Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 16:47, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в анализе развития экономической науки России на рубеже XIX- XX веков.
Введение…………………………………………………………………………………………………………3
Глава I. Буржуазная политическая экономия России второй
половине XIX в…………………………………………………………………………………………………7
1.1.Исследования русских буржуазных экономистов……………………………………7 1. 2.«Легальный марксизм»…………………………………………………………………………15
Глава II. Экономические учения народничества………………………………………..24
2.1. Революционное народничество…………………………………………………………….24
2.2. Либеральное народничество…………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………………………………………38 Список использованной литературы……………………………………………………………42
что надо, прежде всего, разрушить государственный строй, так как государство закрепостило основную массу народа.1
История экономических учений. Ч. I-II/ Под ред. В.А.Жамина, Е.Г.Василевского.-М., 1989. с.242
Ткачев выступил с резкой критикой «ожидания» революции и утверждал, что всякая нерешительность преступна, поскольку развитие капитализма в России укрепит политическую власть и затруднит проведение социалистической революции. Он выдвинул теорию немедленного захвата политической власти «революционным меньшинством» путем заговора, заявляя: «теперь или очень нескоро, быть может никогда. Теперь обстоятельства за нас, через 10-20 лет они будут против нас».
Ткачев знал произведения Маркса и первым в русской литературе упоминал о работе Маркса «К критике политической экономии».
Но это не сделало его марксистом. Соглашаясь с Марксом, что в основе политических и юридических явлений лежит экономическая жизнь, Ткачев утверждал, что вся она сводится к личному экономическому интересу. На страницах «Набата» он выступал против развития капитализма в России, который уже начал складываться и укрепляться, но который враждебен народу русскому, так как капитализм предполагает неравномерное распределение богатства.
Для Ткачева, как и для всех народников, характерна идеализация русской общины, вера в самобытность развития России. Ткачев неправильно понимал роль государства. В открытом письме к Энгельсу он указывал, что государство в России не имеет никаких корней в экономической жизни народа, оно не представляет ничьих интересов. На это Энгельс заметил, что это путанное и противоречивое утверждение.
В статьях «Что такое партия прогресса» и «Роль мысли в Ткачев выступал истории» против утверждений Лаврова, по мнению которого про-ресс делают «критически мыслящие» личности. Ткачев писал, что пропаганда Лаврова вредна, потому что подрывает у молодежи веру в ее силу, в возможность для нее «непосредственной революционной деятельности». В то же время Ткачев неправильно понимал роль личности в истории. По его мнению, революцию совершат революционеры-интеллигенты, крестьянство же невозможно поднять на революционный бунт, это «нецивилизованная толпа», никаких надежд на крестьянство возлагать нельзя.
В противоположность анархисту Бакунину Ткачев признавал, что в будущем социалистическом обществе будет государство, которое и осуществит экономические преобразования.
Народники
70-х гг. были революционным
путем выступали против
Эти славные
традиции народников-
История экономических учений. Ч.I-II/ Под ред. В.А. Жамина, Е.Г. Василевского.-М., 1989 .с.244
Социально-экономические
Утратив прогрессивные черты
революционного народничества»
В. П. Воронцов (1847-1918), Н. Ф. Даниельсон (1844-1918), И. К-Михайловский (1842-1904), С. Н. Южаков (1849-1910) и другие идеологи
Майбург Е.М. Введение в историю экономической мысли.- М., 1996.С.312
либерального народничества вновь и вновь поднимали в своих работах вопрос «Должна ли Россия пойти по капиталистическому пути?», обнаружи-вая таким образом несостоятельный субъективно-идеалистический подход к общественным явлениям, при котором общественные отношения рассматривались как «производное от духовного мира человека» и соответственно «задачей социальной науки» объявлялось «объяснение происхождения сложных общественных отношений из более простых психологических».
В своей полемике с русскими
марксистами по вопросу о
О некапиталистической эволюции России мечтал и Даниельсон (псевдоним Николай-он), с именем которого связан перевод «Капитала» Маркса на русский язык. Даниельсон был знаком с Марксом, вел с ним оживленную переписку и считал себя марксистом, однако он не вполне овладел методом и теорией Маркса, пытаясь, в частности, использовать ее для доказательства своих народнических воззрений, и утверждал, будто учение Маркса о развитии капитализма неприменимо к условиям России. Но тот фактический материал, который излагал Даниельсон, не согласовывался с этим выводом, свидетельствуя о том, что община, артель, кустарные и домашние промыслы все больше приходили в упадок. Поэтому Даниельсону приходилось отмечать, что «течение капиталистическое, однако, видимо пересиливает. Все данные говорят в пользу того, что все большая и большая часть производителей экспроприируется...». Тем не менее, Даниельсон призывал разум и совесть, знания и патриотизм спасти «отечество» и «народ» от вторжения капитализма. Его предложения сводились к тому, чтобы поддерживать общинное владение землей и развивать мелкое крестьянское производство.1
Явно сказывалась политико-
В качестве нового средства в борьбе с марксистами по вопросу о судьбах капитализма в России либеральные народники пытались использовать теорию реализации. Основной их довод при обосновании невозможности развития капитализма в России состоял в указании на отсутствие необходимых для этого рынков. Так, из рассуждений Воронцова вытекало, что из-за позднего вступления на путь капитализма Россия не может рассчитывать на свободные внешние рынки, и так как внутри страны
Всемирная история экономической мысли.- М., 1987. Т. 2. с.98
капиталисты не в состоянии «извести всей прибавочной стоимости», а русский мужик «сильно отощал», то неизбежно сокращение и внутреннего рынка, а вместе с ним и почвы для развития капитализма. Аналогично рассуждал и Южаков. Он утверждал, что внутри страны нельзя потребить всю прибавочную ценность и что необходимым дополнением капитализации промыслов и денежного хозяйства должен быть внешний рынок. Как видно, народники попросту воспроизводили ошибочную сисмондистскую теорию реализации о невозможности реализации прибавочной стоимости без «третьих лиц», дополняя ее столь же несостоятельными представлениями о сокращении внутреннего рынка в результате обеднения крестьянства в процессе развития капитализма. В действительности речь шла тогда в России не просто об «обеднению- крестьянства, а о его капиталистистическом разложении-процессе, который ведет к развитию внутреннего рынка. Народниками игнорировались и такие важные для понимания проблемы рынков экономические процессы, как развитие общественного разделения труда, рост индустриального населения за счет земледельческого и др.
В своих стремлениях обосновать тезис об обреченности капитализма в России либеральные народники не останавливались и перед идеализацией «отработок», усматривая в их распространении в пореформенный период свидетельство того, что элементы «народного производства» одерживают верх над элементами капитализма в земледелии, источником которого народники ошибочно считали лишь помещичье хозяйство. Что же касается промышленности, то характер ее экономического строя искажался попытками либеральных народников ограничить капиталистические отношения в этой сфере народного хозяйства лишь областью крупного фабрично-заводского производства, которое при этом произвольно отрывалось от массы кустарных промыслов, в действительности также представлявших капитализм в России, хотя и в менее развитых его формах. Соответственно преуменьшалась подлинная сфера распространения наемного труда. К тому же с помощью сомнительных в научном отношении статистических методов 'постулировалась! ложная тенденция к неуклонному сокращению армии наемных рабочих.
Критика
капитализма либеральными
И хотя либеральные народники
искренне стремились к
Таким образом, в самом конце XIX в. и особенно в начале следующего века можно найти множество свидетельств того, что русские экономисты осваивали новые идеи западной науки и отчасти их принимали. Этот процесс происходил на фоне и в связи с усилением у многих русских экономистов критического отношения к марксизму. Вместе с тем можно привести немного примеров, когда принцип маржинализма принимается полностью, вытесняя марксизм. Здесь можно назвать П. Струве, который пытался вообще отказаться от рассмотрения проблемы ценности как самостоятельной по отношению к проблеме цены. Он, в частности, писал: «То, что принято в современной литературе трактовать под заголовком «субъективная ценность», есть психологический процесс оценки. Когда этот процесс приводит к меновому акту, мы имеем перед собой явление цены. Это явление по существу и интересует экономистов. Рядом с ценой над нею, или под нею не существует никакого другого реального экономического явления». Стремление уйти от проблематики ценности можно обнаружить и у В. Войтинского. Еще дальше от привычного ракурса рассмотрения проблемы ценности - цены ушел В.К. Дмитриев, который, наряду с другими разработками (в частности, метода «затраты - выпуск», анализа монополистической конкуренции), пытался осуществить синтез теории предельной полезности и теории издержек производства.
Информация о работе Развитие экономической науки России на рубеже XIX-XX веках