Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:49, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении проявления цикличности экономического развития России.
Подъем в российской экономике
в 1999-2008 гг. базировался на использовании
преимущественно старых
Нерешенные проблемы развития финансовой системы сказались уже во время годичного периода втягивания в кризис. С августа – сентября 2007 г. Российские банки столкнулись с проблемой ликвидности и сжатия внешнего кредита. Одновременно отечественные компании на пике мирового подъема получали все большие доходы от экспорта нефти, газа и металлов, что стимулировало самофинансирование в инвестиционных проектах. На этой базе биржевые индексы росли до мая 2008 г., что позволило российским банкам по-прежнему занимать за рубежом, а корпорациям – проявлять активность в области слияний и поглощений (типично для конца биржевого бума), кредитуя эти сделки под залог пакетов акций.
Вплоть до II и даже III кварталов 2008 г. В России продолжался параллельный процесс накопления корпоративной задолженности перед зарубежными финансовыми институтами и государственных резервов. Прирост капиталовложений во II-III кварталах уже был незначительным, а с августа стал отрицательным – спад капиталовложений начался еще до кризиса ликвидности в сентябре 2008 г.
В России сложился редкий в современную эпоху перекос в распределении сбережений между государством, бизнесом и населением.
В 2007-2008 гг. была создана система поддержки ликвидности банков, но меры, направленные на переключение экономических агентов на внутренние источники финансирования, не принимались.
В
целом Россия встретила мировой
финансовый кризис с большими государственными
резервами и слабой финансово-кредитной
системой.
Глава
3. Направления регулирования цикличности
развития экономики России
3.1 Антициклическое
регулирование в мире
Антициклическое регулирование экономики — это сознательные и целенаправленные действия государства и, частично, могущественных корпораций и наднациональных органов на промышленный цикл с целью уменьшения глубины циклических кризисов, стабилизации хозяйственной конъюнктуры и темпов экономического роста. Антициклические мероприятия, по сути, являются мероприятиями, направленными на деформацию цикла и изменения его стадии, но в данном контексте это рассматривается как позитивное воздействие. Важнейшая роль в этом регулировании принадлежит государству.
Вопрос государственного вмешательства в национальную экономическую политику и экономические процессы на любом этапе развития общества остается одним из самых актуальных и животрепещущих. На протяжении всей истории развития экономических отношений не прекращались споры о том, насколько глубоко могут государственные институты вмешиваться в законы и механизмы экономического развития. Крайние позиции полного контроля или полного невмешательства на практике доказали свою несостоятельность, но степень и форма взаимодействия экономических и государственных институтов до сих пор остаются предметом острейших споров в экономической науке.
На
сегодняшний день существуют различные
взгляды на причины циклических
колебаний, однако, несмотря на значительный
разброс взглядов и различную
расстановку акцентов при выработке
антициклической политики, в целом
можно выделить два направления
регулирования: неокейнсианство и неоконсерватизм,
развившиеся на базе классической школы
(табл. 3).
Таблица 3. Два подхода
к антициклическому регулированию экономики
Признаки | Неокейнсианство | Неоконсерватизм |
Ориентация | На совокупный спрос | На совокупное предложение |
Цели | Регулирование хозяйства в целом - макроэкономики | Создание стимулов для отдельных фирм – на уровне микроэкономики |
Приоритеты регулирования | А. Налогово-бюджетная
политика (встроенные стабилизаторы)
Б. Кредитно-денежная политика (автоматически действующие контрмеры) |
А. Кредитно-денежная
политика Б. Налогово-бюджетная политика |
Оценка роли государства | Поощрение | Ограничение |
В данных подходах по-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах — в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний. Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний.
В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете — и производства.
Что же происходит в обратном случае, то есть в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.
Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к сглаживанию покупательской способности, а значит, и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности. В общем и целом о политике, которую должно проводить государство в целях сглаживания циклических колебаний, можно сказать, что в период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева» экономики стремится сдерживать деловую активность.
Как известно, одним из главных направлений антициклического регулирования является антикризисное регулирование. Рассмотрим основные направления антикризисных мер в разных стран на 2010- 2012 годы.
В антикризисной программе Германии особое внимание будет уделяться инвестициям в сферу образования и в строительство дорог, предусмотрены единовременные выплаты пособий гражданам с детьми, вырастут и пособия по безработице гражданам с детьми.
Антикризисная программа Китая заключается в активной финансовой политике и ослаблении ограничений в области монетарной политики, всемерном расширении внутренних потребностей, ускорении строительства инфраструктурных объектов национального значения, охране окружающей среды, повышении уровня доходов городского населения, особенно людей с низкими доходами.
Антикризисная программа Японии включает в себя следующие пункты: улучшение конъюнктуры, улучшение уровня жизни, финансовое развитие, снижение налогов, предоставление экстренных средств на сохранение рабочих мест, а также поддержка безработных.
Подводя
итог сказанному хотелось бы отметить,
что практически невозможно отыскать
универсальное лекарство, способное одинаково
хорошо помогать любой экономике. В каждом
конкретном случае только всесторонний
анализ ситуации и возможных путей решения
проблемы может служить основой для принятия
правильных и эффективных решений.
3.2 Меры государственного
регулирования цикличности в
РФ.
Развитие национальной экономики представляется на сегодня скорее неуправляемым вялотекущим процессом, нежели организованным и поддерживаемым государством движением к экономическому процветанию. Это связано с усилением влияния глобализационных факторов (лоббизм иностранного капитала, мировые экономические циклы, позиционирование России как рынка сбыта) и отсутствием четкой стратегии развития российской экономики у представителей государственной власти.
Глубокий
анализ тенденций экономического развития
России позволяет на первый план вывести
такие факторы
В условиях новой реальности стандартные механизмы саморазвития экономики становятся малоэффективными либо вовсе неэффективными. Компенсировать влияние глобализации может только активная государственная политика, направленная на развитие высокотехнологичных отраслей экономики.
Приоритетными целями государственной экономической программы должны быть:
В процессе институциональных преобразований российской экономики вполне возможно и даже закономерно появление новых, более эффективных и адекватных инструментов государственного регулирования экономических процессов (приложение Б).
Однако на данном этапе развития экономики России внутренние факторы и причины циклических колебаний подавлены в силу сложившейся структуры экономики и системы распределения добавленной стоимости. Поэтому определяющее влияние на колебания динамики ВВП оказывают экзогенные (внешние) факторы, главным из которых является конъюнктура мирового нефтяного рынка. Такое положение затрудняет выявление и точную классификацию причин цикличности эндогенных экономических процессов и определяет высокую степень зависимости национальной экономики от мировой сырьевой конъюнктуры.
Меры
антициклического государственного регулирования,
разработанные ведущими экономическими
школами, оказываются малоэффективными,
поскольку направлены в основном
на управление эндогенными причинами
и факторами циклических
Предложенные механизмы государственного антициклического регулирования должны быть реализованы с помощью набора инструментов, доступных в правовом поле российской экономики. Использование комплексного подхода и реализация всех форм государственного регулирования (экономической, законодательной, судебной) способствует наиболее эффективному применению конкретных инструментов государственного воздействия. Сочетание прямых и косвенных механизмов регулирования экономики позволит государству адекватно и эффективно проводить антициклическую экономическую политику.
Государственная экономическая политика должна включать в себя раздел внутренней политики, решающий вопрос ограничения максимальной доходности по посредническим операциям и стимулированию переноса распределения добавленной стоимости в пользу базовых отраслей; и раздел внешней политики, состоящий из нескольких последовательных этапов:
Информация о работе Проявление цикличности экономического развития России