Развитие малого предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки. Также приведены фактические данные, характеризующие роль малого предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие. Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…..…………………….…………………………….…………………..…3

1 ЗНАЧЕНИЯ И ЗАДАЧИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………….........4

2 ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЗНЫХ СТРАНАХ……………………………………………………………………………....10
3 РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ….…...12

4 ВИДЫ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………..….14
5 ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ…………………………………………………………………..…...19

6 ФАКТОРЫ ДИСГАРМОНИЗАЦИИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ………………………………………..…………..…...25
7 СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМА ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ……………………………………...........…28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….……………….…………....34

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….……..…35

Приложение А Этапы развития малого предпринимательства в России…..35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 71.57 Кб (Скачать)

     На  Министерство экономики Российской Федерации возложена разработка основ политики государственной  поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной  исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства.

     Так называемая малая экономика –  важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики. 
Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются: 
активизация структурной перестройки экономики; 
насыщение потребительского рынка товарами; 
преодоление отраслевого и регионального монополизма; 
  расширение конкуренции; 
создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;

укрепление экономической базы местных органов власти;

развитие сел, небольших городов;

возрождение художественных промыслов.

     Сейчас  еще рано вести речь об уровне достижения целей, поставленных перед малыми предприятиями, так как в стране они пока малочисленны, хотя налицо положительная динамика развития малого бизнеса.

     Многочисленные  публикации последнего времени  влияние эволюции новой банковской системы на развитие в России крупного предпринимательства. При этом както забывается: «в пике» рыночных преобразований именно связка «коммерческие банки – малое предпринимательство» представлялась наиболее мобильной силой системной экономической трансформации. Отправляясь от того факта, что ежегодный прирост объема производства малых предприятий в иные годы достигал 25%, а объема реализации 37 %, многие ученые и специалисты видели в сближении сектора малого бизнеса и банковского сектора ту магистральную дорогу, которая выведет Россию как минимум к потребительскому изобилию.

     Трудности, возникающие на пути развития малого бизнеса, можно с определенной долей  условности подразделить соответствующие  проблемы на четыре основные категории. Это проблемы:

     1) Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке, и т.п..

     2) Материально – технического обеспечения: нехватка или отсутствие производственных помещений и современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная правовая защищенность деятельности предприятий и др.

     3) Финансовые (инвестиционные), включая проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, в формировании на основе собственных сбережений и долгосрочных кредитов стартового капитала, в создании собственной дилерской сети и установлении связей с поставщиками сырья.

     4) Кредитные, сопряженные с получением кредитов (для обслуживания кругооборота и оборота капитала) при посредничестве банков или других организаций, имеющих лицензию на совершение расчетных, платежных, ссудных и депозитных операций (таких, например, как общества взаимного кредитования, кредитные товарищества и т. п.)

     При отсутствии поддержки банков, предлагающих спекулятивные условия кредитования, независимый малый бизнес вынужден обращаться за ссудами под оборотный  и основной капитал в неформальный сектор, естественно, попадая в сферу  жесткого финансового и иного (информационного, интеллектуального, профессионального) контроля со стороны «теневого» капитала. Все перечисленные выше группы проблем, естественно резко обостряются: в период учреждения малых предприятий и их выхода на рынок; в условиях макрофинансовых кризисов. Очевидно в том, что и в других случаях малые предприятия особенно нуждаются в поддержке со стороны государства, его специальных фондов и иных институтов, а также со стороны кредитных организаций.

     По  мнению руководителей малых предприятий, главный камень преткновения для  развития – чрезмерно высокие налоги. Что касается наиболее желательных конкретных видов помощи со стороны региональных администраций и муниципальных (городских) властей, то о них можно судить по следующим итогам базового опроса: 29,2% респондентов отдали приоритет прямой финансовой помощи (целевому льготному кредитованию и т. п.); 48,9% – налоговому льготированию; 7,9% – предоставлению гарантий по кредитам коммерческих банков; 5,9% – содействию в получении необходимого оборудования по лизингу; 17,1% – обеспечению безопасности бизнеса в своей личной безопасности; 17,2% - привлечению их бизнеса к выполнению госзаказов; 8% – облегчению доступа к неиспользуемым производственным помещениям; 4,2% – содействию в установлении кооперационных связей с крупными предприятиями; 9 % – информационной поддержке; 37,7% – упрощению налогообложения; 35,7% – общему снижению налоговых ставок; 6,7% – отмене лицензирования; 2,9% – бизнес – обучению; 6,9% – защите прав собственности, улучшению работы суда и иным правообеспечивающим аспектам. 
 

     6 ФАКТОРЫ ДИСГАРМОНИЗАЦИИ ИНТЕРЕСОВ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 

     Труднодоступность банковских кредитов для малого бизнеса  – одно из серьезнейших препятствий  на пути роста его конкурентоспособности, хотя стимулирование последней банками, несомненно, является существенным условием продвижения к высокоэффективной  рыночной экономике. Отсутствие у малых  предприятий необходимых залоговых возможностей, неразвитость системы гарантий и лизинговых механизмов, с одной стороны, неустойчивость региональных и даже столичных кредитных организаций, спекулятивный и корпоративно – политизированный характер их рыночных стратегий, – с другой, – все это предопределяет фактическую отчужденность в отношениях между сектором малых предприятий и банковским сектором.

     И вот наиболее яркие ее проявления. Если финансовые затруднения испытывают более 70% малых предприятий, то банковскими  кредитами пользуются лишь 27,9% из них, в том числе 14,1% для финансирования капиталовложений и 13,8% для кредитования оборотных средств.

       При этом в 1998г. такими кредитами  пользовались 37,1%, в 1996г. – 45,3%, в1995г. – 57,7% малых предприятий.  Печальным следует также признать обстоятельство высокой и возрастающей роли в кредитовании малого бизнеса физических лиц и предприятий – партнеров: в настоящее время львиную долю совокупных кредитных ресурсов малый бизнес получает именно от первых и от вторых; на долю же кредитных организаций приходится лишь чуть больше 23%, тогда как во втором полугодии 1998г. приходилось не менее 36% общей массы кредитов, запрошенных малыми предприятиями.

     В качестве главных факторов (причин) отчуждения предпринимателей малого бизнеса  от банковских (в том числе сбербанковских) кредитных услуг сами респонденты  отмечают:

     1) Дороговизну этих услуг – высокий процент по ссудам;

     2) Длительность процедуры оформления кредитов;

     3) Краткосрочность последних;

     4) Требование залога;

     5) Нежелание банков работать с малыми предприятиями. Первая из перечисленных позиций –ключевая, причем уровень процента по ссудам банков примерно вдвое превышает его уровень по ссудам физических лиц (40–60 против 20–30%).

     Дополнительные  мотивы, по которым малые предприятия  предпочитают покупать кредитные услуги у физических лиц, меньшие затраты  времени на оформление кредита, более  длительные сроки кредитования, отсутствие требования залога, возможность получения  ссуды наличными, дружеские отношения  с заимодавцами.

     Факторами, ограничивающими возможности получения  малыми предприятиями банковского  кредита, являются особо жесткие  требования к ним со стороны банков в отношении обеспечения ссуд (включая гарантии); дело в том, что  у многих из этой категории заемщиков  отсутствует солидная кредитная  история, для них характерны повышенные производственные риски (из–за недостаточной  мобильности капитала), им присуща  неликвидная структура активов (в  ней почти нет недвижимости, которая  могла бы служить залогом для банковского кредита), и т. п.

     Анализ  состава использовавших банковские кредиты малых предприятий с  точки зрения их рентабельности выявляет устойчивость предрассудка наших предпринимателей, согласно которому заимствовать средства необходимо лишь, если дела идут плохо, тогда, как при устойчивости финансового  положения потребность в привлечении  кредитных ресурсов отпадает. В результате относительно благополучные предприятия, способные добиться положительной  рентабельности задействования банковских кредитов даже при существующих высоких  ставках, весьма вяло пользуются или  вообще не пользуются ссудами банков, ограничивая тем самым темпы  своего роста. Напротив, кризисные предприятия, стремясь возвратить взятые ранее кредиты, в большинстве случаев получают ссуды на невыгодных для себя условиях, наращивая в результате кредиторскую задолженность и усиливая свою финансовую неустойчивость.

     Отношения между малым бизнесом и банками  лишены твердых оснований взаимного  доверия. Надежды на то, что между  становлением коммерческих банков и  развитием малых предприятий  автоматически, под воздействием долгожданной свободы предпринимательства, торговли и кредитного дела, возникает органическая взаимосвязь, оказались иллюзорными. Однако они способствовали игнорированию нашими практическими политиками необходимости специальной кропотливой и многоаспектной работы в направлении гармонизации интересов двух неотъемлемых секторов становящейся рыночной экономики.            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     7 СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМА ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ 

     Кризисные процессы в сфере малого предпринимательства, проявившиеся в последнее время  в неустойчивой динамике численности  малых предприятий и занятых  на них работников, в формировании нерациональной отраслевой и региональной структуры малого бизнеса и его криминализации, в «бегстве» мелких предпринимателей от производства и инвестиций, дают основания для вывода о неуправляемом, хаотичном характере становления важнейшего сектора современной российской экономики. Существуют более серьезные причинные основания, среди которых можно выделить неразработанность стратегии поддержки малого бизнеса, невыявленность соответствующих отраслевых, региональных и других приоритетов.

     Решение назревших проблем видится в  первую очередь в коренном улучшении  управления процессами развития малого предпринимательства, и важнейшей  предпосылкой здесь выступает реализация системного подхода к его исследованию. Дело в том, что малое предпринимательство  объективно существует и развивается  как некая целостность, особый сектор экономики национального, регионального, местного масштаба: одновременно малый  бизнес, естественно представлен  конкретными предприятиями, каждое из которых выступает как некая  микросистема. 

     Во  всех развитых странах государство  оказывает малому и среднему предпринимательству  экономическую и социальную поддержку. Необходимость такой поддержки  признается и в России, осуществляются и некоторые меры в этом направлении.

     Основные  задачи региональных программ поддержки  малого предпринимательства можно  объединить в две группы.

     1) Первая – формирование многоуровневой комплексной системы поддержки малого предпринимательства, которая обеспечит доступ его субъектов к производственно – технологическим, финансовым, трудовым и информационным ресурсам. Для этого необходимо создание муниципальных или межрайонных фондов поддержки малого предпринимательства, в том числе гарантийных, а также организация в качестве комплексных объектов межрегиональной и муниципальной инфраструктуры агентств поддержки малого предпринимательства, консультационных пунктов и т.п.

     2) Вторая задача – достижение положительных изменений в количественных, качественных и структурных показателях малого предпринимательства.

       Следует восстановить те источники  финансирования, пусть даже скудного, которые использовались на начальной  стадии рыночных форм. Речь идет  об определенном проценте доходов  от приватизации. Очевидно, что значительные  средства в настоящее время  из этого источника получить  нельзя, но и весьма небольшие  позволили бы «оживить» многие  институты поддержки малого предпринимательства,  которые нынче практически не  действуют.

     В первоочередном порядке следует  поддержать и идею создания особой финансовой базы государственного регулирования  и программирования и развитие малых  предприятий по внебюджетным направлениям, к числу которых в первую очередь  относится система гарантирования банковских кредитов.

Информация о работе Развитие малого предпринимательства в России