Принципы и системы управления информацией на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 23:22, реферат

Краткое описание

современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров их деятельности. Основными стратегическими целями предприятий в рыночных условиях становятся удовлетворение потребностей покупателей, как по количеству, так и по качеству; повышение конкурентоспособности за счет роста эффективности производства, максимизации прибыли, завоевание новых рынков.
Главной задачей управления в современных условиях становится адаптация конкретных хозяйствующих субъектов к постоянно меняющимся условиям. Решить эту задачу возможно при построении на предприятии деятельности по самоорганизации, совершенствованию, рационализации.

Оглавление

Введение
• Положения, свойства и принципы системы управления информацией на предприятии.
• Сущность и содержание управления информационными потоками в экономической деятельности предприятия.
• Информационные системы в управлении социально-трудовой сферой.

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

           2)определение источников поступления материальных компонентов производства (поставщики, предприятия, склады, собственное производство, экспорт-импорт);

          3)установление договорных обязательств по поставкам материальных ресурсов;

             4)юридическая (правовая) обеспеченность процесса товародвижения;

      5)управление производственным потреблением материальных ресурсов     (номенклатура изделий, объем производства, нормы расходы сырья и материалов, отходы производства);

            6)управление транспортными средствами, системой транспортировки грузов, договорами аренды и установление транспортных тарифов;

             7)управление складированием (резервированием)материальных ресурсов

(запасы, их нормативная база, текущее состояние, стоимость, дефицит, избыток,

программа размещения грузов);

            8)определение технико-экономических параметров складских помещений;

            9)ведение товарного хозяйства;

            10)управление сбытом готовой продукции, состоянием остатков готовой

продукции на складах, рекламой;

            11)формирование рынков сбыта, экспорта;

            12)управление финансовым состоянием и банковскими обязательствами;

             А.М.Зеваков и В.В.Петров разкрупнили группы функций, предложенных

А.И.Семененко и В.И.Сергеевым. Недостатком такого подхода является то, что

не указывается, к какому звену цепочки «материальное обеспечение — производство — сбыт готовой продукции» относится каждый элемент, обеспечивающий их технологическую и информационную взаимозависимости.

        Автор данного исследования полагает, что следует выделить указанные звенья. К материальному обеспечению отнести пункты 1,2,3. К производству — пункт 5. К сбыту готовой продукции — пункты 4,10,11,12. Также необходимо указать обслуживающие хозяйства. Думается, неверно было бы отнести управление транспортными средствами к какой-либо одной составляющей данной цепочки,так как транспортная система пронизывает всю совокупность процессов, протекающих на предприятии. Складирование тоже не может быть однозначно отнесено к какому-либо одному звену. Поэтому целесообразно выделить четвертую группу и включить в нее пункты 6,7,8.

        В.И.Сергеев выделяет базисные, ключевые и поддерживающие функции управления информационными потоками. К базисным функциям он относит: управление снабжением, производством и сбытом. В качестве ключевых функций управления информационными потоками выступают следующие:

           1)управление закупками (выбор поставщиков материальных ресурсов, планирование потребности в ресурсах, определение рациональных сроков и объемов их поставок, организация договорной работы, выбор форм поставок и типа транспорта для поставки материальных ресурсов производственным подразделениям);

         2)управление запасами (контроль и регулирование уровня запасов в снабжении, производстве и сбыте продукции);

        3)поддержание стандартов обслуживания потребителей    ( доставка товара требуемого качества в указанное время и место);

       4)управление процедурами заказов (определение порядка вручения и обработки заказов, моменты времени получения готовой продукции);

       5)управление транспортировкой — предполагает решение таких задач, как выбор перевозчика, выбор вида транспорта, определение рациональных маршрутов, выбор транспортного средства под определенный вид груза;

      6)управление производственными процедурами    (  операционный менеджмент) — решает задачи объемно-календарного планирования, минимизации уровня запасов материальных ресурсов и незавершенного производства (НЗП), прогнозирования потребности в материальных ресурсах, сокращение длительности производственного цикла;

        7)физическое распределение — это комплексная функция управления информационными и соответствующими им материальными потоками, являющаяся основной частью процесса дистрибьюции и включающая в себя все операции, связанные с физическим перемещением и хранением готовой продукции в товаропроводящих структурах производителей;

       8)ценообразование (определение уровня производственных издержек, составляющих базу цены готовой продукции).

        К поддерживающим функциям управления информационными потоками В.И.Сергеев относит: управление складированием, грузопереработку, обеспечение возврата товара, обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание, сбор возвратных отходов, информационно-компьютерную поддержку.

           Заметим, что рассмотрение функций в трех направлениях позволяет достаточно  полно показать, какие действия производятся в ИС. Но вместе с тем можно отметить и существенный недостаток: нет ориентации на стратегическое развитие предприятия, осуществляющего данные функции.

           Исследование проблемы выделения функций управления информационными потоками содержат труды других ученых, в которых высказываются различными точки зрение. Так, И.Н.Омельченко и А.Ю.Ермаков, Л.С.Федоров, О.В.Шуйская и Т.И.Савари различают два вида функций: оперативные и координационные.

          Оперативный характер функций связан с непосредственно управлением  

движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу, мало, чем отличается от функций традиционного материально-технического обеспечения.

          К функциями в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей и запасов готовой продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям.

          В сфере производства функцией управления информационными потоками становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта.

          Функции управления распределением охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.

           К числу координационных функций, под которыми понимается координация предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого предприятием предложения на товар, относятся:

            1)выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных процессов и фаз производства;

             2)анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других участников этих рынков;

              3)обработка данных,касающихся заказов и потребностей клиентуры.

          Кроме того, в рамках координационных функций авторы выделяют ещё одно направление — оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности предприятия.  Суть его в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими его изделиями.

            Таким образом,очевидно, что перечисленные функции характеризуют управление информационными потоками как процесс «состыковки» двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения, базирующегося на соответствующей информации. В поддержку этого мнения выступает и О.И.Михайлова. Однако считает,что, кроме того, согласно логистическому подходу управление материальными ресурсами рассматривается как координирующая функция и как компенсация для ограниченной или недостающей интеграции фирм с поставщиками и покупателями как партнерами по бизнесу. Она выделяет дополнительно интегрирующую функцию, подразумевая, что в управлении информационными потоками различают действия оперативного руководства, координации и интеграции в процессе закупок материальных ресурсов, производства и сбыта готовой продукции.

                  О.А. Новиков и С.А.Уваров, выделяет следующие функции управления потоками информации.

                Системообразующая функция — управление информационными потоками представляет собой систему эффективных технологий обеспечения процесса управления ресурсами. В узком смысле управление информационными потоками образует систему управления товародвижением (Формирование хозяйственных связей, организация перемещения продукции через места складирования, формирование и регулирование запасов продукции, развитие и организация складного хозяйства).

               Интегрирующая функция — управление информационными потоками с точки зрения логистики обеспечивает синхронизацию процессов сбыта, хранения и доставки продукции с ориентацией их на рынок средств производства и оказание посреднических услуг потребителям.

         Регулирующая функция — управление информационными и сопутствующими потоками направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда на стыке различных организационно-экономических уровней. В широком смысле управляющее воздействие заключается в поддержании соответствия поведения части логической системы интересам целого.

          Результирующая (компенсирующая) функция — деятельность по управлению информационными потоками направлена на поставку продукции в необходимом количестве, в указанное время и место, с заданным качеством при минимальных издержках. Управление информационными потоками представляет собой алгоритм преобразования ресурсов в поставку готовой продукции в соответствии с существующим спросом.

          Предложенные О.А.Новиковым и С.А. Уваровым по сути являются направлениями развития деятельности предприятия, которые показывают, что должно обеспечить, какие преимущества дать управление информационными потоками. Недостаток данного деления заключается в том, что с помощью его мы можем и не увидеть реальной картины событий, происходящих в организации.

           А.М.Гаджинский, понимая под функцией достаточно однородную (с точки зрения цели) совокупность действий, дает следующий перечень основных функций управления информационными потоками. Это формирование хозяйственных связей по поставкам товаров, их развитие, корректировка и рационализация; определении объемов и направлений материальных потоков; прогнозные оценки потребности в перевозках. Так же автор выделяет определение последовательности продвижения товаров через места складирования; размещение и организация складного хозяйства; управление запасами в сфере обращения; выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров; управление складскими операциями.

       Функции, предложенные А.М.Гаджинским, имеют существенный недостаток: не принимаются во внимание функции, выполняемые информационными потоками в процессе производства. Например, управление объемом производства, нормами расходов материалов и т. д.

         Т.А.Родкина приводит перечень функций, касающихся исключительно работы с потоками информации, то есть специфических функций. К ним относят:

       1)определение источников и потребителей информации в соответствии со специальными функциями и задачами управления;

          2)определение состава информации, периодичности ее циркуляции и форм представления;   

          3)разработка документооборота;

       4)использование комплекса технических средств для организации потоков информации;

          5)установление порядка составления, оформления, регистрации, согласования и утверждения документов;       

     6)обеспечение технологических процессов необходимыми техническими средствами;          

         7)распределение между подразделениями и отдельными исполнителями задач по подготовки и передачи информации от места ее возникновения до потребления.

          На ряду с этим, по мнению Т.А.Родкиной, в ходе информационного процесса, протекающего в производственно-сбытовой системе, реализуются следующие функции:

          1)сбор информации в местах ее возникновения;                      

         2)анализ информации и ее преобразование;  

3)накопление информации и ее хранение;

          4)транспортировка информации;

          5)фильтрация потоков информации, то есть сбор необходимых для того или иного уровня управления данных и документов;

          6)объединение и разделение информационных потоков;

          7)выполнение элементарно-информационных преобразований;

          8)управление информационными потоками.

         Следует отметить, что смыслового разделения между предлагаемыми выше названным автором двумя группами функций нет, то есть все они касаются работы с информационными потоками. Следовательно, их можно объединить, а не предлагать вторую группу в дополнение к первой.

        А.Д.Чудаков выделяет основные функции управления информационными потоками :

          1)контроль и анализ хода производственно-сбытового процесса;

          2)регулирование хода производственно-сбытового процесса;

Информация о работе Принципы и системы управления информацией на предприятии