Пути решения проблем приватизации сельскохозяйственного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение сущности и содержания приватизации сельскохозяйственного производства в Казахстане.
Цели работы соответствуют задачи исследования:
- изучить понятие, признаки и механизм приватизации в сельскохозяйственном производстве;
- проанализировать роль приватизации в развитии сельского хозяйства;
- провести анализ развития сельского хозяйства на современном этапе;

Файлы: 1 файл

Курсова работа медянниковой анны.docx

— 129.52 Кб (Скачать)

     Правительство, быстрыми темпами провело реформирование на селе и, в первую очередь, эти преобразования затронули совхозы. С одной стороны, центральные органы власти стремились провести разгосударствление для того, чтобы «выглядеть в лучшем свете» перед мировым сообществом в  виде иностранных инвесторов и, стремясь избавиться от тяжелого бремени дотирования  аграрного сектора, с другой - подобными  мерами они пытались сохранить за собой функции административного  управления агропромом посредством  назначения руководителей хозяйств.

     Тем не менее, на поверку оказалось, что  осуществление реорганизации крупных  хозяйств и других структур - явление  более сложное. Так, в ходе разгосударствления при поспешном и необдуманном его проведении возникло резкое снижение технической оснащенности хозяйств и эффективность использования  основных технических фондов.

     Процесс приватизации изменил положение  государственный предприятий в  рыночной экономике. Это выразилось в упрощении взаимоотношений  предприятий с государственными органами власти, в менее жестком  контроле со стороны государства.

     По  мнению ученых, реформа должна была быть направлена на приспособление материально-технической  базы крупных хозяйств к потребностям создаваемых мелких крестьянских и фермерских структур, наделение землей, в первую очередь, тех, кто имеет возможность обрабатывать эту землю. К субъективным факторам противодействия аграрному реформированию, считают ученые НИИ экономики и организации АПК, следует отнести незаинтересованность в нем: административно-управленческого персонала хозяйств; колхозников и рабочих совхозов, которых устраивали условия труда и социальной защиты в общественном производстве; руководителей административно-территориальных делений.

     Реформирование  с самого начала проводилось административно-командными методами и было направлено на лишение  подавляющей массы людей средств производства и сосредоточения их у незначительной части. В результате приватизации «небольшая группа людей завладела огромным количеством реального богатства, в то время как подавляющая масса населения получила свидетельства на собственность, не представляющие никакой ценности на рынке».

     Положительная динамика имеет место с исключительно  низкого стартового уровня. По объему сельскохозяйственного производства страна отброшена на десятилетия  назад. Особенно велико отставание от развитых стран в эффективности  развития животноводства.

     Экономический рост вызван, прежде всего, факторами, связанными с высокими мировыми ценами на энергетические ресурсы. Положительная  динамика не закреплена глубокими структурными реформами, прежде всего, введением  в рыночный оборот сельскохозяйственных земель.

     Экономический рост носит очаговый и секторный  характер. Он имеет место в секторе  «новых операторов» на фоне продолжения  стагнации и ухудшения экономического состояния широкого массива «традиционных» форм хозяйствования. Рост объемов  продаж и прибыльности в растениеводстве  пока не сопровождается существенным улучшением экономического положения  в животноводстве. Более того, наблюдается  постепенное увеличение импорта животноводческой продукции.

     Обостряется проблема кадрового потенциала аграрного  сектора, вызванная оттоком квалифицированных  кадров во внешнюю и внутреннюю эмиграцию  и деквалификацией остающейся рабочей силы.

 

          2 анализ приватизационных процессов в сельском хозяйстве республики казахстан

     2.1 Анализ результатов приватизации сельскохозяйственного производства в РК

     За  годы независимости в сельском хозяйстве  республики произошли коренные изменения: доля негосударственной формы собственности  в структуре сельхозпроизводителей  возросла с 40% в 1991 г. до 99,9% в 2003 г. Завершены  приватизация госхозов и реформирование колхозов, что привело к увеличению числа хозяйствующих субъектов  в 11 раз. По состоянию на 1 октября 2003 г. в республике функционировало  более 126 тыс. ориентированных на рынок  сельскохозяйственных структур, основывающихся, в основном, на частной собственности, в том числе около 122 тыс. крестьянских хозяйств. В государственной собственности  осталось всего 84 предприятия против 2,2 тыс. на конец 1991 г. Реорганизованы государственные предприятия, занятые переработкой сельскохозяйственной продукции: мясокомбинаты, молочные комбинаты, элеваторы, сахарные заводы и другие. Развивается сеть минипроизводств. Сегодня сельхозпроизводителей обслуживают более 9 тыс. предприятий по переработке сельхозпродукции. В частную форму собственности переходят базы по снабжению сельского хозяйства техникой, запасными частями, минеральными удобрениями и средствами защиты растений, предприятия по ремонту сельскохозяйственной техники и другие предприятия, оказывающие сервисные услуги сельскому хозяйству. Осуществляются меры по переводу сельскохозяйственного производства на обязательное страхование от стихийных бедствий. В 2009 г. в республике общая земельная площадь, используемых в сельскохозяйственном производстве, составила 86,5 млн. гектаров, из которой 80,4 млн. гектаров занимают сельскохозяйственные угодья. В целях эффективного ведения сельскохозяйственного производства, рационального землепользования и продолжения преобразований в аграрном секторе страны осуществлены намеченные реформы в регулировании земельных отношений. Реформирование земельных отношений, а именно введение частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, соединение в одном лице собственника земли и сельскохозяйственного товаропроизводителя обеспечит рациональное использование земель, создаст условия для равноправного развития всех форм хозяйствования, создание и развитие рынка недвижимости, охрану прав на землю граждан и юридических лиц.

     Проведена работа по реорганизации и укрупнению мелких крестьянских и фермерских хозяйств. Если 3 года назад в мелких крестьянских хозяйствах находилось более 30% пашни, то на сегодня 21 %. В 2010 году реорганизовано множество крестьянских хозяйств, большинство из них вошли в состав крупных, экономически устойчивых и стабильно работающих предприятий.

     Как и прежде наибольшая посевная площадь  сельскохозяйственных культур принадлежит  сельхозпредприятиям. В тоже время  значительная ее часть приходится и  на крестьянские (фермерские) хозяйства (рис.1).

     Посевами  крестьянских хозяйств занято 945,9тыс.га, или больше 2010 года на 9,3%, в т.ч. зерновыми культурами – 905,4тыс.га, или 95,7% посевной площади крестьянских хозяйств (рис.1). 

     Таблица 2.1- Доля посевов фермерских хозяйств в посевах

     (в  процентах)

       2006г.      2007г.      2008г.      2009г.      2010г.
Посевых ф/х      34,3      23,3      22,8      23,1      22,8

     

     Рис. 1- Доля посевов фермерских хозяйств, в процентах 

     Валовой сбор пшеницы в 2010 г. по сравнению  с 2006 г. возрос почти в 1,7 раза и составил 20,5 млн. тонн, подсолнечника - соответственно в 3 раза и 292 тыс. тонн, хлопка-сырца - на 33% и 387 тыс.тонн.

     За 2002-2010 гг. существенно изменилась доля отдельных категорий хозяйств в производстве валовой продукции сельского хозяйства. Если по сельхозпредприятиям она снизилась с 67,5% в 2002 г. до 25,6% в 2010 г., то по хозяйствам населения возросла с 32% до 50,0%, по крестьянским хозяйства с 0,4% до 24,4%. В 2002-2010 гг. в структуре сельскохозяйственного производства происходило постепенное увеличение доли растениеводства. Если в 1991 г. на ее долю приходилось 35%, то в 2010 г. - 68%. В последние годы наблюдается тенденция стабилизации сельскохозяйственного производства. Доля сельского хозяйства в ВВП в 2008 г. составила 6,5%, в 2009 г.- 6,7%, в 2010 г. – 7,1%. 

     Таблица 2.2 - Доля сельского хозяйства в ВВП в 2008-2010г.

                                                                                                (в процентах)

     Показатели      2008г.      2009г.      2010г.
     Доля сельского  хозяйства в ВВП      6,5%      6,7%      7%

       

     Рис. 2- Доля сельского хозяйства в  ВВП в 2008-2010г 

       В 2008-2010 гг. средние темпы роста объемов производства валовой продукции сельского хозяйства составили 8,6% в год. Согласно статистике, Казахстан демонстрирует наибольшие темпы роста сельского хозяйства в странах СНГ и Восточной Европы. Государственная поддержка аграрного сектора в соответствии с Агропродовольственной программой, обеспечивается посредством косвенного субсидирования товаропроизводителей. Субсидии выделяются для снижения закупочных цен на семена, племенной скот, минеральные удобрения, средства защиты растений и животных. Обеспечивается льготное кредитование лизинга сельскохозяйственной техники и приобретения ГСМ. В рамках государственной Программы развития сельских территорий обеспечивается финансирование объектов образования, здравоохранения, культуры и водообеспечения сельских населенных пунктов. Расширение посевных площадей, более полное и качественное проведение всех необходимых агротехнических мероприятий позволило увеличить урожайность и валовой сбор многих видов сельскохозяйственных культур. Самая высокая урожайность зерновых культур, подсолнечника на зерно и овощей в 2009 годы получена в хозяйствах населения; сахарной свеклы, картофеля и хлопка-сырца - в крестьянских хозяйствах.

     2.2 Анализ нормативной базы по вопросам приватизации

 

     Приватизационное  законодательство превышает три  тысячи нормативных правовых актов  и состоит из трех законов о  приватизации, двух указов Президента Республики Казахстан, утвердивших  Государственную программу приватизации, других указов Президента Республики Казахстан, постановлений Правительства  Республики Казахстан, в том числе  по регулированию особенностей приватизации тех или иных объектов, многочисленных нормативных документов, изданных в  различные годы  органом исполнительной власти по управлению  имуществом в  рамках предоставленной ему компетенции. Кроме того, отдельные нормы о приватизации содержатся более чем в шестидесяти законах, что предопределяет определенную сложность в оценке нормативной правовой базы в области приватизации государственного имущества.

     Закон от 3 июля 1991 г. № 1531-I, с которого следует вести отсчет приватизации, определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий, закреплял льготы работникам предприятий. Закон предусматривал пять способов приватизации государственной собственности: продажа предприятия по конкурсу, на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятия, выкуп арендованного имущества, преобразование предприятия в акционерное общество. В соответствии со статьей 3 Закона Государственная программа приватизации, утверждаемая высшим законодательным органом, устанавливала цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации.

     В соответствии с требованиями Закона о приватизации 1991 года постановлением Верховного Совета Республики Казахстан 11 июня 1992 г. № 2980-1 была утверждена Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Республики Казахстан на 1992 год, когда приватизация уже набрала значительные темпы и реализовывалась на правовой основе указов Президента Республики Казахстан.

     Государственная программа приватизации на 1992 год  содержала конкретный механизм приватизации государственных и муниципальных  предприятий и предоставляла  трудовым коллективам значительные льготы в процессе акционирования предприятий.

     Массовая  приватизация предприятий была начата на основании Указа Президента Республики Казахстан от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», утвердившего положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа и типовой устав акционерного общества открытого типа.

     Казахстан имеет целую систему правовых актов, регулирующих процесс приватизации. Она включает в себя Закон “О приватизации” от 23 декабря 1995 года, новую “Программу приватизации и  реструктуризации государственной  собственности в Республике Казахстан  на 1996-1998 годы”, принятой 27 февраля 1996 года, а также большое число  нормативных актов по приватизации, принятых Кабинетом Министров, Государственным  Комитетом по управлению государственным  имуществом и Государственным Комитетом  по приватизации.

     Одним из основных вопросов, интересующих иностранных  инвесторов в процессе приватизации в Казахстане является вопрос об обеспечении  их прав. В соответствии с Казахстанским законодательством иностранные инвесторы имеют такие же права, как и казахстанские инвесторы, включая право защищать свои интересы в судах и с помощью любых других правовых средств. Закон “Об иностранных инвестициях” (принят от 30 декабря 1995 года) защищает иностранных инвесторов против национализации; а также против изменений законодательства и политической ситуации  и гарантирует возмещение убытков. Иностранные инвесторы имеют право защищать свои интересы с использованием международного арбитража в соответствии со статьей 26 Закона “Об иностранных инвестициях”.

Информация о работе Пути решения проблем приватизации сельскохозяйственного производства