Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 16:48, реферат
Свободная торговля или протекционизм. Выбор экспортоориентации. Национальная и мировая торговая политика стран в условиях мирового экономического кризиса.
По подсчетам немецкого Центра европейской политики CEP, в сумме такие барьеры обходятся экономике Евросоюза в 150 млрд евро убытков ежегодно и препятствуют созданию на территории ЕС 2,5 млн дополнительных рабочих мест.
Неудивительно, что система защиты национальных рынков, успешно существовавшая даже в периоды бурного экономического роста, во время кризиса получила мощный импульс к развитию. Официальные нормы Евросоюза предписывают ограничивать субсидии компаниям 5 млн евро, но все больше правительств выступает с предложениями поднять эту планку. Лидерами в продвижении протекционистской политики выступают французы. Париж уже предоставил ведущим национальным автопроизводителям Renault и Peugeot льготные пятилетние кредиты при условии, что в течение этих пяти лет они не будут выводить производство за рубеж. Хотя план этот не настолько радикален, как предполагалось вначале (французское правительство все-таки решило не предоставлять компаниям денег за закрытие своих заводов в Восточной Европе и возвращение их во Францию), он все равно является более чем протекционистским.
«Если это не протекционизм, то что тогда такое протекционизм!» -- высказывается Рольф Лангхаммер из IfW. Но хранители свободного европейского рынка -- Европейская комиссия и комиссар по вопросам конкуренции Нели Крус -- пока предпочитают сохранять демонстративное спокойствие, по факту допуская протекционистские действия национальных правительств.
«Нынешний
кризис оказался гораздо более глубоким,
чем предполагали любые эксперты. Он существенно
расширил “серую зону” и заставил Еврокомиссию
сквозь пальцы смотреть на те действия
правительств, которые еще недавно были
бы однозначно квалифицированы как протекционистские»,
-- констатирует аналитик немецкого экономического
института DIW Кристиан Дрегер.8
8"Эксперт" №15 "Если это не протекционизм" 20 апреля 2009.
3.5. Национальная защита рынка труда.
Нынешний кризис открыл и новую страницу в истории протекционизма -- массовым явлением стала защита национальных рынков труда. Так, работники стали требовать ограничений на использование иностранной рабочей силы. Особенно ярко эта тенденция проявилась в странах ЕС. Например, в Британии спор по поводу использования португальских и итальянских рабочих на НПЗ компании Royal Dutch Shell привел к серии общенациональных акций протеста в январе и феврале 2009 года. Британские рабочие посчитали, что компании не обращали внимания на наличие квалифицированных кадров внутри страны, предпочитая ввозить более дешевых сотрудников из стран Южной и Восточной Европы.
Свою роль сыграла и фраза, неосторожно брошенная британским премьером Гордоном Брауном еще до кризиса: «Британские рабочие места -- британским рабочим». Хотя изначально Браун имел в виду создание квалифицированных рабочих мест для британцев, уровень образования и квалификация которых из года в год растут, эта фраза превратилась в девиз для протекционизма на рынке труда.
«Гордон
Браун расплачивается за решение лейбористского
правительства открыть рынок восточноевропейским
трудовым мигрантам в 2004 году. В условиях
бурного экономического роста британское
общественное мнение готово было мириться
с присутствием сотен тысяч поляков, которые
заполняли вакансии во многих секторах,
где не хотели работать британцы. Но экономическая
ситуация изменилась, и безработица быстро
растет, -- говорит заместитель директора
лондонского Центра европейских реформ
Катинка Бариш. -- Это ведет к росту протекционистских
настроений в британском обществе,
которое недовольно, что рынок труда Британии
более открыт для мигрантов из других
стран ЕС, чем рынки труда Германии или
Франции, закрытые для восточноевропейцев
до 2011 года».
Поскольку правительство Гордона Брауна по закону обязано провести следующие парламентские выборы не позднее мая 2010 года, оно вынуждено реагировать на требования работников. Так, с марта 2009−го при объявлении вакансий британские компании должны сначала искать работников внутри страны. И лишь при отсутствии интереса со стороны британских рабочих вакансии можно рекламировать за рубежом. С апреля 2009 года были ужесточены правила иммиграции в Британию из-за пределов ЕС. Теперь желающие въехать в страну по программе для высококвалифицированных мигрантов отныне должны иметь как минимум магистерскую степень (а не степень бакалавра, как раньше).
Миграционные
ограничения коснулись и США. Все банки
и финансовые институты, получившие кредиты
в рамках «плана Полсона», в случае увольнения
американских сотрудников потеряли право
выступать спонсорами для высококвалифицированных
мигрантов по визам H-1B. А поскольку практически
все банки сокращали персонал, теперь
они не смогут нанять иностранных выпускников
ведущих бизнес-школ (включая американские)
для работы в Нью-Йорке и других финансовых
центрах на территории США. В результате
банки были вынуждены отозвать предложения
о работе у нескольких тысяч иностранцев,
получающих в этом году степени МВА.9
9"Emergency Economic Stabilization Act of 2008 (EESA)" 2008.
3.6. Антикризисная протекционистская политика Китая.
Наибольшую настороженность рост протекционизма в мире вызывает в Китае. Это и понятно: согласно данным ВТО, Китай и до кризиса чаще других стран становился объектом протекционистских и антидемпинговых мер.
Кризис возродил все старые страхи и претензии к товарам, произведенным в Китае, -- от «несправедливого» курса юаня до проблем с качеством. В Китае признают часть проблем, но перекладывают ответственность на иностранных закупщиков. Взять, к примеру, ситуацию с китайскими игрушками, запрещенными к ввозу в Индию. «Да, часть игрушек действительно была некачественной, но ведь они закупались индийскими бизнесменами, которые выбирали самые дешевые варианты», -- заявил один из китайских бизнесменов, работающих в этой отрасли.
В Китае достаточно болезненно восприняли решение Конгресса США включить в антикризисный пакет мер рекомендации использовать только продукцию, произведенную в США, однако скандала по этому поводу раздувать не стали. В передовице агентства «Синьхуа», где обычно представлена официальная позиция китайского руководства, были выражены сожаление по этому поводу и уверенность в том, что «протекционизм не сможет решить проблем американской экономики». Китай также заявил, что никогда не включит условие о «покупке только китайского» в собственные антикризисные программы.
Впрочем, по мнению профессора кафедры экономики Университета технологий Ли Цяньюя, китайские товары будут и дальше становиться объектом дискриминации со стороны других стран. «Бороться с этим можно, только уменьшив значение экспорта для экономического развития КНР, что сейчас и пытаются сделать китайские власти», -- полагает он.
Экспорториентированные страны Восточной и Юго-Восточной Азии солидаризируются с Китаем в его публичной кампании против протекционизма. Южную Корею кризис застал на последнем этапе заключения соглашений о свободной торговле с США и ЕС. Теперь, скорее всего, эти планы будут отложены на неопределенное время. Администрация Обамы считает условия соглашения несправедливыми, а утверждение договора с ЕС упирается в ряд технических деталей, которые в нынешней ситуации могут стать ключевыми.
Страны АСЕАН пытаются выработать общую позицию в развитии межрегиональной торговли. Из-за протекционистских мер, принимаемых в Европе и США, страны АСЕАН все больше ориентируются на Китай, который постепенно снижает импортные тарифы. С 2010 года должна начать действовать зона свободной торговли Китай--АСЕАН, в рамках которой от импортных тарифов будет освобождено более 90% всего товарооборота.
В целом Восток и Запад поменялись местами. Еще десять лет назад основными протагонистами свободной торговли выступали Европа и США, а теперь либерализация торговли выгодна в первую очередь развивающимся странам Азии. Это связано и с заметным укреплением экономической мощи стран региона, и с тем, что все последние годы развивающиеся страны снижали тарифные барьеры и во многих случаях уже вышли на уровень развитых стран.
Впрочем, Китай проводит протекционистскую политику по отдельным направлениям. Его стремительное превращение в один из важнейших потребительских рынков мира заставляет власти прибегать к нетарифным видам протекционизма. Прежде всего речь идет о защите китайских торговых марок от поглощения иностранными компаниями. Самый известный пример -- запрет на покупку Coca-Cola крупнейшего производителя 100−процентных соков Huiyuan. C января 2008 года в КНР действует новое антимонопольное законодательство, которое позволяет блокировать подобные сделки в стратегически важных отраслях промышленности, а также в случае угрозы создания монопольной ситуации в том или ином рыночном сегменте.
Правда,
по мнению многих юристов, в первую очередь
закон направлен на защиту китайских производителей
и является своего рода ответом КНР на
дискриминационное отношение к китайским
компаниям, пытающимся приобрести активы
за рубежом. Достаточно вспомнить сорвавшуюся
сделку по приобретению американской
нефтяной компании Unocal
-- китайская компания CNOOC предложила больше,
чем ее конкуренты, но по политическим
мотивам ее предложение было отклонено.
Теперь свои компании защищает от поглощений
уже сам Китай.
3.7. Стабилизация мировой торговой системы.
И все же ситуация не настолько плоха, как может показаться. Целый ряд факторов уменьшил давление протекционистских мер по сравнению с тридцатыми годами прошлого века.
«Страны мира сегодня значительно более взаимосвязаны экономически из-за того, что технологические цепочки, часто в рамках одних и тех же компаний, охватывают сразу много стран. Современные экономики зависят от импорта сырья, комплектующих и даже услуг. Интересы экспортеров сегодня значительно более важны для государств, чем интересы отраслей, которые конкурируют с иностранным импортом. А внутренние производители тоже очень зависят от импорта, -- рассказывает Роберт Уорд, директор подразделения глобальных прогнозов лондонского исследовательского центра Economist Intelligence Unit. -- Сегодня объем международной торговли составляет 96 процентов мирового ВВП по сравнению с 55 процентами в 1970 году. При этом более половины международной торговли приходится не на конечные товары, а на сырье и компоненты для их производства».10
К тому же договоренности о международной торговле в рамках ГАТТ/ВТО несмотря на все изъяны, как оказалось, обеспечивают большую юридическую стабильность для участников международной торговли. Скажем, из-за изменений в мировой экономике и торговле некоторые протекционистские меры, предлагавшиеся в течение последнего года, так и не были одобрены.
Например,
кампания «Покупайте американское», запущенная
в США, быстро провалилась по той причине,
что американцы не могут обходиться без
покупки импортных товаров, прежде всего
товаров массового потребления. А в Бразилии
власти пытались ввести систему широкомасштабного
лицензирования и контроля за импортом,
аналогичную системе семидесятых годов
ХХ века. Но бразильские компании выступили
против -- и правительство пошло на попятную.
10"Economist Intelligence Unit Limited 2010"., R.Ward
Заключение.
Китайский успех уже сейчас кажется нам недостижимым. Он заставляет беспокоиться и более развитые страны. «На протяжении 4000 лет предшествующей истории Япония была периферийным государством для Китая, за исключением только одного последнего века, - пишет Кеничи Омае, японский гуру менеджмента, как его называют, в изданной в Японии в 2002г. книге «Влияние Китая». - В будущем Япония будет для Китая тем же, чем Канада является для США, Австрия - для Германии и Ирландия - для Британии».
Премьер-министр Сингапура, в котором китайцев три четверти населения, тоже очень беспокоится по поводу наступления китайских товаров. Он призвал отечественный бизнес переключаться с электроники на новые экспортные товары - на нефтехимию, фармацевтику и биотехнологию, поскольку в электронике конкурировать с китайцами уже безнадежно. «Для нас главное требование будущего, - сказал он, - состоит в том, чтобы найти себе (производственную) нишу в мире, который Китай заваливает высококачественными и более дешевыми товарами. Китайская экономика потенциально равняется десяти японским».
Можно, конечно, сказать, как говорили раньше: «Сингапур нам не указ». А можно подумать, в чем для нас состоит главное требование будущего. Сегодняшние китайские дискуссии о соотношении заемной и собственной технологии весьма поучительны и для нас. Экспортная ориентация, конечно, хороша, но далеко не всякая. Ведь Китай экспортирует даже не ресурсы, а продукцию обрабатывающей промышленности, причем в возрастающей степени не текстиль и игрушки, как раньше, а электронику. Но по продвинутости своего экспорта в сравнении с ВВП на душу Китай все более отстает - нет, не от других стран, а от самого себя периода 15-летней давности - и это вызывает в Китае нарастающее беспокойство.
Информация о работе Протекционизм, экспортная ориентация и экономический рост Китая