Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 01:39, курсовая работа
Осуществляемый в России, в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них – проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
На основании результатов
Структура неформально занятых
по возрасту отличается от
структуры занятых в экономике
в целом прежде всего
Пониженная доля занятых в
неформальном секторе в
Таблица 3.
Более наглядное представление
об участии различных возрастных групп
населения в неформальной занятости даёт
ее уровень по группам населения, то есть
удельный вес неформально занятых в общей
численности занятых (см. табл. 4).
Таблица 4.
Уровень неформальной занятости среди молодёжи до 20 лет более чем в два раза превышает средний по всему населению, среди населения в возрасте 60 - 72 лет – в 1,7 – 1,9 раза. При этом уровень неформальной занятости женщин в данных возрастных группах примерно в 1,5 раза превышает уровень неформальной занятости мужчин. Таким образом, в 2002 году 32% работающей молодёжи в возрасте до 20 лет, в том числе почти 40% женщин, были заняты в неформальном секторе.
При анализе неформальной
Сравнение масштабов
Таблица 5.
Неформальная занятость и безработица в зависимости от уровня образования
(
в среднем за
февраль- ноябрь,
в %).
Занято в неформальном секторе | Уровень безработицы | |||||
всего | мужчины | женщины | всего | мужчины | женщины | |
2001 год | ||||||
Всего
В том числе имеют образование Высшее профессиональное Неполное высшее профессиональное Среднее профессиональное Начальное профессиональное Среднее (полное) общее Основное общее Начальное общее, не имеют нач. общего |
14,3 7,1 14,5 12,5 14,7 18,0 26,1 47,8 |
14,4 8,1 15,9 12,7 13,7 17,0 23,0 40,6 |
14,2 6,3 13,1 12,3 16,2 19,2 31,0 58,1 |
9,1 4,3 10,3 7,5 9,9 12,4 15,7 12,3 |
9,5 4,2 8,8 7,6 10,0 12,3 16,0 15,3 |
8,6 4,3 11,8 7,4 9,7 12,4 15,2 7,7 |
2002 год | ||||||
Всего
В том числе имеют образование Высшее профессиональное Неполное высшее профессиональное Среднее профессиональное Начальное профессиональное Среднее (полное) общее Основное общее Начальное общее, не имеют нач. общего |
14,4 7,0 12,7 12,5 15,0 18,9 27,2 47,0 |
14,5 7,7 11,7 12,2 13,9 18,1 25,4 40,5 |
14,4 6,2 13,7 12,7 16,8 20,0 30,1 55,4 |
8,0 3,6 9,7 6,5 8,9 11,1 14,0 9,3 |
8,3 3,8 8,7 6,5 8,6 10,8 14,5 10,4 |
7,6 3,5 10,6 6,5 9,3 11,4 13,3 7,8 |
Таким
образом, подтверждается вывод, полученный
на основании анализа результатов социологических
опросов: в неформальный сектор вытесняются
наименее конкурентноспособные на рынке
труда категории населения; это подтверждается
и при сопоставлении уровней безработицы
и экономической активности по группам
населения.
Таблица 6.
Так, в 1990-е годы особенно резко снизилась экономическая активность молодёжи в возрастных группах 15-19 лет и 20-24 лет. При этом уровень экономической активности в более старших возрастных группах к 2002 году заметно повысился по сравнению с 1998 годом (год наибольшего снижения экономической активности), приблизившись к уровню 1992 года, в результате в большинстве возрастных групп снижение уровня экономической активности за 10 лет составило не более 3-4 п.п., тогда как у молодёжи - 12-16 п.п.(см. табл.7).
Отчасти это связано с
Таблица 7.
Экономическая активность населения и безработица в зависимости от возраста в 1992-2002 гг. (в%)
Население в возрасте, лет | 1992 год | 1998 год | 2002 год | |||
безработица | экономическая
активность |
безработица | экономическая
активность |
безработица | экономическая
активность | |
Всего
в том числе до 20 21-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-72 |
5,2 20,4 9,7 5,5 4,1 3,6 3,1 3,1 2,9 3,8 5,6 |
70,3 31,3 79,4 90,3 92,9 93,9 94,6 92,9 85,1 57,5 18,3 |
13,3 46,3 22,5 14,2 12,9 12,1 10,7 9,6 8,8 8,8 8,7 |
61,0 14,3 68,1 83,4 85,9 88,4 88,5 86,8 78,8 44,2 9,1 |
8,6 27,3 14,4 9,0 8,7 7,5 7,1 6,4 6,3 5,5 5,7 |
65,2 16,5 67,3 87,5 89,1 90,4 90,2 88,3 82,6 58,6 16,9 |
Уровень безработицы в других возрастных группах на протяжении всего рассматриваемого периода был намного ниже молодёжной безработицы, причём он тем ниже, чем старше возрастная группа (за исключением населения 60-72 лет, но и здесь уровень безработицы несущественно выше по сравнению с предыдущей группой). Эта на первый взгляд противоречивая ситуация может быть объяснена вытеснением старших возрастных групп, как и молодёжи, из сферы экономической активности, что особенно наглядно проявилось в 1998 г. (см. табл.7). Хотя данные за 2002 г. показывают, что экономическая активность старших возрастных групп восстановилась почти на уровне 1992 года (а в возрасте 55-59 лет – даже превысила его). Это в значительной мере связано со статистическими эффектами и не полностью отражает реальные процессы динамики экономической активности лиц пенсионного и предпенсионного возраста. Сравнительно низкий уровень безработицы среди лиц старших возрастов связан с тем, что они трудоустраиваются на рабочие места, которые не пользуются спросом у конкурентноспособного населения, в том числе и в неформальном секторе.
Несмотря на негативные
Заключение.
Важным принципом с позиций обеспечения занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.
При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).
Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:
В реализации первого направления большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов в экономике и развития новых форм собственности.
Начавшемуся
под влиянием рыночных реформ стихийному
процессу реструктуризации производства
важно придать управляемый
Касаясь второго направления достижения динамичного равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, следует отметить, что предварительное рассмотрение демографических факторов, определяющих формирование экономически активного населения и их возможное воздействие на рынок труда в конце 90-х годов, показывает, что при разработке и реализации мер по регулированию занятости населения в условиях существенных инвестиционных ограничений надо особое внимание уделить вопросам снижения спроса на рабочие места со стороны отдельных социально-демографических групп населения.
Существенное влияние на ситуацию на федеральном и региональном рынках труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов. Ведь возникает очередное противоречие между формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.
Информация о работе Проблемы безработицы в современной России