Россия на международных финансово-кредитных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время экономические функции национальных государств претерпевают существенные изменения, что находит свое проявление не только в изменении концептуальных основ теории государственного регулирования экономики, но и в изменении направлений, форм и методов такого регулирования. Новая роль государства во многом обусловлена теми процессами, которые происходят в большинстве стран под воздействием глобализации экономики.

Оглавление

Введение.................................................................................................................3
Глава 1 Международные финансовые отношения и его элементы.................6
1.1 Международные финансовые отношения: сущность, виды и функции.....6
1.2 Международные финансы..............................................................................12
1.3 Международные валютные операции...........................................................14
Глава 2 Международные финансово-кредитные организации в экономическом развитии России.........................................................................18
2.1 Необходимость и формы экономического сотрудничества России с международными финансово-кредитными организациями..............................18
2.2 Анализ влияния сотрудничества России с Международным Валютным Фондом на её экономическое развитие...............................................................27
2.3 Сотрудничества России с Европейским банком реконструкции и развития и его влияние на состояние экономики России..................................................31
Заключение............................................................................................................37
Список используемой литературы.......................................................................39

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 69.20 Кб (Скачать)

В настоящее  время существуют десятки различных  форм международного экономического сотрудничества. Кроме того, есть такие формы сотрудничества, которые дают возможность, в случае их использования, обеспечивать для  страны существенную экономию собственных, отечественных капитальных вложений (рисунок 1)1.


 

 



 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Формы  международного экономического сотрудничества

 

Важной формой международного сотрудничества является участие России в международных  организациях и фондах. Это участие  предполагает внесение соответствующих  квот в уставные капиталы и бюджеты  данных организаций. Средства международных  организаций аккумулируются в соответствующие фонды и распределяются на целевые программы по направлениям деятельности.

С 1 июня 1992 г. Россия стала полноправным членом МВФ, представленным в Совете директоров2. Более чем десятилетний опыт отношений России с МВФ в целом свидетельствует о положительном эффекте, который принесло вступление в эту организацию, поскольку оно дало возможность получить кредиты для покрытия бюджетного дефицита, а также открыло доступ к другим внешним источникам заимствования. Оценивая сотрудничество России с МВФ, необходимо отметить, что МВФ, предоставляя финансовые средства и техническую помощь, способствует реформированию Российской экономики, а также интеграции российской экономики в мировую.

Членство  России в МВФ открыло возможность  сотрудничества с институтами Всемирного банка. Первые годы деятельности Банка  в России были направлены на восстановление объектов промышленности. В настоящее  время Всемирный банк сотрудничает с Россией в соответствие со стратегией деятельности КАС-99, которая направлена на осуществление системных и  институциональных реформ, принятие мер на региональном и местном  уровне в области экономической  политики (возврат к докризисному периоду, решение проблемы бедности).

Всемирный банк, предоставляя кредиты России, помогает развивать экономику, повышает степень  доверия инвесторов к стране.

Группа Всемирного банка состоит из пяти тесно связанных  между собой институтов (Международный  банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК),Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ),Международный  центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС)), общей целью которых  является оказание развитыми странами финансовой помощи развивающимся странам.

 

МАР предоставляет  займы для приоритетных, экономически и технически обоснованных проектов в рамках национальной экономики. Целями МАР являются поощрение экономического развития, повышение производительности труда, а также уровня жизни в  государствах-членах.

МФК работает на микроуровне, финансируя не правительства, а непосредственно предприятия. МФК — крупнейший в мире источник прямого финансирования проектов частных капиталовложений в развивающихся странах. МФК содействует дополнительному финансированию проектов, реализуемых частным сектором.

Иностранные инвестиции осуществляются в виде привлечения  средств иностранных государств-инвесторов, иностранных коммерческих организаций, международных строительных компаний для сооружения объектов в различных  отраслях отечественной экономики. Предприятия и объекты, создаваемые  на условиях кредитования, остаются на территории России в качестве национального  достояния. Другие предприятия, финансируемые  иностранными предпринимателями за счет фондов своих фирм, а также  из средств бюджетов иностранных  государств, функционируют как совместные предприятия и иностранные юридические  лица.

Иностранные кредиты как одна из наиболее развитых форм внешнеэкономических отношений  носят возвратный характер, являются платными и могут привести к тому, что наша страна завязнет в долгах, а взамен получит лишь временное  облегчение на потребительском рынке  и нулевой эффект в производственном плане. Мировая практика знает иной, более эффективный, хотя и более  сложный способ - импорт производительного  капитала в виде прямых инвестиций. Стране-импортеру не надо при этом платить никаких процентов. Наоборот, она сама получает от иностранного инвестора доход в виде налоговых, арендных и других платежей. Иностранные  инвестиции сразу идут в производство, несут с собой новые технологии и управленческий опыт и при этом контролируются владельцами с точки зрения эффективности их использования.

Сотрудничество  с МФК стимулирует инвестиции в частный сектор и развивает  рынок капитала в России. За более  чем десятилетнюю работу в России МФК реализовала боле двух десятков проектов в различных секторах экономики. Эта корпорация осуществила в  России проекты технического содействия в ряде отраслей, включая сельское хозяйство и энергетику, а также  на рынке финансовых услуг.

Основной  задачей МАГИ является содействие инвестициям  частного капитала в страны – заемщицы. Организация способствует привлечению иностранных инвестиций в развивающиеся страны косвенным образом, так как предоставляет иностранным инвесторам гарантии от убытков, связанных с некоммерческими рисками. Членство открыто для всех членов МБРР и Швейцарии 3. Сотрудничество России с МАГИ позволяет российским компаниям рассчитывать на получение гарантий по различным видам инвестиций. За время сотрудничества МАГИ предоставило множество гарантий проектам, реализуемым в России.

Россия сотрудничает с Европейским банком реконструкции  и развития (ЕБРР). Главная задача ЕБРР - содействовать переходу европейских  постсоциалистических стран к открытой рыночной экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Заинтересованность России в сотрудничестве с ЕБРР состоит в привлечении иностранных инвестиций на приемлемых условиях, с низкими процентными ставками, длительными сроком и льготным периодом возврата кредита

Россия входит в состав государств - членов ЮНЕСКО. ЮНЕСКО – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки  и культуры. ЮНЕСКО сегодня является своеобразной лабораторией новых идей и подходов которые берутся за основу международных нормативных документов для урегулирования возникающих перед человечеством проблем этического плана. ЮНЕСКО одновременно и центр обмена информацией, она распространяет информацию и знания, помогая тем самым государствам-членам развивать потенциал общества в самых разных сферах деятельности, в частности, так называемый «человеческий фактор».

Россия взаимодействует  с Международной организацией труда (МОТ). Целью МОТ является обеспечение  полной занятости и рост уровня жизни; поощрение экономических и социальных программ; соблюдение основных прав человека; охрана жизни и здоровья трудящихся; поощрение сотрудничества между  предпринимателями и трудящимися 4. Основным видом деятельности МОТ является разработка проектов конвенций и рекомендаций по этим вопросам.

Основные  направления деятельности МОТ включают разработку международных стандартов (в форме конвенций и рекомендаций) в таких областях, как свобода  ассоциаций, заработная плата, продолжительность  рабочего дня и условия труда, вознаграждение трудящихся за труд, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, службы найма рабочей силы и рабочая инспекция. Становление современной системы трудовых отношений и соответствующего законодательства России осуществлялось при широком использовании норм, разработанных МОТ.

Россия является членом Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО). Эта организация играет ведущую  роль в международной деятельности, направленной на борьбу с голодом; улучшение  питания и качества жизни; совершенствование  производства, переработки, сбыта и  распределения продовольствия и  продукции сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства; содействие развитию сельских районов и улучшению  условий жизни сельского населения.

В настоящее  время Российская Федерация является партнером 20 специализированных учреждений ООН и связанных с ней органов. Россия ставит перед собой сложную задачу добиться формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов, постепенно расширяя свои позиции за рубежом. Таким образом, сотрудничество России с международными финансовыми организациями способствует решению многих проблем страны.

 

 

2.2 Анализ влияния сотрудничества России с Международным Валютным Фондом на её экономическое развитие

В современном  мире наблюдается возрастающая роль глобализации, проявляющаяся во взаимосвязанности  и взаимозависимости разнообразных  цивилизаций, социальных систем во всех аспектах экономическом, социальном, политическом. В конце 20 века Россия включается в  сообщество мировых государств посредством  общения с международными организациями. Одной из таких организаций является Международный Валютный Фонд5.

МВФ представляет собой некий институт сотрудничества добровольных участников, ими являются страны, входящие в эту организацию. Главную пользу, которую страны – члены данной организации могут извлечь это различные консультации с другими странами для поддержания стабильного развития внутри каждой страны.

Страны, имеющие  членство в МВФ полагают, что такое  консультирование и информирование других стран о состоянии рынка  имеет большие преимущества и  представляет всеобщий интерес. Прежде всего, это может способствовать развитию мировой торговли, а также  созданию большего числа высокооплачиваемых рабочих мест в условиях общего развития мировой экономики. МВФ кредитует  государства – члены, испытывающие трудности в выполнении финансовых обязательств перед другими членами, но только при условии проведения экономических реформ с целью  устранения этих трудностей, все это  отвечает интересам как самих  стран, так и всего сообщества. Полномочия, которыми обладает МВФ, заключаются  в требовании к странам – членам предоставлять информацию о денежно-кредитной  и налогово-бюджетной политике, и, по возможности, от ограничений на обмен  национальной валюты, а также на платежи другим странам – членам.

Анализ современного сотрудничества России Международного Валютного Фонда (МВФ), безусловно, представляет большой интерес. России постоянно  приходится взаимодействовать с  МВФ и от результатов этого  взаимодействия зависит благосостояние нашего государства. Сотрудничество России и МВФ носит неоднородный характер. С одной стороны, оно способствовало значительным позитивным сдвигам российской экономики, но вместе с тем, существует и ряд расхождений в позициях России и Фонда, связанных с дальнейшим реформированием российской экономики.6

Рассмотрим  некоторые области, где взаимодействия России и МВФ наиболее ярко выражены. Проблема достижения экономического роста  стоит перед всеми странами, сделавшими попытку перехода к рыночной экономике. В этой связи наиболее важным является регулирование уровня бюджетного дефицита, оказывающего отрицательное влияние  на экономический рост. Здесь политика МВФ является наиболее приоритетной. Проводя данную политику, Фонд во многом ориентируется на опыт, полученный в результате взаимодействия с другими  странами. Естественно, что бюджетный  дефицит имеют большинство стран, находящихся в рыночных условиях развития. И небольшой дефицит  бюджета в той или иной степени  даже полезен для стимулирования экономического роста. Однако для стран  с переходной экономикой, коей является и Россия, это чаще всего сказывается  отрицательно.

Значительный  бюджетный дефицит имеет и  еще одно последствие для экономики. Прежде всего, оно связано с государственным  долгом и его обслуживанием. Возрастающий объем государственного долга нуждается  в обслуживании – выплате процентов  по долгу, значительном финансировании его обслуживания. Все это приводит к повышению налогов с населения, что естественно ведет за собой  недовольство большей части населения. Таким образом, борьба с бюджетным  дефицитом и инфляцией в России имеет огромное позитивное экономическое и социальное значение.

Рассматривая  проблему дефицита бюджета в России необходимо также затронуть проблему налоговой системы. Анализируя налоговую  политику, экспертами Фонда предлагаются различные пути решения сбора  налога. Прежде всего, они заключаются  в упрощении налоговой системы  и минимизации исключений из нее, что в свою очередь должно сформировать новую систему платежей налогов. Эксперты Фонда также указывают  на связь правительственных чиновников с крупными предпринимателями, что  позволяет последним уклоняться от уплаты налогов. Часто это связано  с коррупцией в высших эшелонах власти.

В числе обсуждаемых  и согласовываемых с Фондом мер  значительное место занимает реформа  социальной защиты населения. Необходимость  изменения существующей системы  обусловлено такими проблемами переходного  периода, как возросшая безработица, сложности исполнения государственного бюджета и другие. Предлагаемые Фондом пути проведения реформы социального  обеспечения основываются на опыте  других стран с переходной экономикой. Предлагается три группы мер:

- реформирование  структуры социальных льгот и  критериев для их получения.  Здесь основными мерами являются  повышение пенсионного возраста  и снижение пенсий для работающих  пенсионеров; 

- «мобилизация  финансовых ресурсов», которая  предполагает расширение налогооблагаемой  базы и включение в нее элементов  трудового вознаграждения, ранее  не облагавшихся налогами;

- «снижение  административных расходов», где  предусматривается повышение эффективной  целевой социальной помощи.

Но существуют и недостатки традиционного подхода  МВФ к решению социальных проблем  в России. Прежде всего, это связано  как уже упоминалось выше с  особенностями развития России. Проводя  социальную политику, нельзя забывать о низком жизненном уровне большей  части населения России. Таким  образом, прежде чем проводить социальную политику, опираясь на опыт стран с переходной экономикой, нужно провести существенные корректировки, в противном случае, могут иметь место негативные социальные последствия.

Информация о работе Россия на международных финансово-кредитных отношениях