Проблемы безработицы в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 01:39, курсовая работа

Краткое описание

Осуществляемый в России, в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них – проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Файлы: 1 файл

Курсовая по эконом.теор..doc

— 679.00 Кб (Скачать)
 

           На основании результатов опросов  можно сделать следующие выводы. Среди возрастных групп населения в наибольшей степени в неформальную занятость вовлечены молодёжь в целом и учащиеся. Имеющие дополнительный заработок лица старших возрастов, особенно пенсионеры, получают его в основном от нерегистрируемой занятости, однако общий уровень дополнительной занятости среди них невысок, что связано прежде всего с ограниченными физическими возможностями. Лица с высоким уровнем образования и высоким социальным статусом чаще имеют дополнительный заработок (более 20% среди лиц с высшим образованием, руководителей, специалистов при среднем уровне 13,9%), но при этом реже -  в неформальном секторе. Не вписываются в данную схему только безработные, среди которых отмечается самый высокий уровень дополнительной, в том числе неформальной, занятости. То есть безработными называют себя люди, не имеющие постоянной работы, то есть те, для кого нерегулярные приработки в неформальном секторе являются основным занятием. В целом более конкурентноспособные граждане чаще имеют дополнительный заработок, но, скорее, в сфере официальной экономики.

          Структура неформально занятых  по возрасту отличается от  структуры занятых в экономике  в целом прежде всего повышенным  удельным весом младшей возрастной  группы (до 20 лет) и лиц старше 60 лет, а также пониженным удельным  весом лиц в возрасте 40-49 и 50-59лет; подобная картина характерна и для мужской и для женской занятости (см. табл. 3).

         Пониженная доля занятых в  неформальном секторе в возрасте 40-59 лет по сравнению с занятыми  в экономике в целом объясняется  большей ориентацией лиц предпенсионного возраста на регистрируемую занятость и официальный трудовой стаж. 

    Таблица 3.

                   

                

               Более наглядное представление об участии различных возрастных групп населения в неформальной занятости даёт ее уровень по группам населения, то есть удельный вес неформально занятых в общей численности занятых (см. табл. 4). 

              Таблица 4.

                

         Уровень неформальной занятости среди молодёжи до 20 лет более чем в два раза превышает средний по всему населению, среди населения в возрасте 60 - 72 лет – в 1,7 – 1,9 раза. При этом уровень неформальной занятости женщин в данных возрастных группах примерно в 1,5 раза превышает уровень неформальной занятости мужчин. Таким образом, в 2002 году 32% работающей молодёжи в возрасте до 20 лет, в том числе почти 40% женщин, были заняты в неформальном секторе.

         При анализе неформальной занятости  отчетливо прослеживается закономерность  – чем ниже уровень образования,  тем выше уровень неформальной  занятости (от 7% неформально занятых  среди лиц с высшим образованием до 47% среди лиц с начальным общим и не имеющих начального образования) (см. табл.5). При этом наличие профессионального образования обеспечивает большую вероятность занятости в официальной экономике. Так, уровень неформальной занятости среди лиц с начальным профессиональным образованием ниже, чем среди лиц с полным общим средним (14,7-15% против 18-18,9%).  Лица, не имеющие профессионального образования, составляют 47,4% занятых в неформальном секторе, тогда как в экономике в целом – 31,6% (см. табл. 6). Доля лиц с высшим образованием в структуре неформального сектора более чем в два раза ниже средней по экономике в целом; доля лиц с начальным общим образованием и не имеющих такового – в 3 раза выше. Не укладываются в эту схему только лица с неполным высшим образованием, уровень неформальной занятости среди которой немного выше, чем среди лиц со средним профессиональным образованием. Это связано с тем, что среди данной категории работников много студентов, которые ищут дополнительные приработки в свободное от учёбы время.

          Сравнение масштабов неформальной  занятости мужчин и женщин  демонстрирует намного более  тесную корреляцию низкого образовательного  уровня с неформальной занятостью  у женщин, чем у мужчин (см. табл. 5). Так, неформальная занятость женщин с высшим образованием несколько ниже, чем мужчин;  в группе лиц с начальным профессиональным образованием неформальная занятость женщин выше, чем мужчин; далее по мере снижения образовательного уровня нарастает разрыв между мужчинами и женщинами.[12] 

Таблица 5.

          Неформальная  занятость и безработица  в зависимости от уровня образования

          ( в среднем за  февраль- ноябрь, в %). 

  Занято  в неформальном секторе Уровень безработицы
  всего мужчины женщины всего мужчины женщины
  2001 год
Всего

В том числе имеют образование

Высшее профессиональное

Неполное высшее профессиональное

Среднее профессиональное

Начальное профессиональное

Среднее (полное) общее

Основное общее

Начальное общее, не имеют нач. общего

14,3 
 

7,1 

14,5 

12,5 

14,7 

18,0

26,1

47,8

14,4 
 

8,1 

15,9 

12,7 

13,7 

17,0

23,0

40,6

14,2 
 

6,3 

13,1 

12,3 

16,2 

19,2

31,0

58,1

9,1 
 

4,3 

10,3 

7,5 

9,9 

12,4

15,7

12,3

9,5 
 

4,2 

8,8 

7,6 

10,0 

12,3

16,0

15,3

8,6 
 

4,3 

11,8 

7,4 

9,7 

12,4

15,2

7,7

  2002 год
Всего

В том числе  имеют образование

Высшее профессиональное

Неполное высшее профессиональное

Среднее профессиональное

Начальное профессиональное

Среднее (полное) общее

Основное общее

Начальное общее, не имеют нач. общего

14,4 
 

7,0 

12,7 

12,5 

15,0 

18,9

27,2

47,0

14,5 
 

7,7 

11,7 

12,2 

13,9 

18,1

25,4

40,5

14,4 
 

6,2 

13,7 

12,7 

16,8 

20,0

30,1

55,4

8,0 
 

3,6 

9,7 

6,5 

8,9 

11,1

14,0

9,3

8,3 
 

3,8 

8,7 

6,5 

8,6 

10,8

14,5

10,4

7,6 
 

3,5 

10,6 

6,5 

9,3 

11,4

13,3

7,8

 

   Таким образом, подтверждается вывод, полученный на основании анализа результатов социологических опросов: в неформальный сектор вытесняются наименее конкурентноспособные на рынке труда категории населения; это подтверждается и при сопоставлении уровней безработицы и экономической активности по группам населения. 

Таблица 6. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Так, в 1990-е годы особенно резко снизилась экономическая активность молодёжи в возрастных группах 15-19 лет и 20-24 лет. При этом уровень экономической активности в более старших возрастных группах к 2002 году заметно повысился по сравнению с 1998 годом (год наибольшего снижения экономической активности), приблизившись к уровню 1992 года, в результате в большинстве возрастных групп снижение уровня экономической активности за 10 лет составило не более 3-4 п.п., тогда как у молодёжи  - 12-16 п.п.(см. табл.7).

        Отчасти это связано с повышением  спроса молодёжи на профессиональное  образование и может рассматриваться  как позитивный процесс. Но  это приводит к росту молодёжной  безработицы. Уровень молодёжной  безработицы за ноябрь 2002 г., превышает средний по всему населению в 3 раза в возрастной группе 15-19 лет и в 1,7 раза – в группе 20-24 лет. 

              Таблица 7.

Экономическая активность населения  и безработица  в зависимости  от возраста в 1992-2002 гг. (в%)

Население в возрасте, лет 1992 год 1998 год 2002 год
  безработица экономическая

активность

безработица экономическая

активность

безработица экономическая

активность

Всего

в том  числе

до 20

21-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

50-54

55-59

60-72

5,2 

20,4

9,7

5,5

4,1

3,6

3,1

3,1

2,9

3,8

5,6

70,3 

31,3

79,4

90,3

92,9

93,9

94,6

92,9

85,1

57,5

18,3

13,3 

46,3

22,5

14,2

12,9

12,1

10,7

9,6

8,8

8,8

8,7

61,0 

14,3

68,1

83,4

85,9

88,4

88,5

86,8

78,8

44,2

9,1

8,6 

27,3

14,4

9,0

8,7

7,5

7,1

6,4

6,3

5,5

5,7

65,2 

16,5

67,3

87,5

89,1

90,4

90,2

88,3

82,6

58,6

16,9

 
 

   Уровень безработицы в других возрастных группах на протяжении всего рассматриваемого периода был намного ниже молодёжной безработицы, причём он тем ниже, чем  старше возрастная группа (за исключением  населения 60-72 лет, но и здесь уровень безработицы несущественно выше по сравнению с предыдущей группой). Эта на первый взгляд противоречивая ситуация может быть объяснена вытеснением старших возрастных групп, как и молодёжи, из сферы экономической активности, что особенно наглядно проявилось в 1998 г. (см. табл.7). Хотя данные за 2002 г. показывают, что экономическая активность старших возрастных групп восстановилась почти на уровне 1992 года (а в возрасте 55-59 лет – даже превысила его). Это в значительной мере связано со статистическими эффектами и не полностью отражает реальные процессы динамики экономической активности лиц пенсионного и предпенсионного возраста. Сравнительно низкий уровень безработицы среди лиц старших возрастов связан с тем, что они трудоустраиваются на рабочие места, которые не пользуются спросом у конкурентноспособного населения, в том числе и в неформальном секторе.

         Несмотря на негативные явления,  связанные с развитием неформального  сектора, запретительные меры  по отношению к нему не оправдывают  себя. Сокращение неформального сектора в результате ужесточения политики государства приведёт к резкому росту безработицы, поскольку значительная часть неформально занятых не сможет трудоустроиться в формальном секторе. 

   Заключение. 

   Важным  принципом с позиций обеспечения занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно  оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.

   При выборе путей формирования рынка  труда надо исходить из необходимости  изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих  развитию занятости и  сохраняющихся в условиях рыночной экономики,  поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

   Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:

  • оживление экономической ситуации и инвестиционной активности  в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;
  • совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей  получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных  пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся  молодежи и пенсионеров.

   В реализации первого направления  большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения  в условиях структурных сдвигов  в экономике и развития новых  форм собственности.

   Начавшемуся под влиянием рыночных реформ стихийному процессу реструктуризации производства важно придать управляемый характер. Другими словами, государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест (естественно, на новых  принципах инвестирования) в жизнеобеспечивающих производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении отраслях экономики. Предстоит усилить роль собственных источников финансирования инвестиций предприятий, то есть стимулировать проток децентрализованных средств (предпринимателей,  населения, западных инвесторов и т.д.).

   Касаясь второго направления достижения динамичного равновесия спроса и  предложения рабочей силы на рынке  труда, следует отметить, что предварительное  рассмотрение демографических факторов, определяющих  формирование экономически активного населения и их возможное воздействие на рынок труда в конце 90-х годов, показывает, что при разработке и реализации мер по регулированию занятости населения в условиях существенных инвестиционных ограничений надо особое внимание  уделить вопросам снижения спроса на рабочие места со стороны отдельных социально-демографических групп населения.

   Существенное  влияние на ситуацию на федеральном  и региональном рынках труда оказывает  своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов.  Ведь возникает очередное противоречие между формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.

Информация о работе Проблемы безработицы в современной России