Протекционизм, экспортная ориентация и экономический рост Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 16:48, реферат

Краткое описание

Свободная торговля или протекционизм. Выбор экспортоориентации. Национальная и мировая торговая политика стран в условиях мирового экономического кризиса.

Файлы: 1 файл

Протекционизм, экспортная ориентация и экономический рост Китая.doc

— 511.22 Кб (Скачать)

      Очень часто ТНК после покупки китайских предприятий увольняют научно-исследовательский персонал, как это сделал "Фольксваген" после приобретения "Шанхай авто" и "Чанчунь авто". По словам Лю, корейское правительство с самого начала придерживалось четкой политики: технология может быть куплена за границей только один раз, а госфинансирование распределяется в пропорции 1/5 на импорт технологии и 4/5 - на приспособление к местным условиям и собственные НИОКР. В Китае такая пропорция сегодня 1: 0.08.

      В общем политика, которую большинство в мире считает сказочно успешной, в Китае критикуется со всех сторон. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Национальная и мировая торговая политика стран в условиях мирового экономического кризиса.

3.1. Протекционизм как спасение национального рынка.

      На лондонском саммите G20 страны-участницы подтвердили свое стремление бороться с протекционизмом -- чтобы не дать миру скатиться к торговым войнам и избежать повторения сценария Великой депрессии. Но несмотря на громкие заявления, практически все участники встречи постоянно эти обещания нарушают.

      Согласно исследованию Всемирного банка, за последний год 17 из 20 стран G20 уже приняли более 47 мер протекционистского характера, которые ограничивают международную торговлю и грозят перерасти в торговые войны. Еще 31 мера была предложена на правительственном уровне, но пока не реализована. Треть этих мер приходится на повышение импортных тарифов с целью защиты внутренних производителей.

      Больше всего на поприще повышения тарифов отличился Эквадор -- в этой латиноамериканской стране были повышены импортные пошлины более чем на 600 видов товаров. Впрочем, большинство стран, ограниченные правилами ВТО, вынуждены избегать столь кардинальных методов. Так, Аргентина ввела новые нетарифные барьеры на импорт автозапчастей, текстиля, телевизоров, игрушек, обуви и изделий из кожи. Индонезия ограничила ввоз некоторых видов товаров -- включая одежду, обувь, игрушки, электронику, продукты питания и напитки -- лишь пятью морскими портами.

      В некоторых странах ужесточение торговых стандартов привело к сокращению импорта. Например, Китай запретил импорт ирландской свинины, некоторых видов бельгийского шоколада, итальянского бренди, британских соусов, голландских яиц и испанских молочных продуктов. Индия ввела запрет на импорт китайских игрушек. И Индия, и Китай при этом активно субсидируют своих экспортеров, компенсируя им траты на преодоление иностранных заградительных пошлин. Эти две страны повысили скидки на возмещение НДС для экспортеров, и хотя экономисты спорят, является ли эта мера косвенной субсидией, уместность ее реализации во время кризиса вызвала много вопросов.

      Некоторые страны решили ввести прямые экспортные субсидии, что нарушает предложения в рамках Дохийского раунда переговоров ВТО. Так, Евросоюз объявил о введении экспортных субсидий на масло, сыр и молочный порошок. А французское правительство уже требует от ЕС рассмотреть вопрос о возобновлении субсидирования экспорта свинины.

      "Мы наблюдаем ползучее возвращение к протекционистским мерам. Кампании “покупайте это” или “покупайте то”, “рабочие места для этих рабочих” или “никаких виз этим рабочим”. Лидеры “двадцатки” не должны поддаваться желанию делать заявления о протекционистских мерах, будь то меры, касающиеся торговли, стимулирования внутреннего спроса или госфинансирование и выкуп компаний и банков, -- заявил по поводу роста протекционистских настроений глава Всемирного банка Роберт Зеллик. -- Экономический изоляционизм может запустить нисходящую спираль событий, подобных тем, которые мы наблюдали в тридцатых, когда протекционизм значительно усугубил Великую депрессию". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Использование субсидий.

      Одной из наиболее популярных защитных мер стало использование субсидий для поддержания на плаву некоторых отраслей. Причем субсидии, а не таможенные тарифы в основном используют развитые страны, тогда как развивающиеся применяют более простые способы защиты своих рынков. Наиболее же субсидируемой отраслью оказалось автомобилестроение. По оценкам Всемирного банка, общее число объявленных субсидий на поддержку автомобилестроителей составило 48 млрд долларов, при этом львиная доля этой суммы (42,7 млрд) пришлась на развитые страны.

      Эта сумма включает в себя прямые субсидии в 17,4 млрд долларов, которые США выделили на поддержание «детройтской тройки» -- General Motors, Ford и Chrysler. Среди других правительств, решивших выделить средства автомобилестроителям, оказались Канада, Франция, Германия, Британия, Китай, Аргентина, Бразилия, Швеция, Италия и Россия. Причем указанная выше оценка не включает в себя субсидии Южной Кореи и Португалии производителям автомобильных компонентов.

7 "Эксперт" №15 "Если это не протекционизм" 20 апреля 2009.

      «Мировой автопром обременен излишними мощностями, а масштабные субсидии мешают умереть неэффективным предприятиям, не имеющим никакого будущего. Хуже того, эти субсидии связаны с требованиями к компаниям, получающим помощь своих правительств, сохранять рабочие места на национальных рынках. Даже если это и означает закрытие более эффективных заводов за рубежом, в основном в развивающихся странах. А так как многие страны объединены в региональные торговые блоки, то они вынуждены повторять действия своих соседей. Например, вслед за субсидиями Вашингтона Детройту на аналогичный шаг была вынуждена пойти Канада, чтобы удостовериться, что расположенные в этой стране заводы, принадлежащие американским компаниям, продолжат работу», -- рассказал Эйрон Брэгмен, аналитик по автомобильному сектору исследовательской компании IHS Global Insight.7 

      Министр экономики Германии Карл-Теодор цу Гуттенберг предложил изменить немецкую практику выделения субсидий на покупку частными лицами автомобилей, сделав ее более национально ориентированной. Дело в том, что до настоящего времени гражданин Германии, покупающий новый автомобиль при одновременной утилизации старого, получал 2500 евро субсидии вне зависимости от того, автомобиль какого автопроизводителя он выбирает (что приводило к заметному выигрышу зарубежных производителей дешевых малолитражек). Теперь же министр Гуттенберг предлагает выделять деньги, только если гражданин покупает немецкий автомобиль. Правительство Германии пока воздержалось от такого шага, но не исключено, что идеи Гуттенберга еще найдут сторонников, ведь, скажем, в сфере поддержки финансовых институтов протекционизм не вызывает у немецкого правительства никакого отторжения. Так, в один только кризисный банк Hypo Real Estate немецкие власти влили более 87 млрд евро и готовят его принудительную национализацию.

      «Масштабное субсидирование -- очевидное свидетельство того, насколько более мощными являются бюджетные возможности развитых стран, даже в условиях растущего дефицита. Хотя по мере роста дефицита бюджета в ближайшие годы развитые страны могут пересмотреть свою политику в сфере протекционизма и обратиться к более традиционным методам», -- сказал Джулиан Джессоп, главный экономист лондонского исследовательского центра Capital Economics.

      В США тенденция к ужесточению протекционизма уже заметна. Так, контролирующие обе палаты Конгресса демократы попытались включить в «план Обамы» некоторые протекционистские меры. Например, палата представителей проголосовала за требование использовать только американскую сталь во всех проектах, которые будут получать госфинансирование. Использование иностранной стали разрешалось лишь в тех случаях, если это удешевляло проект на 25% или более. Ряд правительств включая Канаду и Евросоюз, а также целый ряд видных экономистов выступили против подобных решений. Администрация Обамы была вынуждена надавить на сенат, который включил в свою версию закона поправку о том, что данная мера должна соответствовать «обязательствам Соединенных Штатов по международным соглашениям». Таким образом, импорт стали из 27 стран Евросоюза и еще из 12 стран, с которыми у США имеются соглашения о свободной торговле, не подпадет под новую протекционистскую меру. Но на эти страны суммарно приходится лишь 25% импорта стали в США. Поэтому экспортеры стали из Китая, Индии и России столкнутся с этой новой американской протекционистской мерой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3. Легальный протекционизм.

      У сельского хозяйства сегодня нет потребности в новых протекционистских мерах -- существующие законы автоматически приводят к повышению субсидий из-за снижения цен на сельскохозяйственное сырье. Многие программы по защите внутренних продовольственных рынков, в частности в Евросоюзе, США, Японии и Южной Корее, предусматривают защиту фермеров от снижения цен. Поэтому, когда цены падают (даже и с явно завышенных по историческим меркам уровней 2007-2008 годов), прямые выплаты из госбюджетов производителям растут.

      Например, субсидии американским фермерам в 2010 году, по оценкам Всемирного банка, вырастут с 8,1 млрд долларов в 2009 году до 9,9 млрд долларов (если цены вдруг не начнут вновь расти). Эта и аналогичные меры в развитых странах означают, что от снижения цен пострадают производители сельскохозяйственного сырья в Африке, Азии и Латинской Америке, где правительства не имеют финансовых возможностей субсидировать собственных фермеров.

      Возможность «легально» повышать таможенные пошлины -- это настоящий кошмар для сторонников свободной торговли. Все последние годы десятки стран мира в одностороннем порядке снижали свои импортные пошлины -- такая добровольная либерализация мировой торговли происходила на фоне постоянного и казавшегося неостановимым роста мировой экономики. Сегодня у большинства этих стран есть возможность отыграть добровольное одностороннее снижение назад, не опасаясь никаких санкций от ВТО и других международных организаций.

      Так, согласно докладу Института немецкой экономики IW, Таиланд может поднять свои ввозные пошлины в среднем на 18 процентных пунктов, Аргентина -- почти на 20, Мексика -- на 23,5. Самое большое пространство для маневра у Китая -- на этом гигантском рынке ввозные пошлины в среднем легко могут взлететь на 35,7 процентного пункта. 

      «По подсчетам Еврокомиссии, одни только повышения таможенных пошлин развивающимися странами в рамках, разрешенных ВТО, могут стоить мировой экономике 400 миллиардов евро. Речь идет о таможенных пошлинах, пониженных этими странами в одностороннем порядке после Уругвайского раунда», -- предупреждает аналитик из Deutsche Bank Research Тим Шписслер.

      По мнению г-на Шписслера, особая опасность нынешнего витка протекционизма заключается в его нетипичности. «Все чаще протекционизм выражается в непрямых формах, например в субсидиях, поддержке покупателей отечественной продукции, конъюнктурных пакетах и так далее. Это затрудняет как оценку его масштабов, так и противодействие ему», -- уверен он.

      С Тимом Шписслером согласен вице-президент кильского Института мировой экономики Рольф Лангхаммер: «То, что в ходе каждого кризиса возникает искушение обратиться к протекционистским мерам, не новое явление. Новость в том, что сегодня протекционизм охватывает совершенно новые области -- государственные субсидии, обменные курсы, регулирование иностранных инвестиций и мобильности рынка труда». По мнению господина Лангхаммера, новые типы протекционизма все сильнее охватывают те страны, которые на словах продолжают резко осуждать протекционистские меры, а именно развитые страны, прежде всего страны Евросоюза. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.4. Европротекционизм.

      Вопреки мнению о полной свободе торговли в рамках Евросоюза даже в годы быстрого экономического роста европейские страны и компании предпочитали держать про запас мощные протекционистские меры -- и не стеснялись при случае пускать их в ход. Так, всего пару лет назад французский автопроизводитель Renault полностью закрыл доступ в связанные с ним контрактом сервисные центры немецкому производителю запчастей Hella. В свою очередь немецкие сети, работающие на рынке запчастей ФРГ объемом 2,5 млрд евро в год, ответили аналогичным бойкотом французских производителей запчастей, разработанных для немецких автомобилей, что, по подсчетам немецкого автомобильного клуба AvD, порой удваивало стоимость запчастей для конечного потребителя.

      Внутриевропейские торговые войны шли и на уровне целых отраслей экономики. Так, отдельную проблему все прошедшие годы представляла собой сертификация товаров, для которых не разработаны общеевропейские технические стандарты. По подсчетам Еврокомиссии, объем внутриевропейской торговли подобной техникой составляет ежегодно около 430 млрд евро -- и каждый раз произведенные внутри ЕС товары, чтобы попасть на рынки конкретных стран ЕС, должны были получать в этих странах сертификаты технического соответствия. На деле такое сертифицирование часто являлось разновидностью таможенного барьера. Национальные сертификационные органы, защищавшие интересы местных производителей, требовали от компаний-производителей внести конструкционные изменения.

      До сих пор протекционизм сохраняется и на других внутренних рынках ЕС, например на внутриевропейском рынке ювелирных украшений. Желающим продавать свою продукцию на рынках Бельгии, Великобритании, Голландии или Франции необходимо получение дополнительных сертификатов чистоты от надзорных органов данных стран, что делает приход на эти национальные рынки ювелиров из других европейских стран затратным и крайне сложным процессом. 

Информация о работе Протекционизм, экспортная ориентация и экономический рост Китая