во всех странах — в виде налога «у источника», удерживаемого со всех переводимых за рубеж доходов. Остается только распространить режим этого налога на все выводимые из предприятия доходы, определить нормативные, экономически оправданные пределы заработной платы и установить единую ставку этого налога (на уровне 25%).

    Предлагаемый  новый налог лишен всех известных  недостатков налога на прибыль организаций, а именно:

    - нет необходимости вмешательства  в бухгалтерский учет предприятия  и использования особых методов  контроля для улавливания чистой  прибыли предприятия;

    - нет потребности, применять значительное  число льгот по этому налогу (в частности, для поощрения инвестиций, поддержания занятости, деятельности по НИОКР, накопления резервов), которые создают почву для многих злоупотреблений;

    - нет необходимости также применять  особый, налоговый учет амортизации  (между тем именно это обстоятельство  обуславливает вытеснение в странах Евросоюза налога на прибыль налогом на добавленную стоимость), а также внедрять и поддерживать целую систему мер по взаимоурегулированию режимов налога на прибыль и подоходного налога.

    И, наконец, третий из названных выше налогов — уже давно и хорошо известный налог с оборота, которым должна облагаться выручка любых предприятий всех видов собственности — по ставкам до 5% (с возможной градацией: 3% — федеральный налог, до 2% — надбавка, устанавливаемая местными органами власти). Этот налог легко администрируется, просто и эффективно собирается. База этого налога шире, чем у налога с продаж (любые обороты, а не только в торговой сети), он избавлен от возвратов и необходимости сочетать разные налоговые режимы (как это имеет место при налоге на добавленную стоимость); он не требует применения какой-то особенной налоговой отчетности (денежные обороты берутся из выписки по банковскому счету, бартерные сделки выявляются по складским и отгрузочным документам). Важно также отметить, что взимание этого налога осуществляется в упрощенном порядке — путем удержания банком суммы налога при совершении платежей, и в большинстве случаев налогоплательщики могут быть избавлены от представления сводных деклараций по этому налогу.

    Эффект  вытеснения излишних посредников и спекулянтов из сферы обращения товаров и услуг можно отнести к позитивным качествам налога с оборота. При этом совокупная ставка этого налога (на федеральном уровне) даже при прохождении товара через три звена составляет всего 9%, а если товар доводится до конечного потребителя всего через два звена (предприятие, торговое учреждение), то эта ставка составляет всего лишь 6%, что точно соответствует режиму обложения при упрощенной (льготной) системе налогообложения.

    Таким образом, основными преимуществами рассмотренных новых налогов являются: а) отсутствие льгот по этим налогам, которые обычно создают массу возможностей для злоупотреблений ими; б) устранение необходимости введения для налогоплательщиков особого налогового учета; в) создание условий для перевода налогового планирования из сферы полулегальной, полукриминальной деятельности в состав стимулируемых снижением налога простых, социально полезных и экономически значимых действий (снижение потребления - и рост накоплений, воздержание от изъятия доходов из оборота предприятия — и соответствующий прирост реинвестирования прибылей); г) сокращение числа посреднических звеньев при движении товаров от производителей к потребителю.

    В конечном счете, основная масса налогоплательщиков (граждан и предприятий) при обычных условиях будет знать только три рассмотренных простейших налога, которые удобны для налогоплателыциков и требуют минимальных усилий налоговых органов в их контрольной работе. Для особых ситуаций будут применяться еще некоторые регулирующие виды налогов (налоговые режимы), которые в целом не будут затрагивать основные виды экономической и производственной деятельности в стране (таковы, например, налоги на особо крупные состояния, на крупные дарения и наследства, на монопольные прибыли, на биржевые спекуляции, на валютные переводы).

    В целом за счет трех предлагаемых к  внедрению налогов должно формироваться  до 50% всей суммы налоговых сборов в стране. Другая половина легко  может быть обеспечена путем наведения  порядка с налогообложением «вредного» и «избыточного» потребления — через акцизное налогообложение спирта, пива, табака и сахарообогащенных «освежительных» напитков, а также посредством применения «энергетического» акциза (за счет которого розничная цена энергоносителей должна быть доведена до среднеевропейского уровня — это явится мощным стимулом для энергосбережения в производстве и в жилом секторе).

    Кроме того, важным источником доходов государства  станет перевод сырьевого сектора  на «режим продажи в недрах» основных видов сырьевых ресурсов — по специальным отпускным ценам, устанавливаемым централизованно и регулируемым с учетом изменения конъюнктуры мирового рынка. При таком порядке государство избавляется от необходимости осуществления, в частности, громоздких процедур контроля за качественными характеристиками отдельных видов сырья, динамикой разработки месторождений, размерами чистой прибыли компаний-операторов. Достаточно будет просто определить график платежей из расчета полного истощения месторождения за плановый срок его использования компанией (с корректировкой, если необходимо, по ежегодным объемам реальной добычи) и установить, что в случае недовыработки прежних месторождений компаниям не будут предоставляться лицензии на разработку новых месторождений.

    При системе новых налогов общие бюджетные расходы государства могут быть сокращены не менее чем на 30—40 %. Во-первых, за счет устранения «встроенных» налоговых компонентов в заработной плате бюджетников (подоходный и социальный налоги плюс налог на добавленную стоимость — всего до 60% от её суммы) и в общей стоимости государственных закупок (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и налог на имущество). Во-вторых, за счет уменьшения неоправданно громоздкой структуры административного управления и экономии на ряде видов социальных затрат (связанных, например, с уменьшением численности граждан, «загоняемых в бедность» чрезмерными налогами, сокращением безработицы).

Информация о работе Социально-экономическая сущность налогов