Проблемы безработицы и занятости населения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:59, контрольная работа

Краткое описание

Целью и задачей данной контрольной работы является изучение проблемы безработицы и занятости населения в России, анализ рынка труда и методов решения данной проблемы.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие занятости населения 5
1.1 Проблемы занятости населения 8
2. Состояние рынка труда в России 11
3. Государственное регулирование занятости населения 19
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Решение Задач (вариант №7)………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

контрольная по экономике.docx

— 106.41 Кб (Скачать)

совершенствование национальной системы квалификаций, разработка системы профессиональных стандартов, создание системы оценки профессиональных качеств работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать  на изменения требований к уровню их квалификации, осуществление мер  по модернизации квалификационных характеристик, формирование системы признания  и оценки результатов образования  и обучения;

развитие  системы профессиональной ориентации и психологической поддержки  населения;

развитие  институтов рынка труда, рост занятости  и эффективности использования  труда, в том числе за счет повышения  территориальной мобильности трудовых ресурсов:

повышение качества предоставления услуг в  области содействия занятости населения  на основе развития государственной  службы занятости населения и  частных агентств занятости, их взаимодействия;

создание  конкурентного рынка оказания услуг  безработным гражданам и гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, а также работодателям  по подбору кадров;

реформирование  системы государственной социальной поддержки безработных граждан  с целью стимулирования их к активному  поиску работы;

использование новых информационных возможностей и обеспечение доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения;

создание  механизма информирования населения  о возможностях трудоустройства  в различных регионах Российской Федерации 

разработка  новых направлений активной политики занятости населения;

осуществление комплекса мер по содействию внутренней трудовой миграции, включая совершенствование  системы предоставления государственной  поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в другую местность, включая субсидирование затрат на переезд и обустройство;

создание  условий труда, позволяющих сохранить  трудоспособность работающего населения  на всем протяжении профессиональной карьеры, в том числе:

разработка  и реализация мер по улучшению  условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма  на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными  рисками с участием сторон социального  партнерства;

развитие  системы оценки условий труда  с точки зрения выявления вредных  или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека;

разработка  и реализация мер, направленных на снижение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также на создание эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда;

переход от выплаты компенсаций за работу с вредными (опасными), тяжелыми и  иными особыми условиями труда, основанной на статусном (списочном) подходе, к выплате компенсаций за фактические  условия труда по результатам  аттестации рабочих мест.

создание  условий для привлечения иностранной  рабочей силы с учетом перспективных  потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного  использования национальных кадров, включая:

обеспечение дифференцированного подхода к  привлечению иностранной рабочей  силы в зависимости от профессии (специальности), совершенствование  механизма выдачи разрешений и расширение перечня профессий (специальностей, должностей) по видам экономической  деятельности, на которые не распространяются квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в  Российской Федерации;

формирование  в обществе толерантного отношения  к трудовой миграции и мигрантам, создание системы социализации мигрантов, условий для их адаптации, обеспечение  эффективного контроля за соблюдением законодательства в отношении трудовых мигрантов;

упрощение процедур выдачи рабочих виз для  высококвалифицированных категорий  иностранных граждан;

организация за рубежом центров содействия иммиграции в Россию, способствующих профессиональной подготовке и переподготовке иностранных  работников, а также изучению ими  русского языка, российской культуры и  российского законодательства;

реализация  комплекса мероприятий, направленных на стимулирование возвращения в  Россию квалифицированных российских специалистов, выехавших из страны в связи с поиском работы.

Реализация  указанных задач направлена на эффективное  функционирование рынка труда для  обеспечения динамичного и устойчивого  развития российской экономики, повышения  уровня жизни населения.

Согласно  Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», одной из основных задач является привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции, включая:

содействие  добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения  в Российскую Федерацию эмигрантов;

привлечение квалифицированных иностранных  специалистов, в том числе выпускников  российских высших учебных заведений, на постоянное место жительства в  Российскую Федерацию, привлечение  молодежи из иностранных государств (прежде всего из государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики) для обучения и стажировки в Российской Федерации  с возможным предоставлением  преимуществ в получении российского  гражданства по окончании учебы;

совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации;

разработку  социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности  территорий, из которых происходит отток населения и которые  имеют приоритетное значение для  национальных интересов, разработку и  внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных  условий для адаптации иммигрантов  к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян;

создание  условий для интеграции иммигрантов  в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным  населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов. Одним из инструментов реализации политики государства в области занятости населения является прежде всего стратегическое планирование, предусматривающее использование правового, экономического и финансового механизмов. «Основными формами стратегического планирования занятости населения в Российской Федерации являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, федеральных целевых программ содействия занятости населения, комплексных программ создания и сохранения рабочих мест, составление генеральных схем их развития» [5].

Указом Президента Российской Федерации  от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» определены следующие задачи, относящиеся к сфере реализации программы:

создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных  рабочих мест для инвалидов;

разработка к 2015 году и утверждение  не менее 800 профессиональных стандартов.

С учетом указанных приоритетов  государственной политики сформулирована цель настоящей государственной программы – создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.

Для достижения указанной цели предусматривается  решение следующих задач:

1. Предотвращение роста напряженности на рынке труда;

2. Привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики;

3. Содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан.

Планируемые значения целевых показателей реализации программы и ее отдельных мероприятий  определены исходя из предпосылки о преодолении финансово-экономического кризиса, стабилизации ситуации в 2011 году и последующем экономическом росте в 2012-2020 годах, и могут оказаться недостижимыми при ухудшении общей макроэкономической ситуации.

По итогам реализация программы ожидается  достижение следующих результатов:

создание  условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка  труда;

предотвращение  роста напряженности на рынке  труда за счет минимизации уровней  общей и регистрируемой безработицы, создания в период с 2013 по 2015 год  ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих  мест для инвалидов;

удовлетворение  не обеспеченного внутренними ресурсами  спроса экономики на квалифицированную  рабочую силу за счёт внешней трудовой миграции;

снижение  численности иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации;

создание  основы для приведения содержания и  структуры профессионального образования  в соответствие с потребностями  рынка труда путем утверждения  к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов;

обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда;

обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;

поддержание социальной стабильности в обществе.

Общий вклад  программы в социально-экономическое  развитие Российской Федерации заключается  создании условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда.

Государственная программа реализуется в 2013 – 2020 годах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема  занятости и безработицы, которая  тесно связана  проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и  его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить экономически сильную державу.

Проблема  безработицы является одной из фундаментальных  в развитии функционировании человеческого  общества.

Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Переход к рынку неизбежно  вызывает значительный рост уровня безработицы.

Безработица, как свидетельствуют многие социологические  и социально-психологические исследования, имеют исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп  и слоев, для семей, для каждого  человека. Недоиспользование трудовых ресурсов является главным экономическим последствием.

Использование материалов прессы позволило выявить  определенную динамику занятости и  безработицы в России. Показатели различны в зависимости от уровня образования, половой принадлежности, возраста и других характеристик. К  сожалению, наше правительство только сейчас оценило остроту этой проблемы и принялось за осуществление  программ обеспечения полной занятости  населения.

Для этого  необходимо: проведение мер, способствующих созданию условий для более полного  использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению  населения и массовой безработице, также разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций  в рабочей силе, совершенствование  системы оплаты труда, расширение возможности  получения населением дополнительных доходов, развитие системы социальных пособий и льгот, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, регулирование международных потоков рабочей силы, создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, внедрение современных методов профилирования безработных и многие другие меры.

Государство должно способствовать развитию малого и среднего бизнеса, создать правовую базу, которая будет регулировать вопросы занятости и социальной защиты безработных. Должна быть взаимосвязь  с общими направлениями социально-экономического развития общества.

Надо, чтобы  государство настойчиво, твердо и  планомерно проводило свою политику в сфере занятости населения, снижении уровня безработицы и как  следствие укрепления экономической  мощи страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Денисова  И.А., Савватеев А.В. Эффективность активных программ содействия занятости населения в России. / Препринт. - М.: ЦЭФИР, 2009.- 423с.

2. Логвинов С.А. Макроэкономическое стратегическое планирование: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2007.- 211 с.

3. Логвинов С.А., Павлова Е.Г. Стратегическое планирование: Учебное пособие. М.: Финансовая академия, 2008.- 165 с.

4. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда. Москва, ИНФРА-М, 2010.- 451с.

Информация о работе Проблемы безработицы и занятости населения в России