Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 09:38, курсовая работа
Целью исследования является определение роли нетарифных мер регулирования, практический анализ применения и перспективы использования нетарифного регулирования в системе государственного регулирования ВЭД.
Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
1. Дать понятие и определить сущность мер нетарифного регулирования;
2. Проанализировать нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ, а так же в рамках ЕврАзЭС ;
3. Определить эффективность использования нетарифных ограничений в российской экономике;
4. Выявить перспективы использования нетарифных мер регулирования ВЭД
Предметом исследования является роль нетарифного регулирования.
Объектом – нетарифное регулирование в системе государственного регулирования ВЭД.
27
ВВЕДЕНИЕ
Представленная работа посвящена теме «Роль нетарифного регулирования в системе государственного регулирования ВЭД».
Несмотря на сохраняющийся в течение длительного времени интерес к изучению нетарифных мер регулирования, эта проблема по-прежнему продолжает сохранять свою научную и практическую актуальность. Нетарифный инструментарий постоянно развивается и видоизменяется: появляются новые нетарифные меры и модифицируются уже существующие.
Одним из важнейших направлений регулирования внешней торговли, как свидетельствует международная практика, исторически являются нетарифные методы и инструменты. Данные средства внешнеторговой политики играют все более возрастающую роль в общем объеме регулирующих международную торговлю инструментов практически во всех странах, что происходит на фоне устойчивой общемировой тенденции снижения таможенно-тарифной защиты национальных рынков. Использованием нетарифных ограничений во внешней торговле зарубежные страны успешно решают широкий комплекс задач внешней и внутренней экономической политики.
Очевидно, что в процессе вступления России в ВТО, в рамках функционирования таможенного союза, тема нетарифных мер регулирования на сегодняшний день играет важную роль. В связи с этим в работе рассматривается целесообразность введения нетарифных барьеров, их эффективность, экономическое влияние на производителей потребителей и благосостояние страны в целом. Также в работе был обобщен материал по использованию нетарифных мер регулирования ВЭД в РФ, с учетом анализа нормативно-правовых актов по данной теме.
Целью исследования является определение роли нетарифных мер регулирования, практический анализ применения и перспективы использования нетарифного регулирования в системе государственного регулирования ВЭД.
Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
1. Дать понятие и определить сущность мер нетарифного регулирования;
2. Проанализировать нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ, а так же в рамках ЕврАзЭС ;
3. Определить эффективность использования нетарифных ограничений в российской экономике;
4. Выявить перспективы использования нетарифных мер регулирования ВЭД
Предметом исследования является роль нетарифного регулирования.
Объектом – нетарифное регулирование в системе государственного регулирования ВЭД.
Теоретической базой исследования послужили учебники таких авторов как, Габричидзе Б.Н., Покровской В. В., Оболенского В. и т.д.
Информационной базой для написания курсовой работы послужили статьи журналов таких как «Таможенный вестник» и «Таможенные ведомости».
В ходе написания данной курсовой работы использовались методы анализа и сравнения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы, и отражена на 39 страницах. Первая глава состоит из теоретического материала, в которой рассматриваются основные аспекты мер нетарифного регулирования. Вторая глава состоит из практического материала, в которой проведен анализ применения мер нетарифного регулирования, а так же их роль во ВЭД РФ. В третьей главе определены пути повышения эффективности не тарифного регулирования в РФ.
Глава 1. Действующий механизм нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в современной России
1.1. Понятие и сущность мер нетарифного регулирования внешней экономической деятельности
Меры нетарифного регулирования представляют собой ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической политики РФ, выполнения международных обязательств РФ, защиты экономической основы суверенитета РФ, защиты потребительского рынка в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и международными договорами РФ.[17,с.158]
К ним относятся лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, разрешительная система и другие меры, доводимые в установленном порядке до таможенных органов РФ. Принятию защитных мер внутреннего рынка РФ должны предшествовать расследования, проводимые Министерством торговли России, с предоставлением материалов таких расследований Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле. Примером косвенных защитных мер может служить установление Государственным таможенным комитетом России перечня пунктов пропуска на таможенной границе РФ, через которые только могут вводиться подакцизные товары, подлежащие маркировке, - алкогольные товары и табачные изделия. Другим примером косвенных защитных мер может служить сертификация соответствия ряда товаров стандартам безопасности и качества.
Меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера.[2]
В научной литературе средства (инструменты) нетарифного регулирования чаще всего называются нетарифными барьерами (non-tariff barriers, NTB) или нетарифными ограничениями (non-tariff restraints). Реже встречаются термины "нетарифные препятствия" (non-tariff obstacles), "нетарифные искажения" (non-tariff distortions).
В официальной и нормативно-правовой литературе используется понятие «нетарифные меры» (non-tariff measures, NTM), встречающееся часто и в научных источниках.
В современном понятийном аппарате внешнеторгового регулирования проводится разграничение близких по смыслу понятий «нетарифные меры» и «нетарифные барьеры». Под нетарифными мерами понимаются все способы воздействия на внешнеторговые потоки, не относящиеся к таможенно-тарифным инструментам, в том числе нетарифные барьеры. Таким образом, нетарифные барьеры предстают особой разновидностью нетарифных мер: это те нетарифные меры, которые носят очевидный протекционистский характер. В этом смысле понятие «нетарифные барьеры» приобретает негативный оттенок и воспринимается как отклонение от правил ведения международной торговли. [28, с. 5]
В последнее время стали появляться исследования, в которых обращается внимание на необходимость приведения терминологического аппарата в соответствие с изменяющимися реалиями международной торговой политики и практики. «Распространенной ошибкой многих исследователей, - считает, например, С.В. Зимнин, - является использование терминов «нетарифные барьеры» (non-tariff barriers) или «нетарифные ограничения» (non-tariff restrictions), поскольку эти понятия лишь частично отражают суть современных нетарифных инструментов; основная тенденция в использовании нетарифных мер сегодня - это перенос акцента с ограничительных механизмов для иностранных компаний на стимулирование и поддержку национальных компаний с целью повышения их конкурентоспособности на мировом рынке». Этому, по его мнению, способствует то, что использование внутренних рычагов зависит только от решений на национальном уровне и не затрагивает международные договоренности - следовательно, редко вызывает ответные меры со стороны торговых партнеров.[18, c.4]
Определение нетарифных мер через понятие нетарифных мер делает уместным вопрос о семантике самого слова "тариф", как и тарифных, используемого в целях регулирования международной торговли. Однако, если в отношении определения таможенно-тарифных мер и соответствующего им таможенно-тарифного метода регулирования в международной торговой практике установились единообразные подходы, то применительно к нетарифным мерам такого единообразия достигнуто не было.
Государство, принимая соответствующие законодательные акты и формируя понятийный аппарат государственного регулирования внешней торговли, избегает определения нетарифного регулирования.
В большинстве случаев нетарифное регулирование определяется по схеме «все, что не относится к таможенно-тарифному регулированию» либо через перечисление конкретных мер (инструментов), использование которых относится к нетарифному регулированию. Для иллюстрации последнего приема приведем ст. 20 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», которая названа: «Нетарифное регулирование». Предполагается, что именно в этой статье и должно содержаться определение нетарифного регулирования. Однако вместо дефиниции в статье перечислены лишь те случаи, предусмотренные в данном Законе, которые могут быть отнесены к понятию нетарифного регулирования: «Нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных статьями 21 - 24, 26 и 27 настоящего Федерального закона, при соблюдении указанных в них требований».[18, c.5]
Основной правовой базой, регламентирующей таможенно-нетарифное регулирования в Таможенном союзе, являются Таможенный кодекс Таможенного союза, а также, Решение КТС ЕврАЗэС от 27.11.2009 г. № 132 «О едином нетарифном регулировании Таможенного Союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».
Также, можно сказать, что определение нетарифных мер как ограничителей (регуляторов) международной торговли, отличных от инструментов таможенно-тарифного регулирования, является общепринятым в современной российской и зарубежной научной литературе.
Определение сущности нетарифного регулирования и используемых для его осуществления нетарифных мер через понятие таможенно-тарифного регулирования имеет свои недостатки [16, c.245]
Во-первых, появляются так называемые пересекающиеся сферы внешнеторгового регулирования, осуществляемые с помощью инструментов, которые могут быть отнесены как к таможенно-тарифному, так и к нетарифному методу. Это касается, например, порядка определения страны происхождения, процедуры таможенной оценки и т.д.
Во-вторых, в последнее время все чаще в российской научной и учебной литературе стали появляться неверные определения таможенной пошлины, и, как следствие, отдельные меры нетарифного регулирования ошибочно причисляются к таможенно-тарифным инструментам. Причиной таких ошибок является, скорее всего, то, что в арсенале внешнеторгового регулирования одним и тем же понятием "пошлина" обозначаются инструменты как таможенно-тарифного регулирования (импортные и экспортные таможенные пошлины), так и нетарифные меры (антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины).
Подводя итог выше сказанному, нужно отметить, что в современных экономических условиях Российской Федерации, так и в целом Таможенному Союзу следует совершенствовать тактику защиты своих национальных интересов в сфере международной торговли. Используя в этих целях нетарифные меры, она сможет решать основные задачи, стоящие перед системой государственного регулирования внешнеэкономической, среди которых поддержка позитивных преобразований, происходящих в российской экономике, и содействие ее включению в мирохозяйственную систему. В России чрезвычайно остры проблемы развития экономики и обеспечения экономической безопасности, одной из неотложных задач для нашей страны является формирование эффективной системы мер нетарифного регулирования, или нетарифных ограничений (НТО), внешней торговли.
1.2. Классификация мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности
Как известно, в мире действуют официальные классификационные схемы нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, разработанные ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Международным валютным фондом, Мировым банком, МБРР, Международной торговой палатой (МТП) и рядом других авторитетных организаций. Эти системы классификации применяются для сбора информации, создания кодексов, регулирующих правила применения отдельных групп нетарифных ограничений, составления национальных систем регулирования внешнеторговой деятельности.
Наибольшее распространение в настоящее время получила классификация, разработанная ГАТТ/ВТО. Она нашла широкое применение в рамках ЮНКТАД и других международных организаций, а также в ходе международных торговых переговоров. Согласно классификации ВТО, система нетарифных ограничений включает меры финансового воздействия и административные инструменты, которые представлены пятью группами:
1. Финансовые способы ограничения, заложенные в механизме платежей в виде различных прямых и косвенных сборов, покрывающих государственные затраты, связанные с решением организационно-экономических проблем за счет иностранных поставщиков (скользящие сборы, пограничный налоговый режим);
2, 3, 4 и 5 группы относятся к административным мерам.
2. Участие государства во внешнеторговых мероприятиях (субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок товаров, государственная торговля в странах с рыночной экономикой);
3. Количественные ограничения импорта и экспорта с помощью квотирования, контингентирования, лицензирования, «добровольных ограничений» экспорта, а также требований о содержании местного компонента в производстве готовой продукции зарубежными экспортерами-производителями;
4. Технические стандарты и требования к импортируемой продукции, связанные со здравоохранением, нормами и обеспечением техники безопасности (в том числе промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров, санитарно-ветеринарные нормы);
5. Таможенные, административные импортные формальности, которые создают препятствия и сдерживают таможенное оформление ввозимой продукции (антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы, товарная классификация тарифов).
Информация о работе Роль нетарифного регулирования в системе государственного регулирования ВЭД