Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:03, курсовая работа
В данной работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки. Также приведены фактические данные, характеризующие роль малого предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие. Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем.
ВВЕДЕНИЕ…..…………………….…………………………….…………………..…3
1 ЗНАЧЕНИЯ И ЗАДАЧИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………….........4
2 ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЗНЫХ СТРАНАХ……………………………………………………………………………....10
3 РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ….…...12
4 ВИДЫ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………..….14
5 ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ…………………………………………………………………..…...19
6 ФАКТОРЫ ДИСГАРМОНИЗАЦИИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ………………………………………..…………..…...25
7 СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМА ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ……………………………………...........…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….……………….…………....34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….……..…35
Приложение А Этапы развития малого предпринимательства в России…..35
На
Министерство экономики Российской
Федерации возложена разработка
основ политики государственной
поддержки малого предпринимательства,
а также координация
Так
называемая малая экономика –
важный сектор полноценного рынка. Без
малого бизнеса невозможно становление
цивилизованной рыночной экономики.
Целями создания малых предприятий, или
предприятий малого бизнеса, являются:
–
активизация структурной перестройки
экономики;
–
насыщение потребительского рынка товарами;
–
преодоление отраслевого и регионального
монополизма;
–
расширение конкуренции;
–
создание материальной основы для трудоустройства
работников, высвобождающихся с действующих
предприятий;
– укрепление экономической базы местных органов власти;
– развитие сел, небольших городов;
– возрождение художественных промыслов.
Сейчас еще рано вести речь об уровне достижения целей, поставленных перед малыми предприятиями, так как в стране они пока малочисленны, хотя налицо положительная динамика развития малого бизнеса.
Многочисленные публикации последнего времени – влияние эволюции новой банковской системы на развитие в России крупного предпринимательства. При этом как–то забывается: «в пике» рыночных преобразований именно связка «коммерческие банки – малое предпринимательство» представлялась наиболее мобильной силой системной экономической трансформации. Отправляясь от того факта, что ежегодный прирост объема производства малых предприятий в иные годы достигал 25%, а объема реализации – 37 %, многие ученые и специалисты видели в сближении сектора малого бизнеса и банковского сектора ту магистральную дорогу, которая выведет Россию как минимум к потребительскому изобилию.
Трудности, возникающие на пути развития малого бизнеса, можно с определенной долей условности подразделить соответствующие проблемы на четыре основные категории. Это проблемы:
1) Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке, и т.п..
2) Материально – технического обеспечения: нехватка или отсутствие производственных помещений и современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная правовая защищенность деятельности предприятий и др.
3) Финансовые (инвестиционные), включая проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, в формировании на основе собственных сбережений и долгосрочных кредитов стартового капитала, в создании собственной дилерской сети и установлении связей с поставщиками сырья.
4) Кредитные, сопряженные с получением кредитов (для обслуживания кругооборота и оборота капитала) при посредничестве банков или других организаций, имеющих лицензию на совершение расчетных, платежных, ссудных и депозитных операций (таких, например, как общества взаимного кредитования, кредитные товарищества и т. п.)
При
отсутствии поддержки банков, предлагающих
спекулятивные условия
По
мнению руководителей малых
6
ФАКТОРЫ ДИСГАРМОНИЗАЦИИ ИНТЕРЕСОВ МАЛЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ И КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
Труднодоступность
банковских кредитов для малого бизнеса
– одно из серьезнейших препятствий
на пути роста его
И вот наиболее яркие ее проявления. Если финансовые затруднения испытывают более 70% малых предприятий, то банковскими кредитами пользуются лишь 27,9% из них, в том числе 14,1% для финансирования капиталовложений и 13,8% для кредитования оборотных средств.
При этом в 1998г. такими
В качестве главных факторов (причин) отчуждения предпринимателей малого бизнеса от банковских (в том числе сбербанковских) кредитных услуг сами респонденты отмечают:
1) Дороговизну этих услуг – высокий процент по ссудам;
2) Длительность процедуры оформления кредитов;
3) Краткосрочность последних;
4) Требование залога;
5) Нежелание банков работать с малыми предприятиями. Первая из перечисленных позиций –ключевая, причем уровень процента по ссудам банков примерно вдвое превышает его уровень по ссудам физических лиц (40–60 против 20–30%).
Дополнительные мотивы, по которым малые предприятия предпочитают покупать кредитные услуги у физических лиц, меньшие затраты времени на оформление кредита, более длительные сроки кредитования, отсутствие требования залога, возможность получения ссуды наличными, дружеские отношения с заимодавцами.
Факторами,
ограничивающими возможности
Анализ
состава использовавших банковские
кредиты малых предприятий с
точки зрения их рентабельности выявляет
устойчивость предрассудка наших предпринимателей,
согласно которому заимствовать средства
необходимо лишь, если дела идут плохо,
тогда, как при устойчивости финансового
положения потребность в
Отношения
между малым бизнесом и банками
лишены твердых оснований взаимного
доверия. Надежды на то, что между
становлением коммерческих банков и
развитием малых предприятий
автоматически, под воздействием долгожданной
свободы предпринимательства, торговли
и кредитного дела, возникает органическая
взаимосвязь, оказались иллюзорными. Однако
они способствовали игнорированию нашими
практическими политиками необходимости
специальной кропотливой и многоаспектной
работы в направлении гармонизации интересов
двух неотъемлемых секторов становящейся
рыночной экономики.
7
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
И СИСТЕМА ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
Кризисные процессы в сфере малого предпринимательства, проявившиеся в последнее время в неустойчивой динамике численности малых предприятий и занятых на них работников, в формировании нерациональной отраслевой и региональной структуры малого бизнеса и его криминализации, в «бегстве» мелких предпринимателей от производства и инвестиций, дают основания для вывода о неуправляемом, хаотичном характере становления важнейшего сектора современной российской экономики. Существуют более серьезные причинные основания, среди которых можно выделить неразработанность стратегии поддержки малого бизнеса, невыявленность соответствующих отраслевых, региональных и других приоритетов.
Решение назревших проблем видится в первую очередь в коренном улучшении управления процессами развития малого предпринимательства, и важнейшей предпосылкой здесь выступает реализация системного подхода к его исследованию. Дело в том, что малое предпринимательство объективно существует и развивается как некая целостность, особый сектор экономики национального, регионального, местного масштаба: одновременно малый бизнес, естественно представлен конкретными предприятиями, каждое из которых выступает как некая микросистема.
Во всех развитых странах государство оказывает малому и среднему предпринимательству экономическую и социальную поддержку. Необходимость такой поддержки признается и в России, осуществляются и некоторые меры в этом направлении.
Основные задачи региональных программ поддержки малого предпринимательства можно объединить в две группы.
1) Первая – формирование многоуровневой комплексной системы поддержки малого предпринимательства, которая обеспечит доступ его субъектов к производственно – технологическим, финансовым, трудовым и информационным ресурсам. Для этого необходимо создание муниципальных или межрайонных фондов поддержки малого предпринимательства, в том числе гарантийных, а также организация в качестве комплексных объектов межрегиональной и муниципальной инфраструктуры агентств поддержки малого предпринимательства, консультационных пунктов и т.п.
2) Вторая задача – достижение положительных изменений в количественных, качественных и структурных показателях малого предпринимательства.
Следует восстановить те
В
первоочередном порядке следует
поддержать и идею создания особой
финансовой базы государственного регулирования
и программирования и развитие малых
предприятий по внебюджетным направлениям,
к числу которых в первую очередь
относится система
Информация о работе Развитие малого предпринимательства в России