Проявление цикличности экономического развития России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении проявления цикличности экономического развития России.

Файлы: 1 файл

Содержание1.doc

— 407.00 Кб (Скачать)

   Такими  инструментами государственного анитициклического  регулирования могут стать: создание государственной внешнеторговой компании, занимающейся поставкой сырьевых ресурсов на мировые рынки; институциональные реформы и преобразования; принятие программы развития технологических отраслей; создание системы судебных прецедентов по экономическим преступлениям; создание системы хеджирования экспортных рисков с помощью системы контрактов с зарубежными странами; мониторинг ключевых показателей цикличности; разработка и внедрение глобальных транспортных проектов для соединения европейского и азиатского регионов; адекватная налоговая политика; эффективное использование средств «стабилизационного фонда».

     Общей целью реализуемой Правительством России и Центральным банком системы  антициклических, а в частности антикризисных мер на 2010-2012 годы является минимизация масштабов экономического кризиса и смягчение его последствий для населения и экономики.

     В настоящее время Правительство  РФ выдвинуло следующие программы, которые помогут в борьбе с  последствиями мирового финансового  кризиса:

  1. Налоговая и бюджетная политика;
  2. Курсовая политика;
  3. Тарифная политика;
  4. Поддержка финансового рынка и защита российских предприятий от недружественных поглощений;
  5. Поддержка банковской системы;
  6. Поддержка деловой активности в реальном секторе экономики;
  7. Содействие занятости населения;
  8. Нефтяная промышленность;
  9. Жилищное строительство и содействие гражданам на рынке жилья;
  10. Сельхозмашиностроение;
  11. Автомобилестроение;
  12. Авиационные перевозки;
  13. Оборонно-промышленный комплекс;
  14. Аграрно-промышленный комплекс;
  15. Розничная торговля;
  16. Малый и средний бизнес;
  17. Инфраструктурные проекты;
  18. Организационное сопровождение реализации антикризисных мер.

   Предложенные  инструменты государственного антициклического регулирования учитывают специфику  развития российской экономики и  позволяют более эффективно бороться с колебаниями экономических  процессов, создавая предпосылки к преодолению негативных последствий экономических циклов. 
 

3.3 Пути развития  экономики России. 
 

     При правильнойополитике в результатеекризиса Россияямогла бы существеннооулучшить свое положение ввмировой экономике, добившисьт:

1)   многократного повышения мощности отечественной банковско-инвестиционной системы,

2) признанияярубля в качествееодной из мировыххвалют,  

 3)  опережающегоостановления нового технологическогооуклада и подъема экономики на длиннойвволне его роста.

     Для этого мерыппо преодолениюффинансового кризиса должны быть направленыына формирование отечественнойиинвестиционной системыы и согласованыы с политикойй долгосрочногооразвития, установленной Концепцией социально-экономического развития России до 2020 года.

     Эта концепция предусматриваетт два этапаа инновационного экономического развитияя экономикии страны, различающиесяя по условиям, факторамм и рискам социально-экономическогоо развитияя и приоритетамм экономическойй пполитики государства.

     Первый  этап (2008 - 2012 годы) базируетсяя на реализациии и расширении тех глобальныхх конкурентныхх преимуществ, ккоторыми ообладает рроссийская экономика вв традиционныхх сферахх(энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов). Вместе с тем ддолжны ссоздаваться институциональныее условияя и технологическиее заделы, обеспечивающиее на следующемм этапее системныйй переводд российскойй экономикии в ррежим инновационногоо развития.

     На  втором этапе (2013 - 2020 годы) разработчики планируют рывокк в повышениии глобальнойй конкурентоспособностии экономикии наа основе ее переходаа на новуюю технологическуюю базуу(информационные, био- и нанотехнологии), улучшенияя качестваа человеческогоо потенциалаа и ссоциальной среды, структурнойй диверсификациии экономики.

     Эмитируемые государством деньги на рефинансирование  банков, должны направляться,  прежде всего,  на финансирование внебюджетной части государственных целевых программ и стратегий, кредитованиееппредприятий, осваивающихх перспективныее производстваа новогоотехнологического уклада. Для этого должна быть создана система целевого управления денежным предложением, при формировании которой можно воспользоваться опытом послевоенногоо восстановленияя Западной ЕЕвропы (эмиссияя подд векселя производственныхх предприятийй посредствомм рефинансированияя коммерческих банков) или ссовременного кКитая (эмиссияя подд планыы модернизации производственныхх предприятийй черезз государственныее банки). Можноо также задействоватьь опытт финансовогоо планированияя в Индиии(эмиссия под приоритетныее направленияя развития) или управленияя кредитнымии потокамии в Япониии(эмиссияя под государственныее приоритеты).

     Нашссобственный и ммировойоопыт позволяет сконструировать оптимальные механизмыыденежногоопредложения,ззамкнутые на кредитование рреального сектораа экономикии и приоритетныее направленияя ее рразвития. Дляя этого необходимоо ввестиипправовые ннормы, регулирующие поведение банков должным образом: вместо кредитов без обеспечения увязать условия доступа к кредитному окну Центрального банка с обязательствами по целевому использованию получаемых кредитов. Это можно сделать комбинацией косвенных (рефинансирование под залог векселей платежеспособных предприятий) и прямых (софинансирование государственных программ, предоставление госгарантий) способов денежного предложения. При этом важно также четко определить меры ответственности за нецелевое использование получаемых от государства кредитных ресурсов, в том числе восстановить нормы валютного контроля.

     После  принятия всех перечисленных выше мер возможно наращивание денежного предложения как необходимое условие поддержания внутреннего спроса, подъема инвестиционной и инновационной активности. В будущем необходимо сконцентрировать внимание на расширении внутреннего рынка, структурной перестройке экономики на основе нового технологического уклада, создании самодостаточной, опирающейся на внутренние источники денежного предложения, инвестиционной системы. Для этого необходимо предпринять следующие действия.

     В денежной политике:

  • Прекратить раздачу кредитов без обеспечения.
  • Кардинально расширить ломбардный список Центрального банка, включив в него векселя системообразующих предприятий, отбираемых уполномоченными органами на федеральном и региональном уровнях.
  • Увеличить сроки кредитов, выдаваемых на рефинансирование коммерческих банков, до двух-трех  лет.
  • Восстановить валютный контроль, запретив вывоз капитала без разрешения Правительства России. При этом сохранить свободное приобретение иностранной валюты для финансирования текущих операций. Ввести норму, позволяющую задерживать вывоз иностранного спекулятивного капитала на срок до года.
  • Отказаться от административного планирования  количества денежной массы и базы. Перейти на косвенное регулирование денежного предложения посредством регулирования ставки рефинансирования.
  • Снизить ставку рефинансирования до уровня, соответствующего средней норме рентабельности обрабатывающей промышленности. В дальнейшем снижение ставки рефинансирования увязывать с целями повышения экономической активности.
  • Ввести временное регулирование ставок процента по кредитам и депозитам, увязанное со ставкой рефинансирования. Ограничить предельную величину банковской маржи 4%.
  • Ввести полное государственное гарантирование банковских вкладов в рублях. Одновременно отменить государственные гарантии на валютные вклады.
  • Временно зафиксировать обменный курс рубля на сложившемся уровне.

Информация о работе Проявление цикличности экономического развития России