Возникновение и развитие экономической теории
Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 21:25, доклад
Краткое описание
Созданная первая школа политической экономики называлась меркантилизмом. Согласно теории представителей данной школы основным национальным богатством служила торговля. С постепенным развитием производства наблюдалось и изменение взглядов на экономику. Данное обстоятельство повлекло за собой возникновение физиократического направления, одним из сторонников которого был Ф. Кенэ. Представители данной щколы в отличие от сторонников теории меркантилизма полагали, что именно сельское хозяйство признается основным богатством страны.
Файлы: 1 файл
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
- Особое внимание экономике стали уделять в Древнем Риме. Первые труды, рассматривающие отдельные составные части экономических знаний, принадлежат знаменитым ученым, таким как Аристотель, Лакуна, и многим другим ученым античного мира. Созданная первая школа политической экономики называлась меркантилизмом. Согласно теории представителей данной школы основным национальным богатством служила торговля. С постепенным развитием производства наблюдалось и изменение взглядов на экономику. Данное обстоятельство повлекло за собой возникновение физиократического направления, одним из сторонников которого был Ф. Кенэ. Представители данной щколы в отличие от сторонников теории меркантилизма полагали, что именно сельское хозяйство признается основным богатством страны. Классическая политическая экономика стала следующим направлением рассмотрения основ экономики. Сторонниками этой теории были ученые экономисты А. Смит, У. Бетти, Д. Рик—кардо и многие другие. По мнению данных ученых, богатство возникает на основе всего функционирующего производства, иначе говоря, деятельности промышленного и сельскохозяйственного производства. В СССР сложились два основных направления: марксизм, основными представителями которого выступали В.И. Ленин и К. Маркс, и маржинализм. Характеристикой современного этапа являются следующие направления: 1) неоклассическое; 2) неокейнсианское ; 3) неолиберализм; 4) институционально— социологическое. Экономика представляет собой сферу деятельности непосредственно человека, целью которого является собственное удовлетворение всех жизненно необходимых потребностей, а также представляет собой науку, которая изучает данную сферу. Экономика, выступая как наука, занимается рассмотрением закономерностей отношений людей, возникающие в экономическом производственном процессах, распределений его конечного результата, а также обмена и потребления экономических благ, необходимых для существования человека. Проблема ограниченности и редкости производственных ресурсов, а также потребительских благ свойственна и присуща любой экономической системе. Экономическая теория представлена двумя крупными разделами. 1. Макроэкономика, изучающая народное хозяйство в качестве единой экономической системы. Особое внимание уделено изучению проблем, которые связаны с деятельностью экономических субъектов страны. 2. Микроэкономика, изучение которой направлено на индивидуальную деятельность экономических субъектов. Данный раздел выясняет сущность процессов разработки, а также принятия решений и их реализации с целью достижения поставленных задач субъектами. Существует взаимосвязь экономической теории с другими различными науками, например такими, как статистика, бухгалтерский учет, финансы, математика, история и т. д . Функции экономической теории 1. Теоретическая. Заключается в отсутствии обозначения границ констатации фактов, а также в выяснении сущности происходящих процессов и явлений, раскрытия законов, которые являются основными управителями экономических производственных процессов. 2. Методологическая. Является теоретической основой для наук, изучающих конкретные отрасли хозяйства. 3. Практическая. Сводится к осуществлению анализа возникающих проблем с целью принятия эффективного решения задач общества, делает обоснованные выводы. 4. Познавательная. Способствует развитию экономического образа мышления, характерна для всех наук. 5. Критическая. Изучение явлений осуществляется критически, рассматриваются основные преимущества, применение которых будет целесообразно. 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ Объекты и экономические процессы, которые выражаются в виде величин, определяющихся в количественном измерении, представляют собой экономические показатели, использующиеся в экономической теории и практике, т. е . это показатели, характеризующие состояние экономики в различные периоды времени. Они являются эффективными основными инструментами по раскрытию функционирующей экономики. Экономические показатели представлены наименованием, единицей измерения и числовым значением, что позволяет объединять числовую и словесную характеристику объектов, протекающих процессов и явлений. Система экономических показателей – это общая совокупность упорядоченных и взаимосвязанных значений, которые характеризуют экономику отрасли, регионов, а также экономики в целом и определенные сферы экономической деятельности. Экономические показатели в зависимости от ряда признаков делятся на следующие группы показателей: 1) макроэкономические , отражающие крупные отрасли и сферы экономики; 2) микроэкономические, дающие характеристику состоянию экономики предприятий, организаций, фирм и т. д .; 3) абсолютные или количественные, представляющие собой различные показатели, характеризующие объем продукции, денежных средств, соответственно выраженные в натуральных или денежных единицах измерения. К ним относятся безразмерные показатели, выражающиеся в сравнении соотношения однородных экономических значений или темпов изменений экономических значений в долевом либо процентном выражении; 4) относительные, или качественные, показатели. Это соотношения одинаковой или разной соразмерности показателей. Они представлены в виде размерных показателей, которые дают описания скорости изменения значений в определенном периоде времени, рациональности и эффективности применения ресурсов. В зависимости от динамики экономических процессов и изменения количественных значений различаются следующие экономические показатели: 1) показатели роста. Это отношение объема экономически созданного и потребленного товара в этом периоде времени к объему этого товара в предыдущем периоде времени (месячный, квартальный, годовой периоды или определенные начальные и конечные даты времени); 2) показатели прироста, представляющие собой отношения роста или сокращения объема созданного, реализуемого и потребленного товара в данном периоде времени к объему такого же товара в предыдущем периоде. В зависимости от природы измерений экономические показатели выражаются в следующей совокупности показателей: 1) натуральные измерители, выраженные соответственно в физическом измерении либо в единицах веса и времени, площади, длины и др. Они отражают объем экономического товара, т. к. измеряются посредством приборов. На величину натуральных показателей оказывает влияние ценовой фактор, которому свойственны различные значения; 2) стоимостные, представленные в денежных измерителях (рубль, евро, доллар и др.). В зависимости от определения числовых значений экономических показателей и целей по принятию экономических решений различаются следующие показатели: 1) расчетно—аналитические, определяющиеся путем расчетов на основании экономико—математических моделей с применением соответствующих методов. Они используются в основном при установлении плановых и прогнозных показателей; 2) нормативные. Это показатели, которые устанавливаются управляющими органами. Данные показатели выражают нормы затрат производственных ресурсов на единицу товара. Кроме всех перечисленных выше, в экономике используют научно— технические показатели, отражающие результаты достижений научно—технического прогресса. 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ Экономическая наука ставит своей целью наблюдение и изучение поведения отдельных людей, оказание советов по тому, как лучше им надо действовать в сложившихся условиях, а именно когда возникает необходимость соотношения поставленных целей и средств для их достижения, находящихся в ограниченном количестве. Иначе говоря, экономическая наука занимается изучением отношений, которые непосредственно возникают в производственном, распределительном, обменном процессах, а также в процессах потребления товаров и использования услуг. Экономические агенты представляют собой субъекты, участвующие в экономических отношениях, являющиеся непосредственными участниками процесса производства, распределения и обмена, а также в потреблении созданных экономических благ для удовлетворения собственных потребностей. В основном рассматривают три вида экономических агентов: 1) государство ; 2) фирмы (предприятия); 3) домохозяйства (индивидуальные хозяйства). Полное удовлетворение формирующихся в обществе потребностей экономических агентов может быть достигнуто несколькими способами. Для данных способов основанием служат прежде всего три механизма обмена, которые возникли в эволюционном процессе, иначе говоря, способы, координирующие действие экономических процессов. К данному механизму обмена относятся следующие формы: 1) форма обмена, имеющая властно—принудительный характер, т. е . согласно условиям командной экономики должна осуществляться поставка продукции, выпущенной в отрасли промышленности; 2) форма обмена, основанная на взаимном и социальном уровне обмена, т. е . обменные отношения в кругу семьи, различные подарки и т. д .; 3) форма обмена, осуществляющаяся на товарных рынках, т. е . продажа и приобретение продуктов на рынке в определенной местности. Каждому отдельному обменному механизму присущ определенный координирующий способ в хозяйственных процессах, представленный в виде планового, традиционного и рыночного способов. Субъекты, участвующие в хозяйственном процессе с целью удовлетворения собственных потребностей, по своему усмотрению применяют одну их трех форм обменного механизма. В зависимости от данного выбора выделяют: 1) рыночные продукты; 2) нерыночные продукты. Товары, производящиеся и распределяющиеся между экономическими агентами с применением действия рыночного механизма, образуют продукты рыночного вида. Блага, осуществление продаж которых невозможно, что объясняется отсутствием для них специальных рынков торговли, а также продукты, цель реализации которых не достигает эффективного уровня за пределами зоны ограничений, т. к. их количество или весовая категория связаны с дорогой транспортировкой и продажей за пределами данной зоны, принято называть нерыночными продуктами, или благами. Нерыночные продукты (блага) являются участниками определенно установленного взаимного и социального обмена, а также механи<span class="Li
Информация о работе Возникновение и развитие экономической теории