Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 09:38, курсовая работа
Целью исследования является определение роли нетарифных мер регулирования, практический анализ применения и перспективы использования нетарифного регулирования в системе государственного регулирования ВЭД.
Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
1. Дать понятие и определить сущность мер нетарифного регулирования;
2. Проанализировать нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ, а так же в рамках ЕврАзЭС ;
3. Определить эффективность использования нетарифных ограничений в российской экономике;
4. Выявить перспективы использования нетарифных мер регулирования ВЭД
Предметом исследования является роль нетарифного регулирования.
Объектом – нетарифное регулирование в системе государственного регулирования ВЭД.
3. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры исходя из национальных интересов;
4. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры в соответствии с соглашениями об урегулировании торговых споров;
5. Товары, ввоз/вывоз которых подлежит лицензированию в связи с решениями Правительства Российской Федерации об осуществлении мониторинга их ввоза/вывоза.
В период начала и середины 90-х гг. количественные ограничения были очень популярной мерой защиты российского внутреннего рынка: им подвергалось до 80% всех товаров. В настоящее время контингентирование импорта, например, крайне незначительно, что соответствует принципам ВТО. Что касается квотирования, то периодически экспортные квоты устанавливаются Правительством РФ на драгоценные металлы и алмазы. Квоты на драгметаллы позволяют использовать определенную их часть для производства ювелирных изделий на экспорт. Одновременно экспорт сырья цветных металлов с содержанием драгметаллов разрешается при условии, если полученная валютная выручка, оставшаяся после обязательной продажи части ее государству, будет направлена на поддержание производства, реконструкцию и технологическое переоснащение.
Импортные квоты в России действуют в целях защиты внутреннего рынка и часто устанавливаются после отмены временного запрета на ввоз отдельных видов иностранной продукции или проведенных антидемпинговых расследований, в частности в отношении импорта из Украины стальных труб большого диаметра (2002 г.).[18, c.9]
Результатом другого антидемпингового расследования стало введение в декабре 2009 г. квоты на импорт мяса (мяса птицы, свинины, говядины) сроком на три года.[9] Более того, при импортных поставках в Россию говядины сверх квоты она облагается повышенной таможенной пошлиной в размере 60% (но не менее 0,6 €/кг). В целях защиты внутреннего рынка также действуют импортные квоты на ввоз спирта этилового, в настоящее время установленные на уровне 10% общего объема его продажи на российском рынке.
В последние года в составе количественных ограничений импорта в России используются тарифные квоты (в пределах стоимости или количества которых импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере, а в случае превышения установленных ограничений к товарам применяются повышенные ставки пошлин), под которые попадают ввоз риса, сахара-сырца, говядины. Они реализуются через аукционы, организованные Минэкономразвития России. Размер тарифной квоты на сахар-сырец имеет тенденцию к повышению: с 3,65 млн т (в 2001 -2002 гг.) до 3,95 млн. т. в 2007 г. Ставка таможенной пошлины в рамках квоты установлена на уровне 0,095 €/кг, или 5% таможенной стоимости. Объемы ввоза сверх квоты облагаются пошлиной в размере 30%.
Лицензирование импорта в России осуществляется в соответствии с указами Президента РФ, в основном, в отношении ввоза драгоценных природных камней и металлов, ядерных материалов (технологии, оборудование, источники радиоактивного излучения, включая отходы), спирта этилового, химических средств защиты растений, продукции, работ и услуг военного назначения в целях контроля. В отдельные периоды лицензирование импорта осуществляется в целях защиты отечественных производителей. Так, например, в 1998 – 2000 гг. действовали квоты и лицензии на ввоз цветных телевизоров из Японии. В настоящее время в России установлена единообразная система лицензирования в соответствии с международными соглашениями в рамках ВТО.
«Добровольное» ограничение экспорта в составе нетарифных ограничений России появилось в середине 1999 г. В связи с результатами антидемпингового расследования в США по поставкам российской стали на их рынок после проведенного Международной торговой комиссией. Во избежание высоких антидемпинговых пошлин Россия подписала в 1999 г. Всеобъемлющее соглашение об экспорте стали в США, взяв на себя обязательство ограничить ввоз своей продукции по 14 видам на пять лет.[23, c. 117]
Временные запреты иногда вводятся на экспорт продукции из России, например, мазута в связи с невыполнением компаниями обязательств по поставкам топлива на внутренний рынок.
По мере снижения таможенных тарифов, роль нетарифных методов регулирования внешней торговли возрастает. Наиболее распространены на сегодняшний день следующие внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта: квотирование и лицензирование, добровольные ограничения экспорта, антидемпинговое законодательство, компенсационные пошлины и другие.
Наибольшее значение имеют квотирование и лицензирование импорта и экспорта. Квоты могут устанавливаться в отношении ввоза товаров из определенных стран, а также вводиться в виде ответной меры на дискриминационные действия других государств.
Важное место среди нетарифных методов регулирования внешней торговли занимает борьба с демпингом и антидемпинговое законодательство. Под демпингом понимается продажа значительных партий товаров по ценам более низким, чем при обычных коммерческих операциях, в том числе и ниже себестоимости. Демпинг – это форма недобросовестной конкуренции, направленная на захват рынка. Против фирм, обвиненных в демпинге, возбуждается судебное разбирательство, результатом которого может быть введение высокой антидемпинговой пошлины. С 1967 года действует и Международный антидемпинговый кодекс. В 80-е годы до 2,5% мирового импорта было затронуто антидемпинговыми процедурами.[26, c.211]
Компенсационные пошлины как мера нетарифного регулирования применяются к тем импортным товарам, производство и экспорт которых субсидируются государством-экспортером. Компенсационные пошлины нейтрализуют экспортные субсидии.
Среди мер нетарифного регулирования фигурируют и валютно-финансовые ограничения, связанные с валютным контролем и регулированием платежного баланса. Ограничению способствуют также дополнительные (помимо пошлин) налоги на импорт и импортные депозиты. По российскому законодательству установлены следующие налоги на импорт: акцизы (на подакцизные товары), налог на добавленную стоимость. Импортные депозиты – это форма залога, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой иностранного товара в размере части его стоимости.
Еще одна категория нетарифных мер включает таможенные формальности, технические стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке товаров, нормативы санитарного и ветеринарного контроля и т.д.
Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какие нетарифные методы лучше использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные меры в известном смысле более удобны в достижении искомого результата. Например, куда проще ограничить импорт стали до 3 млн. т путем введения количественного ограничения импорта в размере 3 млн. т, чем высчитывать ту ставку импортного тарифа, которая позволит снизить импорт до желаемой величины. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО).
Подводя итог необходимо отметить, что нетарифные меры регулирования – это довольно гибкий комплекс мер государственного регулирования ВЭД. Использование нетарифных ограничений, которые являются более скрытыми, чем тарифные инструменты, дает странам преимущества в регулировании внешней торговли, и что в рамках политики протекционизма нетарифные инструменты считаются более приемлемыми
В большинстве случаев использование нетарифных методов, особенно интенсивных количественных, наряду даже с относительно либеральным таможенным режимом приводит к более ограничительному характеру государственной торговой политики в целом.
Те или иные меры используются при определенных условиях, поэтому их эффективность также зависит от ряда внутренних и внешних факторов, таких как направления внешней политики, направленности внутренней экономики, интеграции в экономические союзы и объединения и т.д.
2.2. Эффективность использования нетарифных ограничений в
российской экономике.
Россия несет убытки в размере свыше $ 5 млрд. в год из-за нетарифных ограничений на ее товары на международном рынке. По этим признакам Россия является одним из самых дискриминируемых государств мира, занимая 2-е место после Китая. [18, c.4]
В России созданы базовые условия для вступления во Всемирную торговую организацию, однако современное состояние интеграции отечественной экономики в международную торговлю характеризуется постоянным ухудшением условий доступа российских товаров на рынке зарубежных стран. [25, c.53]
По данным Минэкономразвития России (июнь 2010 г.), 22 государства применяют в целом 93 ограничительные меры против российских товаров. Это 40 антидемпинговых мер (пошлин и расследований), 8 специальных защитных мер и 45 мер нетарифного (административного) регулирования импорта. Такие меры применяют Австралия, Аргентина, Белоруссия, Индия, Индонезия, Казахстан, Киргизия, Китай, Мексика, Перу, Азербайджан, Армения, Молдова (исключая Приднестровье), Туркменистан, Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Украина, Филиппины, Южная Корея и Евросоюз. А наибольшее количество таких мер введено в ЕС, США, Украине.
Больше всего ограничений, особенно в индустриальных странах, введено именно на промышленную продукцию России: товары металлургической, химической и лесоперерабатывающей отраслей. Хотя свыше 70% ассортимента сырьевой продукции РФ традиционно являются одной из самых демпинговых, то есть наиболее дешевых на мировых рынках. По данным минэкономразвития, большинство стран-"ограничителей" объясняют свои меры тем, что Россия в отличие от этих стран пока не участвует в ВТО, что затрудняет равноправие РФ в международной торговле.
По данным того же ведомства, среднегодовые потери России только в торговле с ЕС из-за этих ограничений достигают $500 млн. Но по оценкам Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), эти потери превышают $1,5 млрд.[10, c. 24]
Антидемпинговые процедуры проводятся также в отношении российской химической, текстильной, легкой, целлюлозно-бумажной и лесной промышленности.
В настоящее время во многих случаях цены экспорта российской продукции в страны дальнего зарубежья ниже цен продаж на внутреннем рынке. Так, по прокату черных металлов это составляет порядка 40 % по полиэтилену - 50 % по целлюлозе - около 30 % по шинам для грузовых автомобилей - около 30 % а легковых автомобилей - более 50 % по тракторам - более 40 % обуви - в 2 раза, а льняным тканям - более чем в 2 раза.[10, c. 26]
Следует так же сказать об экспортных квотах на драгметаллы. На долю России на мировых рынках палладия, например, приходится 70%, платины – до 20%. Часть драгметаллов, на которые введена квота, используются для изготовления ювелирных изделий на экспорт. Однако их объем не превышает 5% общего выпуска ювелирных изделий в РФ из-за сложной процедуры лицензирования. Следовательно, с одной стороны, от введения данной квоты Россия не получает ожидаемого эффекта, т.к. импортирующие драгметаллы страны, вводят ответные меры, как то препятствия в получении лицензии. С другой стороны, тот факт, что часть выручки от продажи драгметаллов, оставшаяся после сбора государства, должна идти на поддержание производства – и только в этом случае будет разрешен их экспорт – свидетельствует о том, что государство заинтересовано в определенном уровне экспорта и развитии отрасли, т.к., очевидно, получает от этого немалые доходы и считает это достаточно эффективным.
В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах.
Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности РФ предполагает его гармонизацию с нормами и правилами ВТО, изменение и дополнение законодательной базы с целью упрощения порядка лицензирования и процедуры выдачи лицензий, а также создания необходимых правовых условий для реализации российскими предпринимателями прав и возможностей по продвижению российских товаров на мировой рынок. На случаи установления торговыми партнерами России дискриминационных ограничений в отношении экспорта российских товаров в действующее законодательство вносятся изменения и дополнения, предусматривающие принятие ответных мер.
Все это позволит в перспективе получить для российских участников внешнеэкономической деятельности на мировых рынках более справедливые и недискриминационные условия, будет содействовать развитию экспортных возможностей России и улучшению структуры ее экспорта.
В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах.
Как сообщили РБГ (Репортеры без границ) в минэкономразвития, сегодня складывается качественно новая ситуация в мировом хозяйстве, обусловленная в том числе внешними факторами. Они проявляются прежде всего в усилении торгово-политического воздействия зарубежных государств на международную торговлю. В совместном докладе департамента торговых переговоров и сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности этого ведомства «Об условиях доступа российских товаров на зарубежные рынки» (май 2010 г.) отмечено, что «в ряде случаев специальные защитные меры направлены исключительно против России, хотя они в принципе предусматривают ограничение доступа конкретного товара, поставляемого из неопределенного круга стран». [10, c.26]
По итогам проведенного анализа эффективности применения нетарифных ограничений можно сделать вывод, что как тарифные, так и нетарифные ограничения внешней торговли приводят к чистым потерям благосостояния, но, несмотря на это, они широко применяются практически всеми государствами, в том числе и Россией. Это можно объяснить во-первых тем, что при применении таких методов возникает эффект перераспределения дохода, значит, в результате, всегда некоторой группе населения или государству это будет выгодно. Во-вторых, нетарифные барьеры являются более скрытыми, чем тарифы, и их действие сложнее измерить и отразить в статистических показателях, и, следовательно, нетарифные ограничения – мощный метод воздействия на внешнюю торговлю. В-третьих, такие методы дают возможность странам быстро среагировать на изменения экономической ситуации и принять эффективные меры в краткосрочном периоде, в силу упрощенного процесса введения их правительственными органами;
Информация о работе Роль нетарифного регулирования в системе государственного регулирования ВЭД