Роль среднего класса в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучить роль и место среднего класса в современной экономике.
Задачи работы – изучить генезис концепций среднего класса; обозначить критерии выделения среднего класса и некоторые количественные оценки.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Средний класс как экономическое явление………………………..5
1.1 Определение и состав среднего класса………………………………..5
1.2 Методология определения среднего класса…………………………..8
1.3 Структура, проблемы, функции среднего класса……………………11
Глава 2. Место среднего класса в хозяйственной системе государства…...17
2.1 Средний класс как «проводник» инновационных процессов общества и экономики государства……………………………………………………17
2.2 Проблема среднего класса в России………………………………...22
Заключение …………………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………………………………..29
Приложение…………………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 71.85 Кб (Скачать)

         Опасность для общественного равновесия, согласно учению Аристотеля, представляет резкое неравенство, порожденное частной собственностью. Законодатель же должен стремиться не к всеобщему равенству материального положения граждан, а к его выравниванию. «Средний достаток - из всех благ всего лучше, он рождает в людях умеренность». Ситуация, когда существует резкий перекос в обладании собственностью и получении значительных доходов в сторону небольшой группы населения, может привести к двум крайностям: олигархии, учитывающей только интересы богатых, или демократии, основывающейся на интересах бедноты. Любая крайность может увенчаться тиранией. Эта идея Аристотеля как нельзя лучше отражает варианты развития социально-экономической ситуации в России.

        В науке в целом в настоящее время сложились три научных подхода к изучению проблемы среднего класса. В экономических исследованиях преобладает монетарный подход, согласно которому делаются попытки дать определение среднего класса в терминах денежных доходов или в лучшем случае и крайне редко – в терминах материальных активов. Социологическая школа выдвигает два подхода. В рамках первого средним классом называются людей с относительно высоким уровнем образования и должностным положением. Это поиски социально-профессионального среднего класса. Вторая школа в качестве стратификационного использует критерий самоощущений,  так называемую социальную самоидентификацию. 

       В соответствии с тем или иным из выше названных критериев существуют: «экономический»  средний класс, «социально-профессиональный» средний класс, «субъективный»  средний класс. Они пересекаются, но не совпадают.

       В эволюционно развивавшихся рыночных обществах такой проблемы либо не существует, либо она не имеет подобной остроты.  Все перечисленные критерии обладают высокой консистентностью:  люди с высшим образованием обладают высокой конкурентоспособностью на рынке труда и в других экономических сферах, имеют относительно высокий доход (неважно трудовой или предпринимательский) и, как результат, высоко оценивают свой статус в обществе. В конечном итоге все сходится на одних и тех же социальных группах, и столь сложная методологическая задача, как та, которая стоит перед нами, решается относительно легко.  Не случайно,  что преобладающим подходом в современных западных исследованиях является доходная стратификация,  построенная на вычленении различных групп населения по уровню материальных активов-Исследований, в которых с равной степенью глубины рассматривались бы проблемы идентификации среднего класса в терминах материальной обеспеченности,  социально профессионального статуса и субъективных оценок, почти нет.4

1.3 Структура, проблемы, функции среднего класса.

       Средний класс располагается (неравномерно) внутри профессиональных или отраслевых групп занятых. В современных условиях в среднеразвитой стране в каждой отрасли хозяйства должен быть определенный ингредиент верхнего и среднего среднего класса. Плотность распространения среднего класса по стране, особенно среднего среднего класса (столь важная для любых социальных или политических контекстов) будет соответственно определяться тем, насколько представлены такие услуги, как управление, образование, культура, социальное и медицинское обслуживание (с их специалистами) и смесью развитых в регионе иных отраслей, производящих товары и услуги, их  характером.

       Стандартный набор отраслей сферы услуг дает обычную группу специалистов, которые должны бы быть частью среднего класса, если выполняются иные условия, кроме характера профессии и образования. По завершении переходного периода они должны приобрести признаки устойчивости  вслед  за  улучшением бюджетной  ситуации и росте  спроса на частные услуги в этих отраслях. Присоединение к среднему классу «физиков» — технических специалистов, менеджеров крупного бизнеса и предпринимателей в еще большей мере связано с экономическими успехами страны. Часть групп по мере улучшения своего положения в ходе подъема могут прямо перемещаться в состав среднего среднего класса, даже верхнего среднего (предприниматели и верхние управленческие слои крупных компаний). Другие группы остаются в резерве среднего среднего класса — как раз исследования НИСП 2007–2008 гг. показали, что за 7 лет со времени исследования БЭА 2000 г. тут не произошло революции (они остались в 30 %).

         Важная  новая  проблема — формирование представлений о  поведении среднего класса с выделением трех его уровневых слоев одновременно с отраслевыми отрядами. В настоящее время условия развития сферы науки, а также малого и среднего бизнеса (МСБ) остаются весьма сложными. В структуре по видам деятельности  в России большая доля населения занята в обрабатывающих производствах (18,1 %), оптовой и розничной торговле (15,4 %) и сельском хозяйстве (9,7 %). В Германии и Польше примерно  такие же  величины по  торговле и обрабатывающим производствам. Схожая структура видна в сфере государственного управления и обеспечения безопасности (Россия — 7,1 %, Польша — 6,3 %, Германия — 7,8 %), не отстаем мы и по количеству занятых в сфере образования (Россия — 9,0 %, Польша — 7,8 %, Германия — 5,8 %). В здравоохранении и предоставлении социальных услуг Россия (7,1 %) и Польша (6,0 %) сильно уступают Германии (11,4 %).5

     Малый и средний бизнес играет огромную роль в государстве. Их можно отнести к основе среднего класса общества. В странах с развитой рыночной экономикой средний класс составляет наибольшую по численности социaльную группу. К среднему классу относят людей с устойчивыми и знaчительными но рaзмерам доходами, экономически самостоятельных, владеющих собственностью, инвестирующих сбережения в экономику, об образованных и обладающих высокой квaлификацией. Именно эта чaсть общества заинтересована в политической стабильности, формировании социальных институтов современного гражданского общества, создaнии условий для развития предпринимательской деятельности. Общественно-политическую стaбильность представители среднего клaсса обеспечивают своим стремлением закрепить зaвоеванные социальные позиции, не допустить изменения социaльно-экономических условий, при которых они добились существенных успехов. Масштабный средний класс является одним из основных источников поступления налогов в казну и инвестиций.

        Формировaние среднего клaсса в его клaссическом вaрианте связывaют с успешным рaзвитием мелкого и среднего бизнеса. Мaлое и среднее предпринимaтельство придает гибкость и подвижность экономике, способствует рaзвитию конкуренции, создает новые рабочие места. Знaчительная часть потребностей общества может быть удовлетворена только предприятиями среднего и малого бизнеса. Нaпример, в США пищевая промышленность прaктически полностью (97 %) предстaвлена мелкими фирмами. Малый бизнес в США - это 64 % объема реализации товаров и услуг в оптовой торговле и 73 % - в розничной. В Германии действуют около 2 млн. фирм малого и среднего бизнеса. Они дают 2/3 стоимости всей продукции. Во Франции мелкое и среднее предпринимательство охватывает 66,8 % общей численности трудоспособного населения и 99 % от общего числа всех предприятий. В Японии малое предпринимательство получило значительное развитие. Только в обрабатывающей промышленности этой страны функционирует более 6,5 млн. мелких фирм (99 %).6  Аналогичная ситуация складывается и в других промышленно развитых странах. Средний класс, представленный мелким и средним бизнесом, производит современную бытовую технику, мебель, одежду, продукты питания, периодические издания, услуги и т.д. Он же стимулирует воспроизводственный процесс посредством предъявления спроса на эти товары и услуги. Кроме того, обладая достаточно высоким уровнем доходов, малый и средний бизнес дает начало новым финансовым потокам, не принадлежащим к общественному производству.

         Малый бизнес осуществляет производственный  процесс, основываясь на собственности  на относительно небольшой капитал,  необходимый для ведения деловой деятельности за собственный счет и при привлечении небольшого количества работников. Мелкая буржуазия лично участвует в производственном труде в кооперации с наемной силой. И часть извлекаемой мелким собственником прибавочной стоимости в конечном итоге присваивается крупной буржуазией. Поэтому мелкие собственники функционируют в основном на базе трудового дохода, а не эксплуатации, хотя и имеют наемных работников, создающих прибавочную стоимость. Этот факт обуславливает близость интересов Таким образом, средний класс, представленный малым и средним бизнесом, компенсирует противоречие между интересами крупного бизнеса и государства.

Проблемы  и функции

     Проблема среднего класса сегодня приобретает актуальный характер по многим причинам. С экономической точки зрения средний класс - это основной налогоплательщик, следовательно, внутренний инвестор, определяющий параметры внутреннего рынка, включая производство. С политической - средний класс определяет электоральные предпочтения, моральные стандарты и ценностные ориентации общества, обеспечивает политическую стабильность в государстве. С социальной - определяет стандарты своего общества и всей своей жизни.

        К сожалению, отечественная наука не достаточно фокусировала внимание на проблеме среднего класса. Научно-практические разработки в нашей стране, которые могли бы прояснить этот вопрос, пока редки и фрагментарны. В то же время развивается предпринимательство, малый и средний бизнес, формируются "профессиональные автономии".

          Проблематичной остается структура среднего класса, дифференциация населения по уровню жизни, величине совокупного дохода еще и с учетом менталитета.

         Сегодня слова о российском "среднем классе" начинают мелькать все чаще и чаще. При этом говорящие о нем делятся в целом на два больших лагеря. Первые сетуют на то, что "средний класс" все никак не появится, и усматривают в этом трагедию реформенной России. Вторые утверждают, что "средний класс" уже сформировался, но мы просто не определили пока его границ и "штатного состава".

         Все сходятся в одном: "средний класс" - это принципиально важно. Ему начинают приписывать если и не сверхъестественные способности, то по крайней мере заведомо противоположные черты. Средний класс выступает и как проводник "подлинных" реформ, и как их прямое наследие, результат. Он выступает как мощный двигатель преобразований - и в то же время как гарант стабильности, устойчивости в обществе. Это сила, которую следует всячески активизировать, и одновременно широкая платформа, на которую можно опереться. Причем нередко об этом говорят одни и те же люди - просто через запятую. Возникает образ социальных слоев, которые смогут буквально все и сразу: налоги заплатят по высшей мере и одновременно поднимут эффективный спрос на потребительских рынках, разовьют собственный малый бизнес и обеспечат прилив желанных инвестиций. Вдобавок и проголосуют за нужные политические фигуры.

           Поскольку понятие "среднего класса" пришло к нам из западной стратификационной теории, посмотрим на дело с социологической точки зрения. Здесь мы сталкиваемся с двумя "банальными истинами". Первая: наличие и масштабы среднего класса в стране в сильнейшей степени зависят от выбора критерия стратификации. И вторая: подобных критериев довольно много. Самое обидное, что их применение дает очень разные картины. Одно дело, если мы возьмем группы с "джентльменским" имущественным набором (хорошая квартира или дом, машина, вся необходимая бытовая техника, наличие сбережений и пр.). Другое дело, если станем спрашивать, кто относит себя к "среднему классу". Третье, если подойдем к делу с социально-профессиональной точки зрения. В любом случае мы должны быть готовы к тому, что наш средний класс окажется весьма неоднороден и будет включать группы с очень несхожим социальным профилем. Не случайно в большинстве западных стратификационных моделей, как правило, оказывается более одного "среднего класса". Мы встречаем здесь "верхний" и "нижний" средние классы, "старый" средний класс из малых предпринимателей и "новый" средний класс из профессиональных групп с высшим образованием. Наряду с ними активно используется понятие "обслуживающего" класса (service class), в который включается значительная часть чиновников и социальных работников.

             Словом, когда начинаются разговоры о "среднем классе", каждый раз хочется спросить, о чем собственно идет речь. Почему люди со средней величиной доходов или средним уровнем жизни должны вести себя неким сходным образом? Или почему в бумаге о среднем классе, которую зачитал российский президент, говорилось только о малых предпринимателях? Как будто не существует огромной разношерстной армии специалистов с высшим образованием, также претендующей на это "святое место". Подобные вопросы можно задавать бесконечно.

            Опыт развития обществ с нормальной рыночной экономикой показывает, что средний класс выполняет следующие важнейшие функции:

1.      Политическую – гарантирует стабильность сложившейся системы власти. Благодаря своей численности представители среднего класса преобладают в государственных органах и общественных организациях, формируя моральные стандарты, идеологию общества. В связи с их активным участием в различных институтах государства, они влияют на государственную политику (являясь «субъектом в политике»), обеспечивают политическую свободу граждан (средний класс рассматривается как гарант свободы) и политическую стабильность общества. Средний класс в развитых странах в состоянии осознать свои цели и выразить их на политическом языке.

2.      Экономическую – являясь основным налогоплательщиком, обеспечивает развитие бюджета, инвестиции в экономику, реализацию государственных и региональных социальных программ и др., создает новые и сохраняет имеющиеся рабочие места.

         Представителями среднего класса (наряду с другими категориями граждан) являются высококвалифицированные специалисты (рабочие, инженерно-технические работники, ученые), создающие материальные богатства государства, которыми пользуется все общество. Трудом прежде всего этой части среднего класса осуществляется научно-технический прогресс, развитие реального сектора экономики, повышается качество жизни; наконец, обеспечивается мощь и безопасность государства. Экономически крепкое государство способствует развитию других отраслей экономики, науки, культуры, образования, здравоохранения, выполнению социальных программ.

3.Социальную – сглаживает общественные противоречия, предопределяя эволюционный характер развития.

          Средний класс, занимая промежуточное положение внутри материально-имущественной шкалы, свидетельствует об определенных успехах и достижениях своих представителей, которые заинтересованы в стабильности своего положения. Ведущая роль принадлежит ему и в процессе вертикальной мобильности.

Информация о работе Роль среднего класса в рыночной экономике