Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 09:38, курсовая работа
Целью исследования является определение роли нетарифных мер регулирования, практический анализ применения и перспективы использования нетарифного регулирования в системе государственного регулирования ВЭД.
Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
1. Дать понятие и определить сущность мер нетарифного регулирования;
2. Проанализировать нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ, а так же в рамках ЕврАзЭС ;
3. Определить эффективность использования нетарифных ограничений в российской экономике;
4. Выявить перспективы использования нетарифных мер регулирования ВЭД
Предметом исследования является роль нетарифного регулирования.
Объектом – нетарифное регулирование в системе государственного регулирования ВЭД.
Классификацию нетарифных ограничений можно представить в унифицированной форме (см. табл. 1).[Приложение 1]
Финансовое воздействие на внешнеторговые операции обеспечивается системой различных таможенных и целевых сборов, налогов и пошлин, которые взимаются при ввозе иностранных товаров. Часто они не имеют фиксированной ставки (скользящие импортные налоги, компенсационные импортные сборы), изменяясь в зависимости от конъюнктуры внутреннего и международного рынка и экономической политики государства. [27, c. 75]
Фиксированные сборы, налоги и пошлины имеют как специфический (взимаются в фиксированной сумме с единицы веса, объема, количества товара), так и комбинированный характер, повышая внутреннюю цену импортного товара и снижая его конкурентоспособность. В их числе следует назвать внутренние специальные налоги и переменные пошлины на импорт, действующие в периоды повышения уровня мировых цен по отношению к внутренним аналогичным товарам; антидемпинговые и компенсационные пошлины в целях возмещения материального ущерба национальным производителям страны-импортера при установлении факта демпинга со стороны экспортера.
К финансовым мерам воздействия также относят меры, регламентирующие доступ импортеров к иностранной валюте, предназначенной для продажи им, ее стоимость (курс), что может увеличить стоимость импорта:
Импортные депозиты – требования предварительной оплаты стоимости импорта и уплаты импортных налогов в форме открытия предварительных импортных депозитов, уплаты наличных средств, предварительной уплаты таможенных пошлин (официальные ограничения на накопление иностранной валюты путем получения различного рода разрешений на проведение валютных операций внутри страны; отсрочки платежей и очередность на уплату налогов и пошлин в рамках установленных минимально допустимых сроков с момента доставки товара на таможенную территорию страны-импортера до момента завершения импортных расчетов).
Административные инструменты, появившиеся в начале XX века с увеличением участия в международной торговле крупных компаний и монопольных структур, в стабильных условиях рассматриваются как дополнительные меры, имеющие временный характер, при недостаточной эффективности таможенно-тарифной системы. Однако в период экономического спада и разбалансированной экономики они становятся главными инструментами государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
При применении нетарифных административных мер государство балансирует товарную структуру внутреннего рынка, ограждая его как от излишних поставок импортной продукции, так и от возможностей возникновения дефицита товаров национального производства на внутреннем рынке в случае чрезмерного экспорта национальной продукции.[28, c.8]
Количественные ограничения – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Количественные ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.
Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт, в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.[28, 9]
«Добровольное» ограничение экспорта – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.
Несмотря на все многообразие существования мер нетарифного регулирования, применение тех или иных методов в каждой стране варьируется в зависимости от состояния ее экономики и направления внешней политики. На современном этапе развития государство стремится регулировать внешнеторговую деятельность не административными запретами и ограничениями, а через создание благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально-экономического развития Российской Федерации (и в целом говоря о Таможенном Союзе).
1.3. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ
Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», вступивший в силу в июне 2004 года, открыл новый этап развития российского законодательства о государственном регулировании внешней торговли.
Целями данного закона являются определение основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области внешнеторговой деятельности, а также защиты экономического суверенитета экономической безопасности и политических интересов Российской Федерации.
Законом устанавливаются следующие меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности:
1)таможенно-тарифное регулирование;
2)нетарифное регулирование;
3)запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственности;
4)меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.
Нетарифное регулирование выступает одним из методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование определяется законодательством как метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера. Однако данное определение не содержит перечня всех мер, относящихся к нетарифному регулированию.[23, c. 89]
Статья 20 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» является логическим продолжением определения нетарифных мер, приведенного выше, дает исчерпывающий перечень этих мер и устанавливает требования, которые должны соблюдаться при их применении.
Количественные ограничения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях (ст. 21):
1) временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно - важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством Российской Федерации;
2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде, если необходимо:
а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;
б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара;
в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
г) снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в Российской Федерации аналогичного товара является относительно незначительным.
Такие ограничения могут устанавливаться через квотирование, лицензирование, монополию и ценовой контроль внешней торговли.
В соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» с 1 января 2010 года вступили в силу ратифицированные Россией:
- «Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран»;
- «Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран»;
- «Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговле товарами».
В соответствии с вышеуказанными нормативно – правовыми актами:
А) Товары, подпадающие под действие мер, затрагивающих внешнюю торговлю, сведены в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения государствами-участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами. Указанный перечень включает 7 категорий товаров, запрещенных к перемещению, и 27 категорий товаров, ограниченных к перемещению.
Б) Документом, подтверждающим соблюдение участником ВЭД ограничений, установленных в отношении товаров, указанных в разделах Единого перечня, является лицензия – как документ, разрешающий экспорт или импорт таких товаров. В Российской Федерации единственным уполномоченным органом, выдающим лицензии в отношении товаров, включенных в Единый перечень, является Минпромторг России, а также уполномоченные территориальные подразделения. При этом лицензируемый товар должен оформляться в государстве-участнике Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, орган исполнительной власти которого выдал лицензию.
В) Из числа товаров, ранее ограниченных к перемещению через таможенную границу Российской Федерации, в Единый перечень не вошли: зоологические коллекции; продукция осетровых видов рыб; лесоматериалы из дуба, бука, ясеня; защищенная от подделок полиграфическая продукция, в том числе бланки ценных бумаг.
Г) В качестве ограниченных к перемещению в Единый перечень дополнительно были включены: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных, включенные в красные книги Белоруссии, Казахстана и России; органы и ткани человека, кровь и ее компоненты.
Д) К товарам, запрещенным к перемещению через таможенную границу, в рамках формирования Таможенного союза добавились: средства защиты растений, содержащие стойкие органические загрязнители; лесоматериалы, регенерируемая бумага, картон, макулатура, происходящие из Казахстана; бумажные и аудиовизуальные материалы, содержащие призывы к осуществлению террористической деятельности, пропаганду фашизма и экстремизма, подрыв государственного строя. Дополнительно включены орудия добычи водных биоресурсов: рыболовные сети и электроловильные системы.
Подведя итог, следует сказать, что в настоящее время Российское законодательство (и в целом законодательство Таможенного союза), взявшее курс на максимальное соответствие нормам ГАТТ – ВТО, воспроизводит принцип общего запрета количественных ограничений. Однако в исключительных случаях, непосредственно предусмотренных законом, количественные ограничения все же могут быть установлены. Соответствующими полномочиями наделяется Правительство РФ.
Глава 2. Анализ применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
2.1. Анализ использования нетарифных ограничений во внешней торговле РФ.
Нетарифные меры являются составной частью комплекса мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Механизм этих мер начал формироваться в 1991 году принятием Федерального закона «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР». Постановлениями Правительства Российской Федерации были установлены применительно к конкретным товарным позициям такие меры нетарифного регулирования, как квотирование и лицензирование, введен общий (не зависящий от вида товара) порядок оформления лицензий.
На сегодняшний день нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой достаточно отработанный механизм взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающий осуществление единой внешнеторговой политики в целях защиты экономических и политических интересов страны, выполнения международных обязательств государства и расширения присутствия российских предприятий на мировых рынках товаров и услуг. [27, c.189]
Перечень товаров, к которым в настоящее время применяются нетарифные меры регулирования внешнеторговой деятельности, можно условно разбить на пять групп:
1. Товары двойного применения, подлежащие экспортному контролю;
2. Товары, к ввозу/вывозу которых применяются нетарифные меры регулирования в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации;
Информация о работе Роль нетарифного регулирования в системе государственного регулирования ВЭД