Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 15:48, курсовая работа
Экономическая деятельность человека в конечном счете имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, то и изменения условий жизни отдельного человека не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других людей. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Рыночная экономика…………………………………………………5
1.1 Сущность рыночной экономики……………………………………………..5
1.2 Функции и механизм рыночной экономики…………………………….......8
Глава 2. Система социальной защиты……………………………………....13
2.1 Сущность и основные направления социальной политики …………........13
2.2 Приоритетные направления социальной политики государства…………17
2.3 Социальная защита населения………………………………………….......23
Заключение……………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………………….30
На каких же основных принципах должно происходить формирование новой системы социальной защиты?
1.
Дифференцированный подход к
различным слоям и группам
населения в зависимости от
их социального положения,
Для нетрудоспособных (престарелых, детей, инвалидов) главный упор должен быть сделан на поддержание их благосостояния, обеспечение уровня потребления важнейших материальных и социально-культурных благ, создание надежных гарантий, размера индивидуальных доходов и т.д.
Что
же касается трудоспособных, то для
них государственные гарантии в
области уровня жизни должны быть
сведены к минимуму. Здесь должен
действовать принцип
2.
Механизм социальной защиты
Система
социальной защиты не должна строиться
на основе эпизодического принятия разрозненных
разовых решений по улучшению
материального положения
3.
Система социальной защиты
Наиболее целесообразен путь создания многоуровневой системы, в которой гарантии, установленные на вышестоящем уровне, на нижестоящих дополнялись бы и развивались. Так, на федеральном уровне следует сохранить установление минимального уровня гарантий для всего населения страны независимо от места проживания.
Безусловно, принципов (требований) проводимой политики социальной защиты населения значительно больше. К примеру, в федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в РФ", принятом Госдумой 15 ноября 1995 г., подчеркиваются такие принципы, как адресность, доступность, дифференцированность, добровольность, гуманность, конфиденциальность, профилактическая направленность.
Система социальной защиты (защищенности) населения существует в единстве и комплексности с системой социальных гарантий.
Социальные гарантии государства являются основой, базисом для реализации системы социальной защиты населения.
Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых условий для поддержания его достоинства и для свободного полного развития его личности.
Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд (ст. 22 и 23 Декларации прав человека).
В
самом общем виде социальные гарантии
государства — это защита прав
человека на свободный труд, обеспечение
личной безопасности граждан в обществе,
создание системы жизнеобеспечения,
соответствующей жизненным
К наиболее важным элементам, например, жизнеобеспечения относятся:
1) материальная обеспеченность и создание условий, при которых доходы всех членов общества могут быть реализованы;
2)
возможность получения
3)
обеспечение безопасности
4)
улучшение материального
5)
расширение льгот работающим
женщинам; создание необходимых
условий для воспитания
Следует заметить, что система гарантий защиты от возможных негативных последствий рынка труда должна быть подкреплена созданием правовых, финансовых, организационных условий их обеспечения. В целом эта система должна интегрировать такие гарантии:
1) полная занятость или право на получение рабочего места;
2)
доступность профессиональной
3)
поддержание определенного
4)
защита основных прав
Система
социальных гарантий должна быть гибкой,
рассчитанной на предупреждение возможных
факторов социального риска, а не
на устранение уже возникших очагов
социальной напряженности. Ресурсные
и финансовые основы системы социальных
гарантий должны формироваться не по
остаточному принципу, а из действительных
потребностей общества. Поэтому система
социальных гарантий должна быть построена
таким образом, чтобы автоматически
поддерживать планку социальной защиты
на должном уровне. Основой для
этого будет создание объективной,
научно-обоснованной базы социальных
гарантий в виде системы государственных
социальных стандартов: минимальные
размеры зарплаты и социальных выплат
(пособия, пенсии, стипендии); рациональные
нормы питания и семейный бюджет;
прожиточный минимум и
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию 6 марта 1997г. говорится, что существующая практика распределения социальной помощи приводит лишь к распылению средств. В настоящее время в России действует более 1000 нормативных актов, предусматривающих те или иные социальные льготы для 200 категорий населения. А численность лиц, которые могут претендовать на различные выплаты, льготы и компенсации, достигает без малого 100 миллионов человек.
Поскольку
полная социальная защита всего населения
нереальна, постольку следует более
правильно и обоснованно
В
сложившейся практике социально
уязвимыми считаются семьи с
низким денежным доходом на члена
семьи; семьи, потерявшие кормильца; матери,
воспитывающие детей в
Все перечисленные слои и группы населения нуждаются в социальной поддержке со стороны общества, государства, правительства, крупных предпринимателей, общественных, частных и благотворительных организаций.
В период перехода к рыночной экономике наиболее остро проявляется проблема социальной защиты населения от роста цен, инфляции и безработицы. Для того, чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению личного потребления и жизненного уровня должна меняться индексация доходов. То есть, зарплата, пенсии, стипендии и другие виды доходов и выплат должны увеличиваться по мере роста розничных цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
Несколько слов о социальной благотворительности как о массовом и повседневном явлении демократического общества.
Для нашего общества такая функция общества необычна и нова. Хотя издавна принципы благотворительности заложены во многих христианских заповедях. Высший смысл и назначение человека состоит в том, чтобы сделать счастливыми как можно больше других людей.
Социальная
благотворительность
Заключение
Центральная
проблема любой современной экономики
– это обеспечение
Приоритет любого государства – защита рынка от незаконного вторжения, как чиновного, так и криминального. Государство обязано обеспечить надежность права собственности и оградить предпринемателя от произвольного, неправового вмешательства в его деятельность.
Невозможно всех обеспечить социальной защитой. Лишь немногие отдельные слои и группы населения, наиболее в ней нуждающиеся могут рассчитывать на ее поддержку. Но тем не менее, долг каждого государства – заботится о своем населении. Именно этим и занимается социальная защита населения.
Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны. Получили распространение такие явления как нищета, безработица, необеспеченность в старости и др. Эти явления не были ясно видны при старой политической системе. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.
Список
литературы
1. Анохин В.С.,
Аборнева О.И. Регулирование
2. Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 476 с.
3. Биншток Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 332 с.
4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие. – М.: ЮРАЙТ, 2008. – 397 с.
5. Вводный курс по экономической теории: Учебник для лицеев. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 456 с.
6. Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика: уроки 90-х. – М.: Гелиос АРВ, 2009. – 530 с.
7. Государственное регулирование рыночной экономики. / Под общ. ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. – М.: Экономика, 2010. – 314 с.
8. Денежные и финансовые проблемы переходного периода в Рос¬сии. – М.: Бек, 2008. – 380 с.
9. Деньги, кредит, банки. Учебник. / Под ред. Лаврушина О.И. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 465 с.
10. Игнатьева С.В. Государство и предпринимательство в России. – СПб.: Питер, 2008. – 356 с.
11. Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник. – М.: БЕК, 2007. – 764 с.
12. Курс экономической теории. / Под ред. Чепурина М.Н. и Киселевой Е.А. Кирова: АСА, 2008. – 475 с.
13. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 520 с.
14. Носова С.С., Талахадзе А.А. Экономика: Базовый курс лекций для вузов. – М.: Гелиос АРВ, 2007. – 640 с.
15. Поляков В.П., Московкина Л.А. Основы денежного обращения и кредита. – М.: Инфра-М., 2006. – 391 с.
Информация о работе Рыночная экономика и государственная система социальной защиты