Пути решения проблем приватизации сельскохозяйственного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение сущности и содержания приватизации сельскохозяйственного производства в Казахстане.
Цели работы соответствуют задачи исследования:
- изучить понятие, признаки и механизм приватизации в сельскохозяйственном производстве;
- проанализировать роль приватизации в развитии сельского хозяйства;
- провести анализ развития сельского хозяйства на современном этапе;

Файлы: 1 файл

Курсова работа медянниковой анны.docx

— 129.52 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

 

     Актуальность  темы курсовой работы обусловлена тем, что в существующих исследованиях  процессов перераспределения собственности  достаточно глубоко и подробно рассмотрены  важнейшие теоретические и практические вопросы приватизации и развития рынка в Республике Казахстан. Важное место в них занимает анализ наиболее сложных аспектов приватизационных процессов в стране, разнообразные  оценки социальных и экономических  результатов приватизации, результаты исследования фондовых рынков и институциональных  инвесторов, а также оценка активно  предлагаемых в последнее время  мер по самоуправлению трудовых коллективов  предприятий в условиях реальной экономики Республики Казахстан.

     Особенностью  приватизации в Республики Казахстан  является ориентация на смешанный тип, сочетающий рыночные и административные (нерыночные) методы ее осуществления. В целом процесс приватизации в Республики Казахстан характеризуется  высокими темпами, чему в немалой  степени способствует стремление создать  в короткие сроки частный сектор предпринимательства. В проведении приватизации использовались наиболее популярные и эффективные в развитых странах формы и методы.

     Поскольку в экономике опыт приватизации полностью  отсутствует, задачи приватизации в  Республике Казахстан  шире, чем  в западных странах. Подавляющее  преобладание в нашей стране государственной  собственности делает процесс приватизации необходимым для демонополизации  экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора.

     Объект  исследования – сельское хозяйство.

     Предмет исследовании характеристика приватизации сельскохозяйственного производства.

     Цель  работы – изучение сущности и содержания приватизации сельскохозяйственного  производства в Казахстане.

     Цели  работы соответствуют задачи исследования:

     - изучить понятие, признаки и механизм приватизации в сельскохозяйственном производстве;

     - проанализировать роль приватизации в развитии сельского хозяйства;

     - провести анализ развития сельского хозяйства на современном этапе;

     - сделать анализ законодательного обеспечения приватизации;

     Теоретической базой курсовой работы послужили  научные труды в области общей  экономической теории, макроэкономики, относящиеся к рассматриваемой  проблеме.

 

          1 теоретические аспекты приватизации сельскохозяйственного производства

     1.1 Понятие, признаки и механизм приватизации

 

     В экономической и правовой науке  также нет однозначного определения  термина «приватизация». В широком  смысле  приватизация  понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора. В более узком смысле  приватизацией  считают полную или частичную передачу прав собственности на находящиеся в государственной собственности, средства производства, имущественные ценности, капитал акционерным обществам или частным лицам. По мнению Л. Никифорова и Т. Кузнецовой, в их работе «Концептуальные основы приватизации и  приватизации » под  приватизацией  понимается организационно-правовой процесс смены собственника посредством «передачи работником символа собственности на часть средств предприятий или продажа в частную собственность мелких предприятий, цехов, мастерских». Это есть «процесс восстановления положения каждого трудящегося как собственника практически в рамках каждой из возможных форм собственности»

     В качестве общих признаков  приватизации  используются следующие:

     - переход прав собственности государства в пользу частных лиц;

     - делегирование госпредприятию права распоряжаться имуществом;

     - полная продажа госпредприятия частным лицам;

     - продажа части активов.

     При этом в нормативных актах некоторых  восточноевропейских стран термин « приватизация » трактуется по-разному, но при этом он не выходит за рамки общего значения

     Например, в Румынии под  приватизацией  подразумевается выпуск ценных бумаг с учетом оценки имущества предприятий. В Венгрии  приватизация  отражает полный либо частичный переход имущества государственных предприятий в собственность хозяйственных обществ, включая частное иностранное владение. В Польше считается, что  приватизация  означает преобразование собственности государственных предприятий в частную, акционерную, кооперативную, смешанную и другие формы собственности.

     Наряду  с этим,  приватизация  иногда трактуется более широко. В частности, в США, согласно официальным документам правительства,  приватизация  рассматривается как долгосрочная стратегия расширения частного сектора за счет сокращения общественного. При этом Америка ориентируется на привлечение наемных работников к участию во владении и управлении собственностью. В Японии термин «приватизация» одновременно с продажей государственной собственности частным лицам, организациям предполагает также снятие ограничений, касающихся функционирования государственных предприятий.

     Либерализация рынков предполагает открытие широких  возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами.  Это путь   формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для  которых характерна полная монополия государства. Речь идет о снятии различного  рода запретов и устранении барьеров,  препятствующих  доступу  на  тот  или  иной рынок  новых  конкурентов;  о  диверсификации  производства  и   продаж,  в результате чего растет  число  многопрофильных  фирм,  чья  продукция  может поступать на самые разные рынки. Государство  поощряет  также  малый  бизнес (через   налоговые   льготы),   снимает  ограничения  для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все  это делает   рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

     Процесс приватизации характеризуется деидеологизацией, когда все более  редкой  становится  ситуация,  при  которой  демократические   партии выступают  за  расширение  государственного  сектора,  а   их   политические противники –  за частный.

     Основными способами приватизации являются:

     - либерализация рынков;

     - коммерциализация;

     - стимулирование создания и расширение сферы  деятельности  смешанных предприятий (государственно-частных);

     - денационализация

     Подводя итоги, отметим, все способы приватизации переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.

     1.2 Формы и особенности приватизации в сельскохозяйственном производстве

 

     Агропромышленному производству свойственно противоречие, существенно ослабить которое призвана система управления и хозяйствования, построенная на принципах социально-ориентированной рыночной экономики.

     Сущность  противоречия заключается в следующем: с одной стороны, аграрному сектору  объективно присуща нестабильность основных условий и факторов производства  С другой - оно призвано стабильно удовлетворять жизненные потребности населения в продуктах питания. Самоорганизация и адаптация выступают в сфере агропромышленного производства как основное условие успешной производственно-экономической деятельности человека. При этом можно говорить о потенциале самоорганизации, который характеризуется, во-первых, множеством возможных форм организации труда и способов производственной -деятельности (технологий), во-вторых, динамичностью перехода - от одних форм к другим. Эффективная адаптация возможна только в условиях экономической свободы, когда хозяйствующий субъект может самостоятельно выбирать вид производственной деятельности, способ ее организации и использовать в собственных интересах полученный результат.

     В агропромышленной сфере, как ни в  какой другой, необходимо создать  экономические и социальные условия  для самоорганизации и самоуправления хозяйствующих субъектов, то есть необходимо создать такие социально-экономические  отношения, которые обеспечат высокий  потенциал самоорганизации, а сознательно  регулируемая обществом внешняя  среда будет обусловливать отбор  таких форм хозяйственной жизни  в аграрной сфере, которые наиболее эффективны в данный момент в данных специфических условиях.

     Саморазвитие  многоукладной агропромышленной сферы  экономики должно обеспечиваться, с  одной стороны, на основе конкуренции  различных форм хозяйствования, а  с другой стороны, за счет развития горизонтальных оперативных связей, формирующихся на основе согласований и координации интересов самостоятельных  товаропроизводителей.

     Конкуренция и кооперация неразрывно связаны  друг с другом и составляют основу рыночной самоорганизации экономических  субъектов. Эффективная самоорганизация возможна только тогда, когда для всех форм хозяйствования обеспечиваются приблизительно одинаковые инфраструктурные условия.

     Реформирование  в сельском хозяйстве и в агропромышленном комплексе в целом направлено в конечном итоге на воссоздание  многочисленных собственников-хозяев, наиболее полную реализацию и соединение экономических интересов работников сельского хозяйства и других отраслей АПК, насыщение продовольственного рынка, решение социальных проблем  села, на повышение жизненного уровня населения. Наиболее популярными формами  приватизации государственной собственности  в развитых странах являются: продажа  предприятий непосредственно в  частные руки; выкуп акций государственных  предприятий менеджерами; продажа  акций работникам предприятия; распространение  акций предприятия среди населения. Кроме того, практикуется сдача государственных  предприятий в аренду и заключение контракта на управление предприятием.

     В реформированных сельскохозяйственных предприятиях можно выделить, исходя из интересов, три социальные группы: работающие собственники, неработающие собственники - пенсионеры, не имеющие  собственности, пришедшие работать после раздела имущества на паи. Это требует объединения их интересов. Дело в том, что работающий собственник, кроме дивидендов, имеет интерес  в соблюдении принципа равной оплаты за равный труд. В то же время он является членом коллектива внутрихозяйственного подразделения, который заинтересован в том, чтобы определенная доля произведенного им валового дохода (после вычета плановых или нормативных обязательств перед предприятием) стала его собственностью, использовалась только для нужд своего подразделения: работник является и совладельцем предприятия.

     Основными способами приватизации сельского  хозяйства являются:

     - либерализация рынков;

     - стимулирование создания и расширение сферы  деятельности  смешанных предприятий (государственно-частных)

     В реформированных предприятиях важным является снижение себестоимости производимой продукции. Трудность решения этой задачи требует использования современного менеджмента и прежде всего управления затратами.

     Вместе  с тем, необходимо осуществление  структурных изменений в аграрном секторе, включающих изменение производственных отношений на основе многообразия форм собственности; совершенствование  форм хозяйствования, реструктуризацию производства; развитие кооперативных  связей как в сфере производства, так и сфере сбыта продукции; поддержку интеграционных процессов, в первую очередь, между производителями сырья, переработчиками, торговлей и достижения на этой основе сбалансированности и взаимовыгодности производства.

     1.3 Роль приватизации в развитии сельского хозяйства

 

     Годы  независимости РК - это период перманентных реформ. К несчастью, реформы толком не затронули аграрный сектор. Несмотря на то, что в Казахстане заложен  мощный сельскохозяйственный потенциал, находится он в затруднительном положении.

     Неблагоприятна  внутренняя обстановка, когда основными  законодателями цен стали отнюдь не столбовые крестьяне-производители, а перекупщики-посредники. Последние  и получают львиную долю выручки. Произошло это благодаря тому, что аграрный сектор находится в  хаотичном, неотрегулированном рынке, где местные власти слились с  частным капиталом.

Информация о работе Пути решения проблем приватизации сельскохозяйственного производства