Роль нетарифного регулирования в системе государственного регулирования ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 09:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является определение роли нетарифных мер регулирования, практический анализ применения и перспективы использования нетарифного регулирования в системе государственного регулирования ВЭД.
Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
1. Дать понятие и определить сущность мер нетарифного регулирования;
2. Проанализировать нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ, а так же в рамках ЕврАзЭС ;
3. Определить эффективность использования нетарифных ограничений в российской экономике;
4. Выявить перспективы использования нетарифных мер регулирования ВЭД
Предметом исследования является роль нетарифного регулирования.
Объектом – нетарифное регулирование в системе государственного регулирования ВЭД.

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

Дискриминационные меры в торговле активно применяются во внешнеэкономической политике индустриально развитых стран, прежде всего для снижения конкурентоспособности промышленного экспорта других государств. [24, c.113]

 

2.3.Пути повышения эффективности нетарифного регулирования в Российской Федерации.

Механизм нетарифного регулирования в Российской Федерации переживает период реформирования, обусловленного задачами адаптации российского законодательства к правилам ВТО и интеграционными процессами на постсоветском пространстве. В статье сформулированы основные пути повышения эффективности нетарифного регулирования в Российской Федерации. Механизм внешнеторгового регулирования в Российской Федерации постоянно развивается. В полной мере это касается и его нетарифного инструментария.

Одним из направлений повышения эффективности механизма нетарифного регулирования является оптимизация его организационной структуры. В последние годы институциональная составляющая этого механизма претерпела существенные изменения и стала более походить на американскую модель, в которой полномочия по установлению и применению нетарифных ограничений рассредоточены между рядом государственных органов (министерств, агентств, комиссий и т.д.). В этих условиях особую роль приобретает хорошо налаженная координация различных институтов государственной власти и публичной администрации.

В Российской Федерации развитие организационной основы нетарифного регулирования пошло по пути усложнения специализации управленческого аппарата и дробления компетенций. [23, c. 76]

Одновременно с развитием организационных основ механизма нетарифного регулирования совершенствуется и его нормативно-правовая база, оказывающая существенное влияние на эффективность нетарифных ограничений.

Поскольку нетарифное регулирование внешней торговли прямо или опосредованно связано с ограничением конституционных прав и свобод (права собственности, свободы предпринимательской деятельности и др.), основные вопросы установления и применения нетарифных ограничений должны быть установлены федеральными законами. Сложившаяся на данный момент система законодательного регулирования отличается крайней несистематизированностью. Помимо уже упоминавшихся базовых законов -  отдельные аспекты нетарифного регулирования регламентируются десятками федеральных законов, относящихся к разным отраслям законодательства – таможенному, валютному, административному и др.

Количество федеральных законов в нормативно-правовом массиве, регулирующем внешнеторговую деятельность, значительно возрастает за счет законов, содержащих специальные разделы (главы, статьи), устанавливающие порядок совершения экспортно-импортных операций с отдельными товарами (группами товаров). Такие статьи можно найти, например, в Федеральных законах: “О качестве и безопасности пищевых продуктов”, “Об оружии”, “О семеноводстве”, “О ветеринарии”, “О карантине растений”, “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”, “О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации”, “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами”, “О наркотических средствах и психотропных веществах”, “О драгоценных металлах и драгоценных камнях”, “О лекарственных средствах”, “Об отходах производства и потребления”, “О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки”, и др.

Совершенствуя систему правового регулирования нетарифных ограничений в Российской Федерации, необходимо продолжить систематизацию нормативных правовых актов, привести их в соответствие с базовыми законами  внешнеторговой деятельности” и др.), устранить имеющиеся противоречия между правовыми источниками, заполнить образовавшиеся пробелы в нормативном регулировании (в этих целях обычно используется судебно-арбитражная практика), а также привести российское законодательство в соответствие с международными договорами Российской Федерации.

Среди внешних факторов, оказывающих существенное влияние на развитие организационно-правовой основы нетарифного регулирования, в первую очередь следует упомянуть курс Российской Федерации на вступление в ВТО и развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

В целях приведения российского законодательства в соответствие с требованиями и стандартами ВТО была проведена крупномасштабная модернизация таможенного законодательства и законодательства о государственном регулировании внешней торговли. Принятые в 2003 году Таможенный кодекс РФ, Федеральные законы “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”, “О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров” разрабатывались с учетом в первую очередь задачи адаптировать российское законодательство к стандартам ВТО. Процесс реформирования российского законодательства и его приближения к стандартам ВТО полностью еще не завершен.

Поскольку нетарифное регулирование в Российской Федерации приводится в действие через институты таможенного регулирования, эффективность последнего предопределяет и результативность самих нетарифных ограничений.

Приоритетными направлениями в этой сфере является модернизация таможенного регулирования в Российской Федерации в соответствии с требованиями, сформулированными Всемирной таможенной организацией.

Общее направление модернизации таможенного регулирования и развития таможенного администрирования в Российской Федерации можно определить как содействие развитию внешней торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля

Основными принципами такой модернизации должны стать:

1. Совершенствование технологии проведения таможенного контроля и скорейшее и повсеместное внедрение системы управления таможенными рисками

Необходимость модернизации таможенного регулирования обусловлена применением новых технологий таможенного оформления и контроля, стремлением таможенных органов к взаимовыгодным партнерским отношениям с бизнес-сообществом, а также стремлением таможенных органов сделать свою работу прозрачной и предсказуемой для участников внешнеэкономической деятельности во всех сферах международной торговли.

Таможенное администрирование должно быть организовано таким образом, чтобы при выполнении таможенных процедур не было необоснованных препятствий в оптимизации транспортной логистики, вовлечения предпринимательства в излишние издержки в связи с перевозкой или хранением товаров, сбором и составлением документов и т.д.

2. Проведение эффективной антикоррупционной политики на таможне и в других органах исполнительной власти, осуществляющих контроль за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

3. Синхронизация таможенного и внешнеторгового регулирования с целью снижения административной нагрузки на участников внешнеторговой деятельности и создание благоприятных условий для развития международных экономических отношений и привлечения иностранных инвестиций.

Существенное влияние на эффективность нетарифного регулирования в Российской Федерации оказывает состояние валютного регулирования.

В соответствии с общепринятыми классификациями меры регулирования валютного рынка относятся к нетарифным ограничениям. [22, c.121]

МВФ выделяет 142 отдельные меры регулирования валютного рынка и рынков капитала. Значение этих мер для внешнеторгового регулирования в развитых странах постоянно снижалось в последние десятилетия, однако в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, имеющих недостаток свободно конвертируемой валюты или растущий дефицит валютного баланса, влияние валютного режима на эффективность регулирования международной торговли остается существенным.

Одни инструменты валютного регулирования непосредственно воздействуют на внешнеторговую деятельность, другие – делают это опосредованно. Так, например, валютный контроль по своей природе должен быть направлен на сбор и обобщение информации по валютным операциям, но вместе с тем его сложность и запутанность многих процедур могут существенно затормозить экономическую активность участников внешнеторговой деятельности.

Хотя действующее российское законодательство о государственном регулировании внешнеторговой деятельности напрямую не относит меры валютного регулирования и валютного контроля к инструментам нетарифного регулирования, их способность ограничительно воздействовать на внешнеторговую деятельность не ставится под сомнение. Так, в статье 39 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» было закреплено, что «внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может ограничиваться мерами валютного регулирования или валютного контроля в соответствии со статьями Соглашения Международного валютного фонда и с законодательством Российской Федерации».

Валютный режим, устанавливаемый в области внешнеторговой деятельности, включает в себя систему валютных ограничений и порядок их реализации, а также меры валютного контроля.

Основными направлениями повышения эффективности нетарифного регулирования в Российской Федерации являются:

а) обеспечение «прозрачности» при принятии соответствующих решений и их деполитизация;

б) наступательная борьба с коррупцией в таможенных органах, на которые возлагается исполнение решений по нетарифным мерам при перемещении товаров через российскую таможенную границу;

в) устранение сложившегося в России дуализма таможенного и внешнеторгового регулирования. Так как в настоящее время практика применения нетарифных мер в Российской Федерации осуществляется одновременно по двум направлениям: через каналы внешнеторгового регулирования, нормативной базой которого является «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», закрепивший систему нетарифных мер, и таможенного регулирования, с помощью которого дифференцируется применение нетарифных мер в зависимости от выбранного таможенного режима. Наличие организационных и нормативных нестыковок между внешнеторговым и таможенным регулированием негативно сказывается на результативности применения нетарифных мер.

Подводя итог следует сказать, что за последние два десятилетия механизм нетарифного регулирования в Российской Федерации прошел сложный путь становления и развития: от демонтажа государственной монополии на внешнюю торговлю к созданию организационно-правовых основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности, одним из методов которого является использование нетарифных мер. В настоящий момент механизм нетарифного регулирования переживает период интенсивной модернизации, поиска более эффективных форм и методов, связанных как с задачами его адаптации к правилам и стандартам ВТО, интеграционными процессами на постсоветском пространстве, так и последствиями мирового финансово-экономического кризиса, нанесшего сильнейший удар по мировой торговле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нетарифные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности играют важную роль в торгово-политическом механизме. Воздействие нетарифных инструментов на ход международной торговли нельзя оценить количественно, так как их влияние не носит явно выраженного характера.

Роль НТМ в международной торговле усиливается в нескольких отношениях. С одной стороны, НТМ (в частности, фитосанитарные меры и технические барьеры в торговле) приобретают первоочередное значение потому, что повышается уровень научного, социального и экономического развития, а также уровень жизни людей. Это в первую очередь относится к развитым странам, жители которых склонны покупать более безопасные для здоровья продукты и уделяют повышенное внимание охране окружающей среды. С другой стороны, по мере того как роль тарифов в защите национальной промышленности снижается в результате общего сокращения тарифов в рамках ВТО, правительства обращаются к другим, не столь прямым и более изощренным средствам защиты, которыми и являются НТМ.

По итогам данного исследования были сделаны следующие выводы:

1.  В современных экономических условиях Российской Федерации, так и в целом Таможенному Союзу следует совершенствовать тактику защиты своих национальных интересов в сфере международной торговли. Используя в этих целях нетарифные меры, она сможет решать основные задачи, стоящие перед системой государственного регулирования внешней торговли, среди которых поддержка позитивных преобразований, происходящих в российской экономике, и содействие ее включению в мирохозяйственную систему.

2. Несмотря на все многообразие существования мер нетарифного регулирования, применение тех или иных методов в каждой стране варьируется в зависимости от состояния ее экономики и направления внешней политики. На современном этапе развития государство стремится регулировать внешнеторговую деятельность не административными запретами и ограничениями, а через создание благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития Российской Федерации (и в целом говоря о Таможенном Союзе). И, наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия.

На сегодняшний день нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности РФ представляет собой достаточно отработанный механизм;

3. По итогам проведенного анализа эффективности применения нетарифных ограничений  можно сделать вывод, что как тарифные, так и нетарифные ограничения внешней торговли приводят к чистым потерям благосостояния, но, несмотря на это, они широко применяются практически всеми государствами, в том числе и Россией. Нетарифные меры регулирования – это довольно гибкий комплекс мер государственного регулирования ВЭД. Те или иные меры используются при определенных условиях, поэтому их эффективность также зависит от ряда внутренних и внешних факторов, таких как направления внешней политики, направленности внутренней экономики, интеграции в экономические союзы и объединения и т.д.

Информация о работе Роль нетарифного регулирования в системе государственного регулирования ВЭД