Россия на международных финансово-кредитных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время экономические функции национальных государств претерпевают существенные изменения, что находит свое проявление не только в изменении концептуальных основ теории государственного регулирования экономики, но и в изменении направлений, форм и методов такого регулирования. Новая роль государства во многом обусловлена теми процессами, которые происходят в большинстве стран под воздействием глобализации экономики.

Оглавление

Введение.................................................................................................................3
Глава 1 Международные финансовые отношения и его элементы.................6
1.1 Международные финансовые отношения: сущность, виды и функции.....6
1.2 Международные финансы..............................................................................12
1.3 Международные валютные операции...........................................................14
Глава 2 Международные финансово-кредитные организации в экономическом развитии России.........................................................................18
2.1 Необходимость и формы экономического сотрудничества России с международными финансово-кредитными организациями..............................18
2.2 Анализ влияния сотрудничества России с Международным Валютным Фондом на её экономическое развитие...............................................................27
2.3 Сотрудничества России с Европейским банком реконструкции и развития и его влияние на состояние экономики России..................................................31
Заключение............................................................................................................37
Список используемой литературы.......................................................................39

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 69.20 Кб (Скачать)

В итоге рассмотрения вопроса о взаимодействии России и МВФ можно сделать вывод  о том, что чаще всего Фонд, проводя  стабилизационную политику в России, делает это по образу и подобию  других стран с переходной экономикой. Естественно, что многие из предлагаемых программ не могут адаптироваться к  российским условиям, а соответственно и иметь положительные результаты. Таким образом, прежде всего, необходимо, чтобы стабилизационные программы  соответствовали экономическим  интересам России и были приспособлены  к ней. В противном случае, это  может привести к значительным социальным потрясениям.

Существует  мнение, что развитые капиталистические  страны хотят превратить его в  один из механизмов государственно-монополистического регулирования мирового капиталистического хозяйства. Прежде всего, происходит вмешательство  во внутренние дела суверенного государства, которое заключается в навязывании  той или иной политики. Естественным образом это может привести к  жестким социальным противоречиям. Характер деятельности МВФ первоначально  предполагал экономическое равновесие как основу отношений между странами. Таким образом, Фонд в большей степени поддерживает политику государства, имеющего наибольшие привилегии7.

Но все  это означает, что МВФ не проводит эффективной политики в тех сферах, которые являются предметом его  действий: экономика, политика, социальная сфера. Заметим, что каждое государство  представляет собой отдельную социальную систему со своей спецификой и  особенностями, а, следовательно, и  проводимая Фондом политика не всегда будет иметь однозначные результаты.

 

2.3 Сотрудничества России с Европейским банком реконструкции и развития и его влияние на состояние экономики России

Европейский банк реконструкции и  развития (European Bank for Reconstruction and Development) - региональный межгосударственный банк по долгосрочному кредитованию стран Центральной и Восточной Европы. Учрежден в 1991 г. Россия как правопреемник СССР является членом Банка с момента его основания.

Уставная цель Европейского банка  реконструкции и развития (ЕБРР) – вносить вклад в экономический  прогресс и реконструкцию, содействовать  переходу к открытой экономике в  странах Центральной и Восточной  Европы, Азии. Банк осуществляет свою деятельность только в государствах - членах. На конец  2007 г. интересы Банка распространяются на 29 стран. Россия является самым крупным получателем финансирования.

Акционерный капитал Банка составляет €20 млрд. Россия является одним из крупнейших акционеров (после США, Великобритании, Франции, Германии и Японии); ей принадлежит 4 % акций стоимостью €800 млн. (на долю СССР приходилось 6%).

Высший орган ЕБРР - Совет управляющих, определяющий основные направления деятельности. Каждая страна-член ЕБРР представлена одним членом в Совете управляющих. Исполнительный орган - Совет директоров. Директор от РФ в Совете директоров ЕБРР – Е.В. Котова.

Штаб-квартира Банка расположена  в Лондоне. ЕБРР имеет несколько  региональных представительств, в т.ч. в Москве (возглавляет Ален Пилу), Санкт-Петербурге (возглавляет Бруно  Балванера), Владивостоке, Екатеринбурге, Самаре. Планируется открыть несколько новых представительств в т.ч. в Красноярске, Ростове-на-Дону.

Профильным направлением деятельности ЕБРР является финансирование коммерческих проектов. Банк обладает высшим кредитным рейтингом (ААА).

Основными источниками финансирования ЕБРР являются его уставный капитал, заёмные средства, проценты за выданные кредиты или гарантии, доходы от инвестиций.

Деятельность ЕБРР в России осуществляется в виде предоставления кредитов, гарантий и участия в уставном капитале хозяйствующих субъектов.

Кредиты ЕБРР выдаются по текущим рыночным ставкам. Банк не субсидирует проекты и не выдает кредиты на льготных условиях. ЕБРР предлагает фиксированные процентные ставки, увязанные с плавающей ставкой, например, LIBOR, MOSPRIME3M, так и плавающие. Средняя ставка по кредитам в долларах США, выданным банком в 2006 г., составила 7,4%. К процентной ставке добавляется маржа, которая учитывает страновые и коммерческие риски проекта. Информация о размере маржи носит конфиденциальный характер и раскрывается только клиенту. Дополнительно Банк взимает комиссии и сборы8:

  • комиссия за экспертизу проекта;
  • разовая комиссия за открытие кредита (уплачивается вперед);
  • комиссия за обязательство (уплачивается с выделенной, но еще не выданной клиенту суммы кредита);
  • комиссия за конвертацию кредита (уплачивается с конвертируемой суммы в момент перевода кредита с одного вида процентной ставки или валюты на иные);
  • комиссии за досрочное погашение, аннулирование кредита и пеня за просроченный платеж (выплачивается при необходимости).

ЕБРР не финансирует оборонную  промышленность, игорный бизнес, производство табачных и алкогольных изделий.

Стратегической целью сотрудничества России с ЕБРР является привлечение  инвестиционных ресурсов для проектов на более приемлемых по сравнению  с другими инвесторами условиях - с низкими процентными ставками, более длительным периодом возврата, в среднем 5-10 лет (коммерческие банки, как правило, выдают кредит сроком до 5 лет).

С момента основания по апрель 2007 г. в России Банк участвовал в 529 проектах и инвестировал €8,2 млрд. 75% его финансирования было направлено в регионы, 25% - на реализацию проектов в Москве и Санкт-Петербурге. Участие ЕБРР в проектах стимулировало приток инвестиций из других источников в размере €15,2 млрд., так как коммерческие инвесторы внимательно следят за работой ЕБРР в России и часто направляют свои средства в те же проекты, что и банк. Они уверены, что участие Банка в тех или иных проектах указывает на их рентабельность и фактически гарантирует безопасность вложений. В I-м квартале 2007 г. ЕБРР подписал договоры на участие в 17 российских проектах на общую сумму €268 млн.

Объёмы и приоритеты государственных  внешних заимствования в ЕБРР, отраслевая структура и типы займов определяются Программой сотрудничества, разрабатываемой Минфином и Минэкономразвития при подготовке федерального бюджета на очередной период.

В сфере телекоммуникаций, информатики  и средств информации за период 2002-2006 г. Банк участвовал в совместных проектах 11 частных компаний России. Общая стоимость вложений ЕБРР в эти проекты составила почти €180 млн. В число 11-ти компаний вошли: EDN Совинтел; Макомнет; Moscow GSM; NTC; Северо-запад GSM/Россия; Sonic DUO; Вымпелком; Baring Communications Equity; «Голден Телеком»; Фонд ИКТ и промышленной электроники (Info and Comm. Tech&Industrial Electronic Fund Ltd).Среди проектов в области энергетики и транспорта были осуществлены инвестиции в генерирующую компанию ОГК-5 (10% акций), в ОАО «ГидроОГК» для модернизации гидростанций Волжско-Камского каскада (6,3 млрд. руб.) и в бюджетную авиакомпанию Sky Express (20% акций).

В настоящее время в сфере  ЖКХ ЕБРР инвестирует 17 проектов в 12 городах, общей стоимостью в €400 млн. (Санкт-Петербург, Калининград, Сургут, Ярославль, Тольятти, Краснодар и др.) В стадии рассмотрения находятся еще 8 проектов.

В 2006 ЕБРР принял новую стратегию, согласно которой к 2010 г. финансирование проектов в России должно увеличится на €1,6 млрд., т.е. доля России в кредитном портфеле ЕБРР должна вырасти до 41%, а инвестиции в новых странах-членах ЕС сократиться с 45% до 6%. По словам Алена Пиллу объем инвестиций ЕБРР в российскую экономику в 2007 г. составят около €3-3,7 млрд.

В соответствии с данной стратегией одним из приоритетных направлений  банковского финансирования станет энергетика, объем инвестиций в которую  должен возрасти за 2 года с €700 млн. до €1,5-2 млрд., что составит 15-20% общего инвестиционного портфеля. Инвестиции будут направлены на покупку миноритарных пакетов акций ряда российских генерирующих компаний.

Другим приоритетным направлением станет участие Банка в крупных  инфраструктурных проектах России, среди  которых строительство скоростной автомобильной магистрали «Москва  – Санкт-Петербург», организация  скоростного движения пассажирских поездов на участке «Санкт-Петербург - Хельсинки», строительство платной  автомобильной автодороги «Краснодар – Абинск – Кабардинка» и др. Общий объем вложений должен составить  €3,6 млрд.

Так же будет увеличена доля операций ЕБРР в следующих отраслях:

  • в муниципальной инфраструктуре (ЖКХ, городской транспорт, реконструкция жилищного фонда) - до 20-25%;
  • в проектах сырьевого сектора (нефть, газ, горнорудная промышленность) - на 5-10%;
  • предоставление прямых кредитов предприятиям (общего и специализированного промышленного профиля) - до 30-35%;
  • в проектах по поддержке малых и средних предприятий (вложения в частные акционерные капиталы, предоставление оборотных средств и среднесрочных кредитов этим предприятиям) - на 10-15%;

Наряду с проектами по предоставлению прямых кредитов и вложений в акционерный  капитал предприятий ЕБРР имеет  программы, направленные на расширение своего участия в региональных проектах. Более половины проектов из кредитного портфеля Банка являются подпроектами российского Фонда поддержки малого бизнеса (РФМБ) и Программы региональных венчурных фондов9.

В рамках программы РФМБ к финансовому  портфелю был подключен банк «ВТБ – розничные услуги», благодаря  чему ЕБРР смог выйти на инвестиционные рынки еще 39 регионов России, в том  числе на Северный Кавказ.

Программа региональных венчурных  фондов была разработана Советом  директоров ЕБРР в соответствии с  просьбой представителя РФ, высказанной  на Токийской встрече стран «большой восьмерки» в 1993 г. В рамках этой программы в 1994-1996 г., в нашей стране было создано 11 региональных венчурных фондов, основной целью которых являлось содействие в укреплении приватизированных компаний посредством прямых инвестиций в акционерный капитал. Каждому фонду Банк выделил по $30 млн. для инвестирования в качестве нового акционерного капитала. Дополнительно были выделены безвозмездные ссуды странами – донорами (США, Япония, Финляндия, Норвегия, Швеция, Германия, Италия и Франция) в размере $20 млн., на покрытие операционных издержек фонда.

В 2007 г. ЕБРР стал спонсором «ВТБ – Фонд венчурный» с капиталом в 3 млрд. рублей. Доля Банка составляет 20%, ВТБ 30%, менеджмента 1%, 49% (максимально допустимые по закону) принадлежит государству в лице Российской венчурной компании. Фонд сформирован в форме закрытого ПИФа. Управляет фондом ЗАО «ВТБ Управление активами» совместно с Draper Fisher Jurvetson. Стратегическая цель фонда - покупка миноритарных пакетов акций в объеме €1,4 - 11 млн. в компаниях, занимающихся информационными технологиями, полупроводниками и биотехнологиями, разработкой медицинского и лазерного оборудования, нанотехнологиями, композиционными материалами и др.

 

                                              Заключение

В результате проделанного в работе анализа  можно сказать, что международные  валютно-кредитные организации, такие  как Всемирный банк и Европейский  банк реконструкции и развития, Парижский  и Лондонский клубы играют значительную роль в организации международных  кредитных отношений и поддержании  стабильности международных расчетов. Во-первых, их деятельность позволяет  внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность  всемирного хозяйства, обеспечивая  в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. Во-вторых, они  призваны служить форумом для  налаживания сотрудничества между  странами и государствами. С ослаблением  идеологического противостояния эта  задача становится все более актуальной. В-третьих, возрастает значение международных  валютно-финансовых организаций в  сфере изучения, анализа и обобщения  информации о тенденциях развития и  выработки рекомендаций по важнейшим  проблемам всемирного хозяйства.

Построение  взаимоотношений России с МФО  определяется конкретными историческими  и экономическими факторами. В связи  этим комплекс принципиальных установок  данного сотрудничества можно разграничить на три подсистемы. Во-первых, глобальные принципы, определяющие цель и задачи МФО, и конкретные принципы их кредитных  отношений со странами-членами. Во-вторых, национальные стратегии, определяющие содержание программ сотрудничество и  условия взаимодействия с МФО. В-третьих, частные и общественные интересы, с одной стороны – государство  – заемщики, с другой – руководство  и основные акционеры МФО, преследующие цели расширения своего влияния и  использования кредитов, выделяемых, в частности, России, в качестве источников получение прибыли.

 Результаты  взаимодействия России с МФО  неоднозначны. Внешние заимствования, особенно у МВФ, не всегда были эффективными и оправданными. Полученные средства в большинстве случаев использовались не для технологической перестройки экономики, а для покрытия бюджетного дефицита и обслуживания государственного долга. Во-первых, медленно осваивались кредиты, предназначенные для реализации инвестиционных проектов МБРР и ЕБРР, особенно в первые годы их деятельности в России. Причины этого кроются в отсутствии эффективного контроля за ходом реализации проектов российскими органами исполнительной власти, несовершенстве законодательной базы, регламентирующей использования кредитов, а также в недостаточном знакомстве экспертов МФО со спецификой российских условий.

 Во-вторых, кредиты ведущих МФО при их  сравнительно невысокой договорной  стоимости связаны со значительными  косвенными расходами (консультационными  услуги, расходы на содержание  групп реализации проектов, комиссии  за обязательство и т.д.), а также  требуют выполнения ряда условий  до начала реализации кредитуемых  проектов. Это в итоге снижает  финансовую эффективность кредитов  МФО и делает их сравнимыми  по стоимости и по срокам  с заимствованиями на мировом  рынке. 

Информация о работе Россия на международных финансово-кредитных отношениях