Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 16:48, реферат
Свободная торговля или протекционизм. Выбор экспортоориентации. Национальная и мировая торговая политика стран в условиях мирового экономического кризиса.
Введение
О захватывающем воображение экономическом росте Китая сегодня говорят все. Действительно, 10% среднегодового экономического роста в течение почти трех десятилетий - с момента начала экономических реформ в 1978г. - такого мир в буквальном смысле слова еще не видел. Трудность, однако, в том, что у победы, как известно, всегда много родителей, так что почти все экономисты пытаются доказать, что головокружительный успех Китая подтверждает именно их теории. Большинство так или иначе признает, что не только рынок, но и правительство внесло свой вклад в экономических успех, в частности путем проведения экспортно-ориентированной промышленной политики, то есть создания налоговых, кредитных, таможенных и прочих преференций отраслям и предприятиям, нацеленным на внешние рынки. Но дальше начинаются разногласия.
Одни говорят, что китайские бюрократы просто правильно угадали, в каком направлении идет рынок, и только подталкивали и ускоряли это движение. Другие, напротив, считают, что успех связан с поддержкой отраслей, которые рыночная конкуренция уничтожила бы, не будь господдержки, так что потребности в продукции этих отраслей сегодня удовлетворялись бы за счет импорта.
Надо ли поддерживать отдельные отрасли и, если да, то какие и как, чтобы получить китайский результат? И воспроизводим ли этот результат в других странах, скажем в таких, как Россия, которые специализируются на вывозе ресурсов?
Исторически
первой формой поддержки национальных
производителей были импортные пошлины,
так что вопрос во многом упирается в продолжающийся
вот уже несколько столетий спор между
протекционистами и сторонниками свободной
торговли.
Глава 1. Свободная торговля или протекционизм.
Польза свободной торговли признается всеми. Трудно найти экономиста, который бы высказался за протекционизм, особенно в долгосрочной перспективе. В самом деле, со времени Д. Рикардо и его теории сравнительных преимуществ считается доказанным, что от международной торговли выигрывают все страны, потому что специализация на производстве товаров, которые страна производит более эффективно (менее неэффективно), чем другие, в конечном счете позволяет максимизировать благосостояние всего мира и каждой отдельной страны. Значит не надо ставить никаких препятствий на пути международной торговли, надо отменить таможенные пошлины и нетарифные барьеры. Многие страны, в основном развивающиеся, однако, сохраняют довольно высокий уровень таможенной защиты внутреннего рынка: для большинства бедных стран (с ВВП менее 20% американского уровня) в 1975-2005 годах средний уровень таможенных пошлин составлял 10-25% от стоимости импорта. Может быть, эти страны совершали ошибку?
Польза международной торговли действительно бесспорна, однако далеко не очевидно, что свободная торговля, то есть отмена всех торговых барьеров ведет к увеличению международной торговли. Какие страны быстрее всех увеличили долю международной торговли в ВВП? В основном те же, что и демонстрировали самые высокие темпы роста и те же, которые имели более высокую долю инвестиций в ВВП, но не те, которые практиковали свободную торговлю. Существует довольно заметная зависимость между темпами роста и повышением доли экспорта в ВВП, так же как и между долей инвестиций в ВВП и долей экспорта в ВВП, но не между таможенными пошлинами и увеличением доли экспорта в ВВП.
Собственно говоря, феномен «экономического чуда» - быстрого роста в течение двух десятилетий и больше - в послевоенный период практически всегда был связан с повышением доли инвестиций и экспорта в ВВП, и практически никогда с низким уровнем таможенной защиты. Вопреки, казалось бы, здравому смыслу, именно протекционистские страны увеличивали быстрее всех долю экспорта в ВВП и становились «драконами» и «тиграми», тогда как страны, практиковавшие свободную торговлю, так и не удивили мир ни быстрым увеличением экспорта, ни высокими темпами роста.
1.1. Опыт Китая.
В современной литературе часто происходит смешение двух понятий внешнеторговой «открытости» - «открытость» как высокая доля экспорта и внешней торговли в ВВП и «открытость» как либеральная внешнеторговая политика. Ф. Родригес и Д. Родрик представили множество доказательств того, что вторая «открытость» совсем не обязательно ведет к первой1.
История Китая дает самый яркий пример того, что открытость не гарантирует быстрый рост. Проиграв «опиумные» войны в 40-50-х годах XIX столетия, Китай вынужден был подписать кабальные договоры, открывшие китайские порты для иностранной торговли, предоставившие иностранцам экстерриториальные права и зафиксировавшие таможенные пошлины на 5% уровне. Вот когда наступила полная глобализация и свобода торговли. Даже опиум, который англичане производили в Индии, в Китае стал продавался без ограничений по требованию англичан, не имевших других конкурентоспособных товаров для оплаты чая, импортируемого из Китая.
С тех пор 100 лет Китай вкушал плоды политики экономической либерализации и открытости - китайские таможенные тарифы были одними из самых низких в мире, 4% в 1913г. и 8,5% в 1925г. против порядка 30% в США в эти же годы, а отношение экспорта в ВВП по ППС повысилось только с 0,7% в 1870г. до 1,9% в 1950г. Физический объем экспорта объем в 1867-1936гг. вырос лишь в 4 раза, то есть даже меньше чем за 25 лет изоляции накануне реформ (в 1950-78гг. физический объем экспорта вырос в 6 раз). Когда в 1949 году коммунисты пришли к власти китайский подушевой ВВП был точно таким же, как и в 1850 г.2
После
начала экономических реформ в 1978г. в Китае
именно экспорт стал мотором экономического
роста: доля экспорта в ВВП выросла с 5%
в 1978г. до более 35% сегодня, если оценивать
ВВП по официальному курсу, и с 1% до 7-8%,
если считать ВВП по ППС. Однако пореформенный
Китай отнюдь не придерживался свободы
торговли: еще и в начале 90-х годов импортные
пошлины в Китае были чуть ли не самыми
высокими в мире - 40% от стоимости импорта.
Схожие
примеры можно привести и из истории других
стран. Послевоенные Япония, Корея, Тайвань
добились быстрого роста не через таможенное
разоружение, а через протекционизм. В
XIX веке многие страны, которые теперь
называются развитыми, проводили протекционистскую
политику, в том числе и США, чтобы защититься
от разрушительной конкуренции британских
товаров. (Сама Англия либерализировала
торговлю только к середине XIX века, когда
ее технологическое первенство стало
неоспоримым (отмена «хлебных пошлин»
Р. Пилем.) Данных за XIX век немного, но те,
которые есть, однозначно свидетельствуют,
что успешнее развивались именно протекционистские
страны.
1.2. Протекционизм, экспортная ориентация и импортозамещение.
Дискуссии между протекционистами и фритрейдерами ведутся столько, сколько существует экономика. Во второй половине XIX века Англия стала главным бастионом свободы торговли, а ее основные конкуренты защищали свою промышленность протекционистскими пошлинами. Маркс и Энгельс, высказываясь в принципе за свободу торговли, считали протекционизм оправданным средством «фабрикации фабрикантов» при отставании страны от основных конкурентов, как это было в Германии в середине XIX века (Маркс, Энгельс, Соч., т. 4, с. 62; т. 21, с. 372-4).
«Если Америка должна стать промышленной страной, и у нее есть все шансы на то, чтобы не только догнать, но и перегнать своих соперников, то перед ней открываются два пути, - писал после Гражданской войны в США Ф. Энгельс, - или, придерживаясь свободы торговли, в течение, скажем, пятидесяти лет вести чрезвычайно обременительную конкурентную борьбу против английской промышленности, опередившей американскую почти на сто лет; или же покровительственными пошлинами преградить доступ английским промышленным изделиям, скажем, на двадцать пять лет, с почти абсолютной уверенностью в том, что по истечении этих двадцати пяти лет американская промышленность будет в состоянии занять независимое положение на мировом рынке...» (Маркс, Энгельс, Соч., т. 21, с. 377-8).
Сегодня расстановка сил в принципе та же, что и раньше: самая развитая часть мира - Запад, и в особенности США, настаивает на свободе торговли, тогда как развивающиеся страны не желают отказываться от протекционистских инструментов, обоснованно подозревая, что эти инструменты могут при умелом использовании помочь повысить темпы экономического роста, так чтобы быстрее догнать Запад. Сегодня, однако, дискуссии о свободе торговли ведутся в рамках более общей дискуссии о промышленной политике. Ведь таможенные тарифы исторически были первым и главным государственным налогом, поэтому в XIX веке внимание было сосредоточено в основном на них. Теперь таможенные пошлины уже менее важны, чем защита с помощью занижения валютного курса (так называемый «протекционизм валютного курса», практикуемый Китаем и другими странами, быстро накапливающими валютные резервы3), с помощью контроля над ценами, субсидий, налоговых скидок и преференциальных кредитов отдельным отраслям и предприятиям.
Кроме того, сегодня в результате прогресса экономической науки появилось гораздо более четкое понимание, почему протекционистские меры и другие рычаги промышленной политики могут быть успешными и при каких условиях этот успех достигается. Первое требование к успешной промышленной политике состоит в том, что она должна быть экспортно-ориентированной. Таможенная или прочая защита отечественных производителей обязательно должна дополняться поощрением экспорта, тогда это и называется экспортно-ориентированной промышленной политикой. А без поощрения экспорта протекционизм ведет только к импортозамещению.
В экономической теории считается, что специализация страны на мировом рынке определяется ее сравнительными преимуществами: у кого-то есть природные ресурсы, кто-то обладает большими резервами недорогой рабочей силы, другие просто научились очень хорошо и дешево, лучше чем кто-либо в мире, производить, скажем, бытовую электронику.
Однако надо отдавать себе отчет в том, что эти сравнительные преимущества не даны странам раз и навсегда от бога (за исключением невозобновляемых ресурсов, доля которых в международной торговле уже невелика), а создаются в ходе развития, в том числе и в результате целенаправленной правительственной политики. Если, скажем, страна не производит электронику, а импортирует ее из-за границы, и даже не пытается ее производить, то, видимо, никогда и не будет: ведь при освоении производства любого товара издержки всегда высоки, так что с точки зрения сиюминутной перспективы всегда лучше производить то, что уже умеешь. Тогда, однако, придется законсервировать структуру экспорта и отказаться от участия на мировых рынках многих «чужих» и постоянно возникающих новых продуктов. Большинство стран, если не все, признавать поражение без борьбы не желают и пытаются диверсифицировать экспорт. Какие отрасли поддерживать в первую очередь? Вот здесь и возникают варианты.
Есть два типа промышленной политики - импортозамещение и поощрение экспорта. В рамках первого варианта приоритет отдается слабым и неконкурентоспособным отраслям, тогда как в рамках второго варианта стимулируются, напротив, сильные и конкурентоспособные отрасли. При импортозамещении госсубсидии идут в отрасли, которые не только не экспортируют свою продукцию, но и не могут конкурировать с импортом на внутреннем рынке. При экспортной ориентации, напротив, поддержка оказывается отраслям и предприятиям, которые уже прорвались на внешний рынок или у которых есть хорошие шансы увеличить экспорт.
Можно защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции (скажем, высокими таможенными пошлинами) и при этом довольствоваться тем, что он снабжается отечественными производителями, не экспортирующими свою продукцию (импортозамещение). А можно поддерживать отрасли уже экспортирующие или с перспективой на экспорт, то есть самые конкурентоспособные или ориентированные на то, чтобы стать таковыми (если не становятся и не начинают экспортировать, поддержка прекращается). И в том и в другом случае используется протекционистская защита внутреннего рынка; разница в том, что одна эта защита - без стимулирования экспорта - ведет только к сохранению неэффективных производств, а такая же защита со стимулированием экспорта сохраняет неэффективные производства лишь на время, а затем превращает их в эффективные. В своем крайнем варианте импортозамещение - это стратегия опоры на собственные силы, направленная на то, чтобы производить все внутри страны. Экспортная ориентация - это политика, тоже призванная создать новые отрасли, возможно и с нуля, но которые непременно должны стать конкурентоспособными не только на национальном, но и на мировом рынке.
СССР
периода индустриализации и дальше, коммунистический
Китай до реформ, Латинская Америка и Индия
до 90-х годов, развивающиеся страны социалистической
ориентации - все эти государства и регионы
практиковали именно импортозамещающую
промышленную политику, стараясь обеспечить
экономическую независимость. Везде, от
Северной Кореи до Индии и от СССР до Латинской
Америки, эти попытки неизменно заканчивались
одним и тем же -созданием мертворожденных
промышленных комплексов, которые еще
могли кое-как функционировать в тепличной
протекционистской среде, но которые рассыпались,
как карточные домики, при первом столкновении
с иностранной конкуренцией. При субсидировании
слабых отраслей за счет сильных развитие
неизменно заходило в тупик: сильные отрасли,
из которых изымались средства, хирели,
а слабые, хоть и поддерживаемые, но не
работающие на экспорт, так и не становились
жизнеспособными.
Информация о работе Протекционизм, экспортная ориентация и экономический рост Китая