Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 16:13, реферат
Экономическая наука в России переживает ныне сложный этап своей трансформации, начавшийся на рубеже 1980—1990-х гг. Ушла в прошлое советская политэкономия, построенная на догматическом восприятии «Капитала» К. Маркса, многие проблемы, ранее представлявшиеся актуальными, обнаружили свою несостоятельность (например, проблема поиска «клеточки» в экономической науке и т. п.), а на их место пришла новая, западная политэкономия в лице экономикс, с принципиально новым видением экономического мира, жесткой формализацией и математизацией понятийного и категориального аппарата, с прагматической ориентацией на непосредственные, видимые эмпирические реалии.
Однако это
не значит, что «методология»
и «теория познания» есть
Изучение методологии
весьма важно для любого
«В методологии вообще не стоит ожидать глубоких истин»7, – заключал по этому поводу известный британский методолог науки и философ сэр Карл Поппер, тем самым подчеркивая второстепенную роль методологии по сравнению с самой теорией.
Действительно, для любого ученого, исследователя важна в первую очередь та истина, которую он стремится постичь, а каков будет путь к этой истине – дело второе. Поэтому методологию необходимо рассматривать скорее как инструмент научного исследования, а сама роль ее может быть определена как инструментальная.
Но инструментом
также можно пользоваться по-
Выбор методологии. Выбор методологии, как и выбор исследуемой проблемы, есть в некотором роде искусство, учиться которому следует что называется «с младых ногтей», а если быть более точным, с первых лет пребывания в науке.
В связи
с этим рассмотрим следующий
пример. Расширение сферы научного
знания обычно иллюстрируют «
Но вместе с тем, если уподобить ученого стратегу или полководцу, то он должен знать, что и сама толщина окружности, т. е. «ширина границы» между знанием и незнанием, в разных местах является неодинаковой: где-то она больше, где-то меньше. Любой исследователь как стратег должен чувствовать эту толщину и понимать, где легче прорвать эту границу, а где труднее. Не все научные проблемы являются равнозначными, и не стоит полагать, что исследование всякой из них ведет к одинаковым результатам. На деле есть проблемы, изучение которых зачастую заставляет ученого «топтаться на месте», а есть те, анализ которых ведет к серьезному научному прорыву в область нового знания. Умение определять такие проблемы – это искусство, учиться которому необходимо со студенческой скамьи.
Но грамотно
определить исследуемую
Но опять
же научное знание о
«Предвыбор мы обнаруживаем в себе как данность, но природа предвыбора находится вне сферы нашего осознания»1067.
Следовательно, задача любого исследователя (как в области самой науки, так и в области ее методологии) – выработать у себя подобную интуицию, подобный «предвыбор», и уметь ее использовать при решении исследовательских задач. Для этого прежде всего необходимо: 1) хорошо знать свою дисциплину и уметь работать на разных ее направлениях (например, экономист-теоретик должен хорошо разбираться и в прикладных экономических дисциплинах, и наоборот, экономист-практик должен хорошо знать экономическую теорию); 2) иметь фундаментальные знания не только в своей дисциплине, но и в других, смежных с нею (для экономиста это социология, философия, математика, история, политология, юриспруденция, психология); 3) проводить тщательный анализ всей современной научной периодики (как российской, так и западной), поскольку именно там в первую очередь можно найти свежий научный материал (для экономиста – опять же, не только экономическую, но и философскую, социологическую, математическую и т. п.); 4) хорошо знать круг авторов по исследуемой проблеме и понимать, от кого из них можно ждать серьезных результатов, а от кого нет.
Особого
внимания заслуживает
Мир социальных
явлений качественно
Методология как
способ изучения какой-либо
Первая самая распространенная
классификация методологии –
это ее разделение в
Например, философия разрабатывает, использует и применяет философскую методологию изучения различных сфер действительности; история в отношении своего объекта – хронологически развернутой последовательности единичных событий и фактов жизни человеческого общества – использует историческую методологию; политические науки также располагают собственной методологией – методологией политических наук и т. д. Наконец экономическая наука подобно любым другим наукам разрабатывает и использует собственную экономическую методологию.
Другим способом методологию можно разделить на научную методологию и методологию иных типов знания, например религиозную методологию, магическую и мистическую методологию, методологию «здравого смысла» и т. д.
В зависимости
от того, какой тип отношений
– количественный или
В социологии, к примеру, эти два различных типа методологии породили и два типа социологии – количественную и качественную.
«Если количественная социология преимущественно направлена на изучение проблем социального взаимодействия между структурами, социальными институтами и организациями (например, медицина и система образования как социальные институты: каковы их функции и отношения между ними в данном обществе), то качественная социология занимается субъективным аспектом реальной практики этих отношений: что значит в данном обществе «быть врачом» или «быть учителем» и какова практика отношений «врача» и «учителя» в реальности. Для познания первого ряда проблем необходимо социальное знание, основанное на описании и объяснении обобщенных данных; для познания опыта, переживаний, чувств конкретных людей, их практики – второго ряда проблем – необходимо знание, основанное преимущественно на понимании и интерпретации»118.
Еще один вариант
классификации методологий –
это разделение их в
И, наконец, весьма
популярным является
1) всеобщую;
2) общенаучную;
3) частнонаучную.
Первый уровень – самый высокий, третий – самый низкий, второй – средний между первым и вторым по степени общности.
Роль всеобщей методологии всех наук (социальных, естественных, технических) играет философия.
Напомним, что философия – это наука о наиболее общих (всеобщих) законах природы, общества и мышления, а также учение об основных целях и ценностях человека и человечества. Каким же образом философии удается исполнять роль всеобщей методологии для всех мыслимых и немыслимых наук?
«Философия (особенно в ее рациональном варианте) дает ученому исходные гносеологические ориентиры о сущности познавательного процесса, о его формах, уровнях, исходных предпосылках и всеобщих основаниях, об условиях его достоверности и истинности, о социально-историческом контексте познания и т. п.»912.
Следовательно, философия
формулирует некие общие
Это также значит,
что философия есть всеобщая
методология и для
Проиллюстрируем действие некоторых всеобщих (философских) принципов как методологических в экономической науке.
1. Принцип познаваемости мира.
Этот принцип провозглашает
познаваемость любых
2. Принцип развития.
Данный принцип
требует диалектического
3. Принцип практической осуществимости.
Этот принцип утверждает
примерно следующее: «Все, что теоретически
возможно и не запрещено
Но не следует
этот принцип трактовать
4. Принцип детерминизма.
Суть данного принципа сводится к признанию того факта, что за каждым следствием скрывается своя причина и что все процессы в мире так или иначе связаны между собой. Принцип детерминизма в экономической науке – принцип всеобщей обусловленности всех хозяйственных явлений и процессов. Этот принцип, так же как и все предыдущие, не существовал в истории экономического анализа изначально, его явление в нем состоялось опять же приблизительно с XVII–XVIII вв., и огромную роль во внедрении принципа детерминизма в экономическое знание сыграли философия и наука Нового времени (Ф. Бэкон, И. Ньютон, Т. Гоббс и др.).
5. Принцип простоты (принцип «экономии мышления»).
Принцип простоты предлагает искать в отношении всякого хозяйственного факта наиболее простое объяснение из всех существующих вариантов. Исторически этот принцип впервые появился у английского философа XIV в. Уильяма Оккама и потому получил название «бритва Оккама». Он гласил: «Не умножай сущностей сверх необходимого». Иначе этот принцип можно переформулировать следующим образом: «Если существует более простое объяснение, незачем прибегать к более сложному». С тех пор «бритва Оккама» (принцип простоты, принцип «экономии мышления») стала важнейшим методологическим принципом современной науки.
Информация о работе Проблема методологического выбора и варианты её решения