Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 09:50, курсовая работа
Все наше время условно можно разделить на рабочее и нерабочее. По мнению историков, их соотношение – важнейший показатель уровня жизни работающего человека. В свою очередь, нерабочее время состоит из ряда компонентов: а) времени, необходимого для восстановления сил (сон); б) времени, необходимого для ведения домашнего хозяйства; в) собственно свободного времени, досуга.
Введение……………………………………………………………3
1.Определение рабочего дня……………………………………...4
1.1. Рабочий день и определение его продолжительности в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса……………………………………….....4
1.2.Определение рабочего дня с юридической точки зрения…..6
2. Изменение продолжительности рабочего дня в истории…….8
2.1. Борьба за 8-часовой рабочий день в Англии………………..8
2.1. Борьба за 8-часовой рабочий день в США………………….13
2.3. Борьба за 8-часовой рабочий день в России………………..20
3. Рабочий день в современном мире…………………………....24
3.1. Границы рабочего дня в современном мире………………..29
3.2. Рабочий день в Японии………………………………………29
3.3. Рабочий день в Германии……………………………………31
3.4. Продолжительность рабочего дня в мире. Перспективы изменения продолжительности рабочего времени…………………....32
Заключение………………………………………………………..35
Список литературных источников………………………………36
Приложения
Министерство сельского
ФГОУ ВПО
«Вологодская государственная молочнохозяйственная академия
имени Н.В.Верещагина»
Экономический факультет
Специальность: «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
Кафедра экономики
ЭКСТЕРНАТ
Курсовая работа
По дисциплине: Экономическая теория
На тему: Рабочий день и его границы.
Выполнил
Шифр 110016
Вологда-Молочное
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
1.Определение рабочего дня………… |
1.1. Рабочий день и определение
его продолжительности в |
1.2.Определение рабочего дня с юридической точки зрения…..6 |
2. Изменение продолжительности рабочего дня в истории…….8 |
2.1. Борьба за 8-часовой рабочий день в Англии………………..8 |
2.1. Борьба за 8-часовой рабочий день в США………………….13 |
2.3. Борьба за 8-часовой рабочий день в России………………..20 |
3. Рабочий день в современном мире…………………………....24 |
3.1. Границы рабочего дня в современном мире………………..29 |
3.2. Рабочий день в Японии……………………… |
3.3. Рабочий день в Германии………………… |
3.4. Продолжительность рабочего дня в мире. Перспективы изменения продолжительности рабочего времени…………………....32 |
Заключение…………………………………………………… |
Список литературных источников………………………………36 |
Приложения |
Введение.
Рабочий день и его границы. Интересная и актуальная тема для изучения, особенно сейчас, в век, когда миром правит информация и весь мир испытывает на себе влияние очередной промышленной революции, а главный уникальный, не подлежащий накоплению, ресурс – время, которое нельзя остановить или повернуть вспять.
Что касается степени разработанности данной темы в трудах учёных, то здесь нельзя сказать однозначно: с одной стороны тема рабочего дня и его границ раскрыта во всех отношениях, а с другой стороны, проблема остаётся проблемой - далеко не каждый человек работает свои законные 8 часов, кто-то вообще не может найти подходящую работу. Без сомнения, впервые данный вопрос был освящен в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса «Капитал». Сейчас разработками в этой области занимаются не только экономисты, чьи имена будут упоминаться в ходе выполнения работы, но и юристы, и врачи, и социологи, и психологи.
Факт очевиден, изучение этой темы только с точки зрения экономики не совсем правильно, а вернее совсем не правильно, т.к. в наше время главная ценность – это человеческая жизнь, и, следовательно, человеческий ресурс, на который так часто последнее время обращает внимание президент России Д.Медведев, говоря о модернизации. Поэтому, цель курсовой работы - разностороннее изучение вопроса «рабочий день и его границы», и освещение проблемы с различных точек зрения: экономической, юридической, медицинской, не забывая об историческом аспекте; а также выяснение современного состояния вопроса и определения перспектив развития в отношении продолжительности рабочего дня и условий труда, в частности, в нашей стране. Для того, чтобы достигнуть поставленной цели с наименьшими затратами труда поставим конкретные задачи:
При выполнении данной работы будем
использовать следующие методы исследования:
наблюдения и сбор фактов, метод научных
абстракций, анализ и синтез, индукции
и дедукции, исторический и логический
методы.
Все наше время условно можно разделить на рабочее и нерабочее. По мнению историков, их соотношение – важнейший показатель уровня жизни работающего человека. В свою очередь, нерабочее время состоит из ряда компонентов: а) времени, необходимого для восстановления сил (сон); б) времени, необходимого для ведения домашнего хозяйства; в) собственно свободного времени, досуга. Для предпринимателя, который, безусловно, стремиться добиться процветания своего бизнеса, рабочего дня всегда не хватает. И будь его воля, он бы увеличил рабочий день подчиненных, но у него есть препятствие – закон, который многие обходят стороной. Для понимания сути вышесказанного обратимся к трудам классиков и законам.
Понятие рабочего дня впервые детально было рассмотрено в труде К.Маркса и Ф.Энгельса «Капитал». Согласно этому определению, рабочая сила покупается и продается по своей стоимости. Стоимость её, как и стоимость всякого другого товара определяется рабочим временем, необходимым для ее производства. Следовательно, если для производства жизненных средств рабочего, потребляемых им в среднем ежедневно, требуется 6 часов, то в среднем он должен работать по 6 часов в день, чтобы ежедневно производить свою рабочую силу, или чтобы воспроизводить стоимость, получаемую при ее продаже. Необходимая часть его рабочего дня составляет в таком случае 6 часов и является поэтому, при прочих неизменных условиях, величиной данной. Но этим еще не определяется величина самого рабочего дня.
Предположим, что линия а______b изображает продолжительность, или длину, необходимого рабочего времени, равную, скажем, 6 часов. Смотря по тому, будет ли продолжен труд за пределы аb на 1, 3, 6 часов и т.д., мы получим 3 различных линии: рабочий день I - a______b_c; рабочий день II - a______b___c; рабочий день III - a______b______c, выражающие три различных рабочих дня в 7, 9 и 12 часов. Линия bc, служащая продолжением линии ab, изображает длину прибавочного труда. Так как рабочий день равен ab+bc или ac, то он изменяется вместе с переменной величиной bc. Т.к. ab – величина данная, то отношение bc к ab всегда может быть измерено. В рабочем дне I оно составляет 1/6, в рабочем дне II 3/6, в рабочем дне III 6/6. Так как далее отношение определяет норму прибавочной стоимости, то последняя дана, если известно отношение этих линий. Она составляет в трёх приведённых выше рабочих днях соответственно 16 %,50%, 100%. Наоборот одна норма прибавочной стоимости не дала бы нам величины рабочего дня. Если бы, например, она равнялась 100%, то рабочий день мог бы продолжаться 8,10, 12 часов и т.д. Она указывала бы на то, что две составные части рабочего дня, необходимый труд и прибавочный труд, равны по своей величине, но не показывала бы, как велика каждая из этих частей.
Итак, рабочий день, есть не постоянная, а переменная величина. Правда одна из его частей определяется рабочим временем, необходимым для постоянного воспроизводства самого рабочего, но его общая величина изменяется вместе с длиной, или продолжительностью, прибавочного труда. Поэтому рабочий день может быть определён, но сам он неопределённая величина.
Хотя, таким образом, рабочий день есть не устойчивая, а текучая величина, всё же, с другой стороны, он может изменяться лишь в известных границах. Однако минимальные пределы его не могут быть определены. Правда, если мы предположим, что линия bc, служащая продолжением линии ab, или прибавочный труд =0, то мы получим минимальную границу, а именно ту часть дня, которую рабочий необходимо должен работать для поддержания собственного существования. Но при капиталистическом способе производства необходимый труд всегда составляет лишь часть его рабочего дня, т.е. рабочий день никогда не может сократиться до этого минимума. Зато у рабочего дня есть максимальная граница. Он не может быть продлён за известный предел. Эта максимальная граница определяется двояко. Во-первых, физическим пределом рабочей силы. Человек может расходовать в продолжение суток, естественная продолжительность которых равна 24 часам, лишь определённое количество жизненной силы. Так лошадь может работать изо дня в день лишь по 8 часов. В продолжение одной части суток сила должна отдыхать, спать, в продолжение другой части суток человек должен удовлетворять другие физические потребности – питаться, поддерживать чистоту, одеваться и т.д. ([5],стр. 242-243).
Абсолютная минимальная
Из вышесказанного следует, что рабочий день состоит из необходимого времени и прибавочного времени, и длина рабочего дня по большей части определяется прибавочным временем (рабочий день не может быть меньше необходимого времени), которое и создаёт прибавочный продукт, необходимый капиталисту для обогащения.
Рассмотрим понятие рабочего дня с юридической точки зрения на примере российских законов.
В современном мире рабочий день, точнее его продолжительность юридически определена в трудовом кодексе РФ.
Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени. ([6],гл15, ст91)
Также, согласно трудовому кодексу, нормой считается 40 часовая рабочая неделя.
Кроме этого в трудовом кодексе оговорены всевозможные моменты, связанные с сокращение рабочего времени, а также с работой в ночное время, сверхурочной работой, сменной работой и другие. Например:
статья 92 «Сокращённая продолжительность рабочего времени»: «Нормальная продолжительность рабочего времени сокращается на:16 часов в неделю – для работников в возрасте до шестнадцати лет;5 часов в неделю - для работников, являющихся инвалидами I или II группы;4 часа в неделю - для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет;4 часа в неделю и более - для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда…»;
статья 93 «Неполное рабочее время»: «По соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением…»;
статья 94 «Продолжительность ежедневной работы (смены)»: «Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет- 7 часов; для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 3,5 часа; для инвалидов - в соответствии с медицинским заключением. Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: при 36-часовой рабочей неделе - 8 часов; при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов…) и т.д. ([6], гл15).
Все нормы, описанные в трудовом кодексе РФ – это результат многолетнего труда законодательной власти.
И основной причиной создания трудового кодекса не только в России – это противоборство интересов рабочего класса и класса капиталистов. Первый пытается по мере возможности сократить рабочий день, последний - удлинить его. Результат этой борьбы, начавшейся больше столетия назад и продолжающейся до сих пор, можно видеть сейчас. В этой борьбе трудящиеся пролетарии познали солидарность своих интересов. Она была основной побудительной причиной к конституированию рабочих в класс, к развитию рабочего движения как политического движения. И эта политическая борьба имела своим следствием политический же результат - государственное регулирование продолжительности рабочего дня, законодательное ограничение рабочего дня.
А основополагающим при принятии законов о труде, времени труда и условиях труда на протяжении всей истории становления трудовых отношений являлись требования, выдвигаемые самим работниками, как непосредственными участниками трудового процесса.
Небезызвестный факт, что в древнем мире все материальные блага создавались рабами, которые совсем не продавали способность к труду, а сами являлись объектом торговли. Они трудились от рассвета до заката за еду и кров. При феодальном строе, происходит изменение в «трудовых отношениях» - феодал (в России помещик) берёт плату за пользование своими землями в виде труда (барщина) или в натуральном эквиваленте (оброк). Здесь также нельзя сказать, что человек продаёт свою способность к труду, существующие хозяйства в большинстве своем натуральные, между ними нет интенсивного обмена. Формирование современных трудовых отношений происходит в период появления мануфактур, с чётким разделением труда и в ходе последовавшей промышленной революции. На этом моменте остановимся подробнее, т.к. он является переломным при формировании трудовых отношений.