Пути решения проблем приватизации сельскохозяйственного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение сущности и содержания приватизации сельскохозяйственного производства в Казахстане.
Цели работы соответствуют задачи исследования:
- изучить понятие, признаки и механизм приватизации в сельскохозяйственном производстве;
- проанализировать роль приватизации в развитии сельского хозяйства;
- провести анализ развития сельского хозяйства на современном этапе;

Файлы: 1 файл

Курсова работа медянниковой анны.docx

— 129.52 Кб (Скачать)

     До  настоящего времени производство сельскохозяйственной продукции, ее переработка не соответствуют  международным стандартам качества. Подавляющим большинством сельхозтоваропроизводителей не используются рекомендуемые севообороты, наблюдается низкое качество высеваемых семян, не проводится сортосмена и сортообновление, практически прекратилось применение минеральных удобрений, протравителей и гербицидов, что приводит к снижению урожайности и качества продукции растениеводства.

     Кроме того, в животноводстве преобладает  численность беспородного скота  с низкими продуктивными качествами. Мелкие крестьянские хозяйства не могут  обеспечить планомерную работу на научной  основе в племенном животноводстве.

     В последние годы, к сожалению, в  крестьянской практике все реже встречается  такое понятие, как «культура  земледелия». А низкий уровень организации  агротехнических работ соответственно ограничивает экспортные возможности  производителей. Для увеличения выпуска  продукции растениеводства и  повышения его экономической  эффективности, планируется расширить  площади под рентабельные виды сельскохозяйственных культур. Структура их посевов будет  адаптирована к природно-климатическим  условиям регионов. В западных областях страны, например, увеличатся площади  озимых пшеницы и ржи, а в Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской - будут увеличены площади под твердую пшеницу, зернобобовые и зернофуражные сорта. Посевы крупяных и масличных расширятся в Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях, под кукурузу, сою и сахарную свеклу - в Алматинской и Жамбылской областях.

     По  мнению экспертов, экономический прогресс в с/х отрасли может быть достигнут  при росте реальных доходов населения. В ближайшей и отдаленной перспективе  эластичность спроса на продовольствие по доходам будет оставаться весьма высокой, так что не менее половины прироста реальных доходов населения (если он будет иметь место) будет  расходоваться на покупку продуктов  питания.

     Благоприятная тенденция в динамике соотношения  цен на средства производства для  сельского хозяйства и сельскохозяйственную продукцию - рост цен на сельскохозяйственную продукцию пока опережает рост цен  на основные покупные средства производства для сельского хозяйства. Если за последующие годы пищевая промышленность станет объектом крупных отечественных  и иностранных инвестиций, это  приведет к объективному росту спроса на местное сельскохозяйственное сырье. По прогнозам ученых, в ближайшие  годы рост внутреннего спроса на сельскохозяйственное сырье будет наблюдаться, прежде всего, в производстве молока, пивоваренного  ячменя, подсолнечника, овощей и фруктов  предназначенных для промышленной переработки.

     Появление новых инвесторов-операторов, которые  «трансформируют» указанные выше благоприятные  возможности в реальный экономический  рост.

     На  взгляд экспертов, основные шаги, которые  должны будут входить в стратегию  подъема агропромышленного комплекса, могут включать большой комплекс мер. Сюда относится привлечение  новых биотехнологий, в том числе  в микробиологии в племенном  животноводстве и селекции растений, базируясь на собственном материале, чтобы не зависеть от импорта новых  сортов.

     Государственные дотации, прежде всего, в перерабатывающую отрасль, дорожное строительство и  селекцию. Поддержка внутреннего  товаропроизводителя (государственный  протекционизм). Широкие инвестиции в пищевую отрасль. Государственное  регулирование внутренних цен. В  том числе устранение причин ценового сговора посредников и перекупщиков, правовая и силовая поддержка  непосредственного производителя. Принятие закона о паритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), используемую в  сельском хозяйстве. Надо расширять кооперацию и интеграцию в агропромышленном комплексе, создавать средние и мелкие агроформирования с включением в них перерабатывающих и обслуживающих организаций.

     Подводя итоги приватизации, можно сделать  вывод, что падение реальных доходов  значительной части населения, несомненно, один из самых ощутимых негативных результатов реформы собственности. Средства от приватизации на развитие объектов социальной инфраструктуры практически  не поступали, приватизация собственности  не сопровождалась ее реальным перераспределением, а наделение работника акциями без изменения его властных полномочий не способствовало изменению его статуса. Процесс формирования новых экономических институтов в результате приватизации оказывается значительно более сложным, чем это мыслилось в начале ее процесса, а экономические проблемы, отношения собственности тесно связаны с социальными параметрами общества.

     Ни  полная, ни тем более частичная  смена формы собственности еще  не означает автоматически возникновения  «эффективной» частной собственности, так как вне конкурентного  рынка, гражданского общества и правового  государства тот позитивный заряд, который несет в себе частная  собственность, реализован быть не может.

     Современное состояние казахстанского рынка  зерна является следствием процессов  его формирования в условиях перехода сельскохозяйственной отрасли на рыночные отношения с одновременным ослаблением  роли государства. Результатом этого  являются следующие, на наш взгляд, тенденции и проблемы рынка:

     - сокращение государственных закупок зерна и переориентация системы реализации с государственных на альтернативные каналы сбыта;

     - значительные изменения рыночных цен на зерно в зависимости от урожайности и сезонности производства, что оказывает дестабилизирующее влияние на зерновую отрасль в целом;

     - появление на рынке большого количества посреднических структур, диктующих сельхозпроизводителям невыгодные ценовые условия;

     - значительная доля бартерных операций, обусловленная необходимостью расчетов с предприятиями и организациями за поставки нефтепродуктов, горюче-смазочных материалов, удобрений, семян;

     - слабая информационная прозрачность рынка и, как следствие, отсутствие равновесной цены, определяющей реальные спрос и предложение.

     Нерешенность  данных проблем приводит к деформированию системы ценообразования на зерно, диспаритету цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, снижению зависимости между ценой и качественными показателями зерна, нарушению контроля за товарными и финансовыми потоками, развитию теневого рынка.

     Обобщение выборочных статистических данных показало, что темп роста цен на хлеб меньше темпа роста цен на зерно и  муку в среднем на 25–30%.

     Нам представляется, что актуальной проблемой  развития сельского хозяйства является создание адекватного механизма  государственного регулирования. Основными  задачами в рамках такого подхода  могут стать:

     - создание системы сбалансированного удовлетворения спроса на зерно по регионам, учитывающей неравномерность производства и необходимость совершенствования используемых логистических механизмов;

     - достижение информационной прозрачности рынка, которая позволит преодолевать значительную часть административных барьеров, в том числе на основе ассоциированных усилий производителей;

     - формирование эффективной инфраструктуры, в особенности системы биржевой торговли, обеспечивающей необходимые хозяйственные связи между субъектами рынка;

     - оптимизация применяемого инструментария бюджетного финансирования и кредитования зернопроизводящих хозяйств.

     Большинство указанных проблем сельского  хозяйства являются следствием неразвитости рынка зерна в части создания и развития механизмов организованного сбыта.

     Таким образом, для  нормального функционирования рынка  необходимо опережающее развитие его  инфраструктуры. Наиболее значима поддержка  интеграционных процессов, направленных на защиту экономических интересов  сельхозпроизводителей, кооперация или  создание на ее принципах совместных предприятий и организаций по кредитованию, закупкам и переработке  зерна, материально–техническому обеспечению  и другим видам агросервисного обслуживания. Повышению прозрачности рынка должны способствовать ассоциированные усилия производителей, прежде всего за счет объединения в некоммерческие организации, обеспечивающие маркетинговую, консалтинговую, инновационную и иную деятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Подводя итоги работы, отметим, в результате приватизации в короткие сроки в  Республике Казахстан сформировался  негосударственный сектор экономики  и новые рыночные институты корпоративного сектора экономики (акционерные  общества, рынок ценных бумаг, система  институциональных инвесторов, банки, страховые компании), произошло перераспределение  формальных прав собственности на приватизированное  имущество при минимуме социальных конфликтов.

     Слабая  юридическая защита прав собственности  участников приватизационного процесса привела к передаче государственных  активов в крупных размерах узкой  группе лиц, основной целью которых  было не достижение конкурентоспособности  российской экономики, а эксплуатация национальных природных богатств Республике Казахстан в целях быстрого личного  обогащения.

     В связи с изложенным можно сделать  следующие выводы по итогам приватизации, проведенной в Республике Казахстан:

     Принятие  решений органами государственной  власти в области формирования стратегических и тактических целей приватизации, организации и контроля процесса приватизации осуществлялось в условиях отсутствия научно обоснованной концепции  приватизации, экономического анализа  ситуации, объективной, своевременной  и полной информации о состоянии  дел в данной сфере, достоверной  оценки государственных активов.

     При разработке законодательства о приватизации не было принято во внимание гражданское  законодательство Республики Казахстан, устанавливающее, что имущество, находящееся  в государственной и муниципальной  собственности, может быть передано в собственность граждан и  юридических лиц в порядке, предусмотренном  законами о приватизации государственного и муниципального имущества (статья 217 Гражданского кодекса Республики Казахстан). В нарушение действующего законодательства Государственная  программа приватизации утверждалась не в форме закона, а указами  Президента Республики Казахстан.

     Таким образом, для нормального функционирования рынка необходимо опережающее развитие его инфраструктуры. Наиболее значима  поддержка интеграционных процессов, направленных на защиту экономических  интересов сельхозпроизводителей, кооперация или создание на ее принципах  совместных предприятий и организаций  по кредитованию, закупкам и переработке  зерна, материально–техническому обеспечению  и другим видам агросервисного обслуживания. Повышению прозрачности рынка должны способствовать ассоциированные усилия производителей, прежде всего за счет объединения в некоммерческие организации, обеспечивающие маркетинговую, консалтинговую, инновационную и иную деятельность.  

         Список  использованных источников

 
     
  1. Гражданский кодекс Республики Казахстан от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ
  2. Постановление Правительства РК О мерах по государственной поддержке экспорта зерна и продуктов его переработки. от 28 мая 1999 г. № 664.// Юридическая газета. - 1999. -№ 6 (178).- С.9.
  3. О Государственной агропродовольственной программе Республики Казахстан на 2007 – 2009 г годы от 5 июня 2006 года № 765 // « Казахстанская правда» от 11 июня 2002 года № 129
  4. Региональная программа развития сельского хозяйства Северо – Казахстанской области на 2009 – 2012 годы от 12 июля 2009 года № 765 // «Казахстанская правда» от 11 июня 2008 года № 34.        
  5. Ашимбаева А. Казахстан в мировой экономике: проблемы и перспективы развития. - Алматы, 2002. - С. 53.
  6. Задков А. П. Фактор риска в сельском хозяйстве / РАСХН. Сиб. отд-ние. СибНИИЭСХ. - Новосибирск, 2007. - 264 с.
  7. Зволинский В. Продовольственная безопасность и земельные отношения в России // Международный с.-х. журнал. -, 2006. - №5. - С. 21-27.
  8. Зерно Республики Казахстан (экономика, организация, рынок) // КазНИИ ЭО АПК / Молдашев Б.А., Ковалев А.Е. и др. - Алматы, 2006. - 116с.
  9. Казахстан: рынок в АПК / Калиев Г.А., Сатыбалдин А.А., Турсунов СТ. - Алматы: Кайнар, 2006.- С. 51,56-57,72.
  10. Калиев Г.А. Аграрная реформа в Казахстане: история, современность, перспективы. -Алматы: РНИ «Бастау», 2008. - 232с.
  11. Продовольственная безопасность СНГ: выбор альтернативы на пороге XXI века / Боев В.Р., Румянцева Е.Е., Дадалко В.Н. - М. - Мн.: Армита - Маркетинг, Менеджмент, 2005. - 444 с.
  12. Сагайдак Э., Урусов В. Ценовое и финансово-кредитное регулирование в АПК //АПК: экономика, управление. - 2006.- №4.- С. 46-54.
  13. Сагайдак Э.А. Концептуальные основы ценовых отношений в АПК // Экономика с.-х. и перераб. предприятий. - 2008. - №4. - С. 8-10.
  14. Сборник Агентства по статистике Республики Казахстан за 2006г. – 275 c
  15. Сборник Агентства по статистике Республики Казахстан за 2007г. – 134 c
  16. Сборник Агентства по статистике Республики Казахстан за 2008г. – 186 c
  17. Сельское хозяйство 2007. Статистический сборник. – Петропавловск, 2008. – 65 с.
  18. Сельское хозяйство 2008. Статистический сборник. – Петропавловск, 2008. – 89 с.
  19. Хайман Д.Н.  Современная микроэкономика :  анализ и применение. М.: Финансы и статистика, 2002.  – 456 с.
  20. Чаянов А.В. Организация крестьянского хозяйства. - М., 2004. - 215 с.
  21. Шевчик П.П. Зерновой рынок Казахстана: состояние, проблемы и тенденции развития. Т. 1-2. - Алматы, 2006.-221 с.
  22. Экономическая теория /Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. -  Минск: БГЭУ,1999. – 342 с.
  23. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. Добрынина А.И., Тарасовича Л.С. - СПб., 2006. - С. 89, 94-95, 443-444.
  24. Яндых Р.К. Особенности аграрной кредитно-финансовой политики в странах с переходной экономикой // Деньги и кредит. - М., 2006. - № 9.- С.31-42

Информация о работе Пути решения проблем приватизации сельскохозяйственного производства