Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 23:01, курсовая работа
Бизнес - это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.
Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.
Введение…………………………………………………………….3
Виды рынков, их структура и функции.
Виды рынков и их структура………………………………......6
Функции рынка…………………………………………………11
Кругооборот товаров и услуг.
Упрощенная система кругооборота товаров и услуг………...13
Кругооборот с участием государства и банков………………15
Понятия, условия и виды конкуренции………………………..17
Экономическая неопределенность и риски……………………22
Несовершенства рынка…………………………………………24
Заключение………………………………………………………….26
Список использованной литературы………………………………
- Рынки рабочей силы представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается в соответствии с законами рыночной экономики.
- Региональные рынки. По территориальному признаку выделяются местные, региональные рынки; внутренние, национальные рынки; внешние, международные рынки.
1.2 Функции рынка.
Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.
Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Функция посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
Функция ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение общественно необходимой стоимости. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.
Функция регулирующая – связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и, прежде всего, на производство. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука».
Функция санирующая. Рынок немыслим без конкуренции. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.
Главный мотив экономического поведения людей в мире – получение личного дохода. Рыночная система оказалась наиболее приспособленной для сочетания личных и общественных экономических интересов, которые выражаются в преимуществах рыночного ведения хозяйства:
- эффективное распределение ресурсов: рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;
- возможность успешного функционирования при наличии ограниченной информации: достаточно иметь данные о цене и издержках производства;
- гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям;
- оптимальное использование результатов НТП. Товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет иметь преимущества перед конкурентами;
- свободу потребителей и предпринимателей в хозяйственной жизни;
- способность удовлетворять разнообразные потребности, повышать качество товаров и услуг.
2. Кругооборот товаров и услуг.
2.1 Упрощенная система кругооборота товаров и услуг.
Для начала представим самую простую картину экономических связей — укрупненную схему движения товаров и доходов, продукции и денег.
Вначале в ней будут присутствовать лишь две основные хозяйственные единицы: домашние хозяйства и предприятия. Мы абстрагируемся от внешних связей. Лишь позже привлечем в качестве участников экономического процесса государство и банковскую систему.
В упрощенной схеме агрегируем «ручейки» и «реки» разнообразных товаров и услуг, расходов и доходов в однородные «потоки», протекающие между предприятиями и домашними хозяйствами, объединяющие их в хозяйственную систему (рис. 2.1 ).
|
Рис. 2.1. Кругооборот товаров, доходов и расходов
В
нашей (упрощенной) схеме кругооборота
все ресурсы принадлежат
В схеме наглядно представлены основные связи. Домашние хозяйства предъявляют спрос и потребляют потребительские товары (хлеб, одежду, бытовую электронику) и услуги (стирка белья, транспорт). Они оплачивают их за счет доходов, которые получают, предоставляя в распоряжение предприятий рабочую силу, капитал, землю, другие факторы производства.
Предприятия включают факторы производства в производственный процесс и поставляют готовые потребительские товары и услуги домашним хозяйствам. Хлеб, одежда, бытовая электроника, транспортные и иные услуги, потребляемые домашними хозяйствами, заканчивают свое движение, и процесс кругооборота начинается снова.
Деньги как в верхней, так и в нижней части схемы совершают движение в направлении, противоположном движению товаров и услуг. Денежные потоки охватывают как доходы домашних хозяйств, так и потребительские расходы предприятий. При этом совокупные доходы равны совокупным расходам. Равенство доходов и расходов соответствует принципу двойной записи, используемой в системе бухгалтерского учета и экономической статистике.
Хозяйственный кругооборот представляет собой совокупность сделок по купле-продаже хлеба и одежды, оплате транспортных и бытовых услуг. В каждом отдельном случае оплачиваемая часть дохода соответствует затрачиваемой части расходов. Это же равенство сохраняется в результирующем показателе кругооборота, в котором суммируются все сделки за год.
2.2 Кругооборот с участием государства и банков.
Представим более сложную картину. В процессе кругооборота, помимо домашних хозяйств и предприятий, принимают участие государство и финансовые предприятия (в основном банки). Государство собирает налоги и осуществляет расходы — закупает товары и выплачивает из бюджета заработную плату. Банки перераспределяют денежные ресурсы.
Валовой внутренний продукт (конечный выпуск) равен сумме потребления, государственных расходов и инвестиций, т,е. в условиях нашей экономики ВВП в процентных показателях распадается примерно на следующие части: 55% расходуется на потребление; 25% составляют государственные расходы; 20% образуют инвестиции.
Схема кругооборота с участием государства и учетом инвестиционной деятельности демонстрирует процесс, в котором осуществляется расширение масштабов производства. В этом случае домашние хозяйства не тратят на потребление весь доход, а откладывают часть его в форме сбережений. Как отмечалось выше, сбережения — это та часть дохода, которая не используется на потребление.
Перераспределение сбережений и превращение их в инвестиции происходит при участии банков, выполняющих роль посредников.
На
рис.2.2 показано, что государство собирает
налоги с населения (домашних хозяйств)
и предприятий, формируя тем самым доходную
часть государственного бюджета. Расходные
статьи государственного бюджета включают
покупку товаров и услуг (для нужд обороны
и строительства дорог, поддержки гос.
предприятий и содержания учреждений),
выплаты домашним хозяйствам социальных
трансфертов, т.е. безвозмездные выплаты
субсидий, пособий, пенсий, стипендий.
Для обеспечения нормального хода кругооборота
сумма сбережений должна быть равна размерам
инвестиций. В идеале доходы госбюджета
должны соответствовать его расходам.
Поток денег населения на потребительские товары |
РЫНКИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ |
Поток доходов фирм | |||||||||||||||||||||||
Поток товаров населению |
Поток потребительских товаров от фирм | ||||||||||||||||||||||||
Налоги на доходы | ГОСУДАРСТВО
И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА |
Налоги на доходы | |||||||||||||||||||||||
НАСЕЛЕНИЕИ СЕМЬИ (ДОМОХОЗЯЙСТВА) |
БИЗНЕС | ||||||||||||||||||||||||
Поток сбережений и доходов |
Поток доходов и кредитов |
||||||||||||||||||||||||
ДЕНЕЖНЫЕ
ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ |
|||||||||||||||||||||||||
Поток ресурсов труда, земли и другой собственности | Поток товаров для производства | ||||||||||||||||||||||||
Поток доходов от труда, земли и другой собственности |
РЫНКИ | Поток доходов от продажи производственных товаров |
|||||||||||||||||||||||
РЕСУРСОВ И | |||||||||||||||||||||||||
ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА | |||||||||||||||||||||||||
Поток расходов за оплату ресурсов | |||||||||||||||||||||||||
Рис. 2.2.
Кругооборот товаров,
доходов и расходов с участием
государства.
3. Понятия, условия и виды конкуренции.
Конкуренция — это борьба между товаропроизводителями, поставщиками, продавцами за лидерство, за первенство на рынке.
Конкуренция
служит важнейших способов повышения
эффективности, как целой экономической
системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция
— это цивилизованная форма борьбы за
выживание, это сильнейший способ непрерывного
стимулирования работников и трудовых
коллективов. Благодаря экономической
свободе, сопутствующей ей конкуренции,
рыночная экономика превосходит командно-административную,
в которой конкуренции нет места.
Конкуренцию
можно классифицировать по нескольким
основаниям: а) по масштабам развития;
б) по своему характеру и в) по методам
соперничества.
По масштабам развития конкуренция может
быть:
По характеру
развития конкуренция подразделяется:
на свободную и регулируемую.
По методам ведения рыночное соперничество
делится: на ценовое (рыночные позиции
соперников подрываются посредством снижения
цен) и неценовое (победу одерживают путем
повышения качества продукции, лучшего
обслуживания покупателей и т. п.).
Существует 4 основных вида конкуренции:
- чистая (совершенная) конкуренция;
- монополистическая конкуренция;
- олигополия;
Информация о работе Рыночная организация хозяйства: поток товаров и доходов