Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:18, курсовая работа
Цель работы – изучение сущности и содержания приватизации сельскохозяйственного производства в Казахстане.
Цели работы соответствуют задачи исследования:
- изучить понятие, признаки и механизм приватизации в сельскохозяйственном производстве;
- проанализировать роль приватизации в развитии сельского хозяйства;
- провести анализ развития сельского хозяйства на современном этапе;
Правительство,
быстрыми темпами провело реформирование
на селе и, в первую очередь, эти преобразования
затронули совхозы. С одной стороны,
центральные органы власти стремились
провести разгосударствление для того,
чтобы «выглядеть в лучшем свете»
перед мировым сообществом в
виде иностранных инвесторов и, стремясь
избавиться от тяжелого бремени дотирования
аграрного сектора, с другой - подобными
мерами они пытались сохранить за
собой функции
Тем
не менее, на поверку оказалось, что
осуществление реорганизации
Процесс приватизации изменил положение государственный предприятий в рыночной экономике. Это выразилось в упрощении взаимоотношений предприятий с государственными органами власти, в менее жестком контроле со стороны государства.
По
мнению ученых, реформа должна была
быть направлена на приспособление материально-технической
базы крупных хозяйств к потребностям
создаваемых мелких крестьянских и фермерских
структур, наделение землей, в первую очередь,
тех, кто имеет возможность обрабатывать
эту землю. К субъективным факторам противодействия
аграрному реформированию, считают ученые
НИИ экономики и организации АПК, следует
отнести незаинтересованность в нем: административно-
Реформирование
с самого начала проводилось административно-
Положительная
динамика имеет место с исключительно
низкого стартового уровня. По объему
сельскохозяйственного
Экономический рост вызван, прежде всего, факторами, связанными с высокими мировыми ценами на энергетические ресурсы. Положительная динамика не закреплена глубокими структурными реформами, прежде всего, введением в рыночный оборот сельскохозяйственных земель.
Экономический
рост носит очаговый и секторный
характер. Он имеет место в секторе
«новых операторов» на фоне продолжения
стагнации и ухудшения
Обостряется
проблема кадрового потенциала аграрного
сектора, вызванная оттоком
За
годы независимости в сельском хозяйстве
республики произошли коренные изменения:
доля негосударственной формы
Проведена работа по реорганизации и укрупнению мелких крестьянских и фермерских хозяйств. Если 3 года назад в мелких крестьянских хозяйствах находилось более 30% пашни, то на сегодня 21 %. В 2010 году реорганизовано множество крестьянских хозяйств, большинство из них вошли в состав крупных, экономически устойчивых и стабильно работающих предприятий.
Как и прежде наибольшая посевная площадь сельскохозяйственных культур принадлежит сельхозпредприятиям. В тоже время значительная ее часть приходится и на крестьянские (фермерские) хозяйства (рис.1).
Посевами
крестьянских хозяйств занято 945,9тыс.га,
или больше 2010 года на 9,3%, в т.ч. зерновыми
культурами – 905,4тыс.га, или 95,7% посевной
площади крестьянских хозяйств (рис.1).
Таблица 2.1- Доля посевов фермерских хозяйств в посевах
(в процентах)
2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. | |
Посевых ф/х | 34,3 | 23,3 | 22,8 | 23,1 | 22,8 |
Рис.
1- Доля посевов фермерских хозяйств, в
процентах
Валовой сбор пшеницы в 2010 г. по сравнению с 2006 г. возрос почти в 1,7 раза и составил 20,5 млн. тонн, подсолнечника - соответственно в 3 раза и 292 тыс. тонн, хлопка-сырца - на 33% и 387 тыс.тонн.
За
2002-2010 гг. существенно изменилась доля
отдельных категорий хозяйств в производстве
валовой продукции сельского хозяйства.
Если по сельхозпредприятиям она снизилась
с 67,5% в 2002 г. до 25,6% в 2010 г., то по хозяйствам
населения возросла с 32% до 50,0%, по крестьянским
хозяйства с 0,4% до 24,4%. В 2002-2010 гг. в структуре
сельскохозяйственного производства
происходило постепенное увеличение доли
растениеводства. Если в 1991 г. на ее долю
приходилось 35%, то в 2010 г. - 68%. В последние
годы наблюдается тенденция стабилизации
сельскохозяйственного производства.
Доля сельского хозяйства в ВВП в 2008 г.
составила 6,5%, в 2009 г.- 6,7%, в 2010 г. – 7,1%.
Таблица 2.2 - Доля сельского хозяйства в ВВП в 2008-2010г.
Показатели | 2008г. | 2009г. | 2010г. |
Доля сельского хозяйства в ВВП | 6,5% | 6,7% | 7% |
Рис.
2- Доля сельского хозяйства в
ВВП в 2008-2010г
В 2008-2010 гг. средние темпы роста объемов производства валовой продукции сельского хозяйства составили 8,6% в год. Согласно статистике, Казахстан демонстрирует наибольшие темпы роста сельского хозяйства в странах СНГ и Восточной Европы. Государственная поддержка аграрного сектора в соответствии с Агропродовольственной программой, обеспечивается посредством косвенного субсидирования товаропроизводителей. Субсидии выделяются для снижения закупочных цен на семена, племенной скот, минеральные удобрения, средства защиты растений и животных. Обеспечивается льготное кредитование лизинга сельскохозяйственной техники и приобретения ГСМ. В рамках государственной Программы развития сельских территорий обеспечивается финансирование объектов образования, здравоохранения, культуры и водообеспечения сельских населенных пунктов. Расширение посевных площадей, более полное и качественное проведение всех необходимых агротехнических мероприятий позволило увеличить урожайность и валовой сбор многих видов сельскохозяйственных культур. Самая высокая урожайность зерновых культур, подсолнечника на зерно и овощей в 2009 годы получена в хозяйствах населения; сахарной свеклы, картофеля и хлопка-сырца - в крестьянских хозяйствах.
Приватизационное
законодательство превышает три
тысячи нормативных правовых актов
и состоит из трех законов о
приватизации, двух указов Президента
Республики Казахстан, утвердивших
Государственную программу
Закон от 3 июля 1991 г. № 1531-I, с которого следует вести отсчет приватизации, определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий, закреплял льготы работникам предприятий. Закон предусматривал пять способов приватизации государственной собственности: продажа предприятия по конкурсу, на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятия, выкуп арендованного имущества, преобразование предприятия в акционерное общество. В соответствии со статьей 3 Закона Государственная программа приватизации, утверждаемая высшим законодательным органом, устанавливала цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации.
В соответствии с требованиями Закона о приватизации 1991 года постановлением Верховного Совета Республики Казахстан 11 июня 1992 г. № 2980-1 была утверждена Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Республики Казахстан на 1992 год, когда приватизация уже набрала значительные темпы и реализовывалась на правовой основе указов Президента Республики Казахстан.
Государственная
программа приватизации на 1992 год
содержала конкретный механизм приватизации
государственных и
Массовая приватизация предприятий была начата на основании Указа Президента Республики Казахстан от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», утвердившего положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа и типовой устав акционерного общества открытого типа.
Казахстан имеет целую систему правовых актов, регулирующих процесс приватизации. Она включает в себя Закон “О приватизации” от 23 декабря 1995 года, новую “Программу приватизации и реструктуризации государственной собственности в Республике Казахстан на 1996-1998 годы”, принятой 27 февраля 1996 года, а также большое число нормативных актов по приватизации, принятых Кабинетом Министров, Государственным Комитетом по управлению государственным имуществом и Государственным Комитетом по приватизации.
Одним из основных вопросов, интересующих иностранных инвесторов в процессе приватизации в Казахстане является вопрос об обеспечении их прав. В соответствии с Казахстанским законодательством иностранные инвесторы имеют такие же права, как и казахстанские инвесторы, включая право защищать свои интересы в судах и с помощью любых других правовых средств. Закон “Об иностранных инвестициях” (принят от 30 декабря 1995 года) защищает иностранных инвесторов против национализации; а также против изменений законодательства и политической ситуации и гарантирует возмещение убытков. Иностранные инвесторы имеют право защищать свои интересы с использованием международного арбитража в соответствии со статьей 26 Закона “Об иностранных инвестициях”.
Информация о работе Пути решения проблем приватизации сельскохозяйственного производства