Пути решения проблем приватизации сельскохозяйственного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение сущности и содержания приватизации сельскохозяйственного производства в Казахстане.
Цели работы соответствуют задачи исследования:
- изучить понятие, признаки и механизм приватизации в сельскохозяйственном производстве;
- проанализировать роль приватизации в развитии сельского хозяйства;
- провести анализ развития сельского хозяйства на современном этапе;

Файлы: 1 файл

Курсова работа медянниковой анны.docx

— 129.52 Кб (Скачать)

     Дальнейшее  развитие рыночной экономики и появление  новых аспектов в земельных отношениях требовало принятия нового земельного законодательства - 20 июня 2003г. Был принят новый Земельный кодекс РК. Новый Земельный кодекс разрешил частную собственность физических и юридических лиц Республики Казахстан на землях сельскохозяйственного назначения для ведения фермерского хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства. На площади сельхозназначения предусмотрено три вида землепользования - постоянное, временное (аренда) и частная собственность.

     Для ускорения процессов кооперирования и повышения заинтересованности к объединению Министерством  сельского хозяйства с 2006г. через  АО «Аграрная кредитная корпорация»  реализуется программа по поддержке  сельских потребительских кооперативов. Суть этой программы заключается  в выделении кооперативам льготных кредитов сроком до 5 лет. На эти цели из бюджета было направлено 8,4 млрд. тенге, прокредитовано всего 132 сельских потребительских кооперативов.

     Анализируя  нормативную правовую базу приватизации на начальном ее этапе можно сделать  вывод о том, что правовое регулирование  не было направлено на достижение основных целей, определенных в Государственной  программе приватизации, - формирование «эффективного» собственника, повышение  эффективности деятельности предприятий  и создание социально ориентированной  рыночной экономики, привлечение иностранных  инвестиций.

     В частности, в основу приватизационных мероприятий были заложены задания  в относительных и расчетных  показателях по приватизации государственных  предприятий, что свидетельствовало  о том, что приватизация не была основана на объективном, дифференцированном и  индивидуальном подходе к выбору объектов приватизации в зависимости  от их прибыльности (ликвидности) в  целях повышения эффективности  их деятельности.

     Законодательно  не были обеспечены равные права и  возможности по участию в приватизации всех слоев российского общества, и не соблюдался принцип социальной справедливости. Трудовым коллективам  предприятий предоставлялись широкие  льготы при приобретении имущества (акций) приватизируемых предприятий, при этом другие российские граждане, непосредственно не связанные с производством (здравоохранение, наука, образование, социальная сфера, государственное управление и т.д.), были фактически отстранены от приватизации и лишены права на соответствующую часть национального богатства.

     Таким образом, анализ нормативной правовой базы в период денежной приватизации позволяет сделать выводы о том, что, как и в предыдущие годы не была обеспечена правовая основа для  приватизации объектов государственной  собственности по рыночной цене без  занижения ее реальной стоимости, не был создан механизм запрещения и  ограничения участия иностранного капитала и резидентов Республики Казахстан, имеющих в качестве  выгодоприобретателей  иностранных юридических и физических лиц, в приватизации объектов стратегического  характера, не был определен порядок  расторжения сделок приватизации и  возмещения ущерба в связи с невыполнением  покупателем объекта приватизации инвестиционных условий, сделок, совершенных  без стоимостной оценки или без  оплаты объекта приватизации.

     Принятие  программных, законодательных актов  по вопросам управления приватизации сельского хозяйства постоянно  сопровождалось разработкой целого комплекса подзаконных нормативных  документов, регулирующих эти процессы.

     2.3 Анализ развития сельского хозяйства по СКО на современном этапе

     Аграрный  сектор является одним из важнейших  составляющих экономики области. Северо-Казахстанская  область имеет значительные потенциальные  возможности по производству сельскохозяйственной продукции. Посевы сельскохозяйственных культур области в структуре  посевов республики традиционно  занимают более 19% (таблица 2.1). 

     Таблица 2.3 - Посевная площадь основных сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств за 2008–2010 годы

     (тысяч  гектаров)

     Показатели      2008г.      2009г.      2010г.      программа      процент выпол.
     Вся посевная площадь      3626,7      3747,2      4145,9      3736,4      111,0
     в том числе: зерновые и зернобобовые всего      3194,8      3335,4      3704,2      3000,0      123,5
     в том числе пшеница  яровая      2751,3      2854,3      3086,0      2425,0      127,1
     ячмень      384,6      411,9      537,0      500,0      108,7
     овес      28,7      32,9      32,1      52,0      63,5
     технические культуры      114,2      110,0      113,8      287,0      39,7
     картофель      22,3      21,8      26,0      24,4      106,6
     овощи      4,1      3,9      4,7      5,0      94,0
     кормовые культуры      291,3      276,1      301,2      420,0      70,8
 

     Основные  приросты посевов обеспечиваются за счет зерновых культур. Несмотря на некоторые  колебания посевов в сторону  снижения в 2004 году преобладает тенденция  их роста. В 2010 году посевы сельскохозяйственных культур достигли самый максимальный уровень в течение последних  пяти лет  4146,2 тыс.га.

     Зерновой  клин, достигнутый после 2000 года более 3,0 млн. га, стабильно засевается с  некоторыми изменениями в сторону  роста или снижения с преобладанием  в отдельные годы тенденции дальнейшего  роста. По отношению к 2010 году посевы зерновых несколько выше. Посевная площадь кормовых культур ежегодно снижается с 316,5 тыс. га в 2005 году до 297,3 тыс. га в 2010 году. В 2010 году увеличились  посевы технических культур.

     За  последние пять лет посевная площадь  во всех категориях хозяйств увеличилась  на 22,2%, в том числе зерновых и  зернобобовых культур – на 22,2%, пшеницы  – на 18,4%, ячменя – на 52,4%, технических  культур – в 5,7 раза, картофеля  – на 14,5%, овощей – на 17,5%, Сократились  посевы овса – на 12,7%, кормовых культур  – на 6% (рис. 3)

     .

     Таблица 2.4 - Посевная площадь зерновых культур, тыс.га

     (тысяч  гектаров)

     
     Показатели      2006г.      2007г.      2008г.      2009г.      2010г.
     Все зерновые и зернобобовых культур      3031,1      3135,6      3194,8      3335,4      3704,2
     продовольственные зерновые культуры      2610,7      2764,3      2760,3      2866,6      3104,8
     кормовые  зерновые культуры      420,4      371,3      434,5      468,8      599,4
      
 

     

     Рис. 3  - Изменения посевной площади зерновых культур, тыс.га  

     В 2010 году посевы сельскохозяйственных культур занимали 4145,9 тыс. га, что  на 399,0 тыс. га, или на 10,6% больше, чем  в 2009 году. По сравнению с 2009 годом  посевы зерновых и зернобобовых культур  увеличились на 368,8 тыс.га, или на 11,1%, в том числе пшеницы – на 228 тыс.га, или на 8,0%, ячменя – на 131,9 тыс.га, или на 32,0%, овса – на 0,1тыс.га, или на 0,3%, технических культур – на 4,0 тыс.га, или на 3,6%, картофеля – на 4,2 тыс.га, или на 19,3%, овощей – на 0,8 тыс.га, или на 20,5%, кормовых культур – на 21,2 тыс.га, или на 7,7% (рис. 4). 

     Таблица 2.5 - Доля посевов зерновых культур в общей площади посева за 2005 – 2010 годы

     (в  процентах) 

     Показатели      2006г.      2007г.      2008г.      2009г.      2010г.
     Доля  посевов зерновых культур      87,8      88,4      88,1      89      89,3
 
 
 
 

      Доля посевов зерновых культу 

     Рис. 4  - Доля посевов зерновых культур в общей площади посева

     за 2005 – 2010 годы, в процентах 

     За  последние пять лет прирост доли посевной площади пшеницы снизился с 85,9% в 2006 году до 83,4% в 2010 году, ячменя увеличился с 11,8% в 2006 году до 14,7% в 2010 году, овса с 1,3% в 2006 году до 0,9% в 2010 году. (рис 3). 

     Таблица 2.6 - Структура посевов зерновых культур за 2006 – 2010 годы

     (в  процентах)

Показатели 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.
Пшеница 85,9 87,9 86,1 85,7 83,2
Ячмень 11,8 10 12 12,3 14,7
Овес 1,3 0,9 0,9 1 0,9
Гречиха 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Прочие 0,9 1,1 0,9 0,9 1,1
 
 

     

     Рис. 5 - Структура посевов зерновых культур за 2006 – 2010 годы, в процентах 
 
 

     В текущем году увеличили посев  зернового клина, картофеля и  овощей все районы области. Наибольшее расширение посевов зерновых и зернобобовых культур наблюдается в районах  М.Жумабаева (20,7%), Уалихановском (17,4%), Жамбылском (16,0%), Акжарском (13,3%), Тимирязевском (12,0%).

     Значительное  увеличение посевов картофеля в  Уалихановского (на 66,7%), Акжарском (на 91,1%), Есильском (на 43,7%), овощей – в Уалихановском (в 3,5 раза), Акжарском (в 2,6 раза), Тимирязевском (на 50,2%) районах.

     С целью увеличения продуктивности пашни  необходимо внедрение научно-обоснованных севооборотов и расширение применения минеральных и органических удобрений. В 2010 году чистыми парами занято 603,1 тыс. га земельных угодий, что меньше прошлого года на 71,9 тыс. га. Не соблюдается  необходимая структура севооборотов по наличию паров в пашне, вместо 25%-30%, предусмотренных Программой первоочередных мер по реализации Концепции устойчивого  развития агропромышленного комплекса  Северо-Казахстанской области на 2007 - 2010 годы, они занимают только 18,7%, что больше прошлого года на 3,4 процентных пункта.

         3 пути решения проблем приватизации сельскохозяйственного производства

 

     Сельскохозяйственное  производство Казахстана находится  в более неблагоприятных условиях, чем большинство республик СНГ. Годовое количество осадков колеблется от 90 мм в пустыне, до 1000-1600 мм в высокогорьях и предгорья) Заилийского Алатау и Алтая. В равнинных земледельческих районах выпадает 250-400 мм осадков в год. Летний период на юге начинается с середины мая, а на севере - в начале июня. Все эти особенности накладывают определенный отпечаток на специфику системы ведения сельского хозяйства и пространственное размещение сельскохозяйственного производства.

     Слабо развита система заготовки и  закупа сельскохозяйственной продукции. Отсутствие цивилизованного оптового рынка, отмена биржевой торговли способствуют сохранению расширенной сети посредников  при продвижении сельхозпродукции к конечному потребителю. Недостаточное  количество заготовительных пунктов  и низкий уровень их оснащенности, отсутствие лабораторного контроля качества сельскохозяйственной продукции  отрицательно влияют на обеспечение  пищевой промышленности необходимым  сырьем, а также сбыт продукции  сельхозпроизводителей и сельского  населения.

Информация о работе Пути решения проблем приватизации сельскохозяйственного производства