Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 03:21, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть социально-экономическую сущность налога и рассмотреть налоговые доходы как один из важнейших источников формирования государственного бюджета.
Задачи:
- описать сущность налога, выделить его элементы, функции и классификацию;
- рассмотреть анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
- показать основные направления для создания эффективной налоговой системы в России.
Введение
Глава 1. Социально-экономическая сущность и функции налогов
1.1 Сущность налога
1.2 Элементы налога
1.3 Функции налогов
1.4 Классификация налогов
Глава 2. Анализ динамики и структуры налоговых доходов государства
2.1 Структура налоговых доходов государства
2.2 Динамика налоговых доходов в Забайкальском крае 2010-2011 гг.
2.3 Значение налогов в доходах государства
Глава 3. Налоговая система России: как ее сделать более эффективной
Заключение
Список использованной литературы
В абсолютном выражении, по результатам анализа, произошел рост практически по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван, по мнению экономистов, такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляции, усиления контрольной деятельности налоговых органов.
Несомненно,
все это оказывает
2.3
Значение налогов в
доходах государства
Налоговые
поступления – это главный
источник формирования доходов бюджетной
системы государства: их доля составляет
примерно 90% доходов консолидированного
бюджета. Из всей совокупности налогов
всего 4 – НДС, налог на прибыль организаций,
налог на добычу полезных ископаемых,
налог на доходы физических лиц – обеспечивают
около 87% налоговых доходов. Данная структура
налоговых доходов консолидированного
бюджета РФ в 2011 приведена в приложении
1.
Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.
Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета
определяется показателями удельных весов:
- налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
- отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;
- конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;
- отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;
- конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.
Ряд федеральных налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников. Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Федеральные налоги, такие как – НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы с физических лиц – являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений либо по ставкам, утвержденным в законодательном порядке.
Таким образом, значительная часть платежей по косвенным налогам поступает в федеральный бюджет, а по прямым в бюджеты субъектов РФ.
В
свою очередь при принятии регионального
бюджета регулирующие налоги также
подвергаются расщеплению в пользу
республиканского, краевого, областного
и окружного бюджета и в
пользу местного муниципального образования.
Платежи по этим налогам обеспечивают
значительные поступления в доходах местных
бюджетов.
Глава
3. Налоговая система
России: как ее сделать
эффективной?
Основными задачами государственной политики России официально провозглашены создание рыночной экономики и ускорение экономического роста. В какой-то степени они решаются — распределение товаров и услуг происходит на основе свободных обменных сделок, рост валового внутреннего продукта страны в последние годы близок к поставленным задачам.
Вместе
с тем страна довольно медленно продвигается
в сторону создания конкурентоспособного
на мировом рынке
Отметим только некоторые недостатки действующей системы налогов:
-
налог на доходы физических
лиц отнюдь не содействует
смягчению неравенства в
- налог на прибыль и налог на имущество организаций серьезно тормозят рост в реальном производственном секторе;
-
налог на добавленную
Сейчас
вносится немало предложений по частичному
устранению тех или иных недостатков
в рассматриваемых видах
Конкретно говоря, в качестве основы новой налоговой системы в нашей стране можно предложить следующие три вида налогов.
Первый из предлагаемых налогов — это всеобщий прогрессивный налог на расходы, вместо подоходного налога. Этот налог пока нигде не применяется. Между тем по сравнению с действующим налогом на доходы физических лиц налог на расходы устраняет сразу несколько недостатков, свойственных первому налогу.
Во-первых, новым налогом автоматически обеспечивается стимулирование частных накоплений (источника инвестиций и главного условия экономического роста) — налог же на доходы физических лиц одинаково облагает и потребление, и накопление.
Во-вторых, налог на расходы социально более справедлив, поскольку относительный уровень благосостояния гражданина определяют именно расходы, а не доходы.
В-третьих, в современных условиях значительно легче контролировать расходы граждан, чем их доходы, что дает возможность экономить на издержках по налоговому контролю. При этом если установить достаточно высокий необлагаемый минимум (порядка 7 тыс. рублей на человека в месяц) и умеренную градацию налоговых ставок (например, в 15%, 25% и 40%), то контролировать фактически придется только «избыточное» потребление (расходы на приобретение, например, транспортных средств, недвижимости, ценных бумаг, драгоценностей, антиквариата), объекты которого либо подлежат обязательной регистрации, либо обычно страхуются гражданами в добровольном порядке.
Второй налог из трёх предлагаемых новых налогов — это налог на выводимые из предприятия доходы. Он должен заменить собой налог на прибыль организаций, который сегодня прогрессирующе теряет свое фискальное значение. Новый налог легко администрируется — обложению им подлежат все выводимые из делового оборота предприятия доходы и капиталы — дивиденды, возврат капитала акционерам, кредиты управляющим и пайщикам, неоправданно высокие оклады директоров, расходы на предоставление материальных благ работникам и т.д. — все, что не касается затрат на материалы, на зарплату работникам (но исключая выплаты доходов, маскируемых под зарплату) и на уплату кредитов. Фактически такой налог уже существует практически во всех странах — в виде налога «у источника», удерживаемого со всех переводимых за рубеж доходов. Остается только распространить режим этого налога на все выводимые из предприятия доходы, определить нормативные, экономически оправданные пределы заработной платы и установить единую ставку этого налога (на уровне 25%).
Предлагаемый новый налог лишен всех известных недостатков налога на прибыль организаций, а именно:
-
нет необходимости
-
нет потребности, применять
-
нет необходимости также
И, наконец, третий из названных выше налогов — уже давно и хорошо известный налог с оборота, которым должна облагаться выручка любых предприятий всех видов собственности — по ставкам до 5% (с возможной градацией: 3% — федеральный налог, до 2% — надбавка, устанавливаемая местными органами власти). Этот налог легко администрируется, просто и эффективно собирается. База этого налога шире, чем у налога с продаж (любые обороты, а не только в торговой сети), он избавлен от возвратов и необходимости сочетать разные налоговые режимы (как это имеет место при налоге на добавленную стоимость); он не требует применения какой-то особенной налоговой отчетности (денежные обороты берутся из выписки по банковскому счету, бартерные сделки выявляются по складским и отгрузочным документам). Важно также отметить, что взимание этого налога осуществляется в упрощенном порядке — путем удержания банком суммы налога при совершении платежей, и в большинстве случаев налогоплательщики могут быть избавлены от представления сводных деклараций по этому налогу.
Эффект вытеснения излишних посредников и спекулянтов из сферы обращения товаров и услуг можно отнести к позитивным качествам налога с оборота. При этом совокупная ставка этого налога (на федеральном уровне) даже при прохождении товара через три звена составляет всего 9%, а если товар доводится до конечного потребителя всего через два звена (предприятие, торговое учреждение), то эта ставка составляет всего лишь 6%, что точно соответствует режиму обложения при упрощенной (льготной) системе налогообложения.
Таким образом, основными преимуществами рассмотренных новых налогов являются: а) отсутствие льгот по этим налогам, которые обычно создают массу возможностей для злоупотреблений ими; б) устранение необходимости введения для налогоплательщиков особого налогового учета; в) создание условий для перевода налогового планирования из сферы полулегальной, полукриминальной деятельности в состав стимулируемых снижением налога простых, социально полезных и экономически значимых действий (снижение потребления - и рост накоплений, воздержание от изъятия доходов из оборота предприятия — и соответствующий прирост реинвестирования прибылей); г) сокращение числа посреднических звеньев при движении товаров от производителей к потребителю.
В конечном счете, основная масса налогоплательщиков (граждан и предприятий) при обычных условиях будет знать только три рассмотренных простейших налога, которые удобны для налогоплателыциков и требуют минимальных усилий налоговых органов в их контрольной работе. Для особых ситуаций будут применяться еще некоторые регулирующие виды налогов (налоговые режимы), которые в целом не будут затрагивать основные виды экономической и производственной деятельности в стране (таковы, например, налоги на особо крупные состояния, на крупные дарения и наследства, на монопольные прибыли, на биржевые спекуляции, на валютные переводы).
В целом за счет трех предлагаемых к внедрению налогов должно формироваться до 50% всей суммы налоговых сборов в стране. Другая половина легко может быть обеспечена путем наведения порядка с налогообложением «вредного» и «избыточного» потребления — через акцизное налогообложение спирта, пива, табака и сахарообогащенных «освежительных» напитков, а также посредством применения «энергетического» акциза (за счет которого розничная цена энергоносителей должна быть доведена до среднеевропейского уровня — это явится мощным стимулом для энергосбережения в производстве и в жилом секторе).
Кроме того, важным источником доходов государства станет перевод сырьевого сектора на «режим продажи в недрах» основных видов сырьевых ресурсов — по специальным отпускным ценам, устанавливаемым централизованно и регулируемым с учетом изменения конъюнктуры мирового рынка. При таком порядке государство избавляется от необходимости осуществления, в частности, громоздких процедур контроля за качественными характеристиками отдельных видов сырья, динамикой разработки месторождений, размерами чистой прибыли компаний-операторов. Достаточно будет просто определить график платежей из расчета полного истощения месторождения за плановый срок его использования компанией (с корректировкой, если необходимо, по ежегодным объемам реальной добычи) и установить, что в случае недовыработки прежних месторождений компаниям не будут предоставляться лицензии на разработку новых месторождений.
При системе новых налогов общие бюджетные расходы государства могут быть сокращены не менее чем на 30—40 %. Во-первых, за счет устранения «встроенных» налоговых компонентов в заработной плате бюджетников (подоходный и социальный налоги плюс налог на добавленную стоимость — всего до 60% от её суммы) и в общей стоимости государственных закупок (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и налог на имущество). Во-вторых, за счет уменьшения неоправданно громоздкой структуры административного управления и экономии на ряде видов социальных затрат (связанных, например, с уменьшением численности граждан, «загоняемых в бедность» чрезмерными налогами, сокращением безработицы).
Информация о работе Социально-экономическая сущность налогов