Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:17, курсовая работа
Цель работы - изучить роль и место среднего класса в современной экономике.
Задачи работы – изучить генезис концепций среднего класса; обозначить критерии выделения среднего класса и некоторые количественные оценки.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Средний класс как экономическое явление………………………..5
1.1 Определение и состав среднего класса………………………………..5
1.2 Методология определения среднего класса…………………………..8
1.3 Структура, проблемы, функции среднего класса……………………11
Глава 2. Место среднего класса в хозяйственной системе государства…...17
2.1 Средний класс как «проводник» инновационных процессов общества и экономики государства……………………………………………………17
2.2 Проблема среднего класса в России………………………………...22
Заключение …………………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………………………………..29
Приложение…………………………………………………………………..30
К сегодняшнему времени накоплена достаточно
большая эмпирическая база по изучению
среднего класса в России, как отдельными
исследователями, так и крупными научными
коллективами. К последним можно отнести
Российский независимый институт социальных
и национальных проблем, Всероссийский
центр изучения общественного мнения,
Институт социально-экономических проблем
народонаселения, Бюро экономического
анализа и многие другие. Все они, так или
иначе, признают наличие в современной
России среднего класса.
Заключение
Средний класс – уникальное явление в мировой истории. Можно сказать, его не было на протяжении всей истории человечества. Он появился лишь в XX веке. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс – стабилизатор общества. Чем он больше, тем меньше вероятность того, что будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы.
Он состоит из тех, кто сделал судьбу собственными руками и, следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который предоставил подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не даёт им столкнуться. Чем тоньше средний класс, тем ближе полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение. И наоборот.
Средний класс – самый широкий
потребительский рынок для
Формирование среднего класса, по-видимому, необходимый этап развития социально-ориентированной рыночной экономики. Однако период его достаточно определенного существования в социальной структуре постиндустриального общества может оказаться достаточно небольшим. В случае если тенденция к выравниванию положения различных классов, групп, слоев будет достаточно сильной, то границы среднего класса станут постепенно менее четкими.
В нашей стране общие закономерности функционирования и развития среднего класса также имеют место. Однако российский средний класс решительно не похож на средние классы развитых стран. В силу исторических условий средний класс западного образца в России не мог сформироваться. Одна часть современного среднего класса появилась благодаря переходу к рыночной системе хозяйствования, а другая его часть перешла из советского среднего класса. Эти обстоятельства определили специфику действующего среднего класса, интересы которого складываются в двух направлениях: в стремлении к накоплению материальных благ и ресурсов и в повышении человеческого капитала, образования, квалификации.
В результате сложившийся средний класс оказался весьма малочисленным и неспособным выполнять ряд важных экономических функций в силу отсутствия тех или иных характеристик данной социальной общности. Например, часть представителей современного среднего класса в России имеет недостаточный уровень материальной обеспеченности, по сравнению с западным средним классом, в то время как уровень образования у них достаточно высок и позволяет успешно конкурировать на рынке труда и осваивать новые экономические сферы. Многие функции, традиционно предписываемые среднему классу - например, такие как инвестиционная, стабилизирующая - в России только начинают формироваться.
В заключение можно сказать, что социально-классовая
структура строится на основании неравенства
с учётом такой характеристики, как гетерогенность.
Близость социальных статусов приводит
к образованию социальных слоёв, которые
помимо разницы в вознаграждениях имеют
разные установки, нормы поведения, идеалы
и т.д.
Литература
1. Григорьев Л.М., Салмина А.А. « Структура среднего класса в России: предварительный анализ…»
2. Шаститко А.Е., Авдашева С.Б., Овчинников М.А, Малева Т.М., Овчарова Л.М. « Российские средние классы накануне и на пике экономического роста»
3. Горшков М.К. «Некоторые методологические аспекты Анализа среднего класса в России»
4.Авраамова Е.К. к проблеме формирова-ния среднего класса в России // Вопросы экономики. 1998
5. Панкова Л.Н., Куликов В.В. «ОСОБЕННОСТИФОРМИРОВАНИЯ СРЕДНЕГО КЛАССА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ» Учебно-методическое пособие для университетов и вузов России.
6.Григорьев Л.М., Макаренко Б.И., Салмина А.А., Шаститко А.Е.:«Средний класс после кризиса. Экспресс-анализ взглядов на политику и экономику»
7. Авраамова Е.М.: «Формирование среднего класса в России: определение, методология, количественные оценки» Общественные науки и современность .2002 •№ 1
8. Римашевская Н.М: «Человек и реформы: секреты выживания» Москва, РИЦ ИСЭПН, 2003 г.
8. http://www.ruseconomy.ru
http://economyobzor.com
Приложение
Средний класс - часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классом.
Пролетариат - социальный класс, не обладающий правом собственности на средства производства, для которого основным источником средств для жизни является продажа собственной рабочей силы.
Стратификация - деление общества на социальные слои.
Кризис - нарушение равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.
Спрос - это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене
Внутренний спрос - категория системы национальных счетов; конечное потребление товаров и услуг резидентами.
Элита - неотъемлемая и важная часть любого социума, осуществляющая функции управления социумом, а также выработки новых моделей (стереотипов) поведения, позволяющих социуму приспосабливаться к изменяющемуся окружению.
Потребление - приобретение благ или услуг.
Бизнес
- самостоятельная, осуществляемая на
свой риск деятельность, направленная
на систематическое получение прибыли
от пользования имуществом и/или нематериальными
активами, продажи товаров, выполнения
работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными
в этом качестве в установленном законом
порядке.
Информация о работе Роль среднего класса в рыночной экономике