Социально-экономическая сущность налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 03:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть социально-экономическую сущность налога и рассмотреть налоговые доходы как один из важнейших источников формирования государственного бюджета.
Задачи:
- описать сущность налога, выделить его элементы, функции и классификацию;
- рассмотреть анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
- показать основные направления для создания эффективной налоговой системы в России.

Оглавление

Введение
Глава 1. Социально-экономическая сущность и функции налогов
1.1 Сущность налога
1.2 Элементы налога
1.3 Функции налогов
1.4 Классификация налогов
Глава 2. Анализ динамики и структуры налоговых доходов государства
2.1 Структура налоговых доходов государства
2.2 Динамика налоговых доходов в Забайкальском крае 2010-2011 гг.
2.3 Значение налогов в доходах государства
Глава 3. Налоговая система России: как ее сделать более эффективной
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая эконом.теория.Яшкеева..doc

— 158.00 Кб (Скачать)

    Регулирующая  функция налогов проявляется  в государственном регулировании  экономики. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная  правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

    При помощи налогов можно поощрять или  сдерживать определенные виды деятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Так предоставление налоговых льгот отраслям промышленности или отдельным предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогами, часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами, часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем. 
 

    1. Классификация налогов
 
 

    Многообразие  существующих налогов вызывает необходимость  их классификации (разделения на виды) на определённой основе. В теории налогообложения  для классификации налогов используются различные критерии.

    Наиболее  существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов:

    1)  по способу взимания;

    2)  по уровню налогообложения;

    3)  по субъекту-плательщику;

    4)  по порядку ведения налога;

    5)  по целевой направленности ведения налога;

    6)  по периодичности уплаты налога.

    1. По способу взимания

    Согласно  данному основанию, различают прямые и косвенные налоги.

    Прямые  налоги платятся субъектами налога непосредственно  и прямо пропорциональны платежеспособности. Это подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на землю и другие.

    Косвенные налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене иявляются налогами на потребителей. К ним относят: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

    2.  По уровню налогообложения

    Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

    ¨  Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В Российской Федерации, как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. В соответствии с законом «О налоговой системе» в Российской Федерации существуют следующие федеральные налоги:

    - налог на добавленную стоимость;

    - акцизы;

    - налог на доходы физических лиц;

    - единый социальный налог;

    - налог на добычу полезных ископаемых;

    - государственная пошлина;

    - сборы за использование объектами  животного мира и за использование  объектами водных биологических  ресурсов;

    - налог на прибыль организаций;

    - водный налог;

    - налоги, предусмотренные специальными  налоговыми режимами.

    ¨  Второй уровень — это региональные налоги России. К ним относят налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. К региональным налогам относятся:

    - налог на имущество организаций;

    - налог на игорный бизнес;

    - транспортный налог.

    ¨  Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. К местным налогам относятся:

    - налог на имущество физических  лиц;

    - земельный налог.

    Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчислением от федеральных налогов.  

    3.  По субъекту-плательщику

    В соответствии с данным основанием можно выделить следующие виды налогов.

    Налоги  с физических лиц (подоходный налог  с физических лиц, налог на имущество  физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.).

    Налоги  с предприятий и организаций (налог  на прибыль, налог на добавленную  стоимость, акцизы, налог на пользователей  автомобильных дорог, налог на имущество  предприятий и организаций и  др.).

    Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).

    4. По порядку ведения  налога

    По  порядку введения можно выделить налоги общеобязательные и факультативные.

    Общеобязательные  налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются  на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. При  этом по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.

    Факультативные  налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или иной территории — компетенция органов местного самоуправления. К факультативным относятся сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, а также все местные налоги, за исключение тех, которые являются общеобязательными.

    5. По целевой направленности  ведения налога

    В соответствии с этим основанием можно  выделить налоги абстрактные (общие), специальные (целевые) и чрезвычайные.

    Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства, например сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели.

    Как правило, для специальных (целевых) налоговых платежей создается специальный  фонд (внебюджетный) или в самом  бюджете для подобного вида налогов  вводится специальная статья. Платеж идет по строго определенному назначению, например, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

    Введение  чрезвычайных налогов непосредственно  связано с конкретным событием или  этапом существования и развития той или иной страны.

    6. По периодичности уплаты налога

    По  периодичности уплаты налога выделяют регулярные (текущие) и разовые. Регулярные (текущие) – взимаются с определенной законодательством периодичностью в течение всего периода существования  объекта налога. Разовые – связанные  с каким-либо событием, не образующим системы (напр., таможенная пошлина, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения). 
 
 
 
 

    Глава 2.  Анализ динамики и структуры налоговых доходов государства 

    2.1   Структура налоговых доходов государства 
 

    Согласно ст.10 Бюджетного кодекса бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

    1.  федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

    2.  бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

    3.  местные бюджеты, в том числе:

    -     бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

    -     бюджеты городских и сельских поселений.

    В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 9 720,0 млрд. рублей, что на 26,3% больше, чем  в 2010 году.

    Формирование  всех доходов в 2011 году на 83% обеспечено за счет поступления налога на прибыль  – 23%, НДПИ – 21%, НДФЛ - 21% и НДС - 18%. В 2010 году совокупная доля указанных налогов составляла 82%. 
 

    2.2   Динамика налоговых доходов 
 

    Если  анализировать доходы нашей бюджетной  системы с точки зрения реального  наполнения ее финансовыми ресурсами, то становится очевидным, что основным источником формирования доходного потенциала являются налоговые поступления.

    Обратимся к консолидированному бюджету Забайкальского края. Динамика налоговых поступлений за периоды 2010 года и 2011 года. (млн. рублей).

    В январе-августе 2011 года поступления  в консолидированный бюджет, не включая  ЕСН, зачисляемый в федеральный  бюджет составили 19 149,5 млн. рублей, что  на 2 017,5 млн. рублей (или на 11,8%) выше аналогичного периода прошлого года.

    Основная  масса поступлений от налогоплательщиков Забайкальского края обеспечена поступлениями налога на доходы физических лиц (43,8%), налогом на прибыль (23,8%), НДС (12,8%) и налогом на имущество организаций (6,5%).

    Поступления налога на прибыль организаций в  консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-сентябре 2011 года составили 4 530,5 млн. рублей и по сравнению с январем-сентябрем 2010 г. увеличились на 1 419,3 млн. рублей или в 1,5 раза.

    Поступления налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации составили 2 433,4 млн. рублей и по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 283,4 млн. рублей или на 10,4 процента.

    Налога  на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило 8,5 млн. рублей, что на 3,1 млн. рублей или в 1,6 раза выше, чем в аналогичном периоде 2010 года.

    Поступления налога на доходы физических лиц составили 8 347,5 млн. рублей и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 685,9 млн. рублей или на 9,0 процента.

    Поступления по сводной группе акцизов составили 39,4 млн. рублей, что ниже на 32,7 млн. руб., чем в январе-сентябре 2010 года.

    Платежей  за пользование природными ресурсами поступило 921,2 млн. рублей, что на 124,6 млн. рублей, или на 15,6 процента, больше, чем в январе-сентябре 2010 года, в том числе налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) поступило 840,7 млн. рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления НДПИ увеличились на 83,2 млн. рублей или на 11,0 процента. 

Информация о работе Социально-экономическая сущность налогов