Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 15:44, реферат
В своей работе я рассмотрю не только историю возникновения экономических знаний и этапы развития экономической науки, но и рассмотрю проблематику современного развития экономической теории, а так же дам определения и раскрою предметы, цели, задачи и методологию изучения экономической науки.
Введение
I. Предмет, цели, задачи и методология изучения экономической теории
II. Возникновение и развитее экономической науки, основные экономические школы и их сущность
III. Современные экономические школы, современный взгляд на проблемы экономики
Заключение
Список используемой литературы
Учение Уильяма Петти (1623-1686) является как бы переходным мостиком от меркантилистов к классической (подлинной) науке - политической экономии. Его работы - "Трактат о налогах и сборах" (1662), "Слово мудрым" (1665), "Политическая арифметика" (1676), "Кое-что о деньгах" (1682). Последняя работа оценена Ф. Энгельсом как шедевр политической экономии. Заслуга У. Петти в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Известно его изречение: "Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля - его мать".
Новый этап в развитии политической экономии представлен физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Это название в переводе с греческого дословно означает "власть природы". Главным представителем и основателем этого направления был Франсуа Кенэ (1694-1774). Он родился в семье землевладельца, получил отличное медицинское и юридическое образование, был придворным врачом Людовика XV, пользовался покровительством мадам Помпадур. В возрасте 52 лет вслед за научными работами по медицине Ф. Кенэ написал главный свой труд по политической экономии "Экономические таблицы" (1758), в котором была предпринята гениальная попытка анализа общественного воспроизводства с позиции установления определенных балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта. Ф. Кенэ опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает богатство; источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Ограниченность его учения в том, что источником богатства считался труд только в земледелии. Вокруг Ф.Кенэ группировался ряд его талантливых учеников и сторонников: В. Р. Мирабо-старший (1715-1789), Дюпон де Немур (1739-1817), Анн Тюрго (1727-1781).1
Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823).
Адам Смит родился в апреле 1723 г. в маленьком шотландском городке Керколди в семье главного контролера королевской таможни. Он получил хорошее образование, окончил два университета, приобрел фундаментальные знания по философии, политическим наукам, математике, астрологии, юриспруденции, социологии и экономике. Его первая книга - "Теория нравственных чувств".
А. Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политической экономии. В возрасте 44 лет он решил исполнить грандиозный и даже чудовищный, по выражению некоторых биографов, план - дать миру теорию социально-экономического устройства. Через 10 лет полного отшельничества он выпускает книгу "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1777). В этой книге систематизирована вся сумма накопленных к тому времени экономических знаний. Основная идея в учении А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл "невидимой рукой". А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительного труда как создателя стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения его производительности, создал учение о доходах, четко сформулировал принципы налогообложения и многое другое. Его исследование стало как бы библией для ученых-экономистов Запада.
Давид Рикардо родился в семье богатого коммерсанта. С 1793 по 1812 г. занимался коммерческой деятельностью, чем нажил миллионное состояние, затем, став крупным землевладельцем, посвятил себя научной работе. Он продолжил разработку теории А. Смита, преодолев некоторые недостатки его учения. Главный его труд "Начала политической экономии и налогового обложения" (1809-1817). Он показал, что единственным источником стоимости является только труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов, а прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего; сформулировал законы обратнопропорциональной зависимости между заработной платой и прибылью и указал на тенденцию к понижению нормы прибыли; раскрыл механизм дифференциальной ренты. Его учение легло в основу теории английского утопического социализма.
На ошибки классической школы политэкономии неоднократно указывали русские экономисты в конце XIX - начале XX в. Так, В. Я. Железнов писал, что классическая школа облекла свои положения в абсолютную форму, считала свои теоретические выводы пригодными для объяснения хозяйственных явлений всех времен, стран и народов, а свои принципы (эгоистические интересы и свободная конкуренция) - вечными постулатами для создания нормального строя экономических отношений. Крупным недостатком классической политэкономии было игнорирование роли государства в хозяйственной жизни.
Определенным этапом в эволюции мировой экономической мысли стали труды швейцарского экономиста и историка Жана Шарля Леонара Симона де Сисмонди (1773-1842). Он учился в Женевском университете. Жил во Франции, Великобритании, Италии. Главный его труд - "Новые начала политической экономии" (1819). Он выступал с критикой экономического механизма капиталистического общества. В центр экономического учения Сисмонди ставил распределение, от которого зависят потребление и производство. Считал, что политическая экономия призвана быть наукой совершенствования социального механизма ради счастья человека.
Идею создания
будущего общества, каждый в своем
понимании, выдвинули французские социалис
Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм.
С именем К.Маркса (1818-1883) связана попытка построить общество без частной собственности на средства производства, опираясь на экономику государственного типа, регулируемую из центра. Его главный труд - "Капитал" (1867), сделавший его одним из величайших экономистов мира. Главные заслуги К. Маркса: создано учение об общественно-экономических формациях, причинах их смены; раскрыты законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения - противоречия, исторически преходящий характер капитализма как формации; разработаны теории воспроизводства и экономических кризисов, цены производства; создано учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре, противоречиях товара, о прибавочной стоимости; раскрыта сущность абсолютной ренты, сущность наемного труда, дана общая характеристика капиталистической эксплуатации.
Современные экономические школы, современный взгляд на проблемы экономики
экономический теория наука школа
К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX - начале XX в. Они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций. Если попытаться как-то обобщить их, то можно выделить следующие главные направления современной экономической мысли:
1)неоклассическое;
2)кейнсианское;
3) институционально-
Неоклассическое направление возникло в конце XIX в. как реакция на экономическое учение К. Маркса, как его критическое осмысление и сформировалось как теория маржинализма. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851 - 1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851 - 1914), а также английский экономист Уильям Стенли Джевонс (1835- 1882).
Маржинализм (в переводе с английского - "предельный") - это теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономические процессы и явления исходя из новой идеи использования предельных (max и min) крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Главные категории в этом направлении: предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки и др. Маржинализм опирается на количественный анализ и использует экономико-математические методы и модели, в основе которых лежат субъективные оценки.
Одним из широко известных теоретиков математической школы является Леон Вальрас (1834-1910), швейцарский экономист, разработавший модель общего экономического равновесия, которая имеет в своей основе анализ спроса и предложения и содержит ряд систем уравнений.
На западе современная экономическая теория, известная под названием "экономикс", представляет собой попытку синтезировать классическую политическую экономию и маржинализм.
Впервые курс "Экономикс", сменивший курс политической экономии классической школы Дж. С. Милля, читался в 1902 г. в Кембриджском университете А. Маршаллом (1842-1924). В 1890 г. вышла его книга "Принципы экономикс", которая переведена на русский язык под названием "Принципы политической экономии". И здесь нет ошибки, так как А. Маршалл под термином "экономикс" подразумевал политическую экономию. Последний перевод этой работы озаглавлен "Принципы экономической науки" (М.: 1993).
Появление термина "экономикс" не случайно. Во-первых, это объясняется рационализмом американцев, их склонностью к сокращениям. Во-вторых, поскольку экономический кризис в конце XIX столетия и почти двадцатилетняя депрессия показали несостоятельность государственного вмешательства в экономику, А. Маршалл, воспевавший идею свободной конкуренции и рынка, не мог не выдвинуть идею ограничения роли государства в рыночной экономике, что и получило отражение в новом термине, в котором исчезла первая часть прежнего названия.
Сегодня многочисленные учебники по экономической теории выходят в свет именно под этим названием. В последнее время наиболее популярным считается учебник П. Самуэльсона "Экономикс", впервые опубликованный в 1948 г. и выдержавший более 13 изданий. Его автор подчеркивает, что "экономическая теория, или политическая экономия, как ее обычно называют, тесно соприкасается с социальными науками, экономикой домоводства, управлением предприятием, но имеет свой предмет".
Таким образом, "экономикс" и "политическая экономия" в англо-американской литературе рассматриваются как синонимы.
В нашей экономической литературе до недавнего времени термин "экономикс" рассматривался как символ буржуазной экономической науки, отрицания которой требовали не только чрезмерная идеологизация, основанная на классовом подходе к экономическим проблемам, но и практика хозяйствования административно-командной системы.
При более внимательном изучении данного курса его можно определить как многозначное понятие, характеризующее:
1) специальную
науку о принципах рыночного фу
2) науку, носящую
более прикладной характер по
сравнению с марксистской
3) цикл учебных дисциплин в вузах США и Западной Европы, включающий также экономическую историю, историю экономических учений и ряд спецкурсов по экономическим проблемам.
Это служит основанием для ряда политэкономов и сегодня разграничивать предмет политической экономии и экономике.
Изменение в нынешних условиях названия учебной дисциплины "Политическая экономия" на "Экономическую теорию" не означает отказ от политической экономии как науки, как представляют это себе некоторые экономисты, объясняя порой такую необходимость тем, что "политическая экономия сегодня давно перестала быть наукой, а превратилась в шаманологию".
Неоклассическое направление господствовало в мировой экономической мысли до 30-х годов XX в. Кризис и Великая депрессия показали неспособность свободной конкуренции решить все социально-экономические проблемы общества, в связи с чем появляется новое экономическое учение - кейнсианство. В 70-80-х годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, неоклассическое учение снова становится актуальным и остается таковым по настоящее время. В западной экономической литературе это направление получило название "новый классический экономике".
Сегодня неоклассическое
направление экономической
Монетаризм - теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой, прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого кредитного банковского процента.
Американский
ученый-экономист Милтон Фридмен (1912-2006)
- один из крупнейших авторитетов в
современной экономической
Неолиберализм - течение, согласно которому необходимо сокращать (свести к минимуму) вмешательство государства в экономику (принцип классической политической экономии А. Смита), ибо только частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Отсюда важно предоставление максимально возможной свободы в хозяйственной деятельности предпринимателям и торговцам.
Главными теоретиками концепции экономического либерализма XX в. являются американский экономист австрийского происхождения Людвиг фон Мизес (1881 -1973) и его блестящий ученик Фридрих фон Хайек (1899-1992).
По мнению Л.
Мизеса, социализм, т. е. централизованно
управляемая экономика с регули
Информация о работе Роль экономической теории в развитии общества