Социальная политика государства и ее особенности в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики.
Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования рыночной экономики. Она затрагивает и охватывает все сферы экономических отношений в стране.

Оглавление

Введение..........................................................................................................3
1. Необходимость социальной политики в рыночной экономике: социальная и экономическая эффективность………………………………………..………5
1.1. Понятие социальной политики, ее цели и задачи…………………… 5
1.2. Экономическая эффективность и социальная справедливость…….. 8
2. Влияние распределения доходов на экономический рост………….…….11
2.1. Социальная дифференциация: причины, показатели………………11
2.2. Формы регулирования доходов населения …………………………14
2.3. Влияние распределения доходов на экономический рост…………21
3. Направления социальной политики и ее приоритеты в
России на современном этапе……………………………………………..…..23
3.1. Направления социальной политики государства………………… 23
3.2. Приоритеты социальной политики России
на современном этапе……………………………………………………..…..27
Заключение...................................................................................................34
Список литературы......................................................................................37
Приложения…………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая+эк+теория.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

В результате проведенных за истекшее десятилетие рыночных преобразований в России изменились отношения собственности, системы управления экономикой, структуры власти. Этот процесс сопровождался резким снижением уровня жизни большинства населения. Возникли неоправданно высокая социальная и материальная дифференциация населения, зоны  «сверхбогатства» и хронической бедности, охватившей практически треть населения страны.

В сложившихся условиях сохранение в неизменном виде инструментов реализации социальной политики, чревато усугублением существующих негативных тенденций. Требуются разработка программных средств реализации принципиально новой стратегии государственной политики структурной перестройки социальной сферы. Социальные расходы государства будут перераспределяться в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном уменьшении помощи обеспеченным семьям.

Рассмотрим факторы, которые предопределяют сложность проведения социальной политики в экономике России:

1. Среди российского населения сохраняется выработанная за период социалистического развития склонность ожидать основную массу благ от государства. Такая позиция соответствовала прежней реальности. Возможность населения самостоятельно принимать многие виды хозяйственных решений была крайне ограничена. Шансы существенного улучшения индивидуальных условий жизни всегда оставались скромными. Уровень и качество жизни определялись часто не самим трудом, а, скорее, местом работы (отрасль, ведомство), системой связей, социально-политическим положением.

В настоящее время у российского населения постепенно начинает вырабатываться понимание возможностей принятия самостоятельных решений по улучшению своего социального статуса. Государство должно поощрять реализацию населением самопомощи.

2. Социальная политика в России усложняется недостаточной зрелостью социальных отношений. Общество пока
еще является недостаточно зрелым, что проявляется, в частности, в следующем:

• в российском обществе заметно наличие множества властных групп влияния. Общественный контроль над ними (через систему независимых СМИ) достаточно слаб. Более того, наблюдалась тенденция к тому, что многие каналы СМИ попадали под полный контроль крупного капитала, что, естественно, снижало необходимую рольную функцию СМИ. Большое влияние властных групп - одна из причин того, что вопрос о чрезмерно низком уровне заработной платы и завышенной доле прибылей (в национальном доходе страны) до сих пор акт не обсуждался в российском обществе.

3. Наблюдавшиеся в течение 1990-х гг. значительные трудности финансового положения России также затрудняли решение многих социальных проблем. Лишь достигнутое в начале XXI в. положительное сальдо бюджета позволило заметно расширить группу мер социального плана. [3, с. 388-390]

Современная социальная стратегия включает борьбу с бедностью, чрезмерной дифференциацией, демографическими и иными системными кризисами.

 

Приоритеты государственной социальной политики России на 2010-2013гг.[4]:

При формировании расходов федерального бюджета на 2011-2013 годы предлагается особое внимание уделить следующим ключевым вопросам.

Первое. Повышение эффективности социальной защиты населения.

Государство обеспечит безусловное исполнение всех законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций.

В то же время система социальной защиты населения должна быть переориентирована на поддержку семей с доходами ниже прожиточного минимума, в том числе с учетом региональных особенностей. В связи с этим считаю возможным расширение полномочий субъектов Российской Федерации при формировании и применении инструментов социальной политики.

Серьезные долгосрочные проблемы стоят перед пенсионной системой. Согласно демографическим прогнозам в ближайшие 20 лет нас ждет значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.

Необходимо разработать ясную программу долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой (по крайней мере в пределах величины, на которую начисляются социальные взносы) и в то же время исключающую как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, так и рост дефицита пенсионной системы.

Второе. Оценка возможностей повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих.

С учетом динамики заработной платы в экономике и снижения инфляции считаю возможным увеличить на 6,5 процента с 1 апреля 2011 г. денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц, с 1 июня 2011 г. – фонды оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (либо объемы субсидий бюджетным и автономным учреждениям в соответствующем размере) и денежное содержание судей и прокурорских работников, а с 1 сентября 2011 г. – стипендиальный фонд.

Третье. Развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания.

Должны быть обеспечены как повышение качества образования, так и сопряженность образования и модернизации экономики, удовлетворение потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах не только с высшим профессиональным образованием, но и со средним и начальным профессиональным образованием.

В рамках соответствующих государственных программ следует продолжить развитие федеральных университетов и национальных исследовательских университетов, а также закрепить положительные результаты демографической политики, достигнутые во многом благодаря реализации национального проекта «Здоровье».

Важной инвестицией в будущее развитие считаю работу, направленную на формирование здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта.

При планировании социальных расходов бюджета следует обязательно предусмотреть средства на осуществление мероприятий по обеспечению комплексной безопасности социальных объектов, прежде всего организаций, предоставляющих услуги детям (включая вывод школьных зданий из аварийного состояния) и престарелым гражданам, а также по обеспечению полноценного доступа инвалидов к объектам и услугам социальной сферы.

Четвертое.

Одной из приоритетных задач является обеспечение жильем военных. К концу 2010 года должны быть выполнены все ранее взятые обязательства по обеспечению нуждающихся военнослужащих постоянным жильем, к 2012 году – служебным жильем.

С 2011 года должна начаться реализация Государственной программы вооружения на 2011–2020 годы, обеспечивающей комплексное переоснащение войск современными видами новых систем и образцов вооружения и военной техники. На осуществление Государственной программы вооружения должна быть направлена новая федеральная целевая программа реформирования оборонно-промышленного комплекса.

Пятое. Реформа органов внутренних дел.

Необходимо обеспечить повышение эффективности деятельности органов внутренних дел.

С 2012 года финансовое обеспечение милиции общественной безопасности будет полностью осуществляться за счет средств федерального бюджета. Уже сегодня необходимо готовиться к столь серьезному изменению расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и соответствующих им финансовых потоков.

Шестое. Развитие транспортной инфраструктуры.

Наличие развитой транспортной инфраструктуры является необходимым условием экономического роста и повышения инвестиционной активности. Совершенствование транспортной инфраструктуры с внедрением современных инновационных технологий продолжает оставаться одной из основных задач на среднесрочную перспективу.

При этом необходимы новые подходы к реализации инфраструктурных проектов с привлечением частных инвестиций, в том числе на условиях заключения контрактов жизненного цикла.

В связи с этим одним из приоритетных направлений бюджетной политики должно являться устойчивое финансовое обеспечение содержания и развития автомобильных дорог. Это требует детальной проработки всех вопросов, в том числе касающихся создания системы дорожных фондов, с учетом критериев и социальной справедливости, и экономической эффективности.

Необходимо обеспечить функционирование комплексной системы безопасности населения на транспорте, прежде всего в метрополитене и на других видах общественного транспорта.

Таким образом, бюджетные проектировки свидетельствуют о увеличении социальных целей.

 

 

 

 

 

 


Заключение

 

В заключение данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1. Социальная политика – проводимая государством политика, курс действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержка отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов.

Целью социальной политики является обеспечение более полного удовлетворения потребностей членов общества, рост уровня и качества их жизни.

Необходимость осуществления социальной политики в рыночной экономике определяется тем, что справедливость в рыночном распределении не предусмотрена.

Эффективность национальной экономики в целом зависит от того, насколько соблюдаются принципы социальной справедливости во всех сферах общественной жизни, в том числе и в экономических отношениях.

Говоря о социальной политике государства с экономической точки зрения, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать насколько это возможно одинаковые “стартовые” условия для граждан.

2. Формами регулирования доходов населения являются: прогрессивное налогообложение, трансфертные платежи, дотации производителям, субсидии потребителям, определение минимальной заработной платы, социальное страхование, социальное обеспечение.

Для сегодняшней ситуации в стране характерна резкая дифференциация доходов и расслоение общества на узкий круг богатых и массу малообеспеченных граждан.

С одной стороны, перераспределяя доходы через налоговую систему и социальные выплаты, государство увеличивает платежеспособный спрос, способствуя экономическому росту. С другой стороны, увеличение государственных расходов требует увеличения налогового бремени. О приближении к критическому его уровню сигнализируют такие явления, как снижение нормы сбережений и инвестиций, расширение теневого сектора экономики, ослабление стимулов к трудовой деятельности и инвестированию, увеличение групп населения, предпочитающих жить на государственные пособия, возникновение хронических бюджетных дефицитов, что негативно сказывается на темпах экономического роста.

3. Основными направлениями социальной политики государства являются: социальное страхование, социальная защита трудящихся, политика в области оплаты труда, образовательная политика. По каждому направлению социальной политики приняты целевые и другие программы, содействующие достижению поставленных целей, с выделением на них определенных средств. Приоритетными направлениями социальной политики в России на современном этапе являются: стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных.

Формирование рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики. Социальная политика в переходный к рынку период должна строиться на трех основных принципах:

                                          приоритетность проблем социальной защищенности населения;

                                          повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально-культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества;

                                          организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.

Для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1.                              Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: Учеб. Пособие/ Т.М. Ковалёва, С.В. Барулин; под общей ред. Т.М. Ковалёвой – М.: «Кнорус», 2009. – 208с.

2.                              Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2007. – 896 с.

3.                              Экономическая теория: учебное пособие/ В.М. Соколинский, В.Е. Корольков; под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2006. – 464 с.

Информация о работе Социальная политика государства и ее особенности в экономике России