Рыночная организация хозяйства: поток товаров и доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 23:01, курсовая работа

Краткое описание

Бизнес - это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3

Виды рынков, их структура и функции.
Виды рынков и их структура………………………………......6
Функции рынка…………………………………………………11
Кругооборот товаров и услуг.
Упрощенная система кругооборота товаров и услуг………...13
Кругооборот с участием государства и банков………………15
Понятия, условия и виды конкуренции………………………..17
Экономическая неопределенность и риски……………………22
Несовершенства рынка…………………………………………24
Заключение………………………………………………………….26

Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая экономическая теория.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

МОСКОВСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических  наук 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  экономической теории на тему:

"Рыночная организация хозяйства: поток товаров и доходов." 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           Студента I курса института ЭБиП

                                        Специальность 080109

                                                                  «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

                               Кахутиной Т.М.

                                         Шифр 1013-080109-09

                                                         Руководитель: Полоницева И.В. 
 
 
 
 

Рязань 2010. 
Содержание. 
 

    Введение…………………………………………………………….3

  1. Виды рынков, их структура и функции.
    1. Виды рынков и их структура………………………………......6
    2. Функции рынка…………………………………………………11
  2. Кругооборот товаров и услуг.
    1. Упрощенная система кругооборота товаров и услуг………...13
    2. Кругооборот с участием государства и банков………………15
  3. Понятия, условия и виды конкуренции………………………..17
  4. Экономическая неопределенность и риски……………………22
  5. Несовершенства рынка…………………………………………24

    Заключение………………………………………………………….26

    Список использованной литературы………………………………27

 

    Введение.

    Эволюция  общественных форм производства и хозяйства  привела к возникновению современной  рыночной системы.

    Рынок - это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли с друг другом, это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

    Некоторые рынки имеют формальные правила и функционируют в определенном месте (фондовые биржи), другие - децентрализованы и неформальны (устные информационные системы, связанные с поиском работы).

    Углубленное понимание категории "рынок" требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства, которая включает четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Конечной целью экономической жизни является потребление, однако без производства невозможно создание товарной массы. Распределение играет важную роль в складывании социальных отношений, в определении материального положения различных слоев общества. Обмен также оказывает сильное обратное воздействие на производство, обеспечивая его непрерывность и согласованность. Распределение и обмен опосредуют связь между производством и потреблением, образуя своеобразный механизм их взаимодействия.

  В самом общем виде рынок определяется как стихийный порядок. Учитывая, что в кратком определении невозможно осветить все грани этой важнейшей экономической категории, можно сказать, что рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

  В условиях исследуемой формы хозяйства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.

    Домашнее  хозяйство - основная структурная единица, функционирующая в потребительской  сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике.

  Бизнес - это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

  Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые  не имеют своей целью получение  прибыли, а реализуют функции  государственного регулирования экономики.

    Выбранная тема курсовой работы весьма актуальна  в настоящее время, потому что  с начала XXI века наша страна перешла к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму.

    В написании данной работы поставлены задачи рассмотреть виды рынков, их структуру; систему кругооборота товаров и услуг; дать понятие конкуренции; Экономической неопределенности и несовершенствам рынка.

    Рассмотренные в теме основные закономерности развития рынка проявляются как тенденции, имеющие в разных странах свою специфику. Поэтому формирование рыночной системы в России в переходный от командно-административной экономики период  должно учитывать существующие проблемы: относительно низкий уровень развития производительных сил по сравнению с развитыми странами; глубоко монополизированная структура экономики и основных рынков; противоречия между федеральной, региональной и местными властями;  оторванность производства от нужд потребителей; неразвитая инфраструктура рынка, которая вместе с тем в своем развитии опережает формирование структуры рынка; дестабилизация кредитно-денежной и финансовой системы и т.д.

 

    1. Виды рынков, их  структура и функции.

    1.1 Виды рынков и  их структура.

  Рынок имеет  сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы народного  хозяйства.

  Экономическая структура рынка определяется:

  ♦ функционирующими в экономике формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);

  ♦ структурой товаропроизводителей (государственные, кооперативные, арендные, частные предприятия, предприятия индивидуально-трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в народном хозяйстве той или иной формы функционирования хозяйствующих субъектов;

  ♦ особенностями  сферы товарного обращения;

  ♦ уровнем  приватизации и разгосударствления структурных подразделений народного хозяйства;

  ♦ видами торговли.

  Эти особенности  накладывают своеобразный отпечаток  на рыночную систему, которая за счет этих факторов (прежде всего многообразия форм собственности и многосубъектности  хозяйствования) приобретает свои специфические черты.

  По структуре  рынки можно подразделить по следующим  критериям:

  1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

  ♦ рынки  предметов потребления и услуг;

  ♦ рынки  средств производства;

  ♦ рынки  научно-технических разработок;

  ♦ рынки  ценных бумаг;

  ♦ рынки  рабочей силы.

    Формирование  таких рынков предполагает коренное изменение всей системы взаимодействий предприятий; переход к реализации товаров на основе прямых связей. Важнейшим  инструментом такого рынка является создание рыночных структур в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, системы предприятий оптовой торговли.

  2. Рынки могут формироваться и по товарным группам:

  ♦ рынки  товаров производственного назначения;

  ♦ рынки  товаров народного потребления;

  ♦ рынки  продовольственных товаров;

  ♦ рынки  сырья и материалов и т. д.

  Так, на рынке  сельскохозяйственного сырья формируется  фонд сельхозпродуктов для удовлетворения общественных потребностей страны в  продовольствии, а также для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса населения, создание фирменных магазинов.

  3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:

  ♦ внутрирегиональные;

  ♦ межрегиональные;

  ♦ республиканские;

  ♦ межреспубликанские;

  ♦ международные (мировые).

  Формирование  таких рынков особенно актуально  в условиях приобретения республиками государственного суверенитета, заключения межреспубликанских договоров.

  4. По степени ограничения конкуренции различают монопольный, олигопольный, межотраслевые рынки.

  5. По видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:

  ♦ рынки  оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;

  ♦ рынки  розничной торговли, когда продавцами выступают предприятия и организации, а покупателями – отдельные граждане;

  ♦ рынки  государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами – непосредственные производители сельскохозяйственной продукции (агропредприятия, фермы).

    Оптовая торговля существует в двух видах. Первый – это установление прямых связей между поставщиками и потребителями. Обычно такого рода связи устанавливаются в рамках устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомобильные и шинные предприятия).

    Второй  вид оптовой торговли – установление связей через оптовые базы, коммерческие центры, биржи, когда продукция поставщика используется многочисленными мелкими потребителями (предприятие, выпускающее различные подшипники, которые необходимы сотням и тысячам предприятий и организаций). Переход к оптовой торговле возможен при создании развитой инфраструктуры рынка (складские помещения, базы, транспортное обслуживание и т. п.).

    С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на: легальные, официальные; нелегальные, «теневые».

    Основные  виды рынков подразделяются на различные  субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка – это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков).

    Исследование  структуризации рынков позволяет выделить основные виды рынков:

  - Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки товаров потребительского назначения (продовольственные и непродовольственные товары); рынки услуг (бытовые, транспортные, коммунальные); рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.

  - Рынки средств производства. В их состав входят рынки производственных зданий и сооружений, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов; полезных ископаемых.

  - Финансовые рынки. К их числу относятся рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки, кредитные рынки, рынки ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

  - Рынки интеллектуального продукта – инновации, изобретения, информационные услуги; произведения литературы и искусства.

Информация о работе Рыночная организация хозяйства: поток товаров и доходов