Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 01:39, курсовая работа
Осуществляемый в России, в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них – проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
3.2. Занятость как социальная проблема. Политика занятости.
Занятость
это экономическая и очень
важная социальная проблема, играющая
определяющую роль в обеспечении того
или иного уровня жизни населения страны,
в формировании и развитии профессиональных
возможностей каждого человека, в становлении
и раскрытии личности. Трудом создается
основное богатство общества, обеспечивается
его прогрессивное развитие, вносится
вклад в социальный прогресс мирового
сообщества.
Напротив, безработица, если становится длительной, негативно влияет на жизненный уровень человека, семьи, на личность вплоть до возможного ее разрушения.[11] Массовая безработица может стать дестабилизирующий фактором, привести к застою, деградации отдельных регионов и даже социальным потрясениям всего общества. И в этом плане она является социально-политической проблемой. Но об этом подробнее поговорим в следующем параграфе. Поэтому занятость должна находиться в центре внимания общества, государства, проводимой им социально-экономической политики. Эта проблема заслуживает того, чтобы ее выделить в самостоятельный раздел. В этом качестве политика занятости выступает как совокупность мер, направленных на стимулирование вовлечения и эффективного функционирования индивидуумов в сфере труда для достижения целей общества.
Государство, осуществляя политику занятости на федеральном и региональном уровне, должно преследовать стратегические и тактические цели.[6] Стратегические цели заключаются в достижении высокого уровня жизни, создании условий для разностороннего развития человека на основе повышения эффективности экономики. Тактические цели направлены на сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на основе спроса и предложения рабочих мест, на обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости.
Политика занятости на федеральном уровне в первую очередь должна быть направлена на решение стратегической задачи - обеспечение полной, но эффективной занятости как необходимой предпосылки достижения высокого уровня жизни. Это возможно на основе учета действия как рыночных, таки нерыночных факторов.
Рыночный механизм направлен на рост эффективности производства и, следовательно, на ликвидацию неэффективных рабочих мест, на высвобождение работников, не отвечающих требованиям спроса.
Долгосрочная политика государства включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержание ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов и др. В итоге все они направлены на обеспечение полной занятости, повышение благосостояния, создание условий для оптимального сочетания и чередования труда, учебы, воспитания детей и отдыха.
Политика занятости на региональном уровне должна преследовать те же стратегические и тактические цели, что и на федеральном уровне, более полно использовать имеющиеся возможности и искать нетрадиционные пути решения проблем занятости. Среди них отметим следующие:
В связи с провозглашением курса на создание социально ориентированной рыночной экономики главным направлением политики занятости в переходной период является создание экономически целесообразных рабочих мест. Они будут определять спрос на труд и постепенно обеспечат его сбалансированность с предложением рабочей силы.
Предложение труда в 90-х гг. и в начале XXI в. значительно превышает спрос. В качестве предупредительных мер целесообразно проводить целенаправленную политику по социальной поддержке отдельных слабо защищенных категорий трудоспособного населения, которые могли бы уйти с рынка труда, уменьшив напряжение на нем. В этом плане следует постоянно совершенствовать программы помощи женщинам с детьми, пенсионерам, молодежи, совмещающей труд и учебу. К такому же результату может привести стимулирование гибкой занятости, развитие гибкого рынка труда.
Вместе
с тем снижение уровня заработной
платы в общих доходах, наблюдаемое
в последнем десятилетии
Надежды
на решение этой проблемы с помощью
приватизации не оправдались. Передача
средств производства в частные руки не
обеспечила роста мотивации к труду. Проблема
оказалась гораздо сложнее. Ее решение
требует активных усилий, действий каждого
человека и государства в обеспечении
нормальных условий для труда и жизни,
повышения уровня квалификации, конкурентоспособности
работников, социальной защиты в случае
увольнения, свобод передвижения по территории,
создания рынка жилья и т.д.
Изменение
экономической и социально-
Неформальный сектор в его современном виде - это совершенно новое явление для российской экономики. Отдельные формы неформальной занятости существовали в России и в дореформенный период (портные, няни, репетиторы ...). Однако в процессе перехода к рыночным отношениям состав, масштабы, характер неформальной занятости и ее роль в экономике резко изменились. За несколько лет занятость в неформальном секторе достигла значительных масштабов, к его услугам в той или иной мере прибегает большинство населения. Неформальный сектор стал фактически самостоятельным сегментом рынка труда и оказывает заметное влияние на состояние занятости населения и социально-экономическую ситуацию в целом.
Таким
образом, проблема неформальной занятости
тесно переплетается с
Однако, это явление еще недостаточно изучено, в научной литературе освещается значительно меньше, чем другие аспекты рынка труда. До сих пор отсутствует четкое определение неформального сектора, общепризнанные критерии отнесения работающих к формально или неформально занятым. Неформальная занятость в России - явление специфическое, отличное от неформального сектора в других странах, поэтому международные рекомендации в этой области не могут автоматически применяться в российских условиях.
Что же такое неформальный сектор?
Прежде чем ответить на этот вопрос следует сказать, что понятия теневой экономики, неформального сектора, скрытого производства тесно переплетаются, границы между ними достаточно условны. В международной методологии системы национальных счетов существуют близкие по смыслу и иногда даже пересекающиеся между собой понятия, обозначающие, тем не менее, различные явления. Это - "скрытая" или "теневая" деятельность, неформальная или неофициальная деятельность и нелегальная деятельность.
В понятие скрытого производства обычно включают законную деятельность, которая скрывается или преуменьшается осуществляющими ее хозяйственными единицами с целью уклонения от уплаты налогов, социальных взносов. Эта деятельность может осуществляться практически во всех отраслях экономики. К нелегальным производственным единицам относятся хозяйствующие субъекты, занятые незаконным производством или сбытом продуктов и услуг (производство оружия, наркотиков, контрабанда и т.д.), а также единицы, не имеющие права заниматься данным видом деятельности (например, врачи, практикующие без лицензии).
Неформальный сектор рассматривается Международной организацией труда как совокупность очень мелких хозяйственных единиц, производящих и распределяющих товары и услуги и состоящих главным образом из независимых, самостоятельно занятых производителей. Причем, международные организации по статистике труда по отношению к хозяйственным единицам, не прибегающим постоянно к наемному труду, не выделяют в качестве обязательного для отнесения к неформальному сектору критерий отсутствия регистрации. В России складывающийся неформальный сектор чрезвычайно разнороден. Внутри его можно вычленить несколько разновидностей занятости:
Итак, что мы понимаем под "неформальным сектором"? К неформальному сектору в России следует относить официально незарегистрированную экономическую деятельность, занятые которой не платят налогов, осуществляемую гражданами самостоятельно или в рамках мелких производственных единиц, за собственный счет или с использованием средств труда предприятий формального сектора.
Сравнивая ситуацию с неформальной занятостью населения в России с другими странами, можно говорить с одной стороны, о ее особенностях, а с другой, о некоторых параллелях. Масштабы неформальной занятости в России значительно выше, чем в большинстве развитых стран, и сопоставимы только с Италией, где, по некоторым оценкам, до 30% ВНП производится теневой экономикой .
Общий
уровень вовлеченности
В отличие от развивающихся стран, в России неформальную занятость практически никто не отождествляет с нищетой и бесправием. Напротив, сложился стереотип о чрезвычайно высоких доходах неформально занятых. В действительности в неформальном секторе России также имеет место бедность, но в значительно меньших масштабах, чес в развивающихся странах. Вообще проводить какие-либо аналогии по уровню доходов от неформальной деятельности между Россией и другими странами весьма сложно. В ряде развивающихся стран одним из критериев отнесения к неформальному сектору является уровень дохода при самостоятельном труде ниже прожиточного минимума или зарплате ниже официально установленного минимума. В России же законодательно установленная минимальная зарплата в несколько раз ниже реально прожиточного минимума, значительная часть работающих в государственном секторе имеет зарплату ниже прожиточного минимума.
Информация о работе Проблемы безработицы в современной России