Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 18:03, реферат
Целью моей работы является выявление проблем модернизации авиастроения в современной России и пути их решения. Задачи: рассмотреть теории модернизации экономики, проанализировать авиастроительную отрасль за последние 20 лет найти барьеры для модернизации отрасли, выявить пути модернизации отрасли.
В рамках данных мероприятий предусматривается содействие технологической модернизации и сертификации производства и конструкторской базы для расширения участия в международных кооперационных проектах, долевое участие государства и частного бизнеса в подготовке к реализации кооперационных проектов существующего и перспективного продуктового ряда на основе разделения рисков.
Предполагается разработка альтернативных концепций перспективных продуктов. Параллельно ведется разработка перспективных технологий, потенциально способных обеспечивать конкурентоспособность «прорывных» продуктов. На основе выбранных концепций и в рамках частно-государственного партнерства и международной кооперации будут сформированы проекты прорывных продуктов (наиболее вероятно, по одному в самолето- и вертолетостроении. Предусматривается долевое участие государства в реализации этих проектов.
4. Мероприятия по обновлению материально-технической базы и формированию научно-технического задела в сфере авиационных технологий.
Предполагается развитие ключевых компетенций научно-исследовательского сектора авиационной промышленности, стимулирование разработки перспективных технологий - как в интересах отечественной промышленности, так для их коммерциализиции на мировом рынке авиационных технологий.
5. Мероприятия по управлению программой.
Предусматривается осуществление мониторинга выполнения программы, периодическая корректировка прогнозов рынков авиатехники и перспективных авиационных технологий, осуществление экспертизы проектов.
Государственная программа вооружения на 2006-2015 годы
Предполагается совершенствование процедур формирования Государственной программы вооружения (ГПВ), Государственного оборонного заказа (ГОЗ) и других документов планирования развития и разработки вооружений на основе создания и развития механизмов координации перспективных планов заказчиков и авиастроительных предприятий.
Определенной корректировки требует и ФЦП «Реформирование и развитие ОПК» (2002 – 2006 гг.) в направлении учета при ее реализации и при формировании ФЦП «Развитие ОПК в 2006-2010 гг.» предстоящего организационного объединения государственных пакетов.
Государственные гарантии экспортного кредитования авиационной техники. Предполагается использование механизма предоставления экспортерам государственных гарантий под привлекаемые кредиты. Предоставление таких гарантий должно происходить на конкурсной основе в рамках действующих механизмов. Ожидается, что в период реализации Стратегии обращение российских авиастроительных компаний за государственными гарантиями для поддержки экспорта будут связаны с заключением контрактов как на поставку военной, так и гражданской авиатехники. Суммарный объем потребностей оценивается в 3,1 млрд. долл. до 2015 г. Потребности в поддержке экспорта гражданской авиатехники в рамках данного механизма оцениваются в пределах 1,5 млрд. долл. из указанной суммы. До 2008 г. эта поддержка потребуется при поставках самолетов Ил-96, Ту-204/214, вертолетной техники. С 2009 г. рассматриваемый механизм будет востребован в рамках реализации нового регионального самолета. Начиная с 2009 г., по мере вывода на рынки новой продукции, можно ожидать увеличения потребности в такой поддержке. Потребности в поддержке экспорта военной авиатехники связаны с динамикой реализации действующих контрактов в сфере военно-технического сотрудничества и с перспективами заключения новых.
Техническое регулирование проблем авиационной и экологической безопасности авиационной техники и полетов.
Основная масса отечественных самолетов в настоящее время не удовлетворяет современным и постоянно ужесточающимся нормам ИКАО по шуму, эмиссии и точности навигации. Исключение составляет незначительная часть парка самолетов, используемых на международных линиях. Необходимо постепенное введение норм ИКАО для авиатехники, работающей на внутренних авиалиниях. Необходимо также повысить требования по точности навигации и установки на летающих в настоящее время воздушных судах отечественного производства передового радиоэлектронного оборудования, в частности аппаратуры предупреждения о столкновении в воздухе и с землей, что также требуется в соответствии с нормами ИКАО. Кроме того, в целях обеспечения безопасности необходимо ввести единые правила и процедуры продления ресурса воздушных судов, удовлетворяющие требованиям международных норм.
Обновление парка воздушных судов российских авиакомпаний и таможенно-тарифная политика
Указанные выше требования по шуму, эмиссии, точности навигации и по обеспечению безопасности стимулируют процесс списания старого парка. Кроме этого, мощным фактором ускоренного обновления авиапарка в условиях резко возросших цен на авиационной топливо становится низкая топливная эффективность большинства самолетов действующего парка. Таким образом, государственная политика технического регулирования и повышения безопасности на авиационном транспорте в сочетании с экономическими стимулами обновления воздушных судов должны привести к ускорению процесса списания воздушных судов действующего авиапарка.
В этих условиях особую значимость для сохранения и поддержания российской авиапромышленности приобретает таможенно-тарифная политика в области авиационной техники. Корректировка этой политики будет проводиться при соблюдении следующих взаимосвязанных принципов:
Задача 5. Адаптация правовой базы
Реализация продуктового и организационного компонентов настоящей Стратегии требует внесения радикальных изменений в существующую правовую базу. Перечень первоочередных законодательных инициатив, направленных на снятие ограничений для реализации стратегии включает:
Федеральный закон «О государственном регулировании развития авиации» от 8 января 1998 года № 10-ФЗ
Суть необходимых изменений состоит в расширении возможностей участия иностранных акционеров в акционерном капитале авиационных организаций, осуществляющих деятельность по разработке, производству, испытаниям, ремонту и (или) утилизации авиационной техники сверх предусмотренного действующим законодательством лимита (25%-1 акция). Целесообразность участия российских авиастроительных предприятий в международных промышленных партнерствах и совместных предприятиях, а также привлечение иностранных инвестиций, в том числе на свободных финансовых рынках, для реализации авиастроительных проектов требует отхода от универсального ограничения (25% - 1 акция для всех без исключения авиастроительных предприятий) и создания законного основания для принятия Правительством Российской Федерации индивидуальных решений. Это потребует законодательного усиления имеющихся инструментов контроля за приватизацией оборонных и стратегически важных предприятий авиационной промышленности, соблюдением режимов секретности и нераспространения военных и двойных технологий.
Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 27 декабря 1995 года № 213 ФЗ
Существующее законодательство, регламентирующее порядок разработки систем вооружения и военной техники (ВВТ) исходит из предположения, что все НИОКР в этой области выполняются исполнителями работ исключительно в рамках оборонного заказа, т.е. оплата работ (услуг) производится в соответствии с условиями государственного контракта, заключаемого государственным заказчиком с исполнителем работ, из средств федерального бюджета. При этом организации-разработчики существенно ограничены в возможностях привлечения негосударственных инвестиций, в том числе в использовании собственных средств для выполнения инициативных разработок ВВТ, поскольку действующая нормативно-правовая база не предусматривает возможности закрепления за ними прав на результаты интеллектуальной деятельности на продукцию военного назначения, что является для них гарантией возврата инвестиций.
Суть необходимых изменений состоит в предоставлении исполнителям НИОКР военного назначения, в том числе в рамках совместных проектов военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, возможности выполнения таких НИОКР не только за счет средств федерального бюджета, но и за счет собственных и привлекаемых средств. При этом законодательством должно быть предусмотрено, что затраты собственных средств организаций-исполнителей НИОКР военного назначения, а также их затраты на обслуживание и возврат привлекаемых сторонних инвестиций должны компенсироваться из средств федерального бюджета или иным образом, например, предоставлением эксклюзивных прав на производство соответствующей продукции военного назначения для государственных нужд и/или экспортных поставок, либо предоставлением иных исключительных прав (прав интеллектуальной собственности), с возвратом понесенных затрат в виде лицензионных платежей.
Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничествеРоссийской Федерации с иностранными государствами»от 19 июля 1998 года № 114 ФЗ
Действующее законодательство в сфере ВТС требует следующих корректировок.
Существующее законодательство в области военно-технического сотрудничества не предусматривает в прямой формулировке реализацию такой модели ВТС, как совместный проект полного цикла (от разработки до послепродажного обслуживания), т.е. таких проектов, в которых нет «иностранного заказчика продукции военно-технического назначения», «экспортных контрактов» на поставки этой продукции, «внешнеторговых цен» и других атрибутов экспортных контрактов ВТС в закрепленном в законодательстве понимании этих терминов. Это перестало соответствовать мировой практике, анализ которой показывает, что индустриально развитые страны и их партнеры по ВТС переходят от ранее общепринятых схем взаимодействия (продажа готовой продукции и лицензионное производство) к перспективным интеграционным моделям многосторонней промышленной кооперации при разработке, производстве и сервисном обслуживании В и ВТ. Узаконивание деятельности, связанной с разработкой, производством, поставками (закупками) и послепродажным обслуживанием продукции военного назначения, проводимыми совместно с иностранными субъектами военно-технического сотрудничества устраняет указанный изъян действующего законодательства.
Кроме того, необходимо законодательное расширение прав предприятий по проведению предконтрактной проработки с иностранными партнерами вопросов военно-технического сотрудничества, а также снятие ограничений на самостоятельное ведение внешнеэкономической деятельности в сфере предоставления услуг и поставки запасных для предприятий, имеющих в государственной собственности пакеты акций размером менее 51%.
Заключение
1. В современном отечественном обществоведении наибольшей популярностью пользуются три социологические макротеории: формационная (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др), цивилизационная (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др) и модернизационная (Т. Бернс, А. Этцион, М. Арчер и др).
Теория модернизации – это одно из направлений теорий общественно-исторического развития.
2. В общем виде модернизация
определяется как переход от
традиционного общества к
3. Российское самолетостроение
должно быть позиционировано
на мировом авиарынке в
4. Авиационная промышленность России для успешного развития должна сегодня решить одну из важнейших задач - обеспечить себя квалифицированными кадрами.
5. Комплекс мер, предусмотренных
в рамках настоящей Стратегии,
позволит обеспечить
6. Важнейшими задачами развития государственной системы управления является расширение практики программно-целевого планирования, совершенствование методик ценообразования на военную продукцию, улучшение системы подготовки кадров и организации работы представителей государства в советах директоров акционерных обществ отрасли.
Глоссарий
1. Дифференциация – передача отдельных функций, ранее принадлежавши семье, специализированным социальным институтам.
2. Интеграция - процесс взаимного
сближения и образования
3. Конкуренция – борьба на рынке между производителями за лучшие производства и место на рынке.
4. Конкурентно способность
– способность компании, фирмы
производить продукцию, услуги, соответствующие
или превосходящие по качеству
и стоимости уже
5. Консобциум – объеденение фирм для реализации одного проекта.
6. Контрмодернизация - альтернативный
вариант модернизации по
7. Концерн – монополизация
рынка на основе
8. Культура – один из важных моментов в изучении процессов модернизации.
9. Модернизация - усовершенствование,
улучшение, обновление объекта, приведение
его в соответствие с новыми
требованиями и нормами, техническими
условиями, показателями качества.
Модернизируются в основном
10. Модернизация - изменение в соответствии с требованиями современности: придание современного характера чему-либо, приспособление к современным взглядам, идеям, потребностям.
Информация о работе Проблема модернизации авиастроения в современной России и пути их решения