Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:13, курсовая работа
Рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики.
Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования рыночной экономики. Она затрагивает и охватывает все сферы экономических отношений в стране.
Введение..........................................................................................................3
1. Необходимость социальной политики в рыночной экономике: социальная и экономическая эффективность………………………………………..………5
1.1. Понятие социальной политики, ее цели и задачи…………………… 5
1.2. Экономическая эффективность и социальная справедливость…….. 8
2. Влияние распределения доходов на экономический рост………….…….11
2.1. Социальная дифференциация: причины, показатели………………11
2.2. Формы регулирования доходов населения …………………………14
2.3. Влияние распределения доходов на экономический рост…………21
3. Направления социальной политики и ее приоритеты в
России на современном этапе……………………………………………..…..23
3.1. Направления социальной политики государства………………… 23
3.2. Приоритеты социальной политики России
на современном этапе……………………………………………………..…..27
Заключение...................................................................................................34
Список литературы......................................................................................37
Приложения…………………………………
НОУ ВПО «САМАРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»
Курсовая работа
на тему:
Социальная политика государства и ее особенности в экономике России
студентка 1 курса
Пятова Е.В.
руководитель:
к.э.н.
Е.В. Русакова
Самара 2011
План
Введение......................
1. Необходимость социальной политики в рыночной экономике: социальная и экономическая эффективность………………………………………..
1.1. Понятие социальной политики, ее цели и задачи…………………… 5
1.2. Экономическая эффективность и социальная справедливость…….. 8
2. Влияние распределения доходов на экономический рост………….…….11
2.1. Социальная дифференциация: причины, показатели………………11
2.2. Формы регулирования доходов населения …………………………14
2.3. Влияние распределения доходов на экономический рост…………21
3. Направления социальной политики и ее приоритеты в
России на современном этапе……………………………………………..…..23
3.1. Направления социальной политики государства………………… 23
3.2. Приоритеты социальной политики России
на современном этапе……………………………………………………..…..
Заключение....................
Список литературы....................
Приложения……………………………………………………
Введение
Рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики.
Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования рыночной экономики. Она затрагивает и охватывает все сферы экономических отношений в стране.
Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной приводит к возникновению ряда проблем в сфере социально-трудовых отношений и обострению проблем занятости. Только умелое государственное регулирование социально-экономических процессов, т.е. эффективная социальная политика может приблизить успех реформ.
По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста.
Этим и объясняется выбор темы данной курсовой работы и ее актуальность.
Цель данной работы заключается в обосновании объективной необходимости социальной политики в рыночной экономике, определение ее содержания, влияния перераспределения доходов на экономический рост.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
1.
2.
3.
Объем работы – 38 с., шрифт - 14, интервал - 1,5. При написании работы использовано 21 литературных источников, в приложении имеется:
Приложение 1: Таблица. Предоставление жилья гражданам
Приложение 2: Таблица. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности
Приложение 3: Таблица. Расходы федерального бюджета в 2010 - 2013 годах по разделам классификации расходов бюджетов представлены в следующей таблице
1. Необходимость социальной политики в рыночной экономике: социальная и экономическая эффективность
1.1. Понятие социальной политики, ее цели и задачи
Социальная политика – проводимая государством политика, курс действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержка отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов.[5, с.376]
Целью социальной политики является обеспечение более полного удовлетворения потребностей членов общества, рост уровня и качества их жизни. [4, с. 321]
Социальная политика направлена на решение следующих задач:
1) стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;
2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;
3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;
4) развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство). [2, с. 620]
Необходимость формирования социально ориентированной экономики обусловлена следующими факторами:
Суть социальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.
Социальная политика создает благоприятные условия для развития соответствующих процессов самообеспечения трудоспособных граждан и одновременно адресного обеспечения тех, кто еще или уже не может трудиться и нуждается в заботе общества и государства.
Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики можно разделить на две группы. Первую условно можно назвать остаточной. В данном случае социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассивная и имеющая компенсационный характер. Ее концептуальные основы формируются под воздействием идей консерватизма. Типичным представителем данного варианта (с известной степенью условности) является американская модель.
Вторая группа — институциональная. Здесь социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения эта группа в наибольшей степени испытывает влияние социал- демократической идеологии, и типичным ее представителем (также условно) является шведский вариант социального государства.
Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных компонентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социальную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных проблем в деятельности государства.
Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами.
Россия традиционно относится к типу государств с сильной ролью государства в социальной сфере. Если не говорить о более низком материальном и институциональном уровнях, то система социальных гарантий и социальной защиты населения, сложившаяся в России к началу экономических преобразований, в целом соответствовала принципам социального рыночного хозяйства. Но с точки зрения критериев рыночной экономики социальная роль государства была чрезмерно патерналистской[1], хотя и обеспечивающей удовлетворение широкого круга всесторонне регламентированных потребностей, но сковывающей личную инициативу и подавляющей стремление граждан самостоятельно решать проблемы собственного благосостояния.
Достижение оптимальных масштабов вмешательства государства в регулирование социальных отношений в обществе связано с разрешением противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью.
1.2. Экономическая эффективность и социальная справедливость
Социальная справедливость в сфере экономики – это соответствие системы экономических отношений (преимущественно отношений распределения) представлениям, потребностям, интересам, господствующим в данном обществе. Так, в разные эпохи считалось справедливым распределение благ в зависимости от следующих критериев: по статусу рождения (аристократ, свободный плебей, раб); по положению (чиновник, простолюдин); по имуществу (собственник, пролетарий); по труду; по едокам (в крестьянской общине России). В настоящее время в общественном сознании россиян сложились три основных критерия социальной справедливости: уравнительный, рыночный (распределение доходов по факторам производства) и трудовой. Рассматривая социальную справедливость в экономических отношениях как сложное и масштабное явление, следует поставить вопрос о необходимости его государственного регулирования.
Однако принципы социальной справедливости могут входить в противоречие с экономическими критериями, в частности с критерием максимизации прибыли и полного использования личностно-квалификационного потенциала работников.
Экономическая эффективность – это тот способ действий, обеспечивающий получение в результате осуществляемых усилий и затрат ресурсов максимального результата. В принципе она противоречит социальной справедливости в таких сферах, как перераспределение ресурсов в пользу малоимущих, поддержка всеобщей занятости, решение экологических проблем и др. Противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью – это отражение противоречия между производством и потреблением. То, что приемлемо с точки зрения экономической теории, не всегда соответствует этическим нормам конкретного общества, и наоборот.
В современных условиях применяется более широкое понятие социально-экономической эффективности, включающее категории социальных издержек (заболеваемость, загрязнение окружающей среды и т.д.) и социальных благ (здоровье, образование, научный потенциал). Такое расширение понятия экономической эффективности связано со стремлением к социальному консенсусу или хотя бы к смягчению социальных противоречий, без чего вообще невозможно нормальное функционирование экономики.
Экономическая эффективность, как показал опыт последних десятилетий, наилучшим образом достигается в рамках рыночной системы с преобладанием частной собственности и при определенной регулирующей роли государства. Такая система неизбежно порождает усиление социальной дифференциации, так как в ней преобладает распределение по факторам производства, если государство устраняется от крупномасштабного перераспределения доходов граждан. Социальная справедливость реализуется главным образом через перераспределение доходов между различными группами населения, что ограничивает стихийное действие механизмов рыночной экономики. [2, с. 619-620]
Информация о работе Социальная политика государства и ее особенности в экономике России