Проблемы безработицы и занятости населения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:59, контрольная работа

Краткое описание

Целью и задачей данной контрольной работы является изучение проблемы безработицы и занятости населения в России, анализ рынка труда и методов решения данной проблемы.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие занятости населения 5
1.1 Проблемы занятости населения 8
2. Состояние рынка труда в России 11
3. Государственное регулирование занятости населения 19
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Решение Задач (вариант №7)………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

контрольная по экономике.docx

— 106.41 Кб (Скачать)

-  самозанятость граждан. Эта такая форма трудовой активности населения, которая осуществляется без установления формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя), - как правило, мелкое предпринимательство в сфере производства или услуг. К самостоятельным работникам относят тех лиц, которые трудятся за свой счет, сами организуют свою работу, владеют средствами производства, отвечают за свою продукцию и сами ее реализуют. К этой категории занятых относятся и помогающие им члены семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Состояние рынка труда в России

 

Экономически  активное население – часть трудоспособных граждан, которая предполагает рабочую  силу для производства товаров и  услуг.

Исходя из такой структуры, определяется уровень  экономической активности населения  – доля численности экономически активных людей в общей численности  населения.

Численность экономически активного населения  в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в сентябре 2012г. составила 76,2 млн. человек, или около 54% от общей численности населения страны.

В численности  экономически активного населения 72,2 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,0 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Рисунок 1 – Динамика численности экономически активного населения

 Источник: Госкомстат РФ, расчеты РЭО

В свою очередь  экономически активное население делится  на две группы:

1. Занятые  – лица в возрасте 16 лет и  старше (а также лица младших  возрастов), которые:

  • работают по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполного рабочего времени);
  • трудятся без оплаты на семейных предприятиях.

2. Безработные  – лица 16 лет и старше, которые:

  • не имеют работы (доходного занятия);
  • занимаются поиском работы (обращались в службы занятости и т.д.);
  • готовы приступить к работе;
  • обучаются по направлению государственной службы занятости.

На основании  о занятости и безработицы  определяется уровень безработицы.

Уровень безработицы (отношение численности  безработных к численности экономически активного населения) в сентябре 2012г. составил 5,2% (без исключения сезонного  фактора).

 

Рисунок 2 – Уровень безработицы

         Источник: Госкомстат РФ, расчеты РЭО

Уровень занятости населения (отношение  численности занятого населения  к общей численности населения  обследуемого возраста) в сентябре 2012г. составил 65,1%.

По сравнению  с августом 2012г. численность занятого населения в сентябре уменьшилась  на 306 тыс. человек, или на 0,4%, численность безработных увеличилась на 30 тыс. человек, или на 0,8%. По сравнению с сентябрем 2011г. численность занятого населения выросла на 222 тыс.человек, или на 0,3%, численность безработных сократилась на 631 тыс.человек, или на 13,7%.

Общая численность  безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,9 раза превысила  численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях  службы занятости населения. В конце  сентября 2012г. в государственных  учреждениях службы занятости населения  состояло на учете в качестве безработных 1022 тыс. человек, что на 4,3% меньше по сравнению с августом 2012 года.

Как показывают материалы обследований населения  по проблемам занятости в сентябре 2012г., 69% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости (в сентябре 2011г. - 66%). При этом мужчины  реже обращались в службы занятости  в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости  в сентябре 2012г. составила 28,1%, среди  безработных женщин - 34,6%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и  знакомых - в сентябре 2012г. его использовали 60,3% безработных.

Рисунок 3 – Способы поиска работы безработными

        Источник: Госкомстат РФ, расчеты РЭО

Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в  сентябре 2012г. составила 46,1%, доля городских  жителей - 61,6%.

Безработица городского и сельского населения  характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей  по сравнению с уровнем безработицы  среди городских жителей. В сентябре 2012г. это превышение составило 1,9 раза.

Средний возраст  безработных в сентябре 2012г. составил 34,9 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,5%, в том числе  в возрасте 15-19 лет - 4,3%, 20-24 лет - 23,2%. Высокий уровень безработицы  отмечался в возрастной группе 15-19 лет (20,8%) и 20-24 лет (12,2%). По сравнению  с сентябрем 2011г. уровень безработицы  в возрасте 15-19 лет сократился на 4,3 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - увеличился на 0,1 процентный пункт.

 

Рисунок 4 – Уровень безработицы по возрастным группам и виду населения

 

В среднем  среди молодежи в возрасте 15-24 лет  уровень безработицы в сентябре 2012г. составил 13,1%, в том числе  среди городского населения - 11,6%, среди  сельского населения - 16,3%. Коэффициент  превышения уровня безработицы среди  молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с  уровнем безработицы взрослого  населения в возрасте 30-49 лет составляет 3 раза, в том числе среди городского населения - 3,4 раза, сельского населения - 2,3 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 36,8% составляют лица, срок пребывания которых  в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год  и более ищут работу 26,7% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы  составила 29,9%, среди городских - 24,7%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 31,0% составляют лица, не имеющие опыта  трудовой деятельности. В сентябре 2012г. их численность по сравнению  с сентябрем 2011г. увеличилась на 53 тыс. человек, или на 4,5% и составила 1,2 млн. человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 12,2% составляет молодежь до 20 лет, 53,4% - от 20 до 24 лет, 15,5% - от 25 до 29 лет.

В сентябре 2012г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или  сокращением численности работников, ликвидацией организации или  собственного дела, составила 17,6%, а  доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с увольнением  по собственному желанию - 23,8% (в сентябре 2011г. - соответственно 18,6% и 23,0%).

Рисунок 5 – Уровень безработицы по федеральным округам

          Источник: Госкомстат РФ, расчеты РЭО

Самый низкий уровень безработицы, соответствующей  критериям МОТ, отмечается в Центральном  федеральном округе, самый высокий - в Северокавказском федеральном  округе.

Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста  и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое  развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической  активности в течение нескольких лет или десятков лет, ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап – оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения.

Политика  занятости – научно обоснованная система мер, реализуемая органами государственной власти в отношении  рынка труда.

Функциональная  роль политики занятости, это обеспечение  рациональной включенности трудоспособного  населения в сферу занятости, регионального распределения рабочей  силы на территории в соответствии с количеством и качеством  рабочих мест; поддержание занятости  на максимально возможном уровне; регулирование отношений между  субъектами рынка рабочей силы; обеспечение  средствами существования лиц, не имеющих  работу, и т.д.

Политика  занятости имеет свои особенности  по странам, включает комплекс экономических, социальных, правовых мер по регулированию  внутренних отношений занятости  и внешних с другими странами по поводу миграционного обмена с  международным рынком рабочей силы. В России политик занятости в  современных условиях пока не имеет  четкой стратегической ориентации, не подкреплена комплексом мер по обеспечению  рациональной занятостью, направлена в основном на сокращение уровня и  продолжительности безработицы  и оказание социальной помощи безработным.

Правительственная программа содействия занятости  населения должна опираться на государственную  политику занятости. Согласно российскому  закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путем обеспечения  профессиональной подготовки, повышения  квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности  государственной службы занятости  и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан  на рынке труда.

Формой  реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные программы, которые «составляют одну из важнейших сфер деятельности любого государства и рассматривается в качестве инструмента управления социально – экономическим развитием общества»[3].

На современном  этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной  занятости должно достигаться путем  сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо для России в  целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора, формирование рынка рабочей силы может протекать по-разному.

Особенности занятости функционирования рынка  труда в промышленном регионе  обусловлены спецификой формирования экономики активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью  и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяется приоритетами структурной перестройки  экономики на федеральном и региональном уровнях, из обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Государственное регулирование занятости населения

«Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость»[4].

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, основными задачами государственной политики в сфере реализации программы являются:

повышение гибкости рынка труда, включающее:

совершенствование нормативной правовой базы в сфере  труда и занятости, стимулирующей  развитие занятости населения, в  том числе гибкие формы, не требующие  постоянного присутствия на рабочем  месте;

повышение эффективности использования трудовых ресурсов в бюджетной сфере за счет более тесной увязки заработной платы с эффективностью работы и  качеством предоставляемых услуг, со сложностью и объемом выполняемой  работы, особенностями территориальных  рынков труда, а также за счет улучшения  качества рабочих мест;

создание  условий для продления периода  трудовой деятельности за счет стимулирования использования трудового потенциала работников старшего возраста (гибкий график работы, частичная занятость, упорядочение системы льготных пенсий и т.д.);

расширение  практики стажировок в организациях молодых специалистов с целью  их последующего трудоустройства на постоянное рабочее место;

стимулирование  занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;

создание  условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными  физическими возможностями;

обеспечение соблюдения установленных норм и  правил в сфере регулирования  рынка труда и трудовых отношений, повышение эффективности контроля и надзора за их исполнением;

развитие  социального партнерства;

улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности, включающее:

развитие  внутрипроизводственного обучения работников организаций, а также  опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению;

развитие  профессиональной мобильности на основе повышения квалификации, обучения и  переобучения;

развитие  системы профессиональной ориентации и психологической поддержки  населения;

Информация о работе Проблемы безработицы и занятости населения в России