Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 00:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить и проанализировать состояние и перспективы развития рынка труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь.
Изучены понятия рынка труда, безработицы, виды и формы занятости населения, особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь, основные направления государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение
Глава 1. Рынок труда: теоретические аспекты
1.1 Понятие, структура и механизм функционирования рынка труда
1.2 Занятость населения: виды и формы
1.3 Безработица: понятие, причины, формы, измерение
Глава 2. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе
2.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда в РБ
2.2 Состояние рынка труда в Республике Беларусь
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

рынок труда и особенности его функционирования 2010 год.docx

— 58.69 Кб (Скачать)

Во-вторых, научно-технический прогресс постоянно перестраивает структуру  производства, и в этой связи возникает  проблема несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. В результате на каждого  незанятого вследствие закрытия «старых» отраслей может приходиться лишь несколько вакантных мест в «новых»  отраслях. Это структурная или  технологическая безработица. Для  ее преодоления государству и  частным фирмам необходимо создавать  центры по переподготовке кадров.

В-третьих, цикличность развития рыночной экономики приводит к сокращению спроса на рабочую силу в период депрессии и кризиса. Возникает  циклическая безработица. Ликвидировать  этот вид безработицы невозможно, так как нельзя отменить цикличность  экономического роста. Антикризисные  мероприятия могут лишь «сгладить» экономический спад и, несколько  уменьшить число временно высвобождаемых работников.

В-четвертых, существует скрытая безработица, которая возникает, прежде всего, за счет сезонных работ, в строительстве  и сельском хозяйстве.

В-пятых, есть застойная безработица, основу которой составляют лица, не имеющие и не ищущие работу, по крайней  мере, в сфере легальной экономики.

Структурная и фрикционная безработица  определяют ее естественный уровень. Сумма  структурной и фрикционной безработицы  равна естественной безработице. Эти  формы безработицы не могут быть вообще устранены, они естественны  для динамично развивающегося хозяйства [13].

Таким образом, полной занятости не существует, есть эффективная занятость, при которой каждый желающий получить работу тратит разумное время на ее поиск или имеет возможность  соответствующей переквалификации.

Борьба с инфляцией, снижающей  реальный доход населения, ведет  к уменьшению инвестиций в экономику, так как требует ограничения  денежной массы путем сокращения государственных инвестиций и повышение  ставки ссудного процента. В свою очередь, сокращение инвестиций приводит к сокращению спроса на рабочую силу и, соответственно, к росту циклической безработицы. Попытки же уменьшения массы безработных  за счет увеличения количества рабочих  мест требуют увеличения инвестиций путем расширения государственных  инвестиционных программ и политики низкой ставки ссудного процента. Это  неизбежно повышает темпы инфляции. Тот же результат получается и  при попытках смягчения безработицы  через систему пособий безработным.

Таким образом, социальная политика должна постоянно соотносить мероприятия  по удержанию под контролем инфляции с мероприятиями в области  эффективной занятости.

Рыночные отношения предполагают существование и функционирование множества рынков, охватывающих разнообразные  области человеческой деятельности. Различают рынки сырья, материалов; товаров, работ, услуг, ценных бумаг, жилья  и др. Но среди всех этих рынков свое особое место занимает рынок труда.

Ключевыми теоретическими понятиями  рынка труда являются понятия  рабочей силы, занятости населения  и безработицы.

Фундаментальную основу рынка труда  составляют человеческие ресурсы.

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок труда можно рассматривать  как неотъемлемую часть рыночной экономики, представляющую собой систему  социально-экономических и трудовых отношений с согласованными интересами работодателей, наемных работников и государства по поводу купли-продажи  специфического товара.

Глава 2. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе

2.1 Основные направления государственного  регулирования рынка труда в  РБ

Рынок труда и сфера занятости, отражая многие противоречия переходного  периода, сегодня испытывают большое  влияние специфики трудовых отношений, сформировавшихся в условиях КАС. Развитие трудовых отношений до начала переходного периода характеризуется некоторыми особенностями:

1) Гарантированная занятость и  отсутствие у занятых в народном  хозяйстве конкуренции со стороны  безработных приводило к снижению  производительности и мотивации  труда, потере стимулов к повышению  квалификации и качества работы.

2) Государство, являясь собственником  подавляющей части средств производства, было практически единственным работодателем и монопольно устанавливало цену труда,

Ставки заработной платы определялись централизованно, в административном порядке.

3) Не предусматривалась дифференциация  ставок заработной платы в  зависимости от результатов, вызванных  процессом инвестирования в человеческий  капитал.

4) Высокий уровень монополизации  экономики в сочетании с отсутствием  рынка жилья, административными  ограничениями на переезд в другие города (институт прописки) и внеэкономическим закреплением работников на предприятии (очередь на жилье и т.п.) приводил к ограничению мобильности рабочей силы.

5) Социалистическая экономика характеризуется  деформированной структурой занятости  - в промышленности и сельском  хозяйстве занято избыточное  количество рабочей силы. Этому  способствует медленный рост  производительности труда и политика, направленная на приоритетное  развитие тяжелой промышленности  и сельского хозяйства.

6) Существующие механизмы разрешения  социальных конфликтов были неэффективны. Профессиональные союзы существовали, но входили в структуру государства  или партийного аппарата и  не представляли интересы рабочих.

7) Крайне ограничены возможности  миграции за пределы страны. Как  известно, излишек рабочей силы  в одной стране может быть  продуктивно использован в другой  на рабочих местах, которые местное  население занимает неохотно.

8) В течение ряда лет применялись  массовые формы принудительного  труда.

9) Избыточный спрос на рабочую  силу со стороны государственных  предприятий и так называемый  дефицит рабочей силы, вопреки  экономическим законам, искусственно  создавался административными методами [11].

Неизбежным результатом приватизации, структурных преобразований и сокращения численности работников, бывших государственных  предприятий стала безработица, которая буквально за несколько  лет превратилась в одну из самых  острых проблем в странах с  переходной экономикой. Численность зарегистрированных безработных в большинстве государств Центральной и Восточной Европы составляет 10-15%. Исключение составляют Чехия, Россия и Беларусь, в которых уровень безработицы остается относительно невысоким. Для нашей страны это связано, в первую очередь, с несовершенством статистического учета, а также низкими темпами проведения реформ и структурных преобразований, широким распространением практики придерживания рабочей силы государственными предприятиями.

Скрытая безработица, составляющая по некоторым оценкам до 20 % от общей  численности занятых оказывает негативное воздействие на многие стороны хозяйственной жизни: способствует сохранению низкого уровня заработной платы и нерациональной экономической структуры, сковывает инициативу работников и т.д.

Еще одна тенденция - значительный рост числа уволившихся по собственному желанию (более 78% от общей численности, уволенных в 2009г.). Причины, побуждающие людей увольняться по собственному желанию, все больше приобретают экономическое содержание. Вынужденная неполная занятость, постоянные административные отпуска (часто без сохранения заработной платы) являются основными факторами, обусловливающими добровольный уход работников с предприятий и организаций в поисках стабильного места работы и нормального заработка.

Рынок труда представляет собой  такую сферу рыночной экономики, где наиболее ярко прослеживаются ее недостатки, приводящие к дисбалансам  и необходимости государственного регулирования. Стихийный рынок  вытесняет из конкурентной борьбы за рабочие места социально незащищенные группы населения (молодежь, не имеющую  профессионального образования  и стажа работы, лиц с ограниченной трудоспособностью, женщин, вынужденных  значительную часть времени и  сил отдавать семье, пожилых людей). Целые отрасли и отдельные  профессии могут оказаться «нерыночными», т.е. не приносящими прибыли и  соответственно невостребованными  рыночной экономикой.

Цель регулирования рынка труда  в переходной экономике заключается  в содействии расширению спроса и  поддержке эффективного предложения  рабочей силы, с тем чтобы: развить  трудовые ресурсы и приспособить их к структурным изменениям для  улучшения возможностей экономического роста; содействовать социальному равенству путем улучшения как способности к занятости, так и возможности для занятости в первую очередь для социально незащищенных групп населения; стимулировать занятость в период экономического спада.

Во всех странах политика, проводимая на рынке труда, подразделяется на пассивную и активную. Пассивная политика регулирования рынка труда включает следующие меры:

* регистрацию ищущих работу;

* определение размера пособий  по безработице и организацию  системы их выплат;

* осуществление неденежных форм поддержки безработных и членов их семей и т.п.

Одной из самых распространенных форм пассивной политики занятости являются программы страхования от безработицы, широко применяемые в странах с переходной экономикой.

Сокращение безработицы и достижение более полной занятости в переходной экономике требует проведения активной политики на рынке труда. Основная ее цель - ускорение процесса структурной  реорганизации, а также предотвращение, уменьшение длительности и снижение уровня безработицы.

Активная политика на рынке труда  нацелена на повышение конкурентоспособности  работника в борьбе за рабочее  место путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, индивидуальной трудовой деятельности, т.е. на проведение «профилактики» безработицы и ее массового распространения. Она представляет собой комплекс мер, осуществляемых сетью специальных государственных учреждений и нацеленных на поддержание занятости, повышение мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, а также содействие более быстрому возвращению безработных к активному труду,

Одним из эффективных направлений  активной политики на рынке труда  является целенаправленное воздействие  на развитие важнейшего института рынка  труда - службы занятости. Основная ее задача состоит в повышении эффективности  функционирования рынка труда путем  распространения информации, позволяющей  сократить время поиска вакансий безработными и работников предпринимателями; способствующей найму работников, наиболее соответствующих требованиям работодателей; позволяющей работникам найти место  с подходящими условиями труда  и уровнем заработной платы.

Для устранения несоответствия структуры  свободных рабочих мест и временно незанятой рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе необходима своевременная  и соответствующая потребностям производства профессиональная подготовка и переподготовка безработных и  работников, находящихся под угрозой  увольнения.

В условиях характерного для стран  с переходной экономикой высокого уровня трудовой активности при низкой заработной плате и отсутствии стабильного  роста свободных рабочих мест особый интерес представляет развитие самостоятельной занятости.

В Республике Беларусь, согласно Положению  «О содействии Государственной службой  занятости безработным в организации  самостоятельной занятости», безработный, изъявивший желание организовать свое дело, имеет право на обучение основам  предпринимательства, получение субсидии в размере 25 минимальных заработных плат и ссуды из средств Государственного фонда содействия занятости на срок не более 18 месяцев. Как указано в  Положении, размер ссуды определяется социальной значимостью организуемого  вида предпринимательской деятельности, содержанием технико-экономического обоснования, наличием средств фонда  занятости на эти цели и не может  превышать 150 минимальных заработных плат [10].

В условиях растущей безработицы особое место занимает организация общественных работ. Данные программы представляют безработным общественные виды деятельности без специальной профессиональной подготовки. Они призваны улучшать материальное положение слабо защищенных групп населения, а также морально поддерживать их во время переходного  периода, пока не появятся новые рабочие  места.

Основные документы, соответственно которым осуществляется регулирование  рынка труда в Беларуси, являются: Конституция Республики Беларусь, Закон  Республики Беларусь от 20 июля 2007г, трудовой кодекс Республики Беларусь, коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего  трудового распорядка, трудовые договоры [10].

Республика Беларусь признаёт приоритет  общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательств о труде.

В документы и нормативные акты, регулирующие функционирование рынка  труда, вносятся своевременные изменения  и дополнения в соответствии с  проводимой государственной политикой, такие как Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» и Закон Республики Беларусь от 15 июля 2008 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной службы».

2.2 Состояние рынка труда в  Республике Беларусь

Среди важнейших проблем развития рынка труда в РБ следует назвать

1) определение масштаба массовых  увольнений и разработку политики, призванной снизить их негативное  воздействие.

2) перемещение работников из  государственного сектора в частный. Причем это происходит на фоне одновременного массового сокращения и создания рабочих мест в обоих секторах.

Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь