Рынок труда и занятости населения в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 07:22, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы во многом обусловлена и тем, что она связана с важнейшим аспектом экономической жизни – рынком труда. В данной связи особую значимость приобретает изучение и обобщение накопленного мировой и отечественной практикой опыта регулирования рынка труда с учетом возможности его использования в условиях российской экономики.

Файлы: 1 файл

КР - Рынок труда и занятость населения в РК.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

     Официально  признанная в начале безработица 90-х  годов стала реальностью нынешнем Казахстане. Её рост может усилиться в связи с новыми процессами высвобождения “излишней” рабочей силы из производственной сферы, используемой там формально и неэффективно. Эти работники имеют наибольшие шансы попасть под увольнение по экономическим причинам.

     Определить  величину “излишней” рабочей силы точно не возможно. По некоторым  оценкам, на предприятиях Казахстана её число достигает 5-15 миллионов человек. По другим данным, не менее 20-30% являются лишними. [24]

     Мировая практика показывает, что спад производства сопровождается адекватными ему размерами высвобождающейся рабочей силы. В Казахстане, напротив, как уже отмечалось выше, занятость и безработица менее эластичны по отношению к спаду производства. Отсюда следует, что если факт наблюдаемой в Казахстане эластичности занятости по спаду производства выступают как сугубо рыночное явление, то её размеры назвать рыночными нельзя.

     Более быстрое сокращение объёмов производства, чем занятости, связанно с одной  стороны с тем, что государство  сдерживало массовые увольнения граждан во избежание роста социальной напряжённости. С другой стороны, ряд законов, принятие которых привело бы к резкому повышению безработицы (например, закон о банкротстве), так и остались на бумаге. Результатом этих мер явилась получившая широкое распространение неполная занятость.

     Широкое использование неполной занятости  в экономике Казахстана вызвано двумя объективными причинами: нехваткой финансовых средств на предприятиях, которые дали бы возможность осуществить дорогостоящее высвобождение рабочей силы. По этой причине работники отправляются в вынужденные отпуска без сохранения заработной платы. Многие из них, лишившись источников существования, увольняются по собственному желанию.

     Другая  объективная причина кроется  в статусе предприятий. В случае если оно выступает в качестве градообразующего, а рынок является локальным, то массовые увольнения могут резко усилить социальную напряжённость.

     Складывающийся  в настоящее время казахстанский рынок имеет специфические черты, которые делают его отличным от рыночной экономики, свойственной промышленно развитым странам. Их опыт показывает, в частности, что люди с высшем образованием имеют самый высокий уровень доходов, и это оправдано. В Казахстане же самый высокий уровень доходов имеют следующие группы населения: занятые в теневой экономике; работающие в банковской сфере и торговле; номенклатурные работники, имеющие возможность использовать государственную собственность в собственных интересах. Говорить о высшем образовании не приходится, когда идёт процесс присвоения определёнными слоями созданного предшествующими поколениями богатства, использование номенклатуры для умножения своих доходов и т.п.[37]

     В переходной экономике Казахстана из множества нерешённых проблем необходимо выделить те, которые в настоящий момент являются наиболее актуальными. Среди них особое место занимает социальная переориентация всей экономической политики. Какие бы действия не предпринимались правительством для роста экономической эффективности производства, они должны соответствовать критерию повышения жизненного уровня населения. Необходимо создать надёжные механизмы защиты доходов от обесценивания.

     В условиях переходной экономики действует  одновременно две тенденции:

     - преодолеваются тоталитарные порядки  на производстве, в социально – трудовых отношениях. В будущем должно сформироваться правовое государство и гражданское общество. Это означает, что в перспективе установится верховенство закона в процессе регулирования социально – трудовых отношений, а такие механизмы, как защита прав, свобод и интересов трудящихся объединяет усилия правового демократического государства и многих других субъектов гражданского общества;

     - зарождаются новые формы регулирования  трудовых отношений, создаются  новые законы о взаимоотношениях  работодателей и работников.

     Долгосрочные  прогнозы и концепции развития трудовой сферы ещё нуждаются в разработке. Но предварительно можно предположить, что в после кризисной перспективе  большинство отклонений казахстанской ситуации от положения в развитых странах должно быть постепенно сглажено. Восстановятся тенденции роста занятости в прогрессивных отраслях экономики (наука, обрабатывающая промышленность). Продолжится рост занятости в сфере услуг. Сократится занятость в добывающей промышленности, сельском хозяйстве. Соотношение уровней заработной платы изменится в пользу прогрессивных отраслей. Неформальные сегменты рынка будут в значительной степени “формализованы”. Безработица сохранится примерно на нынешнем уровне, однако характер её изменится: станет меньше безработных специалистов, больше незанятых малоквалифицированных рабочих. В случае проведения активной политики занятости (и повышение самостоятельной активности людей на рынке труда) можно ожидать повышения эффективности систем переподготовки и трудоустройства безработных и сокращения средних сроков пребывания людей в статусе безработного. Безработица будет носить в основном структурно – технологический и фрикционный характер, увеличиваясь во время циклических спадов производства.

     В более отдалённой перспективе следует ожидать новых перемен в отраслевой структуре занятости, обусловленной технологическими сдвигами. Увеличится занятость в “экологических” отраслях, информационных технологиях. Возрастёт доля “домашних” рабочих мест, основанных на компьютерных технологиях и соответствующих средствах связи. Будет сокращаться продолжительность рабочей недели и величина рабочего времени среднего занятого казахстанца. Изменится структура подготовки кадров специалистов (в первую очередь, в системе образования). Уменьшится доля инженерных специальностей (среди которых будут преобладать профессионалы в области “высоких технологий”, информатики, восстановления природной среды). Увеличится подготовка специалистов в области экономики и управления, социологии и социальной работы, психологии и ряде других мест. Возрастёт общий уровень образования населения, в том числе доли лиц с высшим образованием, учёной степенью. Средняя продолжительность обучения гражданина Казахстана трудоспособного возраста приблизится к показателям наиболее развитых стран.

     Приведённый выше прогноз на долгосрочную перспективу  не является экстраполяцией наблюдаемых  сейчас процессов – в этом случае он был бы гораздо более пессимистическим. Это скорее нормативный прогноз, перечень целей, к достижению которых следует стремиться. Для достижения указанных целей необходимо вывести экономику из состояния депрессии и перейти к политике осмысленного государственного регулирования трудовой сферы [20]. 

2.2 Анализ развития рынка Республики Казахстан за период 2006-2008  годы

      Краткие итоги развития рынка труда Республики Казахстан за 2006 год.

     В истекшем периоде текущего года Министерство осуществляло деятельность в соответствии со Стратегическими планами Государства  и Программой Правительства Республики Казахстан на 2004-2007 годы. Усилия госоргана были направлены на реализацию государственной социальной политики и достижение позитивных результатов, баланса интересов всех участников социального процесса, углубление социальных реформ и расширение взаимодействия с общественными организациями и международными институтами.

     Трудовые  отношения Министерство продолжает совершенствовать законодательную  и нормативную правовую базу по вопросам трудовых отношений.

     В реализацию Закона «О безопасности и  охране труда», принятого в феврале 2005 года, разработан проект Программы обеспечения безопасности и охраны труда Республики Казахстан на 2006-2008 годы и направлен на согласование в заинтересованные Министерства и социальным партнерам.  
Целью программы является разработка мероприятий по обеспечению благоприятных условий труда на производстве, предупреждению и профилактике производственного травматизма, сохранению жизни и здоровья человека в процессе труда за счет подготовки и реализации правовых, организационно-технических и социально-экономических мер.  
Для обеспечения потребителей (работодателей, профсоюз, работников) информацией в сфере безопасности и гигиены труда при Министерстве труда и социальной защиты населения создан Информационный центр по безопасности и охране труда. В его задачи входит проведение активной работы по обучению и повышению квалификации государственных инспекторов труда и специалистов по охране труда организаций и профсоюзов.

     Разрабатываются межотраслевые и отраслевые нормативные  правовые акты по безопасности и охране труда.  В апреле–мае текущего года в городах Астане, Караганде и Актюбинске проведены региональные семинары–совещания по презентации Закона Республики Казахстан «О безопасности и охране труда». Ведется работа по созданию Республиканского государственного казенного предприятия «Республиканский научно-исследовательский институт по охране труда», который будет заниматься проведением научных исследований в области условий, безопасности и охраны труда и повышением квалификации государственных инспекторов труда. Госинспекторами труда осуществляется контроль за соблюдением трудового законодательства.

     В мае-июне 2006 года государственными инспекторами труда Министерства труда и социальной защиты населения проведены комплексные проверки состояния соблюдения трудового законодательства на предприятиях строительной отрасли республики. В текущем году на очередном заседании Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений планируется рассмотреть вопрос о состоянии соблюдения трудового законодательства на предприятиях строительной отрасли республики.[37]

     В первом полугодии 2006 года государственными инспекторами труда проведено 9057 проверок и обследований организаций по вопросам соблюдения трудового законодательства, что на 18% больше аналогичного периода 2004 года. В ходе проверок производственных объектов организаций в целом по республике выявлено 67129 нарушений, из которых 57% приходится на законодательство об охране труда (38255 нарушений). Доля выявленных нарушений законодательства о труде составляет 40,5% (27158), занятости населения – 2,5% (1716).

     По  результатам выявленных нарушений  работодателям вынесено 12493 предписания  об устранении выявленных нарушений, а  также до приведения в соответствие требованиям безопасности и охраны труда приостановлена работа 3606 единиц станков, механизмов и оборудования и 2089 производственных объектов.

     Кроме того, по требованию госинспекторов труда  работодателями освобождены от работы 2274 должностных лиц за грубые нарушения требований безопасности и охраны труда, приведшим к несчастным случаям.  
Должностным лицам, допустившим нарушения требований трудового законодательства, госинспекторами труда выдано 2572 постановления об административных правонарушениях (штрафов) на сумму 31,5 млн. тенге. Сумма взысканных штрафов составила 25,0 млн. тенге.  
В соответствии с предписаниями госинспекторов труда об устранении нарушений и другими мерами правового и административного реагирования работодателями устранено 54432 нарушений трудового законодательства или 81% от их общего числа.

     Общее количество пострадавших на производстве за 6 месяцев т.г. несколько уменьшилось  по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,1% и составило 1381 человек (2005 г. - 1411). В тоже время, на фоне снижения общего травматизма, на 17,6% выросло число пострадавших со смертельным исходом, количество которых за 6 месяцев составило 147 человек. В значительной степени это связано с развитием экономики страны, ростом новых производств, становление которых, сопряжено с определенным риском для вовлеченных в них граждан.  
В соответствии с Законом РК «О социальном партнерстве в Республике Казахстан» проводится работа по дальнейшему совершенствованию механизма социального партнерства. На всех уровнях трехстороннего сотрудничества ведется конструктивный диалог с социальными партнерами по обеспечению выполнения Сторонами принятых обязательств в рамках Генерального соглашения на 2004-2005 годы. За первое полугодие проведено три заседания рабочей группы и два заседания Республиканской трехсторонней комиссий по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений.[37]

     Вопросы занятости

     Принимаются меры направленные на решение вопросов занятости, дальнейшее создание условий  для снижения напряженности на рынке труда и обеспечения социальной защиты безработным. В настоящее время разработан проект Программы занятости населения Республики Казахстан на 2006-2008 годы, цель которой – обеспечение эффективной занятости, снижение уровня безработицы, повышение качественных параметров рабочей силы. В проекте Программы определены следующие основные приоритеты:

  • развитие трудовых ресурсов;
  • обеспечение продуктивной занятости населения;
  • снижение уровня безработицы до параметров, не представляющих угрозу процессам обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

     Для мониторинга состояния рынка  труда в республике действует  база данных, отражающая фиксируемый  спрос и предложение на рабочую  силу в разрезе областей, городов  и районов. Анализ свидетельствует, что в настоящее время в Казахстане существует достаточный спрос на рабочую силу при одновременном ее дефиците на локальных рынках труда по причине несоответствия качества и профессионально-квалификационной структуры предложения и низкой трудовой мобильности населения. Ежемесячный банк вакансий органов по вопросам занятости составляет 15-17 тыс. единиц. Министерством разработан проект Типового положения о мониторинге спроса на рабочую силу и порядке определения прогнозной потребности экономики в специалистах, который рекомендован для использования Акимам областей, городов Алматы и Астаны. Во исполнение Плана мероприятий на 2004-2006 годы по реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2004-2015 годы проводится мониторинг спроса и предложения рабочей силы в разрезе специальностей, требуемых для промышленных предприятий. Кроме того, в реализацию указанной Стратегии Министерством разрабатывается проект Положения о Центрах, занимающихся вопросами профессиональной подготовки, аттестации и переподготовки рабочих и технических специалистов с участием государственного и частного сектора, создание которых предусмотрено в регионах страны. Совместно с акимами областей, городов Астаны и Алматы проведена работа по определению потребности сельхозпредприятий в рабочей силе на период до 2007 года в разрезе сельских населенных пунктов с высоким и средним потенциалом развития, в промышленности, на транспорте и других отраслях экономики, действующих в разрезе административно-территориальных единиц. В реализацию Программы по снижению бедности в Республике Казахстан на 2004-2006 годы на рынке труда обеспечивается проведение активных мер политики занятости (трудоустройство, организация общественных работ, профессиональное обучение безработных). При содействии органов по вопросам занятости за шесть месяцев т.г. трудоустроено 79,7 тыс. человек или 52,3 % от общего числа обратившихся против 45,7 % - на соответствующую дату прошлого года.

Информация о работе Рынок труда и занятости населения в РК