Развитие малого предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки. Также приведены фактические данные, характеризующие роль малого предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие. Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…..…………………….…………………………….…………………..…3

1 ЗНАЧЕНИЯ И ЗАДАЧИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………….........4

2 ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЗНЫХ СТРАНАХ……………………………………………………………………………....10
3 РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ….…...12

4 ВИДЫ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ………………………………………..….14
5 ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ…………………………………………………………………..…...19

6 ФАКТОРЫ ДИСГАРМОНИЗАЦИИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ………………………………………..…………..…...25
7 СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМА ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ……………………………………...........…28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….……………….…………....34

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….……..…35

Приложение А Этапы развития малого предпринимательства в России…..35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 71.57 Кб (Скачать)

     Для успешного ведения малого предпринимательского дела необходимо иметь качества, которые  отличают предпринимателей – ремесленников, кооператоров, хозяев малых предприятий: «самостоятельность», «чувство свободы», «сам себе голова». При этом они подчеркивают свое отличие от менеджера – управленца, наемного распорядителя. Предприниматель ставит на карту свое собственное достояние, работает 12–14 часов в сутки, т. е. за двоих.                        

     В июле 1998 г. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной  поддержки малого предпринимательства  в Российской Федерации на 1998–1999 гг., которая предусматривает реализацию мероприятий по трем направлениям:

     – включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от рэкета и других посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.

     – включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).

     –   включает создание действенных финансово – кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования и венчурного финансирования, организация в регионах сети специализированных финансово – кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства.

       Реализация целей Федеральной программы в сочетании с мероприятиями регионального и отраслевого уровня повысит значение малого бизнеса в народном хозяйстве, приведет к существенным качественным изменениям в структуре экономики, созданию реальной конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, укреплению налоговой базы бюджета, росту занятости населения, повышению доли производимой им продукции.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 2 ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАЗНЫХ СТРАНАХ 

     Малые предприятия во всем мире играют важную роль. В последние несколько лет  в Западной Европе, США, и Японии большое значение приобрел малый  бизнес, где он представлен совокупностью  многочисленных малых и средних  предприятий. Основная масса их –  это мельчайшие предприятия, в которых  работают не более 20 человек. Малые  предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

     Малые предприятия эффективны не только в  потребительской сфере, но и как  производители отдельных узлов  и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых  для производства необходимой продукции, выпуск которых невыгоден крупным  предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода  к определению места и роли малых предприятий в экономике  общества. В малом предпринимательстве  кроются большие резервы, которые  можно поставить и на службу России.

     Например, малые и средние фирмы США  производят 40% валового национального  продукта и половину валового продукта частного сектора, в том числе: в  обрабатывающей промышленности – 21 %, строительстве – 80 %, оптовой торговле – 86 %, сфере обслуживания – 81 %. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно – технического прогресса.

     Важнейшая черта концентрации и централизации  капитала состоит в том, что разорение  мелких и средних фирм не привело  к исчезновению мелкого бизнеса. Он проявил живучесть, способность  к воспроизводству и одновременно вызвал интерес к себе со стороны  крупных консервов. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все  свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так что происходит их воспроизводство.

     Малые предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, что малое предпринимательство  как новая форма организации  общественно необходимого труда  отвечает социально-экономическим  интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как  для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание  и поддержку. Малые предприятия  включают в процесс общественного  производства дополнительный труд, который  создает новые ценности, приумножает  национальный доход и национальное богатство. Малое предпринимательство  является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 

     Субъектом малого предпринимательства (МП) является малое предприятие.

     Рассматривая  законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий  в стране в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства (приложение А1).

     Законодательство  о малом предпринимательстве  должно регулировать общие вопросы  деятельности малых предприятий  независимо  от их организационно – правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

     Содержание  учредительных документов малых  предприятий  выявило ряд их особенностей. В 80–90 случаях из 100 имеет место  создание малого предприятия, основанного  на частной или смешанной (частной  или государственной) форме собственности.

     В начале 1990 г. Малые предприятия образовывались чаще отделением от государственных  предприятий – учредителей. В 1991г. малые предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991г. многие коллективы реорганизовались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности. Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений. В ряде случаев местные власти выступают учредителями малых предприятий (иногда совместно с другими предприятиями).

     Их  вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых  помещений на условиях аренды.

     В наше время вопрос развития сети малых  предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации  народного хозяйства страны. Здесь  предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение  монопольных производств:

     – выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;

     –  выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;

     – создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.

     Таким образом, малые предприятия можно  образовывать, во–первых, выделением структурных единиц из состава объединений  и предприятий, цехов, производств, других подразделений, во–вторых, на акционерных  началах. Последний путь в современных  условиях перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры является оптимальным.

     Малые  предприятия могут учреждаться  совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями  других форм собственности.

     Развитие  любой формы предпринимательства  зависит в основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в  стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений. 
 
 
 
 
 

 4 ВИДЫ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 

     В зависимости от того, какой вид  деятельности, и какую стратегию  поведения выбирает предприятие  на рынке, в экономике западных стран  выделяют следующие виды малых предприятий: коммунанты, патиенты, эксплеренты.

     1) Коммунанты. Малые предприятия этой группы, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей, систему субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в сильной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.

     2) Патиенты. Предприятия этой группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, иногда могут составить и сырьевую конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому качеству выпускаемого продукта.

     3)  Эксплеренты. Предприятия этой группы – так называемые рисковые фирмы или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров.

     Малое предприятие осуществляет свою деятельность во всех сферах и отраслях народного  хозяйства, выполняя один или несколько  видов деятельности. Однако следует  иметь в виду, что отдельные  виды деятельности разрешаются исключительно  государственным предприятиям, а  производство ряда товаров может  быть осуществленном только на основании  специального разрешения (лицензии). Малое  предприятие обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной  деятельности, в распоряжении выпускаемой  продукцией, прибылью, оставшейся после  уплаты налогов и других обязательных платежей, если иное не предусмотрено  его уставом.

     Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия  в зависимости от его организационно-правовой формы являются прибыль, амортизационные  отчисления, средства, полученные от продажи  ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а также  кредиты и другие поступления, не противоречащие закону.

     Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров  и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее свои обязательства  по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с Законом  Российской 
Федерации от 19 ноября 1992г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».

     Малое предприятие может заключать  на общих основаниях договоры с иностранными партнерами и открывать инвалютные счета. При условии соблюдения установленных  правил, малые предприятия могут  самостоятельно выходить на международный рынок, зарабатывать валюту, а также приобретать ее, в том числе и на аукционах.

     Формы, системы и размер оплаты труда  работников предприятия, а также  другие виды их доходов устанавливается предприятием самостоятельно. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников независимо от видов собственности и организационно правовых форм предприятия. При этом оно может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающий трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия.

Информация о работе Развитие малого предпринимательства в России