Рыночная экономика и государственная система социальной защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая деятельность человека в конечном счете имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, то и изменения условий жизни отдельного человека не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других людей. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Рыночная экономика…………………………………………………5
1.1 Сущность рыночной экономики……………………………………………..5
1.2 Функции и механизм рыночной экономики…………………………….......8
Глава 2. Система социальной защиты……………………………………....13
2.1 Сущность и основные направления социальной политики …………........13
2.2 Приоритетные направления социальной политики государства…………17
2.3 Социальная защита населения………………………………………….......23
Заключение……………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

6578 рыночная экономика.docx

— 80.47 Кб (Скачать)

     На  каких же основных принципах должно происходить формирование новой  системы социальной защиты?

     1. Дифференцированный подход к  различным слоям и группам  населения в зависимости от  их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической  самостоятельности.

     Для нетрудоспособных (престарелых, детей, инвалидов) главный упор должен быть сделан на поддержание их благосостояния, обеспечение уровня потребления  важнейших материальных и социально-культурных благ, создание надежных гарантий, размера  индивидуальных доходов и т.д.

     Что же касается трудоспособных, то для  них государственные гарантии в  области уровня жизни должны быть сведены к минимуму. Здесь должен действовать принцип зарабатываемости, включая и большинство благ, которые  ранее предоставлялись бесплатно.

     2. Механизм социальной защиты должен  формироваться не на основе  государственной благотворительности,  а как совокупность законодательно  закрепленных экономических, правовых  и социальных гарантий.

     Система социальной защиты не должна строиться  на основе эпизодического принятия разрозненных разовых решений по улучшению  материального положения отдельных  групп населения, оказавшихся в  тяжелой ситуации. А пока мы имеем  дело не с комплексной системой, а со своеобразным подобием "скорой помощи" для латания наиболее заметных социальных прорех. Если такая  практика более или менее соответствовала  потребностям административно-командной  экономики, то в условиях рынка она  бесперспективна.

     3. Система социальной защиты должна  быть интегрированной, действовать  на всех уровнях: федеральном,  республиканском, областном, региональном, даже на уровне предприятия  (фирмы), АО с четким определением  прав, ответственности и функций  каждого из них.

     Наиболее  целесообразен путь создания многоуровневой системы, в которой гарантии, установленные  на вышестоящем уровне, на нижестоящих  дополнялись бы и развивались. Так, на федеральном уровне следует сохранить  установление минимального уровня гарантий для всего населения страны независимо от места проживания.

     Безусловно, принципов (требований) проводимой политики социальной защиты населения значительно  больше. К примеру, в федеральном  законе "Об основах социального  обслуживания населения в РФ", принятом Госдумой 15 ноября 1995 г., подчеркиваются такие принципы, как адресность, доступность, дифференцированность, добровольность, гуманность, конфиденциальность, профилактическая направленность.

     Система социальной защиты (защищенности) населения  существует в единстве и комплексности  с системой социальных гарантий.

     Социальные  гарантии государства являются основой, базисом для реализации системы  социальной защиты населения.

     Каждый  человек, как член общества, имеет  право на социальное обеспечение  и на осуществление необходимых  условий для поддержания его  достоинства и для свободного полного развития его личности.

     Каждый  человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда  и защиту от безработицы. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет  право на равную оплату за равный труд (ст. 22 и 23 Декларации прав человека).

     В самом общем виде социальные гарантии государства — это защита прав человека на свободный труд, обеспечение  личной безопасности граждан в обществе, создание системы жизнеобеспечения, соответствующей жизненным стандартам, сформированным к настоящему моменту.

     К наиболее важным элементам, например, жизнеобеспечения относятся:

     1) материальная обеспеченность и  создание условий, при которых  доходы всех членов общества  могут быть реализованы; 

     2) возможность получения образования,  медицинской помощи и т.д.;

     3) обеспечение безопасности окружающей  среды и поддержание экологии  на необходимом уровне;

     4) улучшение материального положения  пенсионеров, сокращение численности  малообеспеченных семей и граждан;

     5) расширение льгот работающим  женщинам; создание необходимых  условий для воспитания подрастающего  поколения.

     Следует заметить, что система гарантий защиты от возможных негативных последствий  рынка труда должна быть подкреплена  созданием правовых, финансовых, организационных  условий их обеспечения. В целом  эта система должна интегрировать  такие гарантии:

     1) полная занятость или право  на получение рабочего места;

     2) доступность профессиональной подготовки  и переподготовки, а также квалификационного  роста;

     3) поддержание определенного уровня  материальной обеспеченности на  период переподготовки или временной  незанятости; 

     4) защита основных прав работника  в сфере труда и т.д. 

     Система социальных гарантий должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных  факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности. Ресурсные  и финансовые основы системы социальных гарантий должны формироваться не по остаточному принципу, а из действительных потребностей общества. Поэтому система  социальных гарантий должна быть построена  таким образом, чтобы автоматически  поддерживать планку социальной защиты на должном уровне. Основой для  этого будет создание объективной, научно-обоснованной базы социальных гарантий в виде системы государственных  социальных стандартов: минимальные  размеры зарплаты и социальных выплат (пособия, пенсии, стипендии); рациональные нормы питания и семейный бюджет; прожиточный минимум и индексация личных доходов и т.п.

     В Послании Президента РФ Федеральному Собранию 6 марта 1997г. говорится, что  существующая практика распределения  социальной помощи приводит лишь к  распылению средств. В настоящее  время в России действует более 1000 нормативных актов, предусматривающих  те или иные социальные льготы для 200 категорий населения. А численность  лиц, которые могут претендовать на различные выплаты, льготы и компенсации, достигает без малого 100 миллионов  человек.

     Поскольку полная социальная защита всего населения  нереальна, постольку следует более  правильно и обоснованно говорить о социальной поддержке отдельных  слоев и групп населения. Такие  категории населения принято  называть слабо защищенными, а более  точно социально уязвимыми слоями населения. К социально уязвимым следует относить тех, кто лишен  возможности самостоятельно, собственными усилиями улучшить свое благосостояние, поддерживать необходимые условия  жизни и существования. Это, как  правило, многодетные и малообеспеченные семьи, пенсионеры и инвалиды, а также  безработные люди.

     В сложившейся практике социально  уязвимыми считаются семьи с  низким денежным доходом на члена  семьи; семьи, потерявшие кормильца; матери, воспитывающие детей в одиночку; лица, пострадавшие от репрессий и  от стихийных бедствий. Студентов  также можно отнести к слабо  защищенных категориям населения.

     Все перечисленные слои и группы населения  нуждаются в социальной поддержке  со стороны общества, государства, правительства, крупных предпринимателей, общественных, частных и благотворительных  организаций.

     В период перехода к рыночной экономике  наиболее остро проявляется проблема социальной защиты населения от роста  цен, инфляции и безработицы. Для  того, чтобы рост цен на товары и  услуги не приводил к катастрофическому  снижению личного потребления и  жизненного уровня должна меняться индексация доходов. То есть, зарплата, пенсии, стипендии  и другие виды доходов и выплат должны увеличиваться по мере роста  розничных цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

     Несколько слов о социальной благотворительности  как о массовом и повседневном явлении демократического общества.

     Для нашего общества такая функция общества необычна и нова. Хотя издавна принципы благотворительности заложены во многих христианских заповедях. Высший смысл  и назначение человека состоит в  том, чтобы сделать счастливыми  как можно больше других людей.

     Социальная  благотворительность проявляется  в том, что одни люди (или группы людей) бескорыстно, по внутреннему  душевному зову помогают другим: деньгами, вещами, услугами, советом, заботой, лечением, уходом и утешением. В этом мы должны усматривать проявление благородства и достоинства таких людей. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Центральная проблема любой современной экономики  – это обеспечение экономического роста. Но без четких правил и их точного выполнения невозможно решить ни одной проблемы. Если в казну  не платят налогов, нельзя помочь социально  незащищенным. Если все вокруг пронизано  коррупцией, нельзя построить цивилизованный рынок. Если арендатор или чиновник зависит от капитала, невозможен никакой  экономический прогресс. Нет и не будет цельной, работающей программы, когда в одних кабинетах пишут экономическую, в других – политическую, в третьих – международную часть, когда все это механически ''склеивают'' и выдают за единую государственную платформу. Это – не подход. Нужно определиться с действительно неотложными задачами. Их не так много, если подойти с умом.

     Приоритет любого государства – защита рынка  от незаконного вторжения, как чиновного, так и криминального. Государство  обязано обеспечить надежность права  собственности и оградить предпринемателя  от произвольного, неправового вмешательства  в его деятельность.

     Невозможно  всех обеспечить социальной защитой. Лишь немногие отдельные слои и группы населения, наиболее в ней нуждающиеся  могут рассчитывать на ее поддержку. Но тем не менее, долг каждого государства  – заботится о своем населении. Именно этим и занимается социальная защита населения.

     Социальная  жизнь общества  за последний  период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась  свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все  эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны. Получили распространение такие  явления как нищета, безработица, необеспеченность в старости и др. Эти явления не были ясно видны  при старой политической системе. Пособия  и разного рода выплаты и дотации  не исправляют положения.

Список  литературы 

1. Анохин В.С., Аборнева О.И. Регулирование коммерческой  деятельности в рыночных условиях. – Воронеж, 2008. – 82 с.

2. Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 476 с.

3. Биншток Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 332 с.

4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие. – М.: ЮРАЙТ, 2008. – 397 с.

5. Вводный курс по экономической теории: Учебник для лицеев. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 456 с.

6. Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика: уроки 90-х. – М.: Гелиос АРВ, 2009. – 530 с.

7. Государственное регулирование рыночной экономики. / Под общ. ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. – М.: Экономика, 2010. – 314 с.

8. Денежные и финансовые проблемы переходного периода в Рос¬сии. – М.: Бек, 2008. – 380 с.

9. Деньги, кредит, банки. Учебник. / Под ред. Лаврушина О.И. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 465 с.

10. Игнатьева С.В. Государство и предпринимательство в России. – СПб.: Питер, 2008. – 356 с.

11. Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник. – М.: БЕК, 2007. – 764 с.

12. Курс экономической теории. / Под ред. Чепурина М.Н. и Киселевой Е.А. Кирова: АСА, 2008. – 475 с.

13. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 520 с.

14. Носова С.С., Талахадзе А.А. Экономика: Базовый курс лекций для вузов. – М.: Гелиос АРВ, 2007. – 640 с.

15. Поляков В.П., Московкина Л.А. Основы денежного обращения и кредита. – М.: Инфра-М., 2006. – 391 с.

Информация о работе Рыночная экономика и государственная система социальной защиты