Принципы и системы управления информацией на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 23:22, реферат

Краткое описание

современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров их деятельности. Основными стратегическими целями предприятий в рыночных условиях становятся удовлетворение потребностей покупателей, как по количеству, так и по качеству; повышение конкурентоспособности за счет роста эффективности производства, максимизации прибыли, завоевание новых рынков.
Главной задачей управления в современных условиях становится адаптация конкретных хозяйствующих субъектов к постоянно меняющимся условиям. Решить эту задачу возможно при построении на предприятии деятельности по самоорганизации, совершенствованию, рационализации.

Оглавление

Введение
• Положения, свойства и принципы системы управления информацией на предприятии.
• Сущность и содержание управления информационными потоками в экономической деятельности предприятия.
• Информационные системы в управлении социально-трудовой сферой.

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

             Ведение

  • Положения, свойства и принципы системы управления информацией на предприятии.
  • Сущность и содержание управления информационными потоками в экономической деятельности предприятия.
  • Информационные системы в управлении социально-трудовой сферой.

 

           Заключение

           Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях рыночной экономики  одним из главных факторов успеха предприятия является управленческая деятельность, которая постоянно  совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции.

Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде.

В постоянном стремлении поддерживать соответствие организации условиям внешней среды заключается принцип адаптивного управления. Он проявляется в динамичном освоении новой продукции, современной техники и технологии; применении прогрессивных форм организации труда, производства и управления, непрерывном совершенствовании кадрового потенциала.

Актуальность темы исследования также обусловлена тем, что в  условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития.

Объект исследования настоящей работы - система управления предприятием.

 

 

 

        

 

 

 

    

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Положения, свойства и принципы системы управления информацией на предприятии.

 

     Каждое отдельное предприятие даже в одной конкретной отрасли деятельности имеет свою организационную специфику, вокруг нее складывается некая специфическая внешняя среда. Она неизбежно определяет набор, количество и качество специфических признаков, присущих только данному экономическому субъекту. Все вместе они взятые представляют группу специфических принципов, на основе которых строятся различные экономические системы на предприятии, в том числе и система управления информацией.

         Любое, даже наиболее стабильно работающее предприятие может попасть в неожиданные, нестандартные и, тем более, рисковые обстоятельства. В этих условиях должна проявиться  группа принципов-ситуативные. Это заранее продуманные и просчитанные действия управления информационными потоками, нацеленные на преодоление форс-мажорных обстоятельств и скорейшее возвращение деятельности предприятия в нормальные русла деятельности.

Общеметодологическими принципами построения системы управления информацией на предприятии являются: сложность системы; эмерджентность; структуированность; динамизм; открытость; возможность интегрироваться с системами более высокого уровня; устойчивость и адаптивность к колебаниям факторов внешней среды; непрерывное развитие системы.

Итак, сложность системы  управления информацией обусловлена  тем, что она, как и любая другая система, обладает значительным числом составляющих ее элементов, взаимодействию которых также присущ сложный  характер. Взятые вместе они определяют ее интегративные качества, сложность функций и наличие сложно организованного управления, высокое разнообразие процессов, протекающих в управлении и выполнении производственных заказов.

Другими немаловажными  общими свойствами системы являются ее эмерджентность(целостность, интегративность) и структуированность. Первое представляет собой имманентно присущее системе свойство выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только системой управления информацией в целом, а не отдельными ее звеньями или подсистемами. Под вторым понимается наличие определенной организационной структуры управления информационными потоками, состоящей из взаимосвязанных объектов и субъектов управления, реализующих заданную цель.

Динамизм также представляет собой общеметодологический принцип построения СУИ на предприятии. Под ним следует иметь в виду способность изменяться, развиваться, переходить из одного качественного состояния в другое, оставаясь в сущности той же самой системой, меняя только форму своего проявления.

Открытость СУИ предполагает возможность взаимодействия с внешней  средой и другими системами, а  возможность интегрироваться с  системами более высокого уровня позволяет объединиться с ним  для дальнейшего совершенствования.

Устойчивость и адаптивность предполагают постоянство, стойкость под воздействием колебаний факторов внешней среды и возможность СУИ  приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям.

Непрерывное развитие системы-это  процесс постоянного закономерного  изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему.

К специфическим принципам  следует отнести: согласованное  протекание во времени и пространстве материальных и информационных потоков на предприятии; координация и интеграция всех процессов в ходе выполнения заказа; гарантированная реализация функций и операций всеми элементами системы управления информационными потоками в достаточно длительном временном интервале; моделирование и информационно-компьютерная поддержка процессов управления информацией.

Согласованное протекание во времени и пространстве материальных и информационных потоков на предприятии  подразумевает такое движение, при  котором достигается их взаимодействие.

Координация и интеграция всех процессов в ходе выполнения заказа означает согласование, установление целесообразного соотношения и  объединение между стадиями процесса товародвижения, включающий всю цепочку «материальное движение-производство-сбыт готовой продукции».

Гарантированная организация  функций и операций всеми элементами системы управления информационными  потоками в достаточно длительном временном  интервале подразумевает, что СУИ  не должна давать сбоев в работе.

Моделирование и информационно-компьютерная поддержка процессов управления информацией позволяет значительно упростить решение своих задач специалистами предприятия, сократить долю ручного труда при взаимодействии с документацией.

Ситуативными принципами построения системы управления информацией на предприятии являются: точность информации; достоверность; доступность; своевременность; гибкость; подходящий формат данных.

Точность предполагает передачу информации в полном соответствии с действительностью.

Достоверность информации означает её верность, не вызывающую сомнений.

Доступность информации как внутреннему пользователю, так  и клиенту подразумевает, что  она должна быть понятна указанным  группам лиц.

Своевременность- поступление  информации в нужный момент для принятия менеджерами адекватных решений.

СУИ необходимо строить  по принципу гибкости, так как циркулирующая  в системе информация должна быть приспособлена для конкретных пользователей, иметь наиболее удобный для них  вид и легко поддаваться изменениям, преобразованиям.

 Подходящий формат данных предполагает, что форматы данных и сообщений, применяемые в компьютерных и телекоммуникационных сетях логистической информационной системы, должны максимально эффективно использовать производительность технических средств (объем памяти, быстродействие, пропускную способность и т. д.). Кроме того, необходима информационная совместимость компьютерных и телекоммуникационных систем логистических посредников и других пользователей по форматам данных в системе.

 Заложенная в основу создания СУИ иерархия принципов является гарантией правильного построения, эффективного функционирования, всестороннего развития и достижения целей предприятия, поскольку указывает на те функции и качества, которым должна обладать система.

 Анализ подходов к организации и управлению информационными потоками в рамках цикла выполнения заказов потребителей позволяет представить этапы развития и качественного совершенствования СУИ. Можно выделить ряд тенденций развития систем управления информацией:

- соответствие состояния управления информационными потоками уровню развития производственных и информационно-компьютерных технологий;

  • качественное разнообразие форм развития, отражающих решение различных локальных задач производственного менеджмента и уровень охвата ресурсов предприятия;
  • синтез ключевых элементов систем управления материальными потоками «толкающего» и «тянущего» типа с целью устранения недостатков, присущих обеим системам;
  • повышение гибкости производственных систем.

         Проведенное исследование позволило выделить пять основных этапов развития систем управления информацией предприятия:

  • компьютерной поддержки проектирования и производства (начало 60-х годов — начало 70-х годов 20 века);
  • развития гибких производственных систем (начало 70-х годов — начало 80-х годов 20 века);
  • становление компьютерных интегрированных производств (начало 80-х годов — начало 90-х годов 20 века);
  • развития передовых производственных технологий (начало 90-х годов 20 века — начало 21 века);
  • открытие информационных технологий (начало 21 века до настоящего момента).

        Проведенный анализ большинства существующих систем позволяет выявить собственную эволюцию их развития, достоинства и недостатки. Представленное исследование делает возможным в соответствии с особенностями конкретного предприятия и среды, в которой оно функционирует, осуществить практический выбор той или иной СУИ.

        Диагностика состояния управления информацией определяется как инструмент своевременного распознавания проблемы и и обеспечения принятия таких управленческих решений, которые способствовали бы снижению влияния негативных процессов на состояние СУИ. Данное исследование  позволяет сделать вывод о том, что ее сущность сводится к определению причинно-следственных связей отклонений или отрицательных тенденций развития в управлении информационными потоками на предприятии. А содержание обусловлено этапами проведения диагностического обследования.

     Сформулированы принципы, в соответствии с которыми должно осуществляться проведение диагностического обследования состояния управления информацией на предприятиях. Ими являются : научность; комплексность; системность; достоверность информации; объективность; действенность; систематичность проведения диагностики.

        Научность означает, что диагностическое исследование должно носить научный характер, основываться на положениях диалектической теории познания, использовать требования НТП и передового опыта.

       Комплексность говорит о том, что причинные зависимости должны быть всесторонне изучены на всех стадиях управления предприятием.

         Под системностью понимается то, что изучение объекта осуществляется с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и соподчиненности отдельных элементов.

            Достоверность означает то, что информация должна быть проверена.

         Объективность — это обоснование состояния объекта диагностирования системой критериев, которые могут адекватно отразить специфику информационных потоков.

        Действенность имеет целью воздействие диагностического анализа на ход выполнения заказа потребителей и его результаты.

        Систематичность проведения диагностики предполагает многоразовое исследование изучаемого предмета.

               Основными элементами процесса диагностики являются:

  • предварительный этап исследования;
  • экспресс диагностика и выявление признаков проблем;
  • формулирование и диагноз проблем;
  • выбор вариантов решения проблем;
  • реализация решений.

       На этапе предварительной диагностики выполняется следующий перечень работ.

         1.Определение состояния управления информационными потоками.

      1)установление принадлежности объекта исследования к определенному классу или группе объектов;

         2)установление целей объекта;

         3)определение элементов управления информацией;

         4)установление границ исследуемого объекта.

         2.Выбор методов проведения диагностического исследования.

         3.Формирование информационной базы для диагностирования.

        1)предварительный сбор данных о состоянии системы управления информацией;

Информация о работе Принципы и системы управления информацией на предприятии