Рынок и его роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

цель исследования – изучить рынок, его содержание, типологию, сущность и его роль в общественном процессе.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1. Рассмотреть историю развития рынка, его сущность и признаки;
2. Изучить функции, структуру и типы рынка, а также роль рынка в общественном производстве;
3. Проанализировать современную рыночную экономику.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Общая характеристика рынка…………………………………………………..5
1.1 История развития рынка……………………………………………………...5
1.2 Сущность рынка………………………………………………………………7
1.3 Признаки рынка……………………………………………………………...10
2 Функции, структура и типы рынка. Роль рынка в общественном производстве……………………………………………………………………..12
2.1 Функции рынка………………………………………………………………12
2.2 Структура рынка……………………………………………………………..15
2.3 Типы рынка…………………………………………………………………..21
2.4 Роль рынка в общественном производстве………………………………...24
3 Современная рыночная экономика…………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Курсовая-рынок и его роль.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

3 Современная рыночная экономика

       Современная рыночная экономика промышленно  развитых стран характеризуется, во-первых, насыщенностью товарами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей. Во-вторых, ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей. Быстрая реакция на спрос покупателей привела к изготовлению, например, дисковой аппаратуры, автомобилей с пониженным расходом горючего и т. д. Каждый год только на рынок радиоаппаратуры поступает более 700 новых моделей и модификаций. В-третьих, меняются целевые функции фирм. Хотя прибыль по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательской деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособности заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции и снижении затрат.

       В-четвертых, происходит изменение форм предпринимательской  деятельности. Начиная с середины 70-х годов, наряду с крупными корпорациями важную роль в рыночной экономике ведущих стран стал играть мелкий бизнес. Эта организационная структура оказалась довольно гибкой, мобильной и чутко реагирующей на быструю смену запросов потребителей, на необходимость внедрения новых технологических возможностей, на широкое использование творческого потенциала отдельной личности. Мелкий бизнес превратился в весомую экономическую силу наряду с крупными корпорациями, государством и профсоюзами. Его доля в ВНП США, например, составляет 30%, он обеспечивает половину рабочих мест в частном секторе. По мнению бывшего председателя демократической партии штата Кентукки Р. Кобба, мелкий бизнес «подобно гравию, уложенному на железнодорожное полотно для поглощения грохота проходящих поездов, способствует минимизации уязвимости крупных корпораций при потенциально катастрофических потрясениях в нестабильные времена и повышению их эффективности в более здоровые периоды»14.

       В последнее время крупные корпорации идут на разукрупнение, создание субфирм, «центров прибыли», которые функционируют достаточно самостоятельно, быстро реагируют на меняющуюся ситуацию на рынке. В крупных корпорациях выделяются отдельные группы, предприятия, которым предоставляется полная свобода и инициатива в реализации какой-либо целенаправленной идеи.

       В-пятых, в современных условиях конкуренция  становится регулируемой. Это происходит как в силу углубления разделения труда, повышения степени информированности всех хозяйственных субъектов, развития межфирменных кооперационных связей, так и вследствие предпринимаемых государством мер по сужению или расширению конкуренции.

       В-шестых, в современной рыночной экономике идет становление нового типа трудовых отношений, предполагающего участие наемных работников в управлении и в собственности фирмы. Некоторые экономисты, в частности М. Вейцман, называют современный этап развития экономики «экономикой участия». Вовлечение персонала компаний в управление и в капитал реализуется путем предоставления внутренних акций, причем, как правило, по льготным ценам. При этом фирмы, распределяющие акции среди своих рабочих и служащих, поощряются различного рода налоговыми льготами. На предприятиях, практикующих участие рабочих и служащих в акционерной собственности и принятии решений, увеличивается занятость, повышается мотивация и производительность труда, снижается текучесть кадров, возрастает объем продаж. В США уже насчитывается более 5 тыс. таких компаний. Американские специалисты считают, что в 2010-х годах свыше 20% фирм будут находиться в собственности наемных работников. 

Заключение

       Возникновение и становление рынка - это не результат достижений разума, а следствие очень длительного исторического развития.

       Можно дать несколько определений рынка:

       Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

       Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов иными словами, отношение спроса и предложения.

       Рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

       Итак, в общем смысле под рынком понимается совокупность рыночных отношений в сфере обмена, по средствам которых осуществляется реализация товаров.

       Рынок - сложная экономическая система  общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.

       Независимо  от типа рыночных структур необходимым  условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.

       Функции рынка заключаются в том, что  рынок распределяет общий объем  продукции, то есть любой данный продукт  распределяется между потребителями на основе их способности и желания заплатить за него существующую рыночную цену, он выполняет ориентирующую функцию, что значит уравновешивает спрос и предложение, а также рынок содержит стимулы для технического прогресса и способствует накоплению капитала.

       В экономической теории различают различные виды рынков, которые основываются на собственной инфраструктуре, обслуживающей его потребности. Кроме того, рыночную экономику обслуживают институты, связывающие все рынки в единое целое. Каждый элемент рыночной системы имеет самостоятельное значение, но нормальное функционирование рыночной экономики возможно только при слаженной работе всех ее частей, в условиях мягкого государственного регулирования и стимулирования ее развития.

     Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей. Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив. Непосредственно эти команды относятся к производителям в виде централизованных планов выпуска продукции, а последние определяют поведение потребителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

       1. Андреев В.К. Экономическая теория. –М ., 2008. С.53-55.

       2. Булатов А.С. Экономика, 4-е изд. – М  ., 2005. С.154.

       3. Вадейко Е.И. Основы экономической теории. Микроэкономика: учебное пособие. – 5-е изд. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2007. С.105-106.

       4. Видянин В.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория, - М., 2004. С.158-159.

       5. Косова Р.А., Латова Ю.В. Экономическая теория. Учебное пособие. –Т., 2005. С.39-40.

       6. Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику. –М., 2006. С.56-57.

       7. Максимов В.Ф. Рыночная экономика. –М., 2006. С.204-205.

       8. Мамедов О.Ю. Современная экономика. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. С.124.

       9. Москатов Е.А. Основы экономики. 2-е изд., дополненное. - Таганрог, 2005. - 27 с.

       10. Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. –М.: МАИ, 2002.

       11. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. -М., 2007. С.34.

       12. Рынок и его основные особенности / Под ред.  д-ра экон. наук О.Д. Никифорова. Санкт-Петербург: «Альфа», 2001. – 376с.

       13. Семенов В.А. Рыночная экономика. -М., 2002. С.15.

       14. Экономика//под ред. Райзберга Б.А. -М., 2005. С.58-59.

       15. Экономическая теория. / Под. ред. А.И. Добрынина.  Учебник для вузов 3-е изд.. – СПб.: Питер, 2000. С.316-318.

       16. Экономическая теория// под ред. Базылева Н.И. -М., 2007. С.213.

       17. Экономическая теория: Учебник / под. общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина и др. – М.: Инфра-М, 2000. С.408.

Информация о работе Рынок и его роль