Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:13, курсовая работа
Рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики.
Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования рыночной экономики. Она затрагивает и охватывает все сферы экономических отношений в стране.
Введение..........................................................................................................3
1. Необходимость социальной политики в рыночной экономике: социальная и экономическая эффективность………………………………………..………5
1.1. Понятие социальной политики, ее цели и задачи…………………… 5
1.2. Экономическая эффективность и социальная справедливость…….. 8
2. Влияние распределения доходов на экономический рост………….…….11
2.1. Социальная дифференциация: причины, показатели………………11
2.2. Формы регулирования доходов населения …………………………14
2.3. Влияние распределения доходов на экономический рост…………21
3. Направления социальной политики и ее приоритеты в
России на современном этапе……………………………………………..…..23
3.1. Направления социальной политики государства………………… 23
3.2. Приоритеты социальной политики России
на современном этапе……………………………………………………..…..27
Заключение...................................................................................................34
Список литературы......................................................................................37
Приложения…………………………………
Известны четыре методологические трактовки, объясняющие социальную справедливость: эгалитаризм – необходимость получения всеми членами общества равных благ; роулзианский подход – важность максимизации полезности наименее обеспеченных лиц; утилитаризм – максимизация общей полезности всех членов общества; либерализм – справедливость, устанавливаемая рынком.
Экономическая наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.
Глава 2. Политика государства в формировании доходов населения
1.1. Социальная дифференциация: причины, показатели
Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. [3, с. 385]
Доходы населения любого общества всегда дифференцированы. Существует множество причин, определяющих расхождение в уровнях жизни: различия в способностях, уровне образования и профессиональной подготовке, предпочтения в выборе места работы, наличие собственности и степень господства на рынке.
С развитием общества глубина дифференциации проявляет следующую динамику: на первоначальном этапе рыночного развития дифференциация неизбежно увеличивается. На зрелой фазе она уменьшается благодаря социальной политике государства.
Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца, при построении которой по оси абсцисс откладывали доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20,40,60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.
Кривая Лоренца
Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами – 15% и т.д. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.
Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Коэффициент концентрации Лоренца или индекс Джини (КL) дает возможность численно оценить степень неравенства. Для равномерного распределения он равен нулю, в условиях абсолютного неравенства он равен единице.
Для расчета коэффициента концентрации Лоренца (индекса Джини) используется следующая формула:
,
где S – нарастающие проценты денежного дохода; (Fi – F(i-1)) – доля населения, относящегося к i-му интервалу; S(i-1), Si – доля суммарного дохода, приходящегося на начало и конец i-го интервала. [2, с. 610]
Объем доходов каждой интервальной группы определяется на основании кривой распределения населения по размеру среднедушевого дохода путем умножения середины доходного интервала на численность населения в этом интервале. (Таблица 1)
Распределение денежных доходов населения России (в %)
| 2000
| 2003
| 2006
| 2009
|
Денежные доходы - всего,
| 100,0
| 100,0
| 100,0
| 100,0
|
в том числе по 20-процентным группам населения
|
|
|
|
|
- первая (с наименьшими доходами)
| 6,0
| 6,1
| 6,0
| 5,6
|
- вторая
| 11,6
| 10,7
| 10,5
| 10,3
|
- третья
| 17,6
| 15,2
| 15,0
| 15,3
|
-четвертая
| 26,5
| 21,7
| 21,5
| 22,7
|
- пятая (с наивысшими доходами)
| 38,3
| 46,3
| 47,0
| 46,1
|
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)
| 0,29
| 0,39
| 0,39
| 0,39
|
Источник: http://economics.wideworld.ru/
Одним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных. В развитых странах Запада он составляет обычно от 3 до 6. В России данный коэффициент (показатель) значительно выше - более 12.
Децильный коэффициент дифференциации (Kd) рассчитывается как отношение уровней, ниже и выше которых находятся десятые доли совокупности в разных концах распределения по уровню доходов:
Kd = d9/d1 ,
где
d1 - -значение аргумента (в данном случае дохода), вероятность быть ниже которого равна 0,1 (F1) (т.е. 10% населения имеют доход ниже этого значения),
d9 - -значение аргумента, вероятность быть ниже которого равна 0,9 (F9) (т.е. 10% населения имеют доход выше этого значения). [18]
2.1. Формы регулирования доходов населения
Рыночная система влечет за собой значительное неравенство в распределении доходов между различными слоями населения. С целью смягчения этого неравенства государство проводит социальную политику, главным содержанием которой является перераспределение доходов между отдельными категориями населения.
Проблема распределения доходов имеет два аспекта: функциональное распределение и личное распределение.
Функциональное распределение доходов связано со способом, которым денежные доходы общества делятся на заработную плату, ренту, процент и прибыль. Совокупные доходы распределяются в соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода. Функциональное распределение формирует первичные доходы населения. В смешанной экономике, как показывает практика развитых стран, основная часть общего дохода приходится на заработную плату. Доход мелких собственников, в том числе и от самодеятельности врачей, адвокатов, фермеров, владельцев мелких и некорпоративных предприятий, является по существу комбинацией заработной платы, прибыли, ренты и процента.
Личное распределение доходов связано со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств. Совокупный доход неравномерно распределяется между группами. Личное распределение связано с домохозяйствами, как с расходующей группой. Часть доходов населения поступает государству как индивидуальные налоги, а остаток распределяется на личное потребление и сбережение. Получение доходов сопровождается неравенством распределения. [21]
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.
1. Прогрессивное налогообложение. Налог является прогрессивным, если его средняя ставка повышается по мере возрастания дохода. Такой налог предполагает не только большую абсолютную сумму, но также и более значительную долю взимаемого дохода по мере роста дохода. Применение прогрессивной шкалы налогов считается необходимым условием функционирования национальных систем распределения доходов. Россия же с 1 января 2001 г. отказалась от такого подхода и практикует единую ставку налогов на личные доходы в размере 13%.
2. Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. [2, с. 611]
3. Дотации производителям – денежные средства, выделяемые из государственного и местного бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой стороны, не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотаций. Если бы не было дотаций, производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело бы к росту цен. [5, с. 107]
4. Субсидии потребителям – разовое пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств государственного бюджета, местных бюджетов или специализированных фондов. Адресные субсидии в виде непосредственно предоставляемых средств называют прямыми, адресными, тогда как установление налоговых или других льгот именуют косвенными субсидиями. [5, с. 388]
5. Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (ставки оплаты труда за 1 час работы). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям[2], в зависимости от уровня квалификации. [2, с. 613]
Так, средняя заработная плата в России на 1 января 2005 г. – 8,7 тыс. руб., на 1 января 2009 г. – 18,4 тыс. руб.
О перераспределении доходов и социальной защите малоимущих слоев можно судить на макроуровне по такому показателю, как доля заработной платы в валовом внутреннем продукте.
Если в развитых странах доля заработной платы составляет в ВВП 45-60 %, то в России этот показатель аномально занижен. Удельный вес заработной платы в ВВП – 26%, т.е. вдвое меньше, нежели в странах с современной рыночной экономикой.
Заниженный уровень заработной платы подрывает воспроизводство трудовых ресурсов, является антистимулом для работника и мощным ограничителем покупательной способности населения, а значит, и роста производства.
Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.
Всесторонняя система индексации сложилась в 60–70-х гг. в большинстве стран Западной Европы. Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий через коллективный договор. Система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких. [2, с. 614]
В большинстве промышленно развитых стран индексация распространяется на меньшую часть трудоспособного населения (например, в США – на чуть более 10% наемных работников, тогда как остальные предпочитают добиваться тех или иных надбавок к заработной плате при пересмотре коллективных договоров). Вместе с тем индексация широко используется для поддержания уровня жизни пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами.
В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятого населения государство регулирует только размер минимальной заработной платы.
Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.
6. Социальное страхование. «В основе социального страхования лежит такое явление и понятие, как «социальный риск». В условиях развитых рыночных отношений доходы большей части населения зависят в определяющей степени от регулярного получения работником заработной платы. Достаточно высокая вероятность утраты заработка порождает резкое наступление материальной необеспеченности и падение уровня жизни. Главными функциями социального страхования следует считать: защитную (поддержание материального уровня застрахованного, если его обычный источник дохода для него недоступен или ему предстоят непредвиденные расходы); компенсирующую (возмещение ущерба от утраты трудоспособности и здоровья, а также оплата услуг в связи с лечением и реабилитацией); воспроизводственную (покрытие всех расходов застрахованным и членам их семей, достаточных для нормального протекания воспроизводственного цикла, в случаях болезни, старости, инвалидности, безработицы, беременности); перераспределительную (влияние на сферу общественного распределения и перераспределения. Социальные выплаты (пенсии, пособия, медицинские и реабилитационные услуги) увеличивают долю вновь созданной стоимости, направляемой на потребление застрахованным. Сущность перераспределительной функции страхования заключается в распределении материальной ответственности за социальные риски между всеми застрахованными, всеми работодателями, работодателями и застрахованными, работодателями и государством. Еще одна функция социального страхования – стабилизирующая, заключающаяся в согласовании интересов социальных субъектов по ряду принципиальных для жизнедеятельности наемных работников вопросов (уровню социальной защиты, кругу лиц, подлежащих социальному страхованию, распределению финансовой нагрузки между социальными субъектами, участию в управлении социальным страхованием).
Информация о работе Социальная политика государства и ее особенности в экономике России