Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 00:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить и проанализировать состояние и перспективы развития рынка труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь.
Изучены понятия рынка труда, безработицы, виды и формы занятости населения, особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь, основные направления государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение
Глава 1. Рынок труда: теоретические аспекты
1.1 Понятие, структура и механизм функционирования рынка труда
1.2 Занятость населения: виды и формы
1.3 Безработица: понятие, причины, формы, измерение
Глава 2. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе
2.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда в РБ
2.2 Состояние рынка труда в Республике Беларусь
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

рынок труда и особенности его функционирования 2010 год.docx

— 58.69 Кб (Скачать)

3) Несмотря на быстрый рост, частному  сектору до сих пор принадлежала  относительно незаметная роль  в поглощении безработицы.

4) низкая степень информированности  безработных о вакансиях в  частном секторе и препятствия  для территориальной и профессиональной  мобильности труда.

5) Практически во всех отраслях  экономики преобладающим является  государственный сектор, доля которого  в структуре спроса на рабочую  силу составляет 66 % рынка свободных  рабочих мест и вакансий.

6) Характерной особенностью безработицы  в странах с переходной экономикой  является ее застойный характер, т.е. достаточно низкие показатели  поступления и выбытия из состава  безработных.

Одним из проявлений данной тенденции  является увеличение средней продолжительности  нахождения без работы и формирование крупной прослойки хронически безработных - более 40 % от их общей численности.

7) Таким образом, продолжительность  безработицы в РБ быстро увеличивается,  что порождает порочный цикл: чем выше доля хронически безработных,  тем ниже выбытие из состава  безработных при данных уровнях  безработицы и вакансий.

8) Относительно высокая доля  среди безработных лиц квалифицированного  труда и значительное несоответствие  с профессионально-квалификационной  точки зрения предложения рабочей  силы и спроса на нее.

9) Уровень безработицы среди молодежи во всех странах с переходной экономикой очень высок. Иногда он в 3-4 раза превышает уровень безработицы в целом по стране.

10) Рынок труда в переходной экономике носит открытый характер, т.е. большинство меняющих работу лиц трудоустраивается самостоятельно.

Так, в Беларуси в 2007 г, при  содействии государственных служб  занятости на предприятия и организации  различных отраслей экономики трудоустроено  только 23,5% лиц, принятых на работу на крупные  и средние предприятия.

11) Существующая система трудоустройства не соответствует современным требованиям к организации рынка труда ни по содержанию выполняемых функций, ни по состоянию материально-информационной базы и кадровой обеспеченности государственных служб занятости.

12) Развитие рынка труда в переходной экономике также сдерживается низкой территориальной мобильностью рабочей силы.

13) Рынок труда в переходной экономике формируется в определенной мере стихийно и характеризуется наличием значительной по масштабам неформальной занятости. К неформально занятым относятся лица, не зарегистрировавшие в соответствии с законодательством экономическую деятельность и не уплачивающие налоги.

14) Характерной особенностью рынка труда в условиях переходной экономики является искажение такого важного фактора в формировании его конъюнктуры, как цена рабочей силы.

Заработная плата и распределительные  отношения сегодня не выполняют  роли регулятора пропорций занятости.

15) Проблема экономически необоснованной цены труда, существующий уровень которой не обеспечивает нормального воспроизводства рабочей силы, не создает заинтересованности работника в труде, повышении производительности и качества работы, не стимулирует профессиональное совершенствование.

Реализация активных мер политики занятости Республики прослеживается в таблице 1.

Таблица 1

Реализация активных мер политики занятости

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Обратилось в органы по труду, занятости  и социальной защите (тыс. человек) 232 300 271 309 284 299 308 332 321 289 298 309 328 322 335

из них зарегистрировано безработными (тыс. человек) 192 256 207 215 215 212 216 237 242 208 206 203 201 200 213

Трудоустроено - всего (тыс. человек) 119 150 208 241 223 224 222 213 208 192 187 188 201 199 196

в т.ч. трудоустроено безработных (тыс. человек) 81,5 111 147 159 161 148 139 129 140 152 144 134 130 131 130

Направлено на профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации (тыс. человек) 15,6 20,6 26,8 27,1 28,8 27,5 27,6 28,8 29,6 28,2 27,7 26,5 23,8 22,9 25,0

Создано новых рабочих мест с  выделением бюджетной ссуды нанимателям 920 1132 5234 8160 5865 4955 5723 4625 3517 4289 4400 3332 3258 3529 3217

Оказано содействие безработным в  организации предпринимательской  деятельности (человек) 211 332 1226 1575 761 1572 1793 1861 1907 2247 2446 2823 2837 2685 2736

Направлено на оплачиваемые общественные работы (тыс. человек) 57,7 74,6 132 148 125 121 117 123 131 123 113 110 101 97,5 94,8

Переселено семей безработных 38 103 182 283 277 279 287 248 187 248 318 380 332 346 408

Напряженость на рынке труда (число безработных на одну вакансию) 12 12 4 4 2,5 3 3 5 4 2 2 1 1 1 1,2

Уровень безработицы к численности  экономически активного населения, (%) 2,9 4,0 2,8 2,3 2,1 2,1 2,3 3,0 3,1 1,9 1,5 1,2 1,0 0,8 0,9

Проанализировав данные таблицы, можно  сказать, что государством осуществляются все возможные меры по снижению уровня безработицы (с 4% в 1996 г. она снизилась  до 0,9% в 2009 г.)

Однако 2009 год внёс коррективы в  состояние рынка труда в Беларуси, как и во многих других странах  по причине мирового финансового  кризиса. Это отразилось в повышении  напряжённости на рынке труда  на 0,2% по сравнению с 2008 г. и снижением  количества созданных новых рабочих  мест на 312 в сравнении с прошлым  годом.

Как показывает мировой опыт, в  условиях финансово-экономического кризиса  одним из направлений противодействия  безработице является сокращение режимов  рабочего времени, использование практики административных отпусков при усилении мер социальной поддержки вынужденно незанятых работников. Такая политика проводится и Правительством Республики Беларусь с целью сохранения трудового  потенциала и предотвращения массовой безработицы в стране. Вынужденная  неполная занятость выступает как  инструмент поддержания занятости  населения, позволяет нанимателям  в условиях кризиса сохранить  свои трудовые коллективы. В этих целях  принят Указ Главы государства от 26 июня 2009 г. № 333 «О дополнительных мерах  социальной защиты населения». [14]

Наиболее реальной и действенной  формой материальной поддержки работников, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, является предоставление им возможности участия  в оплачиваемых общественных работах  с соответствующей оплатой труда.

В каждом регионе Республики создана  база вакансий, которая ежедневно  обновляется. Она размещается на информационных табло и стендах  в управлениях (отделах) по труду, занятости  и социальной защите. В ней также  содержатся сведения о видах работ  для работников, находящихся в  вынужденных отпусках. Дополнительно  здесь указаны способы доставки работников к месту работы. С помощью  поисковой системы в автоматизированной информационной системе «Общереспубликанский банк вакансий» (раздел «Дополнительные  критерии») на сайте Министерства труда  и социальной защиты можно найти  временную, оплачиваемую общественную или сезонную работу. Этой информацией  могут воспользоваться как наниматели, отправляющие своих работников в  такие отпуска, так и сами работники.

В связи с предстоящей ликвидацией (или реструктуризацией) производства, сокращением численности или  штата работников, прекращением деятельности предпринимателя, органы по труду, занятости  и социальной защите могут компенсировать затраты нанимателям на опережающее  обучение высвобождаемых работников, а также на обучение лиц, принятых на работу из числа высвобожденных другим нанимателем или никогда  не работавших ранее. Условия и порядок компенсации таких затрат нанимателям регулируются Инструкцией о порядке и условиях компенсации органами государственной службы занятости населения затрат нанимателей, учреждений уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь на профессиональное обучение работников и лиц, привлекаемых к труду, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2006г. № 155.

За первое полугодие 2009 г. органы по труду, занятости и социальной защите компенсировали расходы 17 нанимателям  за профессиональное обучение 52 работников.

Для получения компенсации  нанимателю после завершения работником профессионального обучения (не позднее  одного месяца) необходимо обратиться в органы по труду, занятости и  социальной защите по месту регистрации  с письменным заявлением.

МинСтатом Республики Беларусь проанализирован рынок труда наиболее массовых профессий в Республике Беларусь (Приложение 1). Рассмотрены наиболее востребованные профессии как в городах, так и в сельской местности. К примеру, по состоянию на 01.12.2009 г. в городской местности наиболее востребованными являются следующие специальности: водитель автомобиля, каменщик, кровельщик по металлическим кровлям, машинист бульдозера, экскаватора, машинист крана (крановщик), монтажник строительных конструкций, повар, слесарь, электрогазосварщик, электромеханик, электромонтер, врач, медицинская сестра, фельдшер; в сельской местности: механизатор, оператор машинного доения, ветеринарный врач, зоотехник, врач, электромонтер, тракторист, инженер, медицинская сестра.

Проанализировав количество безработных  по категориям (Приложение 2) выявлено, что наибольшие группы безработных  представляют люди, уволенные по соглашению сторон и категория длительно  неработающих.

Статистика количества безработных  по уровню образования показывает, что наибольшую группу представляют лица, имеющие общее среднее образование (Приложение 3).

Рассчитано также и то, как  менялась средняя зарплата в Беларуси на протяжении семи лет — как  в номинальном выражении в  белорусских рублях, так и в  пересчете на доллары США. За исследуемый  период своего максимума в долларах — 456,4 долларов — средняя зарплата достигла в декабре 2008 года.

Из всех стран СНГ только в  России, Украине и Беларуси средняя  зарплата в январе 2009-го упала по сравнению с январем 2008-го. В России она снизилась с 615 до 517 долларов (16%), в Украине — с 301 до 216 долларов (29%), в Беларуси — с 352 до 347 долларов (1%).

В остальных странах СНГ зарплаты, напротив, выросли. Во всех трех странах, где наблюдается снижение зарплат, произошло падение национальных валют по отношению к доллару, что, несомненно, повлияло и на функционирование рынка труда[14].

В январе 2010 года средняя зарплата в рублевом выражении в Беларуси возросла на 8,6% к январю 2009-го года. В долларовом эквиваленте средняя зарплата увеличилась на 1% (Приложение 4).

Итак, в современный период категория  рынка труда привлекает к себе большое и все растущее внимание. Под влиянием научно - технического прогресса меняются содержание и  характер труда, усиливается многообразие требований к работнику, следовательно, включаются самые разнообразные  факторы: социальные, демографические  и т.д.

Резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение движения населения негативно сказывается  на эффективности использования  накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного  населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов безработицы.

В условиях мобильности рабочей  силы между локальными рынками труда  заработная плата на данном локальном  рынке будет зависеть не только от спроса и предложения труда на этом локальном рынке, но и от заработной платы (и соответственно от спроса и  предложения труда) на других локальных  рынках труда, с которыми данный локальный рынок связывают потоки мобильной рабочей силы.

В целом на рынке труда Республики Беларусь отмечаются положительные  изменения - приостановлен, к примеру, рост численности безработных. Растет и число вакансий, заявленных работодателями в службу занятости населения.

Заключение.

 При решении вопросов регулирования рынка труда важно учитывать специфические черты белорусской модели рынка труда. Это более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих, разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики, неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах, сельской местности.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как важной социальной гарантии для экономически активного  населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка  труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

В период радикальных преобразований, связанных с разгосударствлением, приватизацией, конверсией, демонополизацией, проведением рыночных реформ в экономике, происходит ломка традиционных структур занятости. Переход к новой экономической  системе требует крупномасштабных перемещений работников, высвобождаемых из распадающихся структур. Для значительных контингентов рабочих и служащих массовых профессий, вытесняемых свертыванием или технологизацией производства, недостаточно одного только изыскания новых рабочих мест. Необходима переподготовка специалистов узкого профиля, частичных работников, высвобождающихся при ликвидации устаревших хозяйственных и управленческих структур, модернизации традиционных секторов экономики на частнопредпринимательской основе.

Не все они находят себе новое  место работы, но общество рассматривает  многих из них как потенциальный  и мобильный резерв труда. Он будет  использован при дальнейшем расширении и совершенствовании производства и услуг, когда общество выработает материально подтвержденные, в том  числе и в денежной форме, потребности, а экономика будет готова создать  новые эффективные рабочие места. Поддерживать полную занятость всех, кого высвобождают высокие технологии и рыночные формы хозяйствования, кто не может эффективно работать на приватизированных предприятиях становится все труднее.

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь