Роль среднего класса в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучить роль и место среднего класса в современной экономике.
Задачи работы – изучить генезис концепций среднего класса; обозначить критерии выделения среднего класса и некоторые количественные оценки.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Средний класс как экономическое явление………………………..5
1.1 Определение и состав среднего класса………………………………..5
1.2 Методология определения среднего класса…………………………..8
1.3 Структура, проблемы, функции среднего класса……………………11
Глава 2. Место среднего класса в хозяйственной системе государства…...17
2.1 Средний класс как «проводник» инновационных процессов общества и экономики государства……………………………………………………17
2.2 Проблема среднего класса в России………………………………...22
Заключение …………………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………………………………..29
Приложение…………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 71.85 Кб (Скачать)

           К сегодняшнему времени накоплена достаточно большая эмпирическая база по изучению среднего класса в России, как отдельными исследователями, так и крупными научными коллективами. К последним можно отнести Российский независимый институт социальных и национальных проблем, Всероссийский центр изучения общественного мнения, Институт социально-экономических проблем народонаселения, Бюро экономического анализа и многие другие. Все они, так или иначе, признают наличие в современной России  среднего класса. 
 
 
 

Заключение 

       Средний класс – уникальное  явление в мировой истории.  Можно сказать, его не было  на протяжении всей истории  человечества. Он появился лишь  в XX веке. В обществе он выполняет специфическую функцию. Средний класс – стабилизатор общества. Чем он больше, тем меньше вероятность того, что будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы.

        Он состоит из тех, кто сделал  судьбу собственными руками и,  следовательно, кто заинтересован в сохранении того строя, который предоставил подобные возможности. Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не даёт им столкнуться. Чем тоньше средний класс, тем ближе полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение. И наоборот.

         Средний класс – самый широкий  потребительский рынок для мелкого  и среднего бизнеса. Чем многочисленнее  этот класс, тем увереннее стоит  на ногах малый бизнес. В средний  класс входят две основные  категории: собственники материального капитала и собственники интеллектуального капитала, в том числе менеджеры, учёные, инженеры.

      Формирование среднего класса, по-видимому, необходимый этап развития социально-ориентированной рыночной экономики. Однако период его достаточно определенного существования в социальной структуре постиндустриального общества может оказаться достаточно небольшим. В случае если тенденция к выравниванию положения различных классов, групп, слоев  будет достаточно сильной, то границы среднего класса станут постепенно менее четкими.

         В нашей стране общие закономерности функционирования и развития среднего класса также имеют место. Однако российский средний класс решительно не похож на средние классы развитых стран. В силу исторических условий средний класс западного образца в России не мог сформироваться. Одна часть современного среднего класса появилась благодаря переходу к рыночной системе хозяйствования, а другая его часть перешла из советского среднего класса. Эти обстоятельства определили специфику действующего среднего класса, интересы которого складываются в двух направлениях: в стремлении к накоплению материальных благ и ресурсов и в повышении человеческого капитала, образования, квалификации.

         В результате сложившийся средний класс оказался весьма малочисленным и неспособным выполнять ряд важных экономических функций в силу отсутствия тех или иных характеристик данной социальной общности. Например, часть представителей современного среднего класса в России имеет недостаточный уровень материальной обеспеченности, по сравнению с западным средним классом, в то время как уровень образования у них достаточно высок и позволяет успешно конкурировать на рынке труда и осваивать новые экономические сферы. Многие функции, традиционно предписываемые среднему классу - например, такие как инвестиционная, стабилизирующая - в России только начинают формироваться.

         В заключение можно сказать, что социально-классовая структура строится на основании неравенства с учётом такой характеристики, как гетерогенность. Близость социальных статусов приводит к образованию социальных слоёв, которые помимо разницы в вознаграждениях имеют разные установки, нормы поведения, идеалы и т.д. 
 
 
 
 

Литература

1. Григорьев Л.М., Салмина А.А. « Структура среднего класса в России: предварительный анализ…»

2. Шаститко А.Е., Авдашева С.Б., Овчинников М.А, Малева Т.М., Овчарова Л.М. « Российские средние классы накануне и на пике экономического роста»

3. Горшков М.К. «Некоторые методологические аспекты Анализа среднего класса в России»

4.Авраамова Е.К. к проблеме формирова-ния среднего класса в России // Вопросы экономики. 1998

5. Панкова Л.Н., Куликов В.В. «ОСОБЕННОСТИФОРМИРОВАНИЯ СРЕДНЕГО КЛАССА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ» Учебно-методическое пособие для университетов и вузов России.

6.Григорьев Л.М., Макаренко Б.И., Салмина А.А., Шаститко А.Е.:«Средний класс после кризиса. Экспресс-анализ взглядов на политику и экономику»

7. Авраамова Е.М.: «Формирование среднего класса в России: определение, методология, количественные оценки» Общественные науки и современность .2002 •№ 1

8. Римашевская Н.М: «Человек и реформы: секреты выживания» Москва, РИЦ ИСЭПН, 2003 г.

8. http://www.ruseconomy.ru

   http://economyobzor.com 
 

Приложение

Средний класс - часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классом.

Пролетариат - социальный класс, не обладающий правом собственности на средства производства, для которого основным источником средств для жизни является продажа собственной рабочей силы.

Стратификация - деление общества на социальные слои.

Кризис - нарушение равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.

Спрос - это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене

Внутренний  спрос - категория системы национальных счетов; конечное потребление товаров и услуг резидентами.

Элита - неотъемлемая и важная часть любого социума, осуществляющая функции управления социумом, а также выработки новых моделей (стереотипов) поведения, позволяющих социуму приспосабливаться к изменяющемуся окружению.

Потребление - приобретение благ или услуг.

Бизнес - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. 

Информация о работе Роль среднего класса в рыночной экономике