Роль инвестиций в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:51, курсовая работа

Краткое описание

. . . . Провозглашение Республики Казахстан демократическим, светским, правовым и социальным государством Конституцией Республики Казахстан, принятой 30 августа 1995 г. на республиканском референдуме, предопределяет необходимость формирования новых рыночных отношений, вхождения в мирохозяйственные связи и развития международного экономического сотрудничества.
Коренное реформирование экономики
Республики сегодня сопровождается сложными про

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Раздел 1. Роль инвестиций в экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Роль инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Определение инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Инвестирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Преимущества и недостатки импорта капитала и инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . .
Раздел 2. Источники финансирования инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Раздел 3. Зарубежный опыт привлечения и использования
международного капитала и инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Опыт стран СНГ в привлечении и использовании
международного и предпринимательского капитала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Мировая практика привлечения инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Раздел 4. Инвестиции как фактор стабилизации экономики
Республики Казахстан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Механизм государственно-правового регулирования привлечения
и использования зарубежного капитала и инвестиций в республике . . . . . . . . .
Импорт международного кредитного капитала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Об инвестиционной деятельности в республике Казахстан . . . . . . . . . . . . . . . . .
Об иностранных инвестициях в основной капитал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

курсач по эк.теории.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

     Несмотря на определенные результаты по стабилизации некоторых макропоказателей, состояние экономики остается в стране критическим, продолжается спад ВВП и индекса промышленного производства в целом. Спад производства сопровождался и спадом инвестиций. Анализ динамики инвестиций показывает неравномерность спада инвестиций в различных отраслях. С позиции инвестиционных перспектив, по мнению журнала «Транзитная экономика», отрасли промышленности и иные сферы материального производства могут быть распределены на три группы:

      К I группе относятся жизненно важные отрасли, которые являются

приоритетными и не могут находится в частной  собственности - электроэнергетика,

тяжелое и транспортное машиностроение, транспорт.

      Ко II группе относятся нефтегазовый комплекс, отрасли

металлургической  и химической промышленности.

      К III группе относятся отрасли, которые в настоящее время являются убыточными из-за использования ими отсталых ныне технологий. Данные отрасли включают в себя первичную переработку, большую часть гражданского машиностроения, легкую и пищевую промышленность, производство тары. Общий спад инвестиций, спад инвестиций в отраслях конечной продукции, сокращение строительно-монтажных работ, снижение доли накопления в национальном доходе характеризуют ситуацию сегодня как инвестиционный кризис.

      Причины инвестиционного кризиса кроются в ряде объективных и субъективных

факторов:

      1. Радикальный переход новой системе, сопровождающийся высокой инфляцией, повлек за собой ряд обстоятельств, затруднивших проведение инвестиционной деятельности.

      2. Не проводилась своевременная  оценка основных фондов.

      3. Резко понизилась роль амортизационного  фонда, как источника накопления.

      Если  в 1985 г. соотношение амортизационного фонда и капиталовложений составляло 36%, а в 1990 г. 41.2%, то уже в 1991 г. оно составляло 5.5%. Другими словами, не обеспечивалось даже простое воспроизводство основных фондов и предприятия выходили из ситуации только с помощью роста цен на свою продукцию.

      4. Действовавшая и вновь принятая  налоговая система не стимулировала реализацию функции накопления прибылью (доходом). Прибыль (доход) в условиях высокого налогообложения выполняла только функцию текущего потребления. К субъективным причинам инвестиционного кризиса следует отнести отсутствие государственной инвестиционной политики. К сожалению, в правительстве преобладал упрощенный и поверхностный подход: вначале стабилизация, затем иногда инвестиции.

      Такой подход вовсе не должен был означать смягчение последствия мер по сохранению минимальной инвестиционной активности. Так, инвестиционные программы, принятые в России, в значительной мере способствовали тому, что она по-прежнему по объемам инвестиций входит в первую пятерку стран в мире (хотя и сместилась со второго на пятое место).

      При анализе последствий инвестиционного кризиса можно выделить наряду с явно отрицательными определенно положительные тенденции. К отрицательным последствиям можно отнести:

      1. Разрушение производственного аппарата. Износ его составил по промышленности сегодня 60%. Причем структурный инвестиционный спад способствовал тому, что наибольший износ основных фондов сегодня составляет в отраслях конечной и промежуточной продукции. Коэффициент выбытия оборудования в этих отраслях в течение последних лет был практически равен нулю.

      2. Объем средств, направляемых на  техническое перевооружение, катастрофически падает. Если в 1992 г. он равнялся 40% от объема инвестиций, то сейчас 5%. В республике все последние годы инвестиции, как производственные, так и не производственные, непрерывно сокращались.

      3. Структура экономики республики  в результате сырьевой переориентации приобретает все утяжеленную и энергоемкую форму.

      Вместе  с тем, изменение структуры инвестиций имело определенные положительные последствия:

      1. Усилилась тенденция повышения  капиталовложений в сферу услуг. До недавнего времени удельный вес капиталовложений в сферу услуг в стране составлял не

более 10% (в то время, как в США он доходил до 72%). В результате этих капиталовложений произошло заметное развитие торговой и банковской сферы услуг;

      2. Новые ценовые пропорции, отвечающие  спросу и предложению, привели  к стимулированию движения свободного капитала по ценовым сигналам;

      3. Переход к рыночным формам  хозяйствования повысил долю  самофинансирования капиталовложений. В 1994г. собственные средства предприятий в общей сумме капиталовложений составляли уже 62%, а в 1995 г. еще более - 90%. Удельный вес всех централизованных средств (из госбюджета, местного бюджета, централизованных фондов) составляет около 15%.

      4.Сформировалась  новая рыночная инвестиционная  инфраструктура в видеразличных  инвестиционных фондов, страховых,  пенсионных и пр. фондов.

      Меры, которые необходимо принять сегодня, должны быть ввиду их комплексности оформлены в виде государственной инвестиционной политики. Государственная инвестиционная политика должна быть основана, в первую очередь, на выборе определенной стратегии. Мировая практика сегодня может назвать множество стратегий, основанных на практике той или иной страны (японский, германский, латиноамериканский, юго-восточный и др. опыты). Очевидно, что экономика сегодня хаотически следует по пути сырьевого развития страны, известного как путь «развития экспортного потенциала страны». Однако, в отличие от России, которая практически также пока следует по аналогичному пути, в Казахстане предприятия сырьевой отрасли отданы в управление и в собственность иностранных фирм. По мнению многих ученых такая стратегия не имеет никакого полезного эффекта для страны, поскольку прибыли перекачиваются в головные фирмы. В качестве отрицательных последствий этих шагов проводится гипертрофированное развитие экономики, превращение страны в сырьевую колонию, подрыв национальной безопасности страны, импортная зависимость и т.д. 

      Механизм государственно-правового регулирования привлечения и использования зарубежного капитала и инвестиций в республике.  

      При рассмотрении механизма государственно-правового  регулирования процессов привлечения и использования иностранного капитала и инвестиций следует прежде всего выделить законодательные, организационные и прочие механизмы

регулирования государством иностранных капиталовложений. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ представляет собой систему законов, определяющих конституционные, общерегулирующие и специальные отношения по поводу иностранного капитала и инвестиций.

      Система законодательного регулирования привлечения  иностранного капитала и инвестиций состоит из совокупности взаимодополняющих друг друга законов, включая основной закон страны - Конституцию, гражданское законодательство, законы, указы президента Республики Казахстан и другие нормативные акты, регулирующие законы предпринимательской и хозяйственной деятельности, нормативные акты о земле, о приватизации, о недрах и недропользовании, о нефти, о банках и банковской деятельности, о страховании, о ценных бумагах,

таможенное  и налоговое законодательство и  др. нормативные акты.

      Основным  законом, регулирующим отношения государства  и иностранных инвесторов, является Закон «Об иностранных инвестициях».

      Закон преследует цели представления максимально приемлемых условий для деятельности иностранных инвесторов, расширения понятия иностранных инвестиций, предоставления более широкого круга гарантий и возможностей для деятельности в республике.

    30 июня 1998 г. вышел указ Президента Республики Казахстан об образовании Совета иностранных инвесторов при Президенте РК.

      Совет создался в целях:

      1.  внесения на рассмотрение Президенту  Республики Казахстан предложений  по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы инвестиционной деятельности, предложений по вопросам, связанным с реализацией крупных инвестиционных программ и проектов Республики Казахстан, имеющих международное значение;

      2.  разработки рекомендаций по улучшению  инвестиционного климата, а также  по стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Казахстан; выработки предложений по интеграции экономики страны в мировые экономические процессы.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Импорт  международного кредитного капитала.  

      Мировой рынок заемного капитала в условиях инвестиционного кризиса является сферой первоочередного интереса республики.

      К середине 1996 г. Казахстану было открыто 18 кредитных линий. В рамках открытых кредитных линий, гарантированных правительством Республики Казахстан, подписано более 100 индивидуальных кредитных соглашений на сумму $ 1.34 млрд. Готовятся к подписанию еще 22 кредитных соглашений. Получено семь кредитных займов Всемирного банка, а также кредиты на погашение дефицита бюджета.

      Существуют  три основных вида кредитования и  помощи со стороны МФО и стран- доноров.

      I.     Официальная помощь развитию  международных финансовых организаций. Казахстан является членом МВФ с 15 июля 1992 г. После открытия в августе того же года постоянного представительства в Алматы МВФ, республике было представлено 3 займа. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) также представляет Казахстану займы. Кредитные займы МБРР предоставляются на стандартных условиях: на срок 17 лет, в том числе 5-летний льготный период, процентная ставка - 7,5 %. В настоящее время Республикой Казахстан подписано 4 соглашения о кредитах с МБРР. 6 декабря 1994 года Республика Казахстан подписала соглашения с Азиатским банком развития о кредитном займе обычных операций и займе специальных операций.

      II.    Официальная помощь развитию  от стран-доноров.

      Одними  из доноров являются: Австрия, Бельгия, Германия, Швеция, Япония и США.

      III. Экспортные кредиты.

      Несомненно, экспортные кредиты являются одними из важнейших и наиболее объемных видов иностранного капитала, поступающего в страну. За период с 1992 по 1995 гг. в республике привлечены экспортные кредиты с 17 стран на общую сумму порядка $ 1,6 млрд. США. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Об инвестиционной деятельности в республике Казахстан 

      В 1 полугодии 1998 года хозяйствующими субъектами республики вложено средств в новое строительство, расширение, техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий 65.9 млрд. тенге, что в сопоставимых ценах больше соответствующего периода 1997 года на 61%. Освоение этих средств по регионам республики представлено в следующей таблице (табл. 1). 

 Таблица 1

Область

республики

Всего млн.

тенге

Доля региона  в общем объеме республики, % В январе-июле 1998 г.

к январю- июлю 1997 г., в %

Республика  Казахстан 65920 100 161.0
Акмолинская 35 0.1 32.9
Актюбинская 4689 7.1 228.9
Алматинская 2900 4.4 165.1
Атырауская 18061 27.4 170.0
Восточно-Казахстанская 2427 3.7 158.2
Жамбылская 247 0.4 39.3
Западно-Казахстанская 376 0.6 21.7
Карагандинская 4026 6.1 135.0
Кызылординская 2659 4.0 245.9
Костанайская 1609 2.4 74.8
Мангистауская 4957 7.5 129.0
Павлодарская 2343 3.6 138.9
Северо-Казахстанская 742 1.1 127.3
Южно-Казахстанская 870 1.3 110.6
г. Астана 17035 25.8 428.9
г. Алматы 2944 4.5 52.5

Информация о работе Роль инвестиций в экономике