Россия и международные организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 03:22, реферат

Краткое описание

В современном мире существуют сотни организаций, в которых участвуют практически все государства мира. Они помогают странам и народам, проживающим в них, лучше понять друг друга, способствуют развитию торговли и экономических отношений, культурному обмену. Поэтому большинство государств стремится к широкому участию в международных организациях.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО МИРОВОЙ.doc

— 60.50 Кб (Скачать)
В современном мире существуют сотни организаций, в которых участвуют практически все государства мира. Они помогают странам и народам, проживающим в них, лучше понять друг друга, способствуют развитию торговли и экономических отношений, культурному обмену. Поэтому большинство государств стремится к широкому участию в международных организациях.

КАКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СУЩЕСТВУЮТ

Все международные  организации можно разделить  на две группы. Первая - организации  всемирные, например Международный  валютный фонд (МВФ), Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). В эти организации может вступить на определённых условиях любая страна. Большинство таких организаций входит в систему Объединённых Наций, т. е. в союз, включающий в себя почти все страны мира. Вторая группа - организации региональные. Они образованы в интересах стран какого-либо региона или континента, например Организация американских государств (ОАГ) или Европейский союз (ЕС). В них могут вступать только те страны, которые расположены в определённом регионе. Однако бывают и исключения из правил. В качестве примера можно назвать Организацию Североатлантического договора (НАТО). Вопреки названию, в эту организацию входят также государства, не имеющие прямого выхода в северную часть Атлантического океана, например Турция. Таким образом, первый принцип деления международных организаций - географический.

Второй принцип  деления международных организаций - по сфере их деятельности. Существуют организации политические, например Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), или военно-политические (НАТО). Есть также организации экономические (Всемирная торговая организация - ВТО), научные и культурные (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО).

Имеется ряд  международных организаций, перед  которыми стоит сразу несколько  целей и задач. Так, Организация  стран - экспортёров нефти (ОПЕК) занимается решением экономических и политических задач. К комплексным, т. е. решающим множество разнообразных задач, международным организациям можно отнести Содружество Независимых Государств (СНГ) и Организацию Объединённых Наций (ООН). Эти организации сотрудничают в области политики, экономики и культуры.

УЧАСТИЕ РОССИИ ВО ВСЕМИРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Россия стояла у истоков создания многих международных организаций.

После Второй мировой  войны возникло много новых международных  организаций. Пожалуй, главной из них  является Организация Объединённых Наций, созданная в 1945 г. Перед ней  стояли те же цели, что и перед Лигой Наций. Но, в отличие от своей предшественницы, ООН лучше организована, имеет большие финансовые возможности, хороший аппарат управления и даже вооружённые силы для поддержания мира в разных регионах. Наша страна принимала активное участие в создании ООН и как держава - победительница во Второй мировой войне вошла в число постоянных членов Совета Безопасности ООН - высшего исполнительного органа организации. Россия и сейчас является членом Совета Безопасности (в который входят также США, Великобритания, Франция и Китай) и обладает правом вето, т. е. может наложить запрет на любые решения, принимаемые Организацией Объединённых Наций.

В 1991 г. распалась  вся социалистическая система, в  том числе Советский Союз. Исчезли  политические и экономические организации, созданные в рамках этой системы. Новая Россия стала членом тех организаций, в которые СССР не вступал по идеологическим соображениям, например Международного валютного фонда и Мирового банка.

РОССИЯ  И ЕВРОПЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Россия - евразийское государство. Поэтому она не только поддерживает связи с другими европейскими странами, но и сотрудничает с ними, являясь равноправным членом многих европейских организаций. В прошлом этому часто препятствовали политические и военные конфликты между нашим государством и европейскими державами, а также необъективные представления друг о друге.

Наиболее значимые среди европейских политических и экономических организаций - Организация  по безопасности и сотрудничеству в  Европе ,(ОБСЕ), Совет Европы, Европейский союз. Цели и задачи ОБСЕ - поддерживать мир и безопасность в Европе. В организацию входят не только европейские государства, но и азиатские - Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. Россия - активный член ОБСЕ, она часто принимает участие в переговорах и миротворческих акциях, проводимых этой организацией.

Для того чтобы  вступить в Совет Европы, от нашей  страны потребовалось внести изменения  в своё законодательство: было необходимо приблизить его к правовым нормам большинства европейских государств. Но законодательство России ещё не полностью удовлетворяет этим требованиям. Например, россияне пока (в 1998 г.) не имеют права свободно выбирать себе место проживания в собственной стране (т. е. сохраняется обязательная регистрация), в российском законодательстве до сих пор не отменена смертная казнь и др.

Россия принимает  участие в двух региональных европейских  организациях - Совете государств Балтийского  моря (СГБМ) и Черноморском экономическом  сотрудничестве (ЧЭС).

Наша страна пока не является участницей некоторых важных европейских организаций, например Европейского союза. Это объясняется тем, что Россия ещё не достигла, с точки зрения европейских партнёров, необходимого уровня экономического и политического развития. Но сотрудничество нашей страны с государствами ЕС, особенно с Германией, Италией и Францией, постоянно развивается. В конце XX в. около 40% всего российского внешнеторгового оборота приходилось на государства Европейского союза. Эта организация является главным экономическим партнёром России.

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Очень важным для  России является участие в Содружестве  Независимых Государств. Эта организация  была создана в конце 1991 г. после  распада Советского Союза. Постепенно в неё вошли почти все государства - бывшие советские республики (кроме стран Балтии). В 1998 г. СНГ состояло из 12 государств. Россия играет в Содружестве ведущую роль, так как в политическом и экономическом отношении она является самым мощным государством среди членов этой организации.

Главные цели и  задачи СНГ - развитие политического, военного, экономического и культурного сотрудничества между государствами, возникшими на месте бывшего СССР. Особое внимание уделяется соблюдению территориальной целостности и неприкосновенности границ СНГ, защите прав человека.Россия и Украина несколько лет вели сложные переговоры о том, как разделить Черноморский флот. Поэтому нужна была организация, которая помогала бы решать многочисленные проблемы, возникающие на территории бывшего СССР, и способствовала взаимовыгодному сотрудничеству новых государств.

Внутри СНГ  происходят процессы интеграции (т. е. объединения). Политический и экономический  союз заключили Россия и Белоруссия. С целью образования единого  экономического пространства Россия, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан подписали таможенный договор.

Для нашей страны участие в СНГ имеет принципиальное значение. Она стремится сохранить  своё влияние в государствах - бывших советских республиках. Поэтому  России пришлось взять на себя охрану внешних границ СНГ в Закавказье и Средней Азии. Это важно ещё и потому, что за пределами России в странах СНГ проживает более 20 млн русского и русскоязычного населения.

СОТРУДНИЧЕСТВО  РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Существуют организации, в которых наша страна по разным причинам - политическим, экономическим или географическим - участвовать не может. Однако сотрудничество со многими из них необходимо и выгодно России. В конце XX в. наиболее полезным было сотрудничество с НАТО, Европейским союзом и Организацией стран - экспортёров нефти (ОПЕК). В Организацию Североатлантического договора входят несколько государств Европы, а также США и Канада. После распада Советского Союза и социалистической системы НАТО стала самой мощной военно-политической организацией в мире. Изменились и задачи этой организации, так как потенциальных военных противников у неё не стало. НАТО создаёт систему военной и политической безопасности для всех стран Европы. С этой целью в 1994 г. была разработана программа "Партнёрство во имя мира" для государств, которые, не являясь членами Организации Североатлантического договора, заинтересованы в сотрудничестве с ней. Россия тоже участвует в этой программе: проводятся совместные военные учения бывших противников, а также предоставляется друг другу военная информация, которая раньше добывалась только с помощью разведки. Но НАТО не спешит принять в свои ряды Россию, так как считает её недостаточно демократическим государством. Наша страна в свою очередь противится тому, чтобы в Организацию Североатлантического договора были приняты государства, ранее входившие в социалистическую систему, особенно страны Балтии. Но несмотря на эти разногласия, в 1997 г. в Париже между Россией и НАТО был подписан договор о военно-политическом сотрудничестве.

Россия - один из крупнейших экспортёров нефти. На мировом рынке часто происходят сильные изменения цен на нефть, что очень невыгодно её экспортёрам. Для того чтобы стабилизировать цены и проводить единую нефтяную политику, ряд государств объединились в Организацию стран - экспортёров нефти. В неё вошли в основном страны Персидского залива, которые добывают и экспортируют большую часть мировой нефти. После распада СССР экономика России стала ещё сильнее зависеть от экспорта нефти и газа. Кроме того, в 1998 г. на мировом нефтяном рынке разразился кризис. Цены на этот вид энергоресурсов упали более чем в два раза, и страны - экспортёры нефти, в том числе и Россия, стали терпеть большие убытки. Поэтому нашей стране стало необходимо более чётко координировать и согласовывать с ОПЕК свои действия на нефтяном рынке. В Вене были проведены переговоры между странами - членами ОПЕК и Россией. В результате поставки нефти на мировой рынок сократились и падение цен на неё приостановилось.

 
 

   Россия  в «Большой восьмерке» (G8)С 1991 Россию стали приглашать к участию в работе «семерки». С 1994 это происходило в формате «7+1». В апреле 1996 в Москве состоялся специальный саммит «семерки» по ядерной безопасности с полноправным участием России. А весной 1998 в Москве прошла министерская встреча «Семерки» по проблемам мировой энергетики. В 1998 в Бирмингеме (Англия) «Большая семерка» официально стала «Большой восьмеркой», предоставив России формальное право полноправного участия в этом клубе великих держав. Осенью 1999 по инициативе России в Москве прошла министерская конференция «Восьмерки» по борьбе с транснациональной организованной преступностью. В целом в 1990-х участие РФ сводилось к поиску новых кредитов, реструктуризации внешнего долга, борьбе с дискриминацией российских товаров, признанию России в качестве страны с рыночной экономикой, стремлению вступить в Парижский клуб кредиторов, ВТО и ОЭСР, а также вопросов ядерной безопасности. Тем не менее, хотя геополитическая значимость России не вызывает сомнений, ее экономическая мощь пока не отвечает уровню остальных стран «Восьмерки», а потому российские представители лишь частично участвуют в заседаниях министров финансов и глав центральных банков членов «Группы восьми». Эксперты сходятся к тому мнению, что «стопроцентное» участие страны в работе «Восьмерки» неосуществимо до тех пор, пока она не станет членом двух других ключевых международных организаций – ВТО и ОЭСР.

   «Большая  двадцатка» (G20) - группа наиболее развитых индустриальных стран. Клуб G20 был создан в 1999 году и представляет 20 крупнейших экономик планеты - Аргентина, Австралия, Бразилия, Канада, Китай, Франция, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Япония, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, Южная Африка, Южная Корея, Турция, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Европейский союз. «Большая двадцатка» была создана в ответ на финансовые кризисы конца 1990-х и растущее сознание того, что страны с развивающейся рыночной экономикой не были адекватно представлены в мировых экономических обсуждениях и принятии решений. На долю стран "Большой двадцатки" приходится 90 процентов мирового ВВП и две третьих населения мира. До 2008 года группа не проводила саммитов на высшем уровне, её основной формой деятельности были ежегодные встречи на уровне министров финансов и глав центробанков. По большому счету Россия в «большой восьмерке» никогда не считалась полноправным членом. Поэтому она начала рассматривать «большую двадцатку» в качестве площадки, на которой она могла бы играть большую роль. В настоящее время Россия пытается увеличить свою роль на мировой экономической арене в период кризиса, готовя свои предложения по стабилизации мировой экономики и кредитуя нефтяными деньгами пострадавших от кризиса соседей. Это происходит на фоне попыток развитых стран привлечь развивающийся мир к совместной борьбе с самым серьезным со времен Великой депрессии мировым кризисом. Россия, никогда не чувствовавшая себя полноправным участником «большой восьмерки», может в дальнейшем стать одним из ключевых членов «большой двадцатки».

   Всемирный экономический форум (ВЭФ) является международной неправительственной организацией. Создан в 1971 г. в Женеве (до 1987 г. назывался «Европейский форум менеджмента»). Членами Форума являются около 1000 крупных компаний и организаций из более чем 50 стран мира, из них порядка 20 - предпринимательские структуры из России (ВЭФ ежегодно на базе критериев "финансового положения, качества менеджмента и репутации" пересматривает состав участников Форума).

   Начало  сотрудничества с ВЭФ было положено в 1986 г. выступлением по прямому телемосту Н.И.Рыжкова на Давосской встрече. С 1987 г. участие наших делегаций в ежегодных встречах ВЭФ стало регулярным. До 1993 г. делегации бывшего СССР и России возглавлялись руководителями ведущих министерств и ведомств. В 1992 г. делегация России представила участникам Давосской встречи обращение Президента РФ Б.Н.Ельцина. В 1993, 1994 , 1997 и 1998 гг. во встречах в Давосе принял участие Председатель Правительства РФ В.С.Черномырдин.

   28 января  – 1 февраля 2009 года прошла 39-я  ежегодная встреча Всемирного  экономического форума под девизом «Формируя посткризисный мир». Россия участвовала во встрече на беспрецедентно высоком за последнее десятилетие уровне.. С 27 по 31 января 2010 г. в Давосе состоялось 40-е юбилейное заседание Всемирного экономического форума, который прошел под девизом – «Улучшить ситуацию в мире: переосмыслить, преобразовать, перестроить». Российскую делегацию возглавлял вице-премьер Правительства, министр финансов А.Л. Кудрин. Программа форума в Давосе в этом году была сфокусирована на шести основных темах: как создать ценностные основы; как усилить экономику и улучшить социальное положение; как уменьшить глобальные риски и конкретные системные ошибки; как гарантировать устойчивое развитие; как обеспечить надежность; как создать эффективные институты.

      Риски в краткосрочном периоде от вступления страны в ВТО неизбежны. Выгоды же, которые Россия может получить от присоединения к Всемирной торговой организации и связанные с прекращением дискриминационной практики по отношению к российским экспортерам на зарубежных рынках, участием в разработке правил и норм регулирования международной торговли, доступом к международному механизму разрешения торговых споров, решающим образом зависят от способности российских компаний, опираясь на помощь государства, повысить свою конкурентоспособность в мировом хозяйстве.

   Современное положение России в мировой экономике  не соответствует ее природному, производственному  и научно-техническому, интеллектуальному  и духовному потенциалу. Россия обладает всем необходимым национальным богатством, природно-ресурсным, экономическим, интеллектуальным потенциалом, которого нет у многих стран мира. В частности, Россия обладает мощной природно-ресурсной базой. Несмотря на физический и моральный износ большой части основных производственных фондов, Россия сохраняет значительный производственный потенциал. В стране, несмотря на существенные потери, сохраняется значительный научно-технический и интеллектуальный потенциал. На базе этого потенциала в ряде отраслей промышленности России имеются и развиваются передовые уникальные технологии. Россия обладает достаточно высоким образовательным потенциалом, высококвалифицированными кадрами во всех основных сферах деятельности. Во внешнеэкономической сфере акцентируется важность таких направлений, как интеграция России в мировой рынок капиталов, использование международного транзитного потенциала, диверсификация экспортных поставок энергоресурсов, наращивание российского промышленного экспорта, защита интересов российских компаний за рубежом, рациональное встраивание России в мировую экономику с учетом глобальных тенденций. Исходя из всего этого, Россия должна в дальнейшем повышать свою роль в международных экономических и политических отношениях и пробиваться на лидирующие позиции. Для достижения этих целей в последние годы под руководством президента Д.А. Медведева осуществляется переход экономики России на путь модернизации и внедрения инновационных технологий в различные отрасли экономики и производства. Во внешнеэкономической сфере акцентируется важность таких направлений, как интеграция России в мировой рынок капиталов, использование международного транзитного потенциала, диверсификация экспортных поставок энергоресурсов, наращивание российского промышленного экспорта, защита интересов российских компаний за рубежом, рациональное встраивание России в мировую экономику с учетом глобальных тенденций.

Информация о работе Россия и международные организации