Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:59, контрольная работа
Целью и задачей данной контрольной работы является изучение проблемы безработицы и занятости населения в России, анализ рынка труда и методов решения данной проблемы.
Введение 3
1. Понятие занятости населения 5
1.1 Проблемы занятости населения 8
2. Состояние рынка труда в России 11
3. Государственное регулирование занятости населения 19
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Решение Задач (вариант №7)………………………………………………………30
- самозанятость граждан. Эта такая форма трудовой активности населения, которая осуществляется без установления формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя), - как правило, мелкое предпринимательство в сфере производства или услуг. К самостоятельным работникам относят тех лиц, которые трудятся за свой счет, сами организуют свою работу, владеют средствами производства, отвечают за свою продукцию и сами ее реализуют. К этой категории занятых относятся и помогающие им члены семьи.
2.Состояние рынка труда в России
Экономически
активное население – часть
Исходя из такой структуры, определяется уровень экономической активности населения – доля численности экономически активных людей в общей численности населения.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в сентябре 2012г. составила 76,2 млн. человек, или около 54% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 72,2 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,0 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Рисунок 1 – Динамика численности экономически активного населения
Источник: Госкомстат РФ, расчеты РЭО
В свою очередь экономически активное население делится на две группы:
1. Занятые – лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших возрастов), которые:
2. Безработные – лица 16 лет и старше, которые:
На основании о занятости и безработицы определяется уровень безработицы.
Уровень
безработицы (отношение численности
безработных к численности
Рисунок 2 – Уровень безработицы
Источник: Госкомстат РФ, расчеты РЭО
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в сентябре 2012г. составил 65,1%.
По сравнению с августом 2012г. численность занятого населения в сентябре уменьшилась на 306 тыс. человек, или на 0,4%, численность безработных увеличилась на 30 тыс. человек, или на 0,8%. По сравнению с сентябрем 2011г. численность занятого населения выросла на 222 тыс.человек, или на 0,3%, численность безработных сократилась на 631 тыс.человек, или на 13,7%.
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,9 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце сентября 2012г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1022 тыс. человек, что на 4,3% меньше по сравнению с августом 2012 года.
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в сентябре 2012г., 69% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости (в сентябре 2011г. - 66%). При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в сентябре 2012г. составила 28,1%, среди безработных женщин - 34,6%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в сентябре 2012г. его использовали 60,3% безработных.
Рисунок 3 – Способы поиска работы безработными
Источник: Госкомстат РФ, расчеты РЭО
Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в сентябре 2012г. составила 46,1%, доля городских жителей - 61,6%.
Безработица
городского и сельского населения
характеризуется превышением
Средний возраст безработных в сентябре 2012г. составил 34,9 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,5%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,3%, 20-24 лет - 23,2%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (20,8%) и 20-24 лет (12,2%). По сравнению с сентябрем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет сократился на 4,3 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - увеличился на 0,1 процентный пункт.
Рисунок 4 – Уровень безработицы по возрастным группам и виду населения
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в сентябре 2012г. составил 13,1%, в том числе среди городского населения - 11,6%, среди сельского населения - 16,3%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3 раза, в том числе среди городского населения - 3,4 раза, сельского населения - 2,3 раза.
Продолжительность поиска работы. Среди безработных 36,8% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 26,7% безработных (застойная безработица).
Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 29,9%, среди городских - 24,7%.
Наличие опыта работы. В численности безработных 31,0% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В сентябре 2012г. их численность по сравнению с сентябрем 2011г. увеличилась на 53 тыс. человек, или на 4,5% и составила 1,2 млн. человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 12,2% составляет молодежь до 20 лет, 53,4% - от 20 до 24 лет, 15,5% - от 25 до 29 лет.
В сентябре
2012г. среди безработных доля лиц,
оставивших прежнее место работы
в связи с высвобождением или
сокращением численности
Рисунок 5 – Уровень безработицы по федеральным округам
Источник: Госкомстат РФ, расчеты РЭО
Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северокавказском федеральном округе.
Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет, ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап – оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения.
Политика занятости – научно обоснованная система мер, реализуемая органами государственной власти в отношении рынка труда.
Функциональная
роль политики занятости, это обеспечение
рациональной включенности трудоспособного
населения в сферу занятости,
регионального распределения
Политика занятости имеет свои особенности по странам, включает комплекс экономических, социальных, правовых мер по регулированию внутренних отношений занятости и внешних с другими странами по поводу миграционного обмена с международным рынком рабочей силы. В России политик занятости в современных условиях пока не имеет четкой стратегической ориентации, не подкреплена комплексом мер по обеспечению рациональной занятостью, направлена в основном на сокращение уровня и продолжительности безработицы и оказание социальной помощи безработным.
Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные программы, которые «составляют одну из важнейших сфер деятельности любого государства и рассматривается в качестве инструмента управления социально – экономическим развитием общества»[3].
На современном
этапе необходимое равновесие на
рынке труда как элемент
Особенности
занятости функционирования рынка
труда в промышленном регионе
обусловлены спецификой формирования
экономики активного населения,
сложившимся уровнем и
3.Государственное регулирование занятости населения
«Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость»[4].
В соответствии
с Концепцией долгосрочного социально-
повышение гибкости рынка труда, включающее:
совершенствование нормативной правовой базы в сфере труда и занятости, стимулирующей развитие занятости населения, в том числе гибкие формы, не требующие постоянного присутствия на рабочем месте;
повышение
эффективности использования
создание
условий для продления периода
трудовой деятельности за счет стимулирования
использования трудового
расширение практики стажировок в организациях молодых специалистов с целью их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место;
стимулирование занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;
создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;
обеспечение
соблюдения установленных норм и
правил в сфере регулирования
рынка труда и трудовых отношений,
повышение эффективности
развитие социального партнерства;
улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности, включающее:
развитие
внутрипроизводственного
развитие профессиональной мобильности на основе повышения квалификации, обучения и переобучения;
развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;
Информация о работе Проблемы безработицы и занятости населения в России